Причины бедности в России
Нижегородский
филиал
Государственный
Университет
Высшая
школа экономики
Эссе
по социологии:
«Причины
бедности в России»
2006
г.
Причины бедности в России.
Проблема бедности во многих странах
была и остается острой темой среди всех слоев населения. Но для России она
является особенно актуальной. Нимало научных и художественных произведений написано
по данному вопросу да и, наверное, не существует человека, не обеспокоенного
этим разлагающим явлением общества. Однако, ни в одном экономическом словаре
не приводится определения этого понятия, хотя я считаю бедность в большей мере
экономическим фактором. В «Большом энциклопедическом словаре» приводится лишь
определение понятия «беднота», но оно не является исчерпывающим.Для того, чтобы
бороться с бедностью и пытаться её искоренить, необходимо знать причины этого
явления. Не раз проводились социологические опросы, которые выявили мнение
населения о причинах бедности в России, среди них отмечаются: правительство,
коррупция, лень, национальный менталитет, пьянство, мафия, монополизм. Я бы
хотела рассмотреть главные причины бедности в России.
Около 50% опрошенных отметили
коррупцию самой главной причиной бедности в России. И это неудивительно, ведь
коррупция- страшное явление, разлагающее общество, затрагивающее все его слои и
практически не поддающееся истреблению в нашей стране. А между тем, коррупция
имеет ряд очень неблагоприятных и даже ужасающих последствий:
-Коррупция расширяет теневую
экономику, что сокращает поступления в бюджет и лишает государство рычагов
управления.
- Коррупция разрушает конкуренцию,
так как взятка обеспечивает предоставление неконкурентных преимуществ.
- Коррупция лишает государство
возможности обеспечивать соблюдение честных правил рыночной игры, что
дискредитирует и саму идею рынка, и авторитет государства как арбитра и судьи.
- Влияние коррупции на проведение
приватизации и банкротств (принявшее поистине гигантские масштабы) затрудняет
появление эффективных собственников.
- Нерациональное расходование
бюджетных средств усугубляет бюджетный кризис.
- Коррупция увеличивает издержки
субъектов экономики, что перекладывается на потребителей через повышение цен и
тарифов.
- Коррупция в органах
государственного управления разлагает не только их самих, но и аппарат
управления крупных корпораций. Соответственно происходит общее снижение
эффективности управления - как государственного, так и коммерческого.
- Управленческий потенциал общества
переориентируется коррупцией с интересов развития страны на интересы ее
разворовывания.
- Коррупция снижает зависимость
государства от населения, а тем самым - его заинтересованность в решении
социальных проблем.
- Из-за нарушения бюджетных
обязательств не выполняются важнейшие социальные программы.
- Делая бесправных бедных еще беднее,
а влиятельных богатых еще богаче, коррупция поддерживает высокую социальную
дифференциацию, а с ней - и высокую социальную напряженность.
- Охватывая жизненно важные сферы
(например, образование и здравоохранение) и разрушая их, коррупция отвлекает
колоссальные средства от целей общественного развития и усиливает деградацию
общества - не только социальную и интеллектуальную, но и биологическую.
- Распространяясь "сверху
вниз" и пронизывая все уровни общественной жизни, коррупция усиливает
нравственную деградацию общества, создает терпимость по отношению к ней и
преступности вообще (например, даже к заказным убийствам). Все шире
распространяется восприятие коррупции как единственно возможной в России формы
эффективных отношений между обществом и государством.
Еще одна из причин бедности россиян
- бесправие малого бизнеса. Всемирный банк обнародовал данные исследовательского доклада
«Экономический рост, бедность и неравенство в странах Восточной Европы и
бывшего Советского союза». В нем анализируется в том числе и российская
статистика доходов населения. Чем больше будут богатеть богатые, тем больше
будут беднеть бедные. Хотя среднестатистический доход, учитывая доходы и тех, и
других, как это делают правительственные структуры, показывает, что Россия –
совсем не самая бедная страна. Причем с растущими экономикой и доходами
граждан. «Такая концентрация капитала, как в России, исключительно отрицательно
влияет на качественный состав населения, – сказал старший экономический
советник, сотрудник отдела управления экономикой и снижения уровня бедности
Всемирного банка Владимир Дребенцов. – Конечно, связь между экономическим
ростом и сокращением бедности есть. Проблема в том, что государство продолжает
субсидировать отжившие свой век структурные образования». Это подробно изложено
в экономическом меморандуме Всемирного банка, где впервые аналитически
оформлены данные о концентрации собственности в РФ, особенно в регионах.
