Сунь Ят-сен
СОДЕРЖАНИЕ
введение 3
глава I. Биография сунь ят-сена 5
Глава ii.
Политические взгляды революционера 12
заключение 17
список
литературы 18
ВВЕДЕНИЕ
О
Сунь Ят-сене (1866 – 1925 годы) мир узнал в конце прошлого века. Выходец из
крестьянской семьи, врач по образованию, он становится профессиональным
революционером. Это человек, сделавший необычайно много для Китая, практически
его освободитель.
Так
как Сунь Ят-сен был революционером, естественно, что он удостоился особенно
пристального внимания советской исторической науки. Однако все, что он делал,
интерпретировалось с точки зрения официальной идеологии. Те его Сунь Ят-сена,
которые не сходились с ней, объявлялись мелкобуржуазными, ошибочными,
утопичными, бесперспективными. Считалось, что Сунь Ят-сен не разглядел сущности
революции в силу определенных обстоятельств. Особое внимание уделялось связям
Китая с Советским Союзом и роль Октябрьской революции.
Сейчас
мы должны подойти к этой проблеме без идеологических шор. Нельзя также и
преуменьшать значение Сунь Ят-сена для Китая. Таким образом, в настоящее время
эта проблема как нельзя актуальна.
Отсюда
цель работы – изучить деятельность и политические взгляды Сунь Ят-сена.
Задачи:
1)
рассмотреть ключевые моменты его биографии;
2)
проанализировать взгляды Сунь Ят-сена.
На основе этих
задач по проблемному принципу построена вся работа, состоящая из двух глав.
Хронологические рамки – годы жизни Сунь Ят-сена.
В работе
использовался ряд книг, важнейшая из которых – «Завещание китайского
революционера: Сунь Ят-Сен: жизнь, борьба, эволюция политических взглядов»
Тихвинского С. Л.[1]
В ней дана его биография и четко прослежена эволюция политических взглядов.
«Сунь Ят-сен –
друг Советского Союза»[2]
того же автора – краткий конспект монографии. Некоторые сведения можно
почерпнуть из статьи Б. Бородина «Геркулес Китая» в «Новом времени» за 1984
год.[3] А «Отец республики: Повесть о
Сунь Ят-сене» Г. С. Матвеевой[4]
представляет собой художественную повесть, но построенную на богатом
фактическом материале.
ГЛАВА I.
БИОГРАФИЯ СУНЬ ЯТ-СЕНА
Сунь Ят-Сен (Сунь Чжун-Шань, Сунь
Вэнь) родился 12 декабря 1866 года в деревне Иуйхэн провинции Гуандун в семье
крестьянина. С детских лет столкнулся с тяготами народной жизни, произволом
китайских помещиков и маньчжуро-китайских властей.
Жена Сунь Ят-сена Сун Цинлин писала в
1927 году: «Сунь Ят-сен вышел из народа. Он много рассказывал мне о своих
молодых годах. Он происходил из крестьян. Его отец был крестьянином, и все
соседи в округе были крестьянами. Его семья, пока он и брат не подросли,
перебивалась, едва сводя концы с концами».[5]
При поддержке старшего брата Сунь
Ят-сену удалось получить диплом врача. Брат нажил состояние, занимаясь
земледелием, животноводством и мелкой торговлей. Сунь Мэй определил брата в
английскую миссионерскую школу в Гонолулу, обучение в которой велось на
английском языке. В 1881 году Снь Ят-сен заканчивает ее с отличием и в 1883
году возвращается в Китай.
В том же году он
поступает в английский миссионерский колледж, а в 1884 – в «Куинс колледж», где
учится до 1886 года. Затем Сунь Ят-сен поступает медицинскую школу,
содержавшуюся английской миссией, а в 1887 году - во вновь открывшийся
медицинский университет в Сягане. Его он окончил с отличием и дипломом лучшего
студента.
В маньчжурской
цинской династии Сунь Ят-сену видел олицетворение всех бед и основную причину
неравноправия и отсталости Китая.
