Леонардо да Винчи
" Где больше чувства, там в нас, мучениках,
больше муки..."
Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи (15.04.1452, Винчи, близ Флоренции.-
2.5.1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция), итальянский живописец,
скульптор, архитектор, ученый и инженер. Родился в семье богатого нотариуса.
Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими
обобщениями, Л. да Винчи создал гармонический образ человека, отвечающий
гуманистическим идеалам; тем самым он подытожил опыт кватроченто и
заложил основы искусства Высокого Возрождения. Сложился как
мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо (1467 - 72). Методы работы во
флорентийской мастерской кватроченто, где художественная практика была
сопряжена с техническими экспериментами, а также сближение с астрономом П.Тосканелли
способствовали зарождению научных интересов юного Л. да Винчи. В ранних
произведениях (голова ангела в "Крещении" Верроккьо, после 1470 г.,
"Мадонна Бенуа", около 1478 г.) Л. да Винчи развивает традиции
кватроченто, подчеркивая плавную объемность форм мягкой светотенью, иногда
оживляя лица едва уловимой улыбкой. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений
в набросках, эскизах исполненных в различных техниках Л. да Винчи добивается
большой остроты передачи мимики лица (прибегая порой к гротеску), а физические
особенности и движения человеческого тела приводит в идеальное соответствие с
духовной атмосферой композиции. На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с
1481 или 1482) Л. да Винчи выступает в роли военного инженера, гидротехника,
организатора придворных феерий.
На этот же период приходится и творческий расцвет
Леонардо - живописца. В "Мадонне в скалах" (1483-94 г., Лувр, Париж)
излюбленная Л. да Винчи тончайшая светотень играет роль духовно-связующего
начала, подчеркивающего теплоту отношений близких людей; персонажи представлены
здесь в окружении причудливого скалистого пейзажа, в котором отражены
геологические наблюдения Л. да Винчи. В трапезной монастыря Санта-Мария делле
Грацие Л. да Винчи создает роспись "Тайная вечеря" (1495-97); высокое
этическое содержание росписи выражено в строгих математических закономерностях
её композиции, подчиняющей себе реальное архитектурное пространство, в
предельно ясной системе жестов и мимики персонажей. "Тайная вечеря"
знаменует одну из вершин в развитии всего европейского искусства.
В феврале 1505 года Флоренция - город художников и
ценителей живописи - переживает особое событие. Распахнулись двери Старого
дворца, толпа граждан заполнила зал Советов и замерла перед двумя работами:
Леонардо и молодого таланта Микеланджело Буонарроти. В "Битве при
Ангиари" (так назывался картон Леонардо) он создал потрясающий образ
войны. И здесь художник подлинный новатор в своей картине выразил ненависть к
войне, показал весь её ужас в то время как живописцы на протяжении веков
славили битвы и их героев.
Светский красавец в годы своей молодости и расцвета,
обаятельный мастер на склоне лет, своенравный и упрямый, как и в юности, Леонардо
всегда оставался первопроходцем в творчестве - художественном и научном.
В портрете Моны Лизы ("Джаконда"; ок. 1503
г., Лувр) образ богатой горожанки предстает воплощением возвышенного идеала
женственности, не теряя при этом интимно-человеческого обаяния; важным
элементом композиции становится космически обширный пейзаж, тающий в холодной
дымке.
Преодолевая временное разочарование в живописи,
Леонардо в 1501-1502 годах выполняет картон "Св. Анна". Впечатление
зрителей-флорентийцев от этого произведения мастера было огромным.
Слава художника у современников достигает своей вершины. Многие сильные
мира сего добиваются, чтобы Леонардо выполнил их заказ, но тот остается
равнодушным к их предложениям.
Важнейшим источником для изучения воззрений Л. да Винчи
являются его записные книжки и рукописи (ок. 7 тыс. листов). Сам Л. да Винчи не
оставил систематического изложения своих мыслей. "Трактат о
живописи", составленный после смерти Л. да Винчи его учеником Ф.Мельци и
оказавший огромное влияние на европейскую художественную практику и
теоретическую мысль, состоял из отрывков, во многом произвольно извлеченных из
контекста его записок. Для самого Л. да Винчи искусство и наука были связаны
неразрывно. Отдавая в "споре искусств" пальму первенства живописи Л.
