Социологический конфликт
Министерство образования и науки Украины
Национальный Технический Университет Украины «КПИ»
Издательско-полиграфический факультет
РЕФЕРАТ
по дисциплине: “Социология” на тему:
«Социологический
конфликт»
Студентки IІI курса
группы СЕ-22
Орловой Д. А.
Преподаватель:
Слушаенко В. Е.
Киев-2004
Содержание
Введение............................................................................................3
Для чего изучать
конфликты......................................................3
Что значит изучать конфликты и как это следует делать........5
1. Природа
конфликта.....................................................................7
2. Происхождение
конфликтов......................................................8
3. Природа человека и социальный конфликт.............................9
Заключение.....................................................................................10
Используемая
литература...............................................................11
Введение
Для чего изучать конфликты?
Каждый человек на протяжении своей
жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то
достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы
обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А
окружающие - будь то родственники или те, с кем вы вместе работаете, полагают,
что вы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была вами неверно
сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо вы не
смогли оценить верно сложившуюся ситуацию и обстоятельства вам помешали.
Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство,
создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения
и конфликта.
Как выйти из сложившейся ситуации?
Надо ли предпринимать какие-либо специальные усилия для того, чтобы преодолеть
ее и вновь завоевать расположение окружающих вас людей? Или же не нужно этого
делать; просто не следует обращать внимание на то, как к вам относятся другие?
Чтобы найти правильное решение этой
дилеммы весьма полезно знать, что такое конфликт, как он разворачивается, через
какие фазы проходит и как разрешается. В этом смысл изучения конфликтов.
Другой пример пояснит конфликтную
ситуацию несколько иного рода; и вы, и ваш коллега претендуете на определенное
благо, но это благо может принадлежать лишь одному человеку. Такая ситуация
называется ситуацией конкуренции, соревнования, соперничества. На основе ее
складываются весьма естественно и просто конфликтные отношения. Кто будет в
выигрыше? Будет ли компенсация тому, кто окажется в проигрыше? Как будут
развиваться отношения между людьми в момент состязания или конкурса и каков
будет характер этих отношений впоследствии?
На эти вопросы можно ответить лишь
тогда, когда знаешь кое-что о конфликтах, о том, что такое конфликт.
Третий пример приведем из отношений
между большими группами людей. Открыто крупное месторождение газа. Освоение его
даст существенный экономический выигрыш и вместе с тем нанесет огромный ущерб
окружающей местности, экологическому равновесию, приведет к разрушению
традиционного образа жизни местного населения. Как правило, в такого рода
ситуациях мнения людей разделяются. Одни стоят за первый вариант и апеллируют к
прогрессу и экономическим интересам, другие - к экологическому равновесию и к
необходимости защищать обычаи и культуру малочисленных народов. Расхождение во
мнениях легко превращается в групповой и личностный конфликт, который в конце
концов получает какое-то разрешение.
Чтобы найти оптимальное решение,
нужно обладать не только знанием экономических расчетов, но и знанием того, как
развиваются такого рода конфликты. Ведь такого рода ситуации возникают
повсеместно. Столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление
производственной и общественной жизни. Можно сказать, что такого рода конфликты
существуют всюду - в семье, на работе, в школе. Чтобы выработать верную линию
поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое
конфликты и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру
общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более
устойчивой в психологическом отношении.
Наиболее важные конфликты между
людьми и социальными группами концентрируются в сфере политики.
Политика есть не что иное, как сфера
деятельности по разрешению и воспроизводству конфликтов. Не случайно долгое
время в истории любого человеческого сообщества наблюдается соединение в одном
лице функций правителя и судьи. Князь в древнерусском государстве не только
военный защитник и сборщик дани, но и судья. Он определяет, кто прав и кто
виноват в конфликтах, возникающих между заимодавцем и должником, продавцом и
покупателем, претендентами на наследство, выросшими детьми, желающими
отделиться от своих родителей вопреки их воле, и в массе других повседневных
ситуаций.
