История сибири
Первые
сведения о Сибири
Каково
происхождение слова Сибирь?
Перевод слова Сибирь на
русский язык означает « ты первый или главный». Сибирь от названия народа
шибир, который упоминается в одной из монгольских хроник среди лесных народов,
попавших под власть монгольских завоевателей. Сибирь происходит от названия
народа, населявшего в конце 1 тысячелетия до н. э. территорию лесостепной полосы
Западной Сибири. Это были предки древних угров – племена сипыр.
Античные
историки о народах Северной Азии.
Геродот в 5 в. до н. э.
писал о Скифии, имея ввиду степные пространства между Дунаем и Доном. Все
ираноязычные народы, пришедшие в южные степи Евразии на смену Скифам, получили
общее греческое название сарматы ( более раннее название савроматы). Поэтому с
1 в. до н. э. вся территория Скифии на античных картах называется Сарматией.
Древне греческий историк
и географ Страбон сделал описание ойкумены на основе сопоставления всех
известных к его времени сведений. Его труд «География»в 17 книгах- первый опыт
исторической географии и обобщённый итог античных знаний. О Северной Азии в нём
сообщены лишь скудные отрывочные факты: говорится о непрерывном ряде горных
цепей, разделяющих материк Азии на две части по всей его длине то запада к
востоку и скрывающих её Север, где по мнению античных ученых , была необъятная
снежная пустыня.
Представления
о Сибири в средние века на основе монгольских источников
Плано Карпини и Гильом
де Рубук в 1253- 1255гг. по поручению французского короля Людовика отправились
в путешествие. Главный интерес был к завоевателям- монголам. Путь их не
пролегал через Сибирь, но они записали слышанные от монголов отрывочные
сведения о ней. Отрывок из книги Рубука о народах Сибири, в русском переводе
1911г. : « Они живут рыбной ловлей и охотой, не имея никаких снад , не крупных
ни мелких. К северу так же нет ни одного города, а живее т народ , разводящий
скот, по имени керкисы. Живут там так же оренгаи, которые подвязывают себе под
ноги отполированные кости и двигаются на них по замёрзшему снегу и по льду с
такой сильною быстротой, что ловят птиц и зверей».
Путешественник Марко
Поло в Сибири он не был, но, вероятно, получил о ней некоторые сведения от
монголов. Слово Сибирь в его сочинении не употребляется, вместо него есть три
названия, относящиеся к разным территориям Сибири: равнина Баргу, владения
северного татарского царя Канчи и страна мрака.
Интерес
европейцев к Сибири.
16 век-
начало перемен в Европе.
Появился устойчивый
интерес к знаниям о мире. Естественно возник вопрос: « А что там, на северо-
востоке Азии, в стране мрака, о жителях которой рассказывали легенды?».
Европейцы стали с интересом собирать сведения о Сибири, предприимчивые
мореплаватели организовывали разведывательные экспедиции по Северному
Ледовитому океану.
Матвей
Меховский о Сибири.
Польский историк М.
Меховский (1457- 1523гг.)- профессор и ректор Краковского университета. Он сам
не бывал в России но сумел собрать сведения о ней от русских приезжавших в
Польшу. В 1517г. им был издан трактат « О двух Сармациях», в котором есть
скупые сведения о восточных землях России: « За Москвой находятся к северо-
востоку племена и области в конце северной Азии, именуемые собственно Скифией,
подвластные московскому князю и покорённые первоначально Иваном, князем
московским, а именно Пермь, Башкирия, Черемиссия, Юрга, Корела; эти области
упорно остаются в языческой вере и идолопоклонстве.
Сигмунд
Герберштейн о Сибири.
С. Герберштейн
(1486-1566)гг. посол императора Священной Римской империи, ездил в Россию
дважды: в 1516 и 1536гг. Впоследствии им была написана и в 1549г.издана книга
« Записки о Московитских делах». Это было первое большое, обстоятельное
сочинение о России. В нём дана полная картина жизни Московского государства и
его окраин, в том числе и Сибири. Из книги С. Герберштейна « Если подниматься
от Обской крепости по реке Оби до устья реки Иртыша, в который впадает Сосьва,
то это составит три месяца пути. В этих местах находятся две крепости: Ером и
Тюмень, которыми управляют властелины, князья югорские платящие (как говорят)
дань великому князю московскому. Там имеется много животных и превеликое
множество мехов. С людьми же Лукоморья, как говорят, случается нечто удивительное,
невероятное и весьма похожее на басню; именно говорят, будто каждый год, и при
том, в определённый день27 ноября, который у русских посвящён святому Георгию,
они умирают, а на следующую весну, чаще всего к 24 апреля, наподобие лягушек
оживают снова.
Рассказ
о «Золотой бабе».
На карте Герберштейна
есть изображение идола, которого называют «Золотая баба», «Золотая баба, т.е.