да Винчи понимал ее как универсальный язык (подобно математике в сфере наук),
который воплощает посредством пропорций и перспективы все многообразные
проявления разумного начала, царящего в природе.
Как ученый и инженер Л. да Винчи обогатил
проницательными наблюдениями почти все области науки того времени, рассматривая
свои заметки и рисунки как подготовительные наброски к гигантской энциклопедии
человеческих знаний. Скептически относясь к популярному в его эпоху идеалу
ученого-эрудита, Л. да Винчи был наиболее ярким представителем нового,
основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание Леонардо да Винчи
уделял механике, называя ее "раем математических наук" и видя в ней
главный ключ к тайным мироздания; он сделал попытки определить коэффициенты
трения и скольжения, изучал сопротивление материалов, занимался гидравликой.
Многочисленные гидравлические эксперименты помогли Леонардо да Винчи правильно
описать равновесие жидкости в сообщающихся сосудах.
Страсть к моделированию приводила Леонардо да Винчи к
гениальным конструктивным догадкам, намного опережающим эпоху; таковы наброски
проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных,
деревообрабатывающих, землеройных и прочих машин; подводной лодки и танка, а
так же разработанные после тщательного изучения полета птиц конструкции
летательных
аппаратов и парашюта. Леонардо создает конструкцию
аппарата, предвосхитившего современные вертолеты. До наших
дней неразгадан феномен гениального ученого,
неутомимого исследователя природы: он оставил нам поразительные открытия,
проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных
наук, механики.
Изучая устройство человеческого глаза, Леонардо
высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. Идя к простой инвентаризации
органов к изучению их функций он рассматривает организм как образец
"природной механики". Леонардо да Винчи впервые описал ряд костей и
нервов, высказал новаторские предложения об антагонизме мышц, особое внимание
уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии. В опытах с удалением
различных органов у животных Л. да Винчи стремился ввести экспериментальный
метод и в биологию. Он впервые стал рассматривать ботанику как самостоятельную
биологическую дисциплину; выделяя и здесь прежде всего
структурно-функциональный моменты, он дал описание листорасположения,
гелиотропизма и геотропизма, корневого давления и движения соков растений.
Говоря о природной необходимости, "В законе минимального действия" и
"разумном основании" природы, Леонардо да Винчи последовательно
исключал из своих натур философских теорий идею о боге (допуская её лишь в
качестве понятия о "перводвигателе").
Неутомимый ученый - экспериментатор Леонардо да Винчи
остался в традиции личностью - символом эпохи. Прошли столетия с того времени,
как были созданы картины великого венчианца, но они пленяют, облагораживают в
нас, соприкоснувшихся с его творчеством, и, стало быть причастных возвышенному.
Ценители прекрасного в благоговейном трепете замирают в Эрмитаже перед
"Мадонной Бенуа" и "Мадонной Литта", в течение многих часов
ждали встречи с "Женским маленьким портретом", известным под именем
"Джаконды". Об этом портрете хорошо сказал исследователь творчества
Леонардо М. Гуковский: портрет "обладает такой удивительной притягательной
силой; почему однажды внимательно вглядевшись в него, уже никогда не забудешь,
и изображенная на нем не слишком молодая и не слишком красивая женщина в темных
вдовьих одеждах становится не в ряд многих увиденных на картинах персонажей, а
в число близких знакомых, людей, о которых много знаешь и которых любишь".
Благодаря издателям и полиграфистам многие работы Леонардо стали доступны нам
по альбомам и монографиям.
Да, немало замыслов Леонардо да Винчи не удалось
воплотить, но то, что сделано им, говорит о титанической устремленности
творческой личности, поднявшей искусство на новую ступень, открывшей эру
Высокого Возрождения.
Выполнила студентка гр. ВОТ-99
ВОЗНЯК Елена.