Буржуазные реформы Александра II
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 2
Начало царствования Александра Ⅱ 3
Крестьянская реформа 4
Земская реформа 6
Городская реформа 8
Судебная реформа
Финансовые реформы 9
Реформа в области просвещения и печати 10
Военная реформа
Значение буржуазных реформ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
Список литературы 13
ВВЕДЕНИЕ
Буржуазные реформы в России в 60-70 годах ⅩⅨ века и их историческое значение.
60-70-е годы ⅩⅨ века – время коренных преобразований в
России, которые затронули практически все важнейшие стороны жизни, как
общества, так и государства.
Развитие капиталистических отношений в дореформенной России приходило
во все большее противоречие с феодально-крепостническим строем. Конфликт между
новыми капиталистическими отношениями и отжившим крепостным строем лежал в
основе кризиса российского феодализма. Помещики-крепостники не могли помешать
росту товарного обмена России с Европой, не могли удержать старых, обветшавших
и рушившихся форм хозяйства. Поражение в Крымской войне обнажило гнилость и
бессилие крепостной России. Наступил кризис политики господствующего
феодального класса, который уже не мог ее проводить прежними, крепостническими
методами. Необходимы были неотложные экономические, социальные и политические
реформы для того, чтобы предотвратить революционный взрыв в стране.
Это прекрасно знал и осознавал новый российский император АлександрⅡ.
НАЧАЛО ЦАРСТВОВАНИЯ АЛЕКСАНДРА Ⅱ
19 февраля 1855 года на российский престол вступил император Александр Ⅱ(1818-1881 гг.), который вошел в историю России под именем
Освободителя. Новый император по сравнению со своим отцом Николаем Ⅰ являлся достаточно заурядной личностью. Он не обладал столь глубоким
умом, как его отец, и не унаследовал его железной воли. В довершение всего он
был весьма консервативным человеком. Однако это не помешало Александру
Николаевичу быть прагматичным: он не принимал отвлеченных от жизни идей и
принципов, понимая и необходимость уступок, а также компромисса в интересах
государственной жизни. Александр Ⅱ склонялся к мысли о необходимости перемен в
политической сфере.
Главную роль в осуществлении реформ сыграла экономическая исчерпанность
крепостничества – незаинтересованность крестьян в результатах труда, жестокая
эксплуатация и деградация аграрного сектора производства. Все это привело к
росту социальной нестабильности и активности низов общества и радикально
настроенных общественных деятелей. Для того чтобы сложившаяся ситуация не
привела к революции, правительство было вынуждено пойти на проведение реформ.
Также толчком к преобразованиям послужила
проигранная Крымская кампания.
Во-первых, поражение России в войне показало полную несостоятельность
политической и экономической системы НиколаяⅠ.
Во-вторых, Крымская война привела Россию к
международной изоляции.
В-третьих, неудачи в войне и смерть НиколаяⅠв
определенном смысле раскрепостили не только либерально настроенную часть
общества, но и ряд правительственных чиновников.
Таким образом, сохранить Россию как великую державу, возможно, было
только посредством реорганизации николаевской системы.
КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА.
В январе 1857 года Александр Ⅱ учредил
Секретный комитет по крестьянскому делу, состоявший в основном из консервативно
настроенных сановников.
Начиная с конца 1957 года в России был создан ряд комитетов и комиссий,
основной задачей которых являлось решение вопроса освобождения крестьянства от
крепостной зависимости. Проекты, составленные в губернских комитетах, должны
были подготовить единый проект крестьянской реформы для всей России. В начале
1859 года для суммирования и обработки проектов комитетов были созданы
Редакционные комиссии. Значительную роль в комиссиях играли либерально
настроенные деятели – Ростовцев, Милютин, представители дворянства Самарин,
Черкасский. Выработанный ими проект был передан в государственные органы. 16
февраля 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по
крестьянскому делу.
19 февраля 1861г., после обсуждения в Главном комитете и
Государственном совете, Александр Ⅱ издал манифест "О всемилостивейшем
даровании крепостным людям прав состояния сельских обывателей", а также
"Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости".
По этим документам российские крестьяне получали личную свободу и
большинство общегражданских прав, вводилось крестьянское самоуправление, в
обязанности которого входил сбор податей и ряд судебных полномочий. Однако
сохранилась крестьянская община и общинное земледелие; крестьяне по-прежнему
должны были платить подушную подать и нести рекрутскую повинность. Как и
раньше, по отношению к крестьянам применялись телесные наказания.
Помещики сохраняли собственность на все принадлежащие им земли, однако
обязаны были предоставить в пользование крестьян надел земли. За пользование
надельной землей крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не
имели права отказаться от нее в течение девяти лет. Крестьянам предоставлялось
по соглашению с помещиком право выкупа земли, до осуществления этого они
именовались временнообязанными крестьянами.