Вместе с тем политика не только
область примирения конфликтующих сторон. Очень часто она оказывается средством
провоцирования конфликтов. Политика сопряжена с властью. К власти стремятся не
все, но очень многие, в особенности социально активные люди. Но число властных
позиций в обществе ограничено. Если эти властные позиции не определяются
нормами наследования, как это имеет место при монархическом политическом
устройстве, то обязательно возникает конфликт между теми, кто имеет некоторые
шансы и возможности занимать те или иные властные позиции. Борьба за та кого
рода позиции весьма распространена во всяком обществе. Характер ее зависит от
политического режима, который существует в данном обществе в данный момент.
Собственно, суть любого политического
режима заключается именно в том, что он определяет формы политического
конфликта в борьбе за властные полномочия. Он определяет те способы, пользуясь
которыми участники политической борьбы или конкуренции добиваются своих целей,
главная из которых - победа над своим противником, оппонентом, соперником.
Изучать конфликты нужно для того,
чтобы научиться понимать политическую жизнь общества, чтобы не оказаться пешкой
в политических играх, чтобы разбираться в хаосе политических действий и
направлений и участвовать в политической жизни, даже если это участие
ограничивается выборами в Государственную думу - вполне сознательно, отдавая
себе отчет в том, что идеальных правителей быть не может, что все избираемые
или назначаемые на государственные посты люди - обычные смертные. Их качества и
политические, и человеческие во многом определяются тем, как они ведут себя в
политических конфликтах, какие стороны их личности раскрываются в конфликтных
ситуациях.
Следовательно, задачи изучения
конфликтов многогранны. Каждый извлекает из этого изучения пользу для себя.
Предприниматель получает сведения о том, как развивается конкуренция в условиях
рынка, профсоюзный деятель узнает о методах защиты интересов своей
профессиональной группы. Политический деятель и юрист получают сведения о
прецедентах, имеющих для представителей этих родов деятельности особое
значение. Они получают здесь и теоретические знания, поскольку конфликты в
обществе развиваются не только на бытовом уровне, они пронизывают отношения как
внутри государства, так и между государствами.
А «простому человеку» изучение
конфликтов нужно для того, чтобы избавиться от своей «простоты» и получить те
сведения, без которых невозможно быть гражданином своей страны, своего
отечества и действовать сообразно принципам гражданственности в различных,
подчас весьма сложных общественно-политических ситуациях.
Что значит изучать конфликты и как
это следует делать?
Сложность ответа на этот вопрос
заключается в том, что на первый взгляд здесь вообще нет предмета для
какого-либо особого изучения. Всем известно, что есть конфликты и есть согласие
между людьми, что жизнь в согласии лучше, чем бесконечные споры,
препирательства, и тем более, чем враждебность людей друг к другу.
Русская пословица гласит: «худой мир
лучше доброй ссоры», а наш практический разум и обыденное сознание говорят о
том, что конфликтных ситуаций лучше избегать, тогда твой жизненный путь будет
более благоприятным.
Однако дело в том, что при всеобщем
понимании высказанных выше истин люди не могут жить без конфликтов.
Исторический опыт свидетельствует, что многие народы прошли через
разрушительные войны. Жизнь в мире была скорее исключением, чем правилом.
При этом сами войны были
результатом конфликтов между народами, странами и государствами. Особенный
ущерб народам приносили гражданские войны, когда «брат шел на брата, а сын на
отца». И эти войны возникали в результате конфликтов. Накануне военных
столкновений и в ходе их всегда находились люди, призывавшие к миру, к тому,
чтобы не прибегать к насилию. Но голос этих людей не был услышан правителями,
революционерами, полководцами. Конфликты не угасали, а разрастались, сами
примирители попадали в такую ситуацию, когда их примиренческие высказывания
рассматривались как пособничество врагу, измена государственным и национальным
интересам.
