Технология опеки и попечения
Содержание
Введение
Глава 1.
Формы устройства детей сирот
Глава 2.
Технология опеки и попечения
2.1.
Государственные формы устройства детей
Заключение
Список используемой литературы
Сложившаяся
социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа
детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях
распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей,
жестокое обращение с детьми. За последние годы катастрофически выросло
количество «социальных сирот», детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.
Вооруженные конфликты, природные, техногенные и социальные катастрофы –
причины, способствующие тому, что дети остаются без родителей.
Увеличение числа
детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению числа
учреждений для детей-сирот – домов ребенка, детских домов, школ-интернатов,
приютов и т.д. Вместе с тем многочисленные исследования психологов и педагогов
показывают, что помещение ребенка в учреждение интернатного типа не
обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь приводит
к нарушению развития ребенка. Результатом проживания ребенка в условиях
интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной жизни, к
поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовать
свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью.
В последние
годы в России все громче заявляет о себе скрытое социальное сиротство. Падение
условия жизни привело к увеличению числа неблагополучных семей, а также к тому,
что дети “вытесняются на улицу”, и как следствие этого большой рост
беспризорности.
Опека и
попечительство – это форма устройства детей–сирот, оставшихся без попечения
родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для
поддержки их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими
возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до
18 лет.
Глава
1. Формы устройства детей сирот
Семейным законодательством Российской
Федерации предусмотрены несколько форм устройства детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей – это усыновление, опека (попечительство),
приемная семья, устройство в государственные учреждения. Этот список не полный,
так как законодатель дает возможность регионам по своему усмотрению и в силу
своих возможностей, опыта и профессионализма, развивать иные формы устройства
детей и способы решения проблемы сиротства.
В социальной
международной практике известным и другие формы устройства, которые можно классифицировать
следующим образом:
1. Семейные формы устройства детей:
-
усыновление
(удочерение)
-
опека
(попечительство)
2. Государственно-общественные формы
устройства детей:
-
семейный
детский дом (приемная семья)
-
детские
деревни SOS
-
временная
приемная семья
-
фостеровская
(замещающая семья)
-
патронатная
семья
3. Государственные формы устройства
детей:
-
дом
ребенка
-
детский
дом
-
школа-интернат
-
центры
временного содержания детей.
Глава
2. Технология опеки и попечения
Семейные формы
устройства детей являются наиболее приоритетными, так как дают ребенку
возможность получить положительный опыт семейной жизни, пройти внутрисемейный
процесс социализации.
Усыновление
(удочерение) – это специальная мера защиты ребенка, при которой юридически
устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской
парой, не являющимися его родными отцом или матерью. Это лучшая для
ребенка-сироты форма его устройства. Важным обстоятельством, для воспитания и
развития является то, что в случае усыновления (удочерения) ребенок обретает
именно семью, а не какую-либо ее замену.
Опека и
попечительство – это форма устройства детей–сирот, оставшихся без попечения родителей,
в целях их содержания, воспитания и образования, а также для поддержки их прав
и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет;
попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Лицо,
которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством.
Опекунская семья предполагает родственные связи (прямые или косвенные) ребенка
с опекуном. Под опеку обычно отдаются дети, имеющие прямых родственников со
стороны одного из родителей. Опеку принимают бабушки, дедушки, реже – дяди и
тети детей. Определяют опекуна органы опеки и попечительства. В задачу опекуна
входит воспитание и развитие ребенка, защита его прав. Опекун осуществляет,
контроль за сохранение и использование имеющегося у несовершеннолетнего
ребенка движимого или недвижимого имущества, но сам не имеет права
распоряжаться этим имуществом. Под попечение, по сравнению с опекой, может
попадать значительно более широкая категория детей. Права детей, находящихся
под опекой (попечительством) а также обязанности опекунов (попечителей)
определяются Гражданским и Семейным кодексами Российской Федерации. На
подопечных детей распространяются льготы, нормы и преимущества, установленные
для воспитанников детских домов.
