Значение самоконтроля
Министерство образования Российской Федерации
Сургутский
государственный педагогический университет
Кафедра физического
воспитания
Значение
самоконтроля.
Содержание
дневника самоконтроля.
Выполнила:
Федченко Татьяна,
ФИЯ, группа 343
Проверила:
Булатова Г.А., к.п.н.
г. Сургут 2005 г.
|
1.
Введение.
2.
Объективные и субъективные приемы самоконтроля.
3.
Самоконтроль спортсмена.
4.
Самоконтроль в массовой физической культуре.
5. Содержание дневника
самоконтроля.
6. Заключение.
7. Литература.
Оздоровительное влияние физических
упражнений на организм человека известно с глубокой древности. На их большое
значение для борьбы с болезнями и продления жизни указывали многие поколения
греческих врачей и философов в своих произведениях и высказываниях. Так,
Аристотель говорил: «Жизнь требует движения» ...«Ничто так не истощает и не
разрушает человека, как длительное физическое бездействие».
Занятия физическими упражнениями являются
очень сильным средством изменения физического и психического состояния
человека. Правильно организованные занятия укрепляют здоровье, улучшают
физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность,
совершенствуют функциональные системы организма человека.
Для примера возьмем
сердечно-сосудистую систему и ее основной орган – сердце. Как уже отмечалось,
ни один орган не нуждается столь сильно в тренировке и не поддается ей столь
легко, как сердце. Работая с большой нагрузкой, сердце неизбежно тренируется.
Расширяются границы его возможностей, и оно приспосабливается к переброске
намного большего количества крови, чем это может сделать сердце
нетренированного человека.
Вместе с тем необходимо понимать, что
бесконтрольное и бессистемное использование средств физической культуры
неэффективно, а в некоторых случаях может нанести непоправимый вред здоровью, и
примеров этому каждый может привести множество.
Исключить все условия, при которых
может иметь место отрицательное воздействие занятий физическими упражнениями,
спортом, призваны мероприятия контроля и самоконтроля самих занимающихся.
Целью контроля является оптимизация
процесса занятий физическими упражнениями на основе объективной оценки
состояния организма.
Диагностика состояния организма при
занятиях физической культурой включает в себя различные виды контроля:
врачебный, педагогический, но особое место занимает самоконтроль.
2. Объективные и субъективные
приемы самоконтроля.
Большое практическое значение для учащихся, занимающихся физической культурой и
спортом, имеет самоконтроль. Он дисциплинирует, прививает навыки самоанализа,
делает более эффективной работу врача, тренера и преподавателя, положительно
влияет на рост спортивных достижений.
Под самоконтролем понимается наблюдение за своим здоровьем, физическим
развитием, функциональным состоянием, переносимостью тренировочных и
соревновательных нагрузок. Он включает в себя наблюдение и анализ состояний
организма, проводимые с помощью объективных и субъективных приемов. К
объективным относятся приемы, используя которые можно измерить и выразить
количественно: антропометрические показатели (длина тела и его масса,
окружность грудной клетки и др.), спортивные результаты, силовые показатели отдельных
групп мышц. Субъективными методами можно оценить самочувствие, настроение,
чувство утомления и усталости, желание или нежелание заниматься физическими
упражнениями, нарушение аппетита и сна, боязнь соревнований и другие состояния.
Лучшей формой самоконтроля является ведение дневника. В нем рекомендуется
фиксировать объем и интенсивность тренировочных нагрузок, результаты прикидок и
соревнований, некоторые объективные и субъективные показатели состояния
организма в период занятий физическими упражнениями.
3. Самоконтроль спортсмена.
Самоконтроль – это регулярное
наблюдение спортсмена за состоянием своего здоровья и физическим развитием и их
изменениями под влиянием занятий физической культурой и спортом. Самоконтроль
не может заменить врачебного контроля, а является лишь дополнением к нему.
Самоконтроль позволяет спортсмену оценивать эффективность тренировки, следить
за состоянием своего здоровья, выполнять правила личной гигиены, общий и
спортивный режим и т.д. Данные регулярно проводимого самоконтроля помогают
также тренеру и врачу анализировать методику проводимой тренировки, сдвиги в
состоянии здоровья и функциональном состоянии организма. Поэтому тренер,
преподаватель и врач должны прививать спортсмену навыки проведения
самоконтроля, разъяснять значение и необходимость регулярного самоконтроля для
правильного осуществления тренировочного процесса и улучшения спортивных
результатов.