Факты свидетельствуют о том, что
конфликты играют в жизни людей, народов и стран гораздо большую роль, чем
хотелось бы самим людям: все хотят мира, но каждый стремится к нему по-своему и
в результате этого «по-своему» возникает война.
Эта ситуация была замечена еще
древними историками и мыслителями. Каждый крупный конфликт не оставался
бесследным. Войны описывались и анализировались в исторической литературе и
многие историки выделяли в качестве причин военных столкновений несовпадение
интересов враждующих сторон, стремление одних захватить территорию и покорить
население и стремление других защититься, отстоять свое право на жизнь и
независимость.
Но не только историки описывали и
изучали причины конфликтов и вооруженных столкновений. В Х1Х и ХХ вв. проблема
конфликтов стала предметом изучения социологов. По сути дела в рамках
социологии сложилось специальное направление, которое ныне обозначается как
«социология конфликта». Изучение конфликтов означает в первую очередь
ознакомление с весьма богатой и многообразной литературой по этой проблематике,
усвоение теоретических и практических знаний, накопленных в рамках данного
направления социологической мысли. Разумеется, и в других областях
обществоведения накапливались знания о конфликтах. Речь идет о психологии,
политической науке, истории, об экономических теориях, об этнологии. Но в
первую очередь надо обратить внимание на социологию конфликта, в рамках которой
разрабатываются, с одной стороны, общетеоретические проблемы конфликта, а с
другой - практические методы анализа и разрешения конфликтов разного рода.
Практические методы социологического
анализа конфликтов заключаются прежде всего в том, чтобы выяснить, как сами
конфликтующие стороны воспринимают конфликт и как они его оценивают. В этих
целях используется метод экспертного интервью как с теми людьми, которые хорошо
знают историю вопроса, так и с лидерами и рядовыми участниками конфликтующих
направлений. Это очень трудоемкая и деликатная работа, так как далеко не всегда
мотивы конфликта лежат на поверхности и адекватно осознаются участниками
конфликта с той и другой стороны. Сбор материала на месте конфликта
предполагает опрос свидетелей столкновений, ознакомление с масштабом ущерба,
нанесенного сторонами друг другу. Необходимо также выяснить, были ли попытки
примирения в конфликте и чем они закончились, на какой стадии находится
переговорный процесс, кто в нем участвует, каков статус посредников и лиц,
участвующих в ведении и организации переговоров: могут ли они обеспечить
выполнение тех решений, к которым придут конфликтующие стороны? Практически
социолог, исследуя конфликтную ситуацию на месте, может пользоваться всей
совокупностью традиционных и не традиционных методов. Надо при этом заметить,
что именно в разработке проблематики конфликта особенно важны гибкие методы.
Опросы статистического характера здесь не дадут больших результатов, другое
дело - изучение менталитета противостоящих сторон с помощью интервью, включая
подчас и повторные обращения к респонденту. По поводу обнаружения пристрастий
со стороны исследователя среди социологов, изучающих конфликты, нет единой
точки зрения. Одни считают, что он не должен их обнаруживать, так как это
отразится на достоверности информации и на возможности получения материалов от
обеих сторон конфликта. Другие - опирающиеся на так называемую активистскую
социологию, разрабатываемую французским социологом Аланом Турэном и его школой,
полагают, что социолог должен непосредственно участвовать на стороне той силы,
которую он считает прогрессивной, и содействовать тому, чтобы участники
конфликта постоянно рефлексировали по поводу своих действий и высказываний,
отдавали себе отчет в том, как они формулируют цели своего движения и какими
средствами они собираются пользоваться и пользуются на самом деле. Среди
российских социологов к направлению Турэна принадлежит группа, возглавляемая
Л.А. Гордоном, подготовившая целый ряд публикаций по современному
демократическому и рабочему движению в России. Что касается сбора первичного
материала по национальным конфликтам, то наилучшие результаты дает метод
участия в переговорных процессах. Применительно к конфликтам производственного
характера следует обратить внимание на методы инновационных и деловых игр.
