Фактор среды в формировании личности
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО
ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Академия экологии, морской
биологии и биотехнологии
Отделение экологии
Кафедра общей экологии
Жук Александра Евгеньевна
ФАКТОР СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ
ЛИЧНОСТИ
Реферат
Владивосток
2006
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА I.
ЛИЧНОСТЬ 3
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ПОД ВЛИЯНИЕМ
ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ 5
ЛИТЕРАТУРА 11
ГЛАВА I
ЛИЧНОСТЬ
Личность - это устойчивая система социально значимых черт, которые характеризуют индивида, продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Свойства личности - это то, что сближает индивидов в силу общности исторически и социально обусловленных особенностей их жизнедеятельности. Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т. е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена общества. Стремление к слиянию с социальной общностью (к идентификации с нею) и вместе с тем – к обособлению, проявлению творческой индивидуальности делает личность и продуктом, и субъектом социальных отношений и социального развития одновременно.
Формирование личности осуществляется в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения ими социальных норм и функций (социальных ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности. Богатство которых определяет богатство личности. Отчуждение тех или иных присущих целостному родовому человеку видов и форм деятельности (вследствие общественного разделения труда, закрепляемого в классово-антагонистическом обществе его социальной структурой) обусловливает формирование односторонне развитой личности, которая воспринимает собственную деятельность как несвободную, навязанную извне, чуждую. Напротив, присвоение всей целостности исторически сложившихся видов и форм деятельности каждым индивидом в обществе, лишенном классово-антагонистических противоречий, - непременная предпосылка всестороннего и гармонического развития личности. Помимо общественных, личность приобретает черты, вытекающие из специфики условий жизнедеятельности особых социальных общностей, членами которых являются индивиды, т. е. классовых, социально-профессиональных, национально-этнических, социально-территориальных и половозрастных. Освоение черт, присущих этим многообразным общностям, а также социальных ролей, выполняемых индивидами в групповой и коллективной деятельности, с одной стороны, выражается в социально-типических проявлениях поведения и сознания, а с другой стороны, придает личности неповторимую индивидуальность, так как эти социально обусловленные качества структурируются в устойчивую целостность на основе психофизических свойств субъекта. В качестве субъекта социальных отношений личность характеризует активная творческая деятельность, которая, однако, становится возможной и продуктивной благодаря овладению унаследованной от предшествующих поколений культурой.
ГЛАВА II
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ПОД ВЛИЯНИЕМ ФАКТОРОВ СРЕДЫ
Формирование
личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы
отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно
происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и
юношеский возраст. Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происходит
под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны
человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам
относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а
также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей
определенных качеств личности (воспитание); к внутренним- биологические,
наследственные факторы. Развитие ребенка - не только сложный, но и
противоречивый процесс - означает превращение его из биологического индивида в
социальное существо- личность.
Человеческая
личность формируется и развивается в деятельности и общении. В процессе
развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую,
учебную, спортивную и др.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками,
посторонними людьми и пр.), проявляя при этом присущую ему активность, это
содействует приобретению им особого социального опыта. Для нормального развития
ребенка с самого его рождения, огромное значение имеет общение. Только в
процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая, в свою очередь,
играет ведущую роль в деятельности ребенка и в познании и освоении им
окружающего мира. Ведущие черты личности развиваются в результате внешнего
влияния на личность, ее внутренний мир.
Развитие
человека - это процесс количественного и качественного изменения, исчезновения
старого и возникновения нового, источник и движущие силы которого скрыты в
противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности.
Природная
сторона человека развивается и изменяется на протяжении всей его жизни. Эти
развития и изменения носят возрастной характер. Источник социального развития
личности находится во взаимодействии личности и общества.
На
формирование личности влияют три фактора: воспитание, социальная среда и
наследственные задатки.
Воспитание
рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально
организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи
накопленного общественного опыта.
Социальная
среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития
производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности
и мировоззрение людей.
Задатки
- особые анатомо-физиологические предпосылки способностей к разным видам
деятельности. Наука о законах наследственности - генетика - полагает наличие у
людей сотни различных задатков - от абсолютного слуха, исключительной
зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и
художественной одаренности. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают
способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и
обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у
человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут
реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и
природной средой.
Новорожденный
несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных
предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд
или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой
возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно
и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе
биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а
с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для
реализации наследственного начала.
Приобретенные в
течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено
также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает
громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование, которых зависит
от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и
усилий родителей и желания самого маленького человека.