В 1894 году
молодой патриот создал антиманьчжурскую революционную организацию Синчжунхой
(Союз возрождения Китая), предпринявшую 25 октября 1895 года в Гуанчжоу
(Кантон) вооруженное выступление против цинских властей. Но выступление
окончилось неудачей, и Сунь Ят-сен был вынужден эмигрировать в Японию, а затем
в США и страны Европы. Там он активно разрабатывал планы подготовки новых
антиманьчжурских восстаний в Китае.
В Лондоне агенты
циньского правительства устроили Сунь Ят-сену ловушку. В 1896 году он был
обманом завлечен в здание маньчжурской дипломатической миссии в Лондоне, откуда
его намеревались тайно переправить в Китай; лишь случайно Сунь Ят-сену удалось
освободиться из заключения.
Британские
доброжелатели Суня и местная пресса приняли активное участие в его вызволении.
Цинским дипломатам было заявлено: если Сунь ят-сен не будет освобожден, у стен
миссии соберется десять тысяч человек, и тогда представителям богдыхана
останется пенять только на себя. Это было одним из первых действенных
проявлений солидарности зарубежной общественности с борьбой китайских
революционеров. Сунь Ят-сена выпустили из заключения.
Обретя свободу,
он написал книгу «Похищен в Лондоне», сделавшую его известным в Европе, в том
числе и в России. Среди людей, с которыми, находясь в эмиграции, Сунь Ят-сен
поддерживал связи, были русские революционеры-народники, эсеры,
социал-демократы. Позднее через них он познакомился с опытом русской революции
1905 – 1907 годов.
Летом 1905 года он создал в Японии новую,
более массовую, чем Синчжунхой, революционную организацию Тунмэнхой (Союзная
лига).
Программой Союзной лиги стали выработанные
Сунь Ят-сеном «три народных принципа»:
1) национализм (свержение
чужеземной маньчжуро-цинской династии и восстановление суверенитета китайской
(ханьской) нации;
2) народовластие (учреждение
республики);
3) народное благоденствие
(уравнение прав на землю в духе идей американского буржуазного экономиста Г.
Джорджа).
На протяжении
1895 – 1911 годов руководимые Сунь Ят-сеном революционные организации провели
десять вооруженных восстаний против циньской монархии, пока, наконец, 10
октября 1911 года не началась Синьхайская революция, вспыхнувшая в городе Учане
и провозгласившая Китайскую республику.
В ходе успешно проведенного восстания против манчжурской власти в Учане
10 октября 1911 года была провозглашена Республика и создано революционное
правительство провинции Хубэй, обратившееся с призывом к народу всей страны
свергнуть власть маньчжурской монархии. Восстание быстро распространилось на
южные и восточные провинции Китая, и к декабрю власть циньской династии
сохранилась лишь на территории трех провинций: Чжали, Хэнань и Ганьсу.
По возвращении в Китай из эмиграции в декабре 1911 года Сунь Ят-сен был
избран первым временным президентом Республики, в исполнение обязанностей
которого официально вступил 1 января 1912 года. В этот день в Наньцзине
(Нанкине) состоялась торжественная церемония вступления Сунь Ят-сена на пост
временного президента Китайской Республики. 12 февраля вдовствующая императрица
Лунь Юй от имени последнего маньчжурского императора малолетнего Пу И и всей
цинской династии отреклась от престола. Но власть была передана «либеральному»
генералу Юань Ши-каю, ставшему 15 февраля 1912 года временным президентом
Китайской Республики.
За свое короткое
правление Сунь Ят-сен успел провести ряд демократических законов и
распоряжений, направленных на защиту свободы и имущества граждан. Была принята
буржуазно-демократическая конституция, аннулированы все старые акты о
купле-продаже людей, отмене телесных наказаний, провозглашена свобода печати,
собраний, запрещен ввоз предметов искусства за границу, пресечена спекуляция
рисом и т. д. Он отказался утверждать кандидатуру старшего брата на видный
чиновничий пост, проявив таким образом свою принципиальность.
Однако завоевания
революции 1911 года сохранить не удалось. К числу объективных факторов,
повлиявших на поражение революционеров-республиканцев, следует отнести слабость
буржуазии и пролетариата. Все еще сильны были феодалы, компрадоры и
милитаристы. В результате президентом стал их ставленник Юань Ши-кань, а Сунь
Ят-сен вынужден был уйти в отставку.