4. Самоконтроль в массовой физической
культуре.
Самоконтроль важен не только для
спортсмена, но и для любого человека, самостоятельно занимающегося физическими
упражнениями: плаванием, бегом, ездой на велосипеде и т.д. Все данные
самоконтроля должны также фиксироваться в дневнике, который несколько
отличается от дневника спортсмена.
Занимающийся физической культурой, особенно
самостоятельно, должен отражать в дневнике самоконтроля, как данные покоя, так
и определенную информацию о характере проделанной мышечной работы и о реакции
на нее организма (на основании самых простых физиологических показателей). То
же можно сказать и о результатах проведения простейших функциональных проб.
В дневнике в первую очередь должны получить
отражение субъективные данные о переносимости выполняемых физических нагрузок:
степень утомления после работы, желание, с которым она выполняется, чувство
удовлетворения после нее. Появление негативных оценок субъективных данных
самоконтроля говорит о чрезмерности физических нагрузок, неправильном
распределении их в недельном макроцикле, неоптимальном соотношении объема и
интенсивности.
Достоверность субъективных оценок
переносимости нагрузок повышается при подкреплении их данными объективного
самоконтроля. К ним относится измерение ЧСС в условиях основного обмена, до и
после выполненной нагрузки. Целесообразно обучиться измерять у себя АД с помощью
автоматических измерителей. Измерять АД следует до и после выполнения
физической нагрузки.
Важная информация, представляемая в
дневнике самоконтроля, касается динамики веса физкультурника. За этим
показателем легко наблюдать с помощью обычных напольных весов.
В дневнике самоконтроля целесообразно
регистрировать данные о ЖЕЛ, ее динамике и соответствии должным величинам.
Самостоятельно занимающимся, особенно во
время занятий дозированной ходьбой, рекомендуется использовать простые приборы
– шагомер и «Ритм». Данные, получаемые с помощью шагомера, также следует
заносить в дневник самоконтроля.
Наибольшую сложность при самоконтроле
представляет проведение функциональных проб. Из наиболее доступны
ортостатическая проба (регистрация ЧСС на лучевой артерии в горизонтальном и
вертикальном положениях), а также тест Руфье, в котором основная информация
получается по данным измерения ЧСС. Динамика обеих проб позволяет судить об
эффективности тренировочной работы.
Специалистами в области спортивной
медицины разработана методика определения физической работоспособности с
использованием в качестве тестирующей нагрузки дозированной ходьбы. Расчет
ведется по специальной формуле. Величины мощности в этой формуле (W) определяются при 1-й и 2-й
нагрузках (два режима ходьбы с различной скоростью) по следующему выражению
(В.Р. Орел):
W = М·v·К,
Таким образом, каждый занимающийся
может определить индивидуальную величину физической работоспособности. Чтобы не
производить дополнительных расчетов уровня PWC, предложено у всех определять величину PWC130. Все эти данные заносятся в дневник самоконтроля.
Динамические наблюдения за индивидуальными изменениями физической
работоспособности под влиянием занятий физической культурой можно вести по
данным тестирования, проводимого 1 раз в 1,5 – 2 месяца.
5. Содержание дневника
самоконтроля.
Самоконтроль необходимо вести регулярно
каждый день во все периоды тренировки, а также во время отдыха. Учет данных самоконтроля
проводится спортсменом самостоятельно, однако на первых этапах вести дневник
самоконтроля спортсмену помогает тренер. В дальнейшем он должен периодически
проверять, как осуществляется спортсменом самоконтроль и ведение дневника.
Самоконтроль состоит из простых,
общедоступных приемов наблюдения и учета субъективных показателей
(самочувствие, сон, аппетит, работоспособность и др.) и данных объективного
исследования (вес, пульс, динамометрия, ЖЕЛ и др.).
Для ведения дневника самоконтроля
необходима небольшая тетрадь, которую следует разграфить по показателям
самоконтроля и датам.