Золотая старуха, есть идол, находящийся при устье Оби, в области Обдоре, на
более дальнем берегу. Статуя в виде старухи, которая держит в утробе сына, и
будто там уже опять виден ребёнок про которого говорят, что он её внук.
Английские
морские экспедиции к берегам Сибири.
В1553г. была
организованна экспедиция в Китай, под началом Ричарда Ченслера, достиг берегов
только один корабль из трёх. Доплыл корабль до берегов Белого моря и устья
Северной Двины, остальные погибли в Баренцевом море. Ченслер поехал в Москву и
был принят Иваном 4 , который выразил желание установить торговые отношения с
Англией
Географические
представления о северном морском пути.
Каким европейцы
представляли путь на восток по Северному Ледовитому океану, можно узнать из
письма Герарда Меркатора к Ричарду Гэклюйту – организатору экспедиции1580г.
Автор письма, - знаменитый фландрский математик и картограф. Сделанная им в
1554г. карта Европы прославила его как выдающегося географа. В 1569г. Г.
Меркатор издал большую карту всего мира. На ней из античной географии оставлен
мыс Табин, а очертания северных берегов Азии явно не соответствуют
действительности. Тем не менее это была для своего времени самая авторитетная
карта.
Достоверные
географические сведения о Северной Сибири собрал в начале 17в. голландец Исаак
Масса. К статье о Сибири была приложена карта , в основу которой положена
русская карта, составленная человеком, проплывшим проливом у острова Вайгач и
хорошо знавшим места до реки Оби. В левом нижнем углу карты- остров Вайгач, в
центре- полуостров Ямал, с правой стороны которого изображена река Обь. В
средней части полуострова нарисованы реки Мутная и Зелёная и озёра, через
которые русские мореходы переправлялись в Обскую губу. И Масса указал реку
Енисей и места расселения тунгусов и самоедов.
Колонизация
Поморья и начало русского проникновения за Урал.
Знакомство
с Юргой.
Камень так называли
тогда Уральские горы,- путь через который был доступен только летом; лишь в
исключительных случаях через горы осмеливались перебираться зимой на оленях
или собаках. В те времена новгородцы открыли путь в Юргу – мансийские и хантыйские
земли к востоку от Урала в нижнем течении Оби. Проникновение новгородцев в Юргу
стало результатом освоения Поморья. Местность, расположенную по реке Вычегде и
её притокам называли Пермской землёй. Дальше находились земли Печоры.
Освоение
Поморья.
Экономические перемены
в жизни России16в. ускорили освоение Поморья. Когда в 1514г. у Польши был
отвоёван Смоленск, открылся сухопутный торговый путь на Запад. В 1553г.
англичане открыли морской торговый путь в Россию. В устье Северной Двины в
летние месяцы велась оживлённая торговля, центром которой позже стал
Архангельск основанный в 1587г.
Печорский
чрез каменный путь.
Перевал через Уральские
горы был, конечно, самый опасный. «Камень», грандиозная горная цепь, вершины
которой в «облаках не видети, а коли ветрено, ино облака раздирает, а длина его
от моря и до моря», пугал своей неприступной дикостью: « место пустое», а
жилецких людей на Камени нет.
Морской
путь в Сибирь.
К началу 17в. русским
мореходам был известен полуостров Ямал. Морские походы совершали на малых
судах, хорошо приспособленных для плавания в водах Ледовитого океана,
называемых кочи. Морской путь был долгий, всё зависело от случайностей погоды,
« а коли бог не даст подобных ветров, тогда все кочи ворочаются в Пустоозёро».
В среднем путь из Пустоозёрска до полуострова Ямал занимал 3-4 месяца.
Владения
Строгановых
Из среды поморских
разбогатевших крестьян ведёт своё начало род Строгановых. Началась деятельность
Луки Кузьмича Строганова, его сын Фёдор Лукич уже прочно поселился в Сольвычегодске,
с этим городом начался расцвет дома Строгановых. Сын Фёдора Аника Строганов
смог увеличить свои владения, создать обширное хозяйство. Аника рано привлёк к
делу своих сыновей – Якова, Григория и Семёна, которые стали его деятельными
помощниками. Предприятие Строгановых, кроме соляного промысла , имело
железодутное и кузнечное дело, вело оптовую торговлю печорской красной рыбой, железными
изделиями, Иконами и разнообразными товарами собственного производства, а так
же розничную торговлю по сёлам Поморья.
Первые
знания русских о народах Сибири.
В конце 15-16вв.
неизвестный русский автор написал «Сказание о человецех незнаемых в восточной
стране», в котором дал описание народов северной Сибири, проживающих в тундре и
лесотундре. Это были предки современных ненцев, нганасан , энцев, которых в
научной литературе называют самодийскими племенами. Впервые они упомянуты ещё в
« Повести временных лет» за 1096г. как «Самоядь».