В отставке он
занялся пропагандой своих планов экономического развития Китая. Но среди его
сторонников сильны были соглашательские элементы. Они надеялись парламентским
путем устранить Юань Ши-кая.
В период военной
диктатуры Юань Ши-кая Сунь Ят-сен создал в эмиграции (Япония, 1914) новую
революционную организацию Чжунхуа гэминдан (Китайская революционная партия). 21
июня 1916 года Суань Ят-сен вернулся из эмиграции. 18 сентября 1917 года в
Гуанчжоу состоялось официальное открытие парламента. Решено было начать военную
кампанию против милитаристского Севера.
Сунь Ят-сен стал
генералиссимусом Южного Китая. Но у него не было реальной власти. Войска «Южной
Федерации» принадлежали различным провинциальным милитаристским кликам. И когда
в начале мая 1918 года главарь гуансийской группировки генерал Лу Юн-тин
потребовал смещения верховного главнокомандующего, Сунь Ят-сену пришлось подать
в отставку и выехать в Шанхай. Он решает на время отойти от активной
революционной деятельности и завершает уже частично написанный труд «Программа
строительства страны», состоящий из трех самостоятельных книг: «Духовное
строительство» («Учение Сунь Вэня»), «Материальное строительство»
(«Промышленный план») и «Социальное строительство» («Первые шаги
народовластия»). Он надеялся использовать иностранный капитал для создания
социализма в Китае.
На пост своего
политического советника Сунь Ят-сен пригласил осенью 1923 года старого русского
революционера М. М. Бородина, при помощи которого была реорганизована
Национальная партия, ставшая коалицией всех антифеодальных и
антиимпериалистических сил. Сунь Ят-сен установил тесную переписку с советскими
дипломатами.
В Советской
России Сунь Ят-сен видел верного и надежного союзника борцов за свободу и
независимость Китая. «Цели китайской революции, - подчеркивал он, - совпадают
чс целями русской революции, как и цели русской революции совпадают с целями
революции китайской. Китайская и русская революции идут по одному пути. Поэтому
Китай и Россиия не только находятся в близких отношениях, но по своим
революционным связям воистину составляют одну семью».[6]
В 1924 году, на I съезде гоминьдана Сунь Ят-сен
провозгласил свои три основные
политические установки – нерушимый союз с Советской России, союз с компартией
Китая, опора на рабоче-крестьянские массы.
Смерть Сунь
Ят-сена 12 марта 1925 года помешала ему довести до конца дело национального
освобождения Китая. Он скончался от рака желудка и печени в Пекине, куда,
несмотря на тяжелый недуг, приехал, чтобы достичь национального единства,
прекращения междоусобных войн и сплочения всех сил Китая для борьбы с
милитаризмом и империализмом.
За день до смерти
Сунь Ят-сен составил Завещание китайскому народу и продиктовал Послание
Советскому Союзу, чьи тексты выбиты на беломраморной стене в мемориальном
павильоне Сунь Ят-сена на территории старинного храма Биюньсы в северо-западном
предместье Пекина. В пагоде за павильоном замурованы одежда и головной убор
Сунь Ят-сена. Надолго суньятсеновский френч – чжуншаньчжуан стал излюбленной
одеждой многих китайцев. Прах Сунь Ят-сена покоится в величественном мавзолее в
Нанкине – городе, где он был избран первым президентом Китайской Республике.
ГЛАВА II. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ РЕВОЛЮЦИОНЕРА
Советская
историография ставила в вину Сунь Ят-сену, что он не понимал классового
характера общественных противоречий, важности антиимпериалистических и
антифеодальных задач назревавшей революции и сводил все существующие
противоречия к чисто национальным конфликтам между китайцами и маньчжурами.
Опасаясь открытого вмешательства западных держав в ход будущей революции, он не
выдвигал в своей программе каких-либо антиимпериалистических лозунгов. Более
того, он неоднократно заверял империалистические страны в том, что
революционеры будут стремиться соблюсти все ранее заключенные договоры и
соглашения, если западные державы будут соблюдать нейтралитет.