Срок временнообязанных отношений установлен не был, за пользование
землей временнообязанные несли повинности. Помещик являлся
"попечителем" сельского общества, получал в нем права вотчинной
полиции, мог требовать смены сельских старост и других административных лиц. 28
декабря 1881г. был издан закон об обязательном выкупе наделов временнообязанных
крестьян с 1 января 1883 года.
Правительство считало, что нормальное развитие аграрного сектора дает
возможность сосуществовать двум типам хозяйств: крупному помещичьему и мелкому
крестьянскому. Однако крестьянам досталось земли под наделы на 20% меньше тех
участков, которыми они пользовались до освобождения. Это сильно осложнило
развитие крестьянского хозяйства, а в ряде случаев свело его на нет. За
полученную землю крестьяне должны были выплатить землевладельцам выкуп,
превышающий ее стоимость в полтора раза; это было нереально, и поэтому 80%
стоимости земли помещикам выплачивало государство. Крестьяне стали должниками
государства и должны были выплатить эту сумму в течение 50 лет с процентами.
Общая выкупная сумма за крестьянские наделы была определена в 867 млн. рублей.
С 1862 по 1907гг. бывшие помещичьи крестьяне выплатили казне 1540570 тыс.
рублей выкупных платежей и еще оставались ей должны. Выкупные платежи были
отменены с 1 января 1907г. в результате событий революции 1905-1907 гг.
Крестьянская реформа 1861 года – буржуазная реформа, которая
способствовала превращению России в буржуазную монархию. Однако она не
разрешила социально-экономических противоречий в России, сохранила помещичье
землевладение и ряд других феодально-крепостнических пережитков.
ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА.
Крестьянская реформа повлекла за собой и преобразование всех сторон
общественной и государственной жизни. Проект земской реформы разрабатывался
комиссией, возглавляемой сначала Н.А. Милютиным, а затем П.А.Валуевым. 1 января
1864 г. Александром Ⅱ были утверждены "Положения о
губернских и уездных земских учреждениях". Земская реформа положила начало
всесословному выборному представительству и при этом обеспечивала большинство
дворянству. В уездных земских собраниях дворяне составляли 42%, в губернских
земских управах дворян было 89,5%. Впервые представительство в органах местного
самоуправления получило крестьянство – 38%.
Низовым звеном было уездное земство, которое избиралось представителями
всех сословий. Уездные земства, в свою очередь, в губернское земское собрание.
Депутаты земств получили название гласных. Возглавляли эти собрания
предводители дворянских собраний – органов самоуправления дворянства. Исполнительными
органами на местах стали земские управы, которые формировались земскими
собраниями. Сфера компетенции земств была хоть и ограничена, но достаточно
широка: они имели право собирать налоги для местных нужд и нанимать служащих,
ведали хозяйственными вопросами, школами, медицинскими учреждениями, а также
вопросами благотворительности. В пределах этой компетенции земства находились
под контролем местной и центральной власти – губернатора и министра внутренних
дел, которые имели право приостановить любое постановление земского собора
(съезда). И хотя исполнительной властью земства не обладали, в жизни страны они
сыграли огромную роль. Это и организация местного кредита путем образования
крестьянских ссудосберегательных товариществ, и устройство почт, и дорожное
строительство, и организация в деревне медицинской помощи, народного
образования. К 1880 г. в селе было создано 12 тысяч земских школ.
Земская реформа проводилась постепенно. Несмотря на ограниченность, она
содействовала развитию местной инициативы, буржуазного хозяйства, буржуазной
культуры и была шагом превращения феодальной монархии в буржуазную.
ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА.
СУДЕБНАЯ РЕФОРМА.
Наиболее радикальной и последовательной была судебная реформа, среди
авторов которой были прогрессивные юристы – С.И.Зарудный, Д.А.Ровинский,
Н.А.Буцковский. Она проводилась на основе судебных уставов, принятых 20 ноября
1864г. В них был отражен ряд буржуазных принципов судоустройства и
судопроизводства: отделение суда от администрации, несменяемость судей и следователей,
создание суда присяжных, учреждение адвокатуры, провозглашение гласности и
состязательности процесса, выборность некоторых судебных органов. Председатели
и члены окружных судов и судебные следователи должны были иметь высшее
юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат
утверждались императором, а мировые судьи – Сенатом. Вместе с тем судебная
реформа сохранила ряд элементов прежнего сословного суда: участие в процессе
сословных представителей, особая подсудность дел высших должностных лиц,
сохранение крестьянских, "инородческих" и духовных судов и др.
Судебная реформа имела прогрессивное значение, так как новая система
заменила собой очень раздробленную систему судов (судов по сословиям, по роду
дел, с множеством инстанций, при закрытых дверях и т.д.). Эта реформа была
подвергнута коренному пересмотру (контрреформы 1870-х годов) ранее других
реформ 60-х годов.