Самочувствие – весьма важный показатель
влияния занятий спортом на организм человека. Обычно при регулярной и правильно
проводимой тренировке самочувствие у спортсмена бывает хорошее: он бодр,
жизнерадостен, полон желания учиться, работать, тренироваться, у него высокая
работоспособность. Самочувствие отражает состояние и деятельность всего
организма, и главным образом состояние нервной системы. В дневнике самоконтроля
самочувствие отмечается как хорошее, удовлетворительное, плохое. Самочувствие
как показатель физического состояния надо оценивать с учетом настроения
спортсмена.
При ведении самоконтроля дается
следующая общая оценка работоспособности: хорошая, нормальная, пониженная.
Во время сна человек
восстанавливает свои силы и особенно функцию центральной нервной системы.
Малейшие отклонения в состоянии здоровья, еще не проявляемые другими
симптомами, сразу же сказываются на сне. Нормальным считается сон, наступающий
быстро после того, как человек лег спать, достаточно крепкий, протекающий без
сновидений и дающий утром чувство бодрости и отдыха. Плохой сон характеризуется
длительным периодом засыпания или ранним пробуждением среди ночи. После такого
сна нет ощущения бодрости, свежести. Физическая работа и нормальный режим
способствуют улучшению сна.
В дневнике самоконтроля фиксируется
длительность сна, его качество, нарушения, засыпание, пробуждение, бессонница,
сновидения, прерывистый или беспокойный сон.
Аппетит – очень тонкий показатель
состояния организма. Перегрузка на тренировке, недомогания, недосыпание и
другие факторы отражаются на аппетите. Усиленный расход энергии, вызываемый
деятельностью человеческого организма, в частности занятиями физкультурой,
усиливает аппетит, что отражает увеличение потребности организма в энергии. В
дневнике самоконтроля отражается хороший, нормальный, пониженный, повышенный
аппетит или его отсутствие.
В дневнике отмечаются и
характеристики функции желудочно-кишечного тракта. При этом обращается
внимание на регулярность стула, степень оформленности кала, наклонность к
запорам или поносам и т.д.
Во время усиленной физической работы
потоотделение является вполне нормальным явлением. Потоотделение зависит
от индивидуальных особенностей и состояния организма. Нормальным считается,
когда спортсмен на первых учебно-тренировочных занятиях потеет обильно. С
нарастанием тренированности потоотделение уменьшается. Потоотделение принято
отмечать как обильное, большое, среднее или пониженное.
Желание тренироваться и
участвовать в соревнованиях характерно для здоровых и особенно молодых людей, которым
физические упражнения, по образному выражению И.П. Павлова, приносят «мышечную
радость». Если спортсмен не испытывает желания тренироваться и участвовать в
соревнованиях, то это очевидный признак наступившего переутомления или
начальной фазы перетренированности. Желание заниматься спортом отмечается
словами «большое», «есть», «нет».
В графе дневника самоконтроля «Содержание
тренировки и как она переносится» в очень короткой форме излагается
существо занятия, т.к. эти данные в комплексе с другими показателями
значительно облегчают объяснение тех или иных отклонений. В этой графе
отмечается продолжительность основных частей тренировочного занятия. При этом
указывается, как спортсмен перенес тренировку: хорошо, удовлетворительно,
тяжело.
Без сведений о нарушении общего
режима порой невозможно бывает объяснить изменения показателей в других
графах дневника. Спортсменам достаточно хорошо известно о необходимости
соблюдения общего режима: если спортсмен действительно серьезно решил
заниматься спортом и добиваться высоких результатов, то соблюдение им режима
должно быть строго обязательным.
6. Заключение.
Разнообразие тестов, функциональных проб, а
также самоконтроль занимающихся физической культурой позволяют более точно
оценить его физическое состояние и правильно подобрать или скорректировать
нагрузку, и тем самым избежать травм и перетренированности. Таким образом,
можно сказать, что контроль, как врачебный, так и индивидуальный, необходим для
наибольшей эффективности занятий физической культурой, а также достижения
высоких спортивных результатов.
1. Карпман В.Л. Спортивная
медицина. – М.: Физкультура и спорт, 1980.
2. Физическая культура студента:
учебник. – Москва, «Гардарики», 1998.
3. http://dvo.sut.ru/libr/fizra