Согласно статье 1
Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996
года №159-ФЗ, в редакции от 7 августа 2000 года №122-ФЗ) к числу детей-сирот
относятся дети, у которых умерли оба или единственный родитель (одинокая мать).
К числу детей,
оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения,
единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав,
признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлением
их умершими, длительно болезнью родителей, препятствующей выполнению ими
родительских обязанностей, отбыванием наказания в местах заключения и
нахождения их под стражей в период следствия.
Отсутствие
родителей должно быть подтверждено соответствующими документами:
1.
Копии
свидетельства об их смерти.
2.
Копии
решений суда о лишении родительских прав, отобрании ребенка, признании
безвестно отсутствующими, объявлении умершими, признании их недееспособными.
3.
Копии
приговора суда об осуждении родителей.
4.
Медицинский
документ о длительной болезни родителей, препятствующий выполнению ими своих
обязанностей.
5.
Документ,
подтверждающий то, что ребенок был подкинут.
6.
Материалы
о розыске родителей и другие.
Эти документы
являются юридическим основанием для предоставления лицам из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, материального обеспечения и льгот.
В тех случаях,
когда имеется документ, подтверждающий лишение ребенка родительского попечения.
Только в отношении одного родителя, а другой родитель длительное время не
принимает участия, в содержании и воспитании ребенка, и последний был устроен
на воспитание и содержание, в детское интернатное учреждение или под опеку
(попечительство), то эти дети относятся к числу детей, фактически оставшихся
без попечения родителей.
2.1.
Государственные формы устройства детей
Государственно-общественные
формы устройства детей-сирот – это такие формы устройства, при которых
дети-сироты имеют долговременное или кратковременное пребывание ребенка в семье
с его полным государственным обеспечением и выплатой денежного пособия лицам,
взявшим на себя заботу об их воспитании.
Семейный детский
дом (приемная семья) – форма организации жизнедеятельности детей-сирот,
созданная по инициативе Советского детского фонда в 1988 году. Впоследствии
получила название «приемная семья». Граждане (супруги или отдельные лица, не
состоящие в браке), взявшие на воспитание не менее 8 детей, именуются
родителями-воспитателями, дети, передаваемые на воспитание в приемную семью,
именуются приемными детьми, а такая семья – приемной. Дети находятся на полном
государственном обеспечении, родители-воспитатели получают денежное пособие.
Работа приемных родителей включается в трудовой стаж. В семейных детских домах
создаются условия, приближенные к нормальной семейной жизни. В семьях
воспитываются дети от 3 до 18 лет. Выпускники пользуются льготами воспитанников
детских домов. Постановление об образовании семейного детского дома
принимается местным органом исполнительной власти по предоставлению органов
опеки и попечительства. Направление в семейный детский дом осуществляют органы
народного образования на основании решения местной администрации.
В России к началу
2001 года насчитывалось 386 приемных семей, в которых воспитывалось более 2,3
тысяч детей. Однако в последние годы из-за сложной социально-экономической
ситуации в стране число приемных семей заметно сокращается, а новых почти не
создается.
В России первая
детская деревня SOS была открыта в пос. Томилино
Московской области, в Мурманской области в 2000 году в г. Кандалакша также начала
работать детская деревня SOS [1,с.55].
Временная
приемная семья – форма устройства ребенка, когда его на время помещают в семью,
до разрешения его проблем и определения его дальнейшей судьбы. Временную приемную
семью отличает от опекунской или семьи усыновителя, прежде всего то, что эта
семья профессиональных специалистов: психологов, педагогов, медиков, социальных
работников. Если обратиться к зарубежному опыту, то можно выделить несколько ее
признаков: наличие у временных родителей определенной профессиональной
квалификации, соответствующей психолого-педагогической подготовке; оплата услуг
деятельности такой семьи, время нахождения ребенка в семье учитывается в
качестве рабочего стажа приемных родителей; работа временных родителей
происходит в их собственном доме.