Успешная разработка таких методов осуществляется В С. Дудченко и Л.А. Дудченко.
1. Природа конфликта
В современной литературе по истории
социологии сложившиеся социологические направления подразделяются на две
большие группы в зависимости от того какое место в теоретических построениях
занимает проблема социального конфликта. Такое подразделение мы находим прежде
всего у весьма авторитетного историка социологии Джеффри Александера. Теории
Маркса, Вебера, Парето, а из ныне живущих - Дарендорфа с этой точки зрения
рассматриваются как те, в которых проблематика конфликта занимает доминирующее
место при объяснении социальных процессов и изменений. Дюркгейм, Парсонс,
Смелсер преимущественное внимание уделяют проблеме стабильности и устойчивости
. Их теории ориентированы не сколько на изучение конфликта, сколько на
обоснование консенсуса.
Это деление направлений
социологических теорий можно признать верным лишь с определенной долей
условности. Главным образом оно основывается на противопоставлении
функционализма и социологии конфликта, сформулированным Ральфом Дарендорфом.
Итак, конфликт - это важнейшая
сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального
бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами
социального действия мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и
нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта
состоит в том что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой
системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под
воздействием конфликта.
Каждая сторона воспринимает
конфликтную ситуацию в виде некоторой проблемы в разрешении которой
преобладающее значение имеют три главных момента:
во-первых, степень значимости более
широкой системы связей, преимущества и потери , вытекающие из предшествующего
состояния и его дестабилизации - все это может быть обозначено как оценка
доконфликтной ситуации;
во-вторых, степень осознания
собственных интересов и готовность пойти на риск ради их осуществления;
в-третьих, восприятие противостоящими
сторонами друг друга, способность учитывать интересы оппонента.
Таким образом, основные этапы или
фазы конфликта могут быть обозначены следующим образом:
1. Исходное положение дел; интересы
сторон, участвующих в конфликте; степень их взаимопонимания.
2. Инициирующая сторона - причины и
характер ее действий.
3. Ответные меры; степень готовности
к переговорному процессу; возможность нормального развития и разрешения
конфликта - изменения исходного положения дел.
4. Отсутствие взаимопонимания, т. е.
понимания интересов противо-положной стороны.
5. Мобилизация ресурсов в
отстаивании своих интересов.
6. Использование силы или угрозы
силой (демонстрация силы) в ходе отстаивания своих интересов; жертвы насилия.
7. Мобилизация контрресурсов;
идеологизация конфликта с помощью идей справедливости и создания образа врага;
проникновение конфликта во все структуры и отношения; доминирование конфликта в
сознании сторон над всеми иными отношениями.
8. Тупиковая ситуация, ее
саморазрушающее воздействие.
9. Осознание тупиковой ситуации;
поиск новых подходов; смена лидеров конфликтующих сторон.
10. Переосмысление, переформулировка
собственных интересов с учетом опыта тупиковой ситуации и понимание интересов
противостоящей стороны.
11. Новый этап социального
взаимодействия.
2. Происхождение конфликтов
Адекватный анализ конфликтной
ситуации предполагает тщательное выделение обстоятельств созревания конфликта.
Здесь могут действовать исторические, социально-экономические и культурные
факторы, завершающиеся в действиях политических структур и институтов.
3. Природа человека и социальный
конфликт
Вопрос о том, какова природа
конфликта, кажется на первый взгляд очень ясным и простым. Но, как это часто
случается, он содержит в себе несколько иных вопросов. Это, во-первых, вопрос о
причинах конфликтов, во-вторых, об их роли в жизни общества и в жизни
отдельного человека и, в-третьих, о возможностях регулирования конфликтов.
Во многом ответы на эти вопросы
зависят от более общих мировоззренческих установок, которые принимаются в
качестве исходной базы в рамках соответствующих социологических теорий. Прежде
всего понимание конфликта связано с пониманием природы самого человека.