На любом этапе
своего развития человек является природным существом, а потому подчиняется
биологическим закономерностям. Но если, биологическое, природное, есть и в
человеке, и в животном, то в обоих случаях оно существенно разнится, поскольку
биология человека неразрывно связана с социальными условиями, сложившимися в
процессе развития человечества как результат общения между людьми. Среда
человека имеет всегда социальный характер и оказывает наиболее влияние на
растущий и развивающийся организм ребенка. Особенно активно можно
воздействовать на организм ребенка с помощью таких социально управляемых
факторов, как воспитание в семье и детском коллективе, соблюдение режима,
рациональное питание, адекватные физические нагрузки, физкультура, закаливающие
процедуры и так далее. Правильное использование перечисленных факторов может
обеспечить физическое и духовное развитие ребенка и способствовать коррекции
многих дефектов генетического характера.
Социальное и
биологическое в человеке - не две параллельные независимые друг от друга
составляющие. В каждой личности они настолько тесно переплетены и
взаимообусловлены, что исследователи в основе развития ребенка выделяют два
важнейших фактора - наследственность и среду, которые являются и источниками, и
условиями развития.
В ходе эволюции
человека, в процессе трудовой деятельности совершенствовалось не только его
тело, но и прежде всего кора головного мозга и центральная нервная система в
целом. Человеческие особенности головного мозга закреплялись в генетическом
материале и передавались по наследству. Однако психическое развитие человека
как личности и сейчас возможно лишь в процессе воспитания, путем повседневного
привития ребенку чисто человеческих навыков. Если человеческое дитя даже с
самыми “ лучшими” структурными особенностями мозга попадает в условия изоляции
от человеческого общества, то развитие его как личности прекращается. Это
многократно подтверждено в случаях, когда дети раннего возраста попадали в стаи
диких животных или подвергались искусственной изоляции. Психическое развитие
ребенка как человеческой личности возможно лишь в окружении других людей при
активном и пассивном обучении поведенческим навыкам.
Развитие социального
поведения ребенка раннего возраста осуществляется не только с помощью
целенаправленных мер воспитания. Чаще оно происходит на основе наблюдения
ребенка за поведением взрослых людей и более старших детей. В связи с этим
важная роль принадлежит окружающим условиям. Ближайшим социальным окружением, в
которое попадает ребенок, становится как правило, семейная микросреда -
родители, бабушка, дедушка, братья, сестры. Не следует думать, что влияние
микросреды вступает в силу, лишь, когда ребенок заговорит. Уже в самые первые
месяцы характер заботы взрослых о детях в значительной степени определяет их
психическое развитие. Упущенное в этот период трудно восполнимо в дальнейшем.
Изоляция детей от родителей может привести при ограниченности, дефиците общения
с окружающими к неблагоприятным изменениям в их развитии, к возникновению даже
некоторых психопатических черт. Для формирования личностных качеств ребенка
значима та семейная атмосфера, в которой живет ребенок: занимают ли родители по
отношению к нему единую позицию или разную, проявляют ли они к нему
преимущественно строгость и требовательность или же нежность и
предупредительность носят ли в семье теплый, дружественный характер или в них
преобладают официальность холодность и т.п. Замечено, что в тех семьях, где
родители, не проявляя достаточного тепла к ребенку, часто подменяют его
навязчивым контролированием, назидательностью и морализаторством, допускают
оскорбления и унижения, высмеивание и физические наказания за промахи и
неудачи, дети вырастают неуверенными в себе, мало инициативными, с заниженной
самооценкой и притязаниями. Эти качества мешают полноценному развитию ребенка
не только в дошкольные годы, но и в дальнейшей жизни.
Дети, воспитанные
в атмосфере доброжелательности и поддержки, имеют немало преимуществ - у них
больше возможности для развития своей активности, они чаще проявляют творческий
подход, оригинальность, дружеские чувства, обнаруживают больше эмоциональности
в своих взаимоотношениях, нежели их сверстники, живущие в условиях излишней
строгости, дефицита теплоты, ласки.
На здоровье
ребенка и развитие у него личностных особенностей большое влияние оказывает
структура семьи и характер внутрисемейных отношений. Гармоничному развитию
личности часто мешают длительные конфликтные ситуации в семье, разводы
родителей, воспитание “единственного” ребенка и др. В таких семьях дети часто
страдают неврозами, хуже учатся, отстают в физическом развитии, часто болеют
различными соматическими заболеваниями.
Если такой
ребенок заболевает, происходит дальнейшая астенизация организма, ведущая к
снижению физической и психической активности, к ослаблению его реактивности в
отношении других неблагоприятных внешнесредовых факторов и предрасполагающая к
новым заболеваниям.
В сложном
процессе формирования личности участвуют многие физические, биологические и
социальные факторы. Длительное отрицательное влияние этих факторов на растущий
и развивающийся организм ребенка может привести к аномальному развитию личности
и способствовать возникновению нервно-психических расстройств. Для воспитания
гармоничной личности и предупреждения нервно-психических расстройств у детей
огромное значение имеет социально - экономическая структура общества, система
государственных и медицинских профилактических мероприятий. В процессе развития
происходит формирование ребенка как личности, отражающей социальную сторону его
развития, его общественную сущность.
ЛИТЕРАТУРА
http://www.referat.com/catalog/?download=3898.zip.0