Во время, когда
Сунь Ят-сен находился в Японии, там пышным цветом расцвели разного рода
шовинистические теории о превосходстве «народов желтой расы» над «народами
белой расы», входившие составным элементом в кампанию подготовки к войне.
Апеллируя к общественному мнению. Сунь Ят-сен напоминал, что сейчас Китай
ожидает от Япониии активной помощи в борьбе с маньчжурской династией,
поддерживаемой иностранными державами, представительницами «народов белой
расы», которые в середине XIX века
появились на Дальнем Востоке как поработители «желтой расы».
К периоду
пребывания Сунь Ят-сена в Яполнии относятся зарождение у него идей солидерности
стран Азии и начало его личного участия в национально-освободтельной борьбе
азиатских народов против гнета колонизаторов. Так, он помогал филиппинским
революционерам. В свою очередь филиппинские революционеры симпатизировали Сунь
Ят-сену в его борьбе за свержение цинской династии и даже оказывали
материальную поддержку Союзу возрождения Китая. Однако эта поддержка была
поддержкой таких же революционеров, а от империалистических держав дожидаться
помощи было нечего.
Вера Сунь Ят-сена
в возможность получения революционерами эффективной помощи со стороны
империалистических держав была сильно поколеблена вероломным отказом Англии и
Японии от поддержки восстания на Юге, акциями иностранных интервентов в
Северном Китае и их сговором с манчжурским двором.
Отношение Сунь
Ят-сена к иностранным державам начинает меняться. Если раньше он надеялся на
возможность поддержки какой-либо из них, то теперь приходит к пониманию того.
что все державы, сотрудничающие с цинским режимом, заинтересованы в сохранении
манчжурской династии и не могут быть союзниками революционеров.
Как уже говорилось, летом 1905 года Сунь
Ят-сен создал в Японии новую революционную организацию Тунмэнхой (Союзная
лига). Ее программой стали выработанные Сунь Ят-сеном «три народных принципа»:
1)
национализм (свержение чужеземной маньчжуро-цинской
династии и восстановление суверенитета китайской (ханьской) нации;
2)
народовластие (учреждение республики);
3)
народное благоденствие (уравнение прав на землю в
духе идей американского буржуазного экономиста Г. Джорджа).
Политические
взгляды Сунь Ят-сена отразились и в его труде «Программа строительства
государства». Как говорилось выше, она состояла из трех самостоятельных частей
– книг «Духовное строительство (Учение Сунь Вэня)», «Материальное строительство
(Промышленный план)» и «Социальное строительство (Первые шаги народовластия)».
Среди положений
внешнеполитического характера, высказанных Сунь Ят-сеном на страницах книги
«Учение Сунь Вэня», необходимо отметить его призыв к соотечественникам
следовать примеру Японии, добившейся таможенной независимости от иностранцев и
отменившей всю систему неравноправных договоров, почти в одно время с Китаем
навязанных ей иностранными державами. Сунь Ят-сен неоднократно подчеркивал, что
Япония – единственное государство в Азии, добившееся независимости от
капиталистических держав и вставшее на путь промышленного развития. «Китай еще
нельзя считать полностью независимым государством; его можно назвать лишь
полунезависимой страной: на нашей территории еще есть концессии других держав,
существует право экстерриториальности иностранцев, наши таможни все еще находятся
в руках иностранцев», - писал он.[7]
Бичуя на
страницах своей книги произвол и беззаконие китайских милитаристов, Сунь Ят-сен
противопоставлял мрачной картине китайской действительности идеализированное
описание деятельности буржуазных государств в Европе и Америке, политика
которых якобы направлена на защиту интересов своих народов, поощрение ученых,
стимулирование земледелия, промышленности и торговли.
В поисках выхода
из тяжелого положения. В котором оказался Китай. Раздираемый междоусобицей
милитаристов, Сунь Ят-сен предложил воспользоваться «случаем, ниспосланным
небом», то есть использовать военную промышленность, созданную разными странами
Европы и Америки в ходе I мировой войны и ставшую
ненужной в связи с окончанием войны, для разработки неистощимых природных
богатств Китая.