Человек? Что это такое? И в чем состоит его собственная природа?
С древних времен до наших дней
сталкиваются между собой по меньшей мере две точки зрения при ответе на этот
вопрос.
Первая точка зрения восходит к
Аристотелю (384-322 до н.э.), к его знаменитому трактату «Политика», в котором
этот основоположник европейской науки систематизировал сложившиеся к его
времени взгляды на общественное устройство и дал свой ответ на вопрос о лучших
и худших видах организации совместной жизни людей.
Аристотель утверждал: «государство
- продукт естественного возникновения... Государство принадлежит тому, что
существует по природе, человек по природе своей есть существо политическое, а
тот, кто... живет вне государства,- либо недоразвитое в нравственном смысле
существо, либо сверхчеловек".
«Очевидно,- утверждает Аристотель,-
государство существует по природе и по природе предшествует каждому человеку,
поскольку последний, оказавшись в изолированном состоянии, не является
существом самодовлеющим, то его отношение к государству такое же, как отношение
любой части к своему целому» .
Как видно из приведенных
высказываний. Аристотель в решении главного вопроса социологии о соотношении
общества и индивида недвусмысленно отдает приоритет обществу Общество,
государство для него есть первичное начало, это целостность, а отдельный
человек - часть более широкого целого. Государство, право, справедливость, по
Аристотелю,- разные стороны государственного общения, стремление к которому
заложено во всех людях от природы. Деление же людей на тех, кто властвует, и
тех, кто подчиняется. Аристотель относит к естественным законам природы.
Аналогичным образом решает обозначенную проблему и Платон (427-347 до н.э),
которого иногда называют первым социалистическим мыслителем.
К решению вопроса о соотношении
общества и личности в пользу человека как отдельного самоценного существа
общественная мысль приходит гораздо позже.
Это связано с зарождением и
становлением либеральных экономических и социальных теорий. Одним из первых
социальных мыслителей, вставших на позиции общественного договора, был
английский социальный мыслитель
Томас Гоббс (1588-1679),
опубликовавший в 1651 г. знаменитый трактат «Левиафан, или Материя, форма и
власть государства церковного и гражданского».
Если Аристотель считал, что
государство существует от природы и что человек по природе своей - существо
общественное, политическое, то Гоббс полагает, что естественное состояние
общества это «война всех против всех».
Он считает, что «природа создала
людей равными в отношении физических и умственных способностей» Но это
равенство людей от природы само по себе не есть благо.
Заключение
Большая часть проблематики конфликта
разрабатывается на макроуровне в контексте крупномасштабных теоретических
построений, связанных с задачами объяснения социокультурных изменений в
современном обществе.
Вместе с тем , проблематика
конфликта носит сугубо прикладной характер. Она пользуется широким спросом при
решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение
интересов двух или большего числа сторон. По сути дела в практике организации
современного менеджмента, в дипломатии, в юриспруденции, коммерческой
деятельности и иных областях жизни, где наблюдается непосредственное
столкновение интересов противостоящих сторон, сложилось прикладное направление,
которое получило название конфликтология. Конфликтолог- это специальная
профессия, представители которой участвуют во многих переговорных процессах,
выезжают в "горячие точки", где работают в качестве консультантов и
участвуют в переговорном процессе на разных уровнях и в разных ситуациях.
Используемая литература
1. Брушлинский А.В. "Общая
психология"
Москва, Просвещение , 1986
2. Веренко И.С.
"Конфликтология"
Москва, концерн Swiss ,1990
3. Готтсданкер Р. " Основы
психологического эксперимента"
Издательство Московского
Университета, 1982
4. Добрович А.Б. "Воспитателю о
психологии общения"
Москва, Просвещение , 1987
5. Здравомыслов А.Г. "Социология
конфликта"
Москва, АО Аспект пресс 1994