ФИНАНСОВЫЕ РЕФОРМЫ.
Потребности капиталистического развития страны и расстройство финансов
в годы Крымской войны требовали упорядочивания всего финансового дела.
Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861г. вызвали необходимость
учреждения Госбанка и образования в министерстве финансов Главного выкупного
учреждения для проведения выкупных операций. Все ведомства должны были ежегодно
составлять сметы по установленной форме с подробными указаниями расходов.
Общая роспись бюджета государства составлялась министерством финансов, затем
утверждалась Государственным советом и императором, после чего становилась
законом. В 1864-68гг. все государственные доходы были сосредоточены в кассах
Государственного казначейства министерства финансов. Из них в соответствии с
бюджетными сметами производились расходы. Финансовые реформы 1860-х годов были
непоследовательными. В системе прямых налогов сохранился основной налог
русского феодального государства – подушная подать, не была реализована
денежная реформа 1862г. и т.д.
РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ПЕЧАТИ.
Не были обойдены средства массовой информации и учебные заведения. В
1863 и 1864 гг. были введены новые университетские уставы, возвратившие им
автономию (предоставление большей хозяйственной и административной
самостоятельности, непосредственное участие преподавателей и студентов в
решении вопросов внутренней организации), и введено новое положение о школьных
учреждениях, по которому заботу о них брали на себя государство, земства и
городские думы, а также церковь. Образование провозглашалось доступным для всех
сословий и конфессий.
В 1865 г. была снята предварительная цензура на публикации и
ответственность за уже вышедшие статьи возлагалась на издателей. Для них
вводилась "карательная" цензура – применение различных санкций уже
после публикации, вплоть до закрытия издательства.
ВОЕННАЯ РЕФОРМА.
Армия традиционно играла важную роль в общественно-политической жизни
России. Поражение в Крымской кампании обнажило многие слабые стороны русской
армии, ее техническую и тактическую отсталость. Европейские державы быстро
увеличивали свой военный потенциал, что в условиях складывающихся
военно-политических союзов не могло не представлять угрозу безопасности России.
Под военными реформами 1860-70-х годов понимают преобразование вооруженных сил
России под руководством военного министра Д.А.Милютина. Россия была разделена на
пятнадцать военных округов. Видоизменялись военные учебные заведения и
военно-полевой суд (был принят новый военно-судебный устав). В армии отменялись
телесные наказания. Реформа внесла много нового в подготовку офицерства:
создавались юнкерские училища для подготовки младших офицеров, военные академии
для среднего и высшего командного состава.
С 1874 г. вместо рекрутских наборов вводилась всеобщая воинская
повинность. В армии была введена система льгот в зависимости от образования,
что в свою очередь должно было его стимулировать. Одной из целей военной
реформы было создание обученного резерва – запаса, а также образование
военно-окружной системы управления, перевооружение армии нарезным стрелковым
оружием и артиллерией и др.
ЗНАЧЕНИЕ БУРЖУАЗНЫХ РЕФОРМ.
1.
Реформы безусловно
отвечали основным тенденциям развития ведущих мировых держав. Они значительно
продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации. Однако
Россия по-прежнему оставалась самодержавной монархией.
2.
Реформы носили характер
компромисса. Поэтому они одновременно вызывали критику, а в ряде случаев полное
неприятие как со стороны радикалов, так и со стороны консерваторов.
3.
Большинство историков
полагает, что с середины 60-х гг. в деятельности правительства начинают
доминировать консервативно-охранительные тенденции, а реформаторский потенциал
оказывается почти исчерпанным.
Уступки , сделанные прежде всего в интересах крупной буржуазии
нисколько не нарушали дворянских привилегий. Новые органы местного управления,
школа и печать были подчинены царской администрации . В политике Александра Ⅱ сочетаются и реформаторские и реакционные тенденции. Последние
замедляли ход реформ. Проводя реформы самодержавие вместе с тем применяло
старые административно – полицейские методы управления, поддерживающие
сословность во всех сферах общественно – политической жизни страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Эти реформы, получившие название "великих", привели
общественно-политическое устройство России в соответствие с потребностями
второй половины ⅩⅨ века, мобилизовали всех представителей общества на решение
общенациональных задач. Был сделан первый шаг к формированию правового
государства и гражданского общества.
Россия вышла на новый, капиталистический путь своего развития.
ЛИТЕРАТУРА
2.
Исаев И. А. /История
Отечества. – М.: " Юрист", 1997.
3.
Новиков С. В. /
История. Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.
4.
Радугин А. А. / История
России. Курс лекций. – М.: "Центр", 2001.
5.
Федоров В. А. / История
России, 1861-1917. – М.: Высш. шк. , 2001.
6.
Чернобаев А. А., Горелов
И. Е., Зуев М. Н. / История России. – М.: Высш.шк., 2001.