«Моя идея, -
писал в заключение книги Сунь Ят-сен, - состоит в желании использовать
иностранный капитал для создания социализма в Китае и, гармонично сочетая эти две
экономические силы. Движущие человечество вперед, заставить их действовать
вместе и тем самым ускорить развитие будущей мировой цивилизации».[8]
Последняя, третья
из книг, входивших в «Программу строительства государства» Сунь Ят-сена, -
«Социальное строительство (Первые шаги народовластия» - преследовала, по
замыслу автора, цель популяризации в Китае идей буржуазной демократии. В
условиях феодального произвола и беззакония, чинимых китайскими милитаристами и
империалистами в Китае. Защита Сунь Ят-сеном идей буржуазной демократии
объективно имела положительное значение: он призывал различные слои народа к
сплочению, к борьбе за демократические права.
Умирая,
революционер думал о будущем страны. В своем Завещании Сунь Ят-сен призывал
своих соратников «вести борьбу в союзе с народами мира, строящими отношения с
нами на основе равенства».[9]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сунь Ят-сен. Является выдающеся
личностью в истории Китая. Выходец из крестьян, он сумел получить высшее
образование и всю жизнь посвятил служению народу.
Глубокая патриотичность и любовь к
стране и народу отличали Сунь Ят-сена. Он увидел плоды главного дела своей
жизни – свержения цинской маньчжурской монархии. Но он также хотел вывести
Китай из кризиса, преобразовать его. Как это сделать, он изложил в «Программе
строительства государства».
Три книги, входящие в «Программу
строительства государства», представляли собой, по существу, попытку
систематизированного изложения политической и экономической программы Сунь
Ят-сена в новых условиях. Сложившихся после окончания первой мировой войны.
Планы Сунь Ят-сена были связаны с его иллюзиями о возможности мирного
послевоенного урегулирования империалистических противоречий между участниками
первой мировой войны и с его надеждами на возможность изменения политики держав
в отношении Китая.
В Советском Союзе большинство
взглядов Сунь Ят-сена сочли утопичными, ошибочными и бесперспективными, так как
они не соответствовали официальной идеологии. Тем не менее Сунь Ят-сен стал
одним из самых почитаемых исторических деятелей в советской историографии. Наша
сегодняшняя задача – объективно оценивать его вклад в мировую историю.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бородин Б. Геркулес Китая. //
Новое время. 1984. №45. С. 22 – 23.
2. Матвеева Г. С. Отец
республики. Повесть о Сунь Ят-сене. М., 1975.
3. Тихвинсский С. Л. Завещание
китайского революционера:Сунь Ят-Сен: жизнь, борьба, эволюция политических
взглядов. М., 1986.
4. Тихвинсский С. Л. Сунь Ят-сен
– друг Советского Союза. М., 1966.
[1] Тихвинсский С. Л. Завещание китайского революционера:Сунь Ят-Сен: жизнь,
борьба, эволюция политических взглядов. М., 1986.
[2] Тихвинсский С. Л. Сунь Ят-сен – друг Советского Союза. М., 1966.
[3] Бородин Б. Геркулес Китая. // Новое время. 1984. №45. С. 22 – 23.
[4] Матвеева Г. С. Отец республики. Повесть о Сунь Ят-сене. М., 1975.
[5] Тихвинсский С. Л. Завещание китайского революционера:Сунь Ят-Сен:
жизнь, борьба, эволюция политических взглядов. М., 1986. С. 7.
[6] Бородин Б. Геркулес Китая. // Новое время. 1984. №45. С. 23.
[7] Тихвинсский С. Л. Завещание китайского революционера:Сунь Ят-Сен:
жизнь, борьба, эволюция политических взглядов. М., 1986. С. 129.
[8] Тихвинсский С. Л. Завещание китайского революционера:Сунь Ят-Сен:
жизнь, борьба, эволюция политических взглядов. М., 1986. С. 128.
[9] Бородин Б. Геркулес Китая // Новое время. 1984. №45. С. 23.