Общественная жизнь России во второй половине XVIII в
Министерство
образования и науки РК
Семипалатинский
университет им. М.О.Ауэзова
РЕФЕРАТ
Тема:
Общественная жизнь России во второй половине XVIII в
Выполнила:
Ергалиева Жанна
Проверила:
Ахметова А.К.
Семей
2007
План:
Введение
1.Социально-политические
концепции
2. Официально-охранительная
теория
3. Аристократическо-консервативное
направление
4. Дворянско-либеральное
направление
5. Умеренное
просветительство
6.Революционная
традиция
Заключение
Введение
Целью моего реферата является полное изложение
материала, касающегося общественной жизни, мысли российского народа.
Общественная мысль включает в себя почти все направления социума, т.е. все, что
касается всех сословий России. Как и все сферы жизни, так и общество
формируется постепенно, российское государство не исключение.
В своей работе я
постараюсь, как можно достоверно изложить информацию обо всех направлениях
общественной жизни во второй половине XVIII в.
Необходимость
изучения российского государства никогда не уменьшалась. Таким образом,
актуальность данной темы выражается в максимальной потребности. Изучение
истории того или иного государства всегда остается главной задачей для
историков и археологов. Данная же моя тема была изучена благодаря письменным
источникам. Сейчас имеется немало литературы для того чтобы полностью
ознакомиться с жизнью российского народа, в данном случае это общественная
мысль.
1.Социально-политические
концепции
Общественная
мысль второй половины XVIII в. Была представлена достаточно широким
социально-политических концепций:
-официально-охранительная
теория;
-консервативно-аристократическая
идеология;
-либерально-дворянское
направление;
-революционное
просветительство.
Таким образом, в
дальнейших главах реферата каждое направление я рассмотрю по отдельности, с
последующим анализом.
2.Официально-охранительная
теория
Это направление
получило разработку в рудах самой Екатерины II. В публистическом сочинении
«Антитод» написанном в полемике с французским автором Шаппом д’Отрошем,
утверждалось, что просвещенное правительство Екатерины II не собирается менять
порядки в государстве, ибо все в России обстоит благополучно. Концепция
«Антитода» получила в XIX в. Свое логическое
завершение в теории официальной народности.
3Аристократическо-консервативное
направление
Аристократическо-консервативное
направление представляли воззрения М.М.Щербатова. Историк и публицист ,он
активно защищал дворянские привилегии в Уложенной комиссии ,был придворным
историографом. Будучи монархистом, Щербатов предъявлял самые высокие требования
к монарху как к носителю высшей власти. Его не устраивало ни одно из правлений
в XVIII в. Подсчитано, что в своих трудах ( в особенности в остром в остром
публицистическом памфлете «О повреждении нравов в России») он 3 раза высказывал
недовольство самой системой правления, 5 раз - законами, 7 раз –
правительством, 10 раз-вельможами и более всего – 50 раз монархами.
Монархическое начало в концепции Щербатова осложнялось идеей дворянских
привилегий (по отношению к другим сословиям). Кроме того, Щербатов был
убежденным крепостником, верующим в благодетельность крепостного права для
крестьян и заботливое отеческое отношение к ним помещиков.
4.Дворянско-либеральное
направление
Это направление представляли: Н.И.Панин, русский посланник в Дании и
Швеции, а с 1760 г – воспитатель великого князя Павла Петровича; А.Р.
Воронцов-полномочный министр, представитель России в Англии ,в 1773-1794гг -
президент Коммерц-коллегии; княгиня Е.Р.Дашкова – директор академии наук и
президент российской академии в 1783-1796гг.: А.А.Безбородко – фактический
руководитель внешней политики России с 1784г. Канцлер при Павле 1.Представители
дворянского либерализма, испытавшие сильное крепостного права и даже его
постепенной отмены в будущее, однако при условии сохранения дворянской
особенности на землю. Кроме того, не посягая на саму тдею монархии, верховной
власти и ее конституционному ограничению.
5. Умеренное просветительство
Представители
умеренного просветительства второй половины XVIII в. были: Н.И.Новиков,
журналист, книгоиздатель, выпустивший 1000 изданий и боровшийся с
бюрократическим произволом ,казнокрадством, взяточничеством. Не выступая за
немедленное освобождение крестьян ,а связывал уничтожение крепостного права с
постепенным просвещением народа, искоренением помещичьих злоупотреблений и
гуманитарными реформами.
Д.И.Фонвизин,
автор сатирических басен, перевода сочинений французского просветителя тома
«Похвальное слово Марку Аврелию», самобытных комедий «Недоросль» и «Бригадир».
Обличал пороки административной и общественной жизни, осуждал политику
Екатерины II;
Д.А.Голицын,
выступал во второй половине 60-х годов XVIII в. с серией писем, в которых
излагался план решения крестьянского вопроса. Он указывал на крепостное право
как на главный тормоз в развитии страны, который следовало устранить путем
реформ общегосударственного масштаба (но земельная собственность должна
оставаться в руках помещика, который сдавал бы ее на выгодных условиях в аренду
крестьянину). Как и большинство проектов, этот проект остался на бумаге.
6.Революционная традиция
Революционная
традиция просветительства связана с деятельностью А.Н. Радищева, автора оды
«Вольность» сочинений «Путешествие из Петербурга в Москву». «Письмо другу,
жительствующему в Тобольске» и др. В своих произведениях говори о праве народа
свергать недостойных или не выполнивших своего долга перед подданными
правителей. В этом состояло принципиальное отличие Радищева от остальных
просветителей ,ограничившихся требованием просвещенной конституционной
монархии. Революционность позиций Радищева воплощалась в призыве к сокрушению
строя насилия и несправедливости путем крестьянского восстания. Конечной целью
борьбы провозглашалось установление власти народа в форме буржуазной
республики.
Вторая половина
XVIII в. была связана с заметной активизацией социальных движений. Главная
причина крестьянских выступлений коренилась в усилении феодальной эксплуатации
в условиях разложения крепостнической системы и прокрепостнической политики
правительства.
1)
Крупные
народные движения конца 60х начала 70х годов: «колиивщина» (названо по главному
оружию .которым были наделены восставшие, - кол), распространилось на Украине;
«Чумной бунт» в Москве в 1771г.
2)
Крестьянская
война в России в 1773-1775 гг. под предводительством Е.И.Пугачева.
Заключение
Таким образом, во
второй половине XVIII в. получают распространение различные
социально-политические концепции, значительное влияние на которые оказывают
идеи европейского Просвещения и социальные движения в России. Сущность
общественной жизни и общественного просвещения в российском государстве
заключается в основном недовольством системой правления, которое выражалось
мнениями, как литературных деятелей, так и самих крестьян. Каждое направление
имело свое название, исходя от области своей деятельности. Таким образом,
каждое направление имело свои цели и свои задачи, касающиеся именно их сферы
деятельности. Значительное влияние они, конечно, оказали, их мнение не осталось
без внимания. Будь то политик, историк, писатель или даже крестьянин все равно
у них всех была только одна цель – изменение системы правления, а если быть
точнее, то это отмена крепостного права. Да отмена, а ведь это произошло. В
1861 году были приняты манифесты об отмене крепостного права в России,
несомненно, это знаменательная дата для истории России, но это ужу другой
вопрос, который также играет значительную роль в обществе российском.