Анализ книги Ле Гофа
В своей работе я
бы хотела написать о книге французского историка Жака Ле Гоффа «Цивилизация
средневекового Запада», которая вышла в свет около несколько десятилетий назад
(впервые – в 1964году). Я выбрала ее, потому что в ней автор исследует
различные проявления ментальностей средневековых людей: систему ценностей,
представления о своем и чужом, красивом и безобразном, восприятие времени и
пространства, чудес и видений и т. п.
Книга состоит из
двух частей. В первой части "Историческая эволюция" Жак Ле Гофф
прослеживает эволюцию Запада с V до XV века, начиная с варварских нашествий на
Римскую империю вплоть до кризиса европейских стран на рубеже XIV-XV веков. Во
второй, более объемной, части "Средневековая цивилизация" автор
подробно рассматривает культуру Западной Европы X-XIV веков. Именно здесь
"на огромном и разнообразном материале памятников он воссоздает образ мира
людей Средневековья", как отмечает в послесловии А. Я. Гуревич. Исследование
проводится на очень широком документальном материале, куда входят фактически
все жанры средневековой литературы, в том числе такие, которые в то время еще
почти не привлекались, например, руководства для исповеди.
Ле Гофф по
большей части рассматривает не внешне цивилизацию (ее военные подвиги и
политические распри), а ее внутреннее строение (становление религии, восприятия
мира человеком, его мировоззрения и саму его жизнь).
Мне больше всего
понравилась и запомнилась вторая часть монографии. Она похожа на целый
увлекательный рассказ о жизни неизвестной мне группы людей. И как все
неизвестное он приковал мое внимание к себе. Здесь Ле Гофф попытался объяснить
нам, его читателям, что собственно представляла собой средневековая
цивилизация в X – XIV вв. Он описывает ее достаточно подробно, включая не
только ее культурную (интеллектуальная и художественная культура), но и материальную
сторону - экономику, технику, повседневную жизнь (ведь не ведя бы человек свою
повседневную жизнь, то есть не работая, не питаясь и не обустраивая свой быт,
он не смог бы развиваться культурно). При этом историк не ставит их одну выше
другой.
В начале второй
части Ле Гофф описал не «происхождение», а наследие, которое получает и
отбирает цивилизация у прежних обществ Европы при своем формировании –
кельтско-германских, славянских, греко-римских, наследие иудео-христианской
традиции. Начав свое исследование с рассмотрения пространственно-временных
структур, которые образуют кадр любого общества и любой культуры, автор изучил
как материальные аспекты пространства и времени, так и те представления,
посредством которых мужчины и женщины Средневековья воспринимали историческую
реальность. Ведь эта реальнось представляет собой единство материальных
условий мира и воображения, в которых живут члены всякого общества: земля и
небо, лес, поляна, сухопутные и морские дороги, множественность социальных
времен, грезы о конце света и о потустороннем существовании, характерные для
цивилизации средневекового Запада.
Вместе с тем Жак
Ле Гофф старался показать внутренние связи между реальными социальными структурами,
их функционированием, исключения из общества, с другой стороны, и схемами, при
помощи которых люди той эпохи – преимущественно интеллектуалы, клирики –
пытались осмыслить общество: «духовенство и миряне», «могущественные и
бедняки», три «сословия» или три «разряда». Лучше всего автору удалось
изобразить все аспекты средневековой цивилизации, демонстрируя ментальность,
эмоциональность и установки поведения, которые отнюдь не являются
поверхностными или излишними «украшениями» истории, ибо они-то и придавали ей
всю красочность, оригинальностьи глубину: символическое мышление, чувство
неуверенности или вера в чудеса сказали бы нам больше о средних веках, чем
изощренно построенные догмы.
Вообще, более
конкретно невозможно описать эту книгу, так как разобранный в ней материал
очень многогранен. Но хочется особо выделить некоторые моменты. С точки зрения
Ле Гоффа (Ч.II, Средневековая цивилизация,
глава IX. Ментальность, мир эмоций, формы поведения (X—XIII вв.)):
Неуверенность
влияла на умы и души средневековых людей. Неуверенность в материальной
обеспеченности, в духовном плане и ,вообще, в будущей как этой, так и той
жизни. Так как церковь постоянно твердила о том, что из сотен тысяч человек при
Потопе спасется только один.
Красота
воспринималась как свет, который успокаивал и ободрял, являлся знаком
благородства. Образцом в этом смысле был средневековый святой. При этом красота
приравнивалась к богатству.
Ребенку не
уделяли особого места в обществе. Дети быстро становились взрослыми. На молодых
людей обращали внимание как на полноправных членов общества только после того,
как они женятся.
Женщина тоже не
играла большой роли в средневековом обществе.
В ряду грехов
стояли ложь, хитрость, новшества. Последнее в свою очередь тормозило развитие
технического процесса.
Очень любили тех,
кто совершал подвиги.
Важную роль в
восприятии мира играло осязание.
Удовлетворив свою
первейшую потребность — в пище,средневековые люди имели очень немного. Но, мало
заботясь о благосостоянии, они всем готовы были пожертвовать, если только это
было в их власти, ради видимости. Их единственной глубокой и бескорыстной
радостью был праздник и игра, хотя у великих и сильных и праздник тоже являлся
хвастовством и выставлением себя напоказ.
Монография
«Цивилизация средневекового Запада» является наиболее полным обзором
Средневековья. При этом она не представляет собой сухо изложенный материал, а
наоборот, для чтения она очень легка и интересна. Изучив ее, можно понять как
все-таки формировалось это общество, из чего оно формировалось и почему.