Поход
Ермака.
Ермак.
Имя Ермака хорошо
известно истории по народным сказания, песням и повестям. Достоверных сведений
о покорители Сибири к сожаленью мало. Неоспоримым является факт, что свой
поход в Сибирь он начал уже будучи атаманом волжских казаков, к тому времени
Ермаку уже исполнилось 40 лет. Неизвестно кот именно организовал этот поход,
либо это было инициативой самого атамана. Одну из версий тех далёких событий
предлагает историк Скрынников.
Приглашение
Строгановых.
В 1563 году, власть в
сибирском ханстве захватил Кучум, потомок Чингисхана. Хан Кучум перестал
посылать дань в Москву, его войны стали совершать набеги во владения
Строгановых, богатых солепромышленников.
Строгановы получили у
царя Ивана 4 разрешение провести набор казаков для защиты своих владений. Гонцы
Строгановых поехали на Волгу и там вступили в переговоры с вольными казаками.
Однако, вместо приглашенной 1000, во владения Строганновых прибыло 2 отряда в
540 казаков с двумя атаманами, Ермаком и Иваном Кольцо. Ермак был назначен
старшим.
Поход в
Сибирь.
Отряд Ермака отправился
в поход 1 сентября 1582 года. В поход отправились на стругах вверх по реке Чусовой,
затем по её притоку, речке Серебрянке, дошли до самых перевалов. Перенеся на
руках струги и груз через перевал, до реки Баранчук, притока Тагила,
отправились дальше.
Из рассказов ветеранов
походов, известно, что первый бой с татарами на реке Туре, они считают
неудачным, им даже не удалось взять языка.
На реке Тоболе одержали
победу над знатным татарским правителем Карачой и двинулись дальше на Кашлык.
Первая
победа.
Бой за Кашлык состоялся
26 октября того же года. Предводитель татарского войска Маметкул был ранен, это
посеяло панику и татары обратились в бегство.
Казаки одержали победу и
вступили в столицу. Началась первая зимовка. С местными жителями установились
мирные отношения. Ермак наградил знатных людей подарками и получил заверения в
том, что они признают себя подданными русского царя. Однако бежавший Кучум не
сложил оружия.
Три
зимы в Сибири.
Казаки устроили зимовку
не в столице, а на большом острове Карачин. Там состоялся жестокий бой с
войнами выздоравливающего Маметкула. Казаки понимали, что без победы их всех
ждёт смерть и они победили.
Весной в Москву
отправили посольство с полной стругой пушнины, и известием о том, что Сибирь
признаёт правление царя и согласна платить дань, а так же просьбой о
подкреплении.
Вторую зиму провели в
Кашлыке, постоянно воюя с отрядами Кучума. Местный князец Карача, объявил себя
союзником казаков. Из Азии вернулся хан Сеид, законный наследник убитого
Кучумом хана Эдигера. К исходу второго года, прибыло долгожданное подкрепление
из 100 стрельцов. Измученных тяжёлым походом.
Третья зима была самой
тяжёлой. Ослабев от голода и болезней умирали стрельцы, Кучум не давал покоя
постоянными засадами, позже выход из Кашлака бол и вовсе блокирован.
Гибель
Ермака.
Кучум, решивший устроить
западню, распространил слух о богатом караване купцов, которых татары не
пропускают в Кашлак. Казаки отправились вверх по Иртышу, на выручку каравану, хотя
их отряд насчитывал чуть более 100 человек.
Во время ночлега на
острове в устье Варяга, татары напали на лагерь. Подробности стычки не знает ни
кто, известно лишь, что казаки потеряли несколько человек и отступили. Однако
сам Ермак был убит. Случилось это 5 августа 1585 года. По словам татар, Ермак
был ранен и утонул, что достоверно неизвестно.
После гибели Ермака, 90
оставшихся в живых казаков, под руководством Матвея Мещеряка, вернулся в
Россию. Покидая Сибирь Казаки не знали, что в это время к Кышлаку подходит отряд
в 700 стрельцов, во главе с воеводой И.А. Мансуровым.
Сибирские
летописи о походе Ермака.
Сибирские
летописи.
Судьбы
и воспоминания соратников Ермака.
В 1621 году в Сибирь был
назначен первый архиепископ Киприан. Он решил использовать имя Ермака для прославления
христианства. В 1622 году он приказал петь в церкви «вечную память» Ермаку и
его товарищам, погибшим за православие.
Тобольский воевода
проявил заботу о престарелых казаках. Он написал прошение в Москву о постройке
дома для содержания тех, кто служил в Сибири лет по сорок и более.
Ходатайство воеводы было
удовлетворено. Дом для престарелых казаков построили при Тобольском монастыре.
Так в Тобольске, через 40 лет после похода Ермака появились списки убитых и
воспоминания оставшихся в живых.