Фостеровская
(замещающая) семья – это одна из разновидностей приемной семьи, новое явление
для нашего общества. Как правило, деятельность такой приемной семьи необходима
тогда, когда дети в срочном порядке изымаются из семьи в силу различных
обстоятельств, таких как кризисная ситуация в родной семье, болезнь или
отсутствие родителей.
Основная цель
такой семьи – поддержание контактов с биологическими родителями и возвращение
ребенка в родную семью. Если невозможно возвращение ребенка в родную семью,
тогда он находится в приемной до тех пор, пока не состоится решение суда в
отношении судьбы ребенка.
Патронатная
семья – под патронатом понимается специальная форма устройства ребенка,
нуждающегося в государственной защите, на воспитание в семью, патронатного
родителя при сохранении части обязанностей опекуна (попечителя) в отношении
ребенка у органа опеки и попечительства (уполномоченного органа).
В патронатную
семью ребенок может помещаться временно до решения его дальнейшей судьбы:
возврат к биологическим родителям, усыновление или опекунство, устройство в
учреждение интернатного типа. В таком случае патронатная семья выполняет
функцию как бы «скорой помощи», в которую помещаются дети, в срочном порядке
изъятые из кризисных семей по причине угрозы для их здоровья и жизни.
Психологи,
педагоги, социальные работники сходятся в мнении, что полный отрыв детей от
своих биологических родителей во многих случаях крайне нежелателен. В идее
патроната, в отличие от всех остальных, должна быть заложена программа
сохранения и поддержания контактов ребенка с его биологическими родителями.
Форму
патронатного устройства ребенка в семью можно также использовать для обеспечения
социализации, и подготовки к самостоятельной семейной жизни через приобретение
опыта проживания в семье, усвоение семейных ролей и гендерных моделей поведения
в семье. Особенно это актуально для выпускников интернатных учреждений.
Государственные
формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей наиболее развитые и
наиболее широко используемые в нашей стране. Это обусловлено, с одной стороны,
коллективистским образом жизни советских граждан на протяжении более чем 70
лет, а также возможностью страны с государственным регулированием экономики с
наименьшими затратами обеспечить минимальную прожиточную норму наибольшему
числу детей.
Продолжает
увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте. Растет число
выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются
под опеку (попечительство) и на усыновлении, около 30% от их числа
устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные
учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество
детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается.
Дети-сироты,
дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта
семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в
государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от
совершенства, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских
прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. 40% детей, вышедших из
интернатных учреждений, становятся преступниками, 40% - наркоманами, 10% -
заканчивают жизнь самоубийством и лишь 10% - способны к полноценной
самостоятельной жизни.
При этом
парадоксально, но именно профилактически – восстановительная работа с семьями
группы риска, с кровной семьей, в России практически не развита, такая работа
не является сегодня приоритетом для большинства органов местного самоуправления
в Российской Федерации, для комитетов и департаментов, а также «приемлема» она
на уровне семейного законодательства Российской Федерации. В Семейном Кодексе
Российской Федерации есть целый раздел, посвященный воспитанию детей,
оставшихся без попечения родителей, но нет ни слова о том, как сохранить и
укрепить родительское попечение ребенка.
1.
Брускова
Е. Если вместе…: Детские деревни –SOS (история и современность, благотворительность), Смена.-2000.
2.
Великанова
Л. Сирота с Казанского. О проблемах беспризорных детей, Смена. -2000.
3.
Воронова
Е. Социальная работа с уличными детьми, Социальная работа. -2003.
4.
Дармоделин
С. Безнадзорность детей в России, Педагогика.- 2001.
5.
Дементьева
И. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке, Социальная педагогика.-
2003.
6.
Красницкая
Г., Пронина С. Социальное сиротство: причины и профилактика 2002.
7.
Назарова
И. Возможности и условия адаптации сирот: В последующей жизни, Социс. – 2001.
8.
Нестерова
О. Сирота до востребования уд. – 2005.
10.
Тростанецкая
Г. Социальные сироты в нашем обществе, Социальная педагогика. – 2004.
11.
Федеральный
закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в
редакции от 7 августа 2000 года №122-ФЗ).