Меморандум обвиняет российское правительство в агрессивном захвате ресурсов и
неэффективном их использовании. Это и провоцирует дальнейший упадок населения. «Но
ограничение доходов российских миллиардеров и перераспределение их между
бедными, как иногда предлагается, не приведет к победе над бедностью, – говорит
Владимир Дребенцов. – Наши претензии к тому, что в России называется
олигархами, а мы их называем крупным бизнесом, – это то, что они создают
недостаточное количество рабочих мест. Постоянный тезис Всемирного банка таков:
малый и средний бизнес способны генерировать гораздо большее число эффективных
рабочих мест».
Малому бизнесу, по его словам, мешает все – начиная с бюрократических барьеров
и кончая теми ограничениями, которые накладывает на него присутствие большого
бизнеса: «В первую очередь это проблема непосредственного доступа к ресурсам
всех типов, прежде всего экономическим». Попросту говоря, малый бизнес в России
бесправен, это в том числе и является причиной слишком яркой и постоянно
растущей дифференциации доходов граждан страны. Предприятия-монополисты
выбивают для себя пониженные ставки оплаты электроэнергии и других
энергетических ресурсов. Таким образом, происходит чисто экономический захват
ресурса. Специалисты ВБ заметили и еще один, возможно, неожиданный для
российских властей факт: бюджетный сектор перестал быть основным источником
генерирования бедности. «Нужна реструктуризация самой бюджетной сферы. В
большинстве российских регионах бюджетный сектор во многом замещает
неэффективные сектора экономики. А в некоторых регионах до 40% населения
работает именно в бюджетной сфере. Это ненормально», - считают в ВБ. Власти
именно госсектор воспринимают в качестве беднейшего слоя и постоянно вливают в
него финансовые инъекции. А из-за того что он слишком раздут, как это отмечают
эксперты ВБ, за ним не видно, что Россия бедна совсем не из-за бюджетников. Согласно
официальным данным, Россия впервые за последние десять лет переживает период
экономического подъема, который начался примерно с середины 1999 г. В 2000 г.
по сравнению с 1999 г. рост ВВП составил 7,7% (аналогичный показатель 1999 г. к
1998 г. - 3,5%), объем промышленной продукции увеличился на 9% (1999 г. к 1998
г. - 8,1%).
Вместе с тем, несмотря на позитивную
динамику макроэкономических показателей, сохраняются значительная
дифференциации населения по уровню доходов, низкая зарплата в ряде отраслей
экономики, высокий уровень бедности.
Среднедушевые денежные доходы 10%
наиболее обеспеченных граждан превышают доходы 10% наименее обеспеченных почти
в 14 раз. Социальные трансферты и внутрисемейное перераспределение ресурсов
более-менее выравнивают доходную обеспеченность домохозяйств, поскольку
дифференциация оплаты труда достигла угрожающих размеров - 34 раза. Столь
высокая дифференциация заработной платы непосредственно связана с межотраслевым
и внутриотраслевым неравенством в оплате труда. Межотраслевые различия в оплате
труда в 2000 г. достигли 8,5 раз. Наиболее высокие заработки отмечены в
топливно-энергетическом комплексе, цветной металлургии и в сфере финансов,
самые низкие - в сельском и лесном хозяйстве, легкой промышленности и в
бюджетных секторах экономики.
Вследствие либерализации цен в
1992-1993 гг. реальные располагаемые денежные доходы населения снизились почти
в два раза, что, в свою очередь, привело к резкому расширению бедности. В этот
период практически в одинаковой степени обесценились все составляющие денежных
доходов населения - заработная плата, пенсии, пособия, стипендии и другие
социальные выплаты. Если к середине 1998 г. процессы расслоения общества по
уровню денежных доходов приостановились, то финансовый кризис августа 1998 г.
вновь обострил эту проблему и в 1999 г. численность населения с доходами ниже
прожиточного минимума составила 42 млн. человек (28,7% населения страны).
Основной прирост доходов в 1999 г. произошел у высокодоходных групп.
В 2000 г. ситуация с доходами населения
улучшилась, но введение новой методологии расчета величины прожиточного
минимума привело к повышению черты бедности (примерно на 15%) и,
соответственно, росту показателя бедности: численность населения с денежными
доходами ниже прожиточного минимума составила в 2000 г. 44 млн. человек, или
30,2% населения страны.
Традиционно уязвимыми группами
населения на рынке труда являются: родители-одиночки (главным образом одинокие
матери), воспитывающие несовершеннолетних детей; молодежь, не способная найти
работу после окончания учебного заведения; безработные (особенно лица, не
имеющие работы на протяжении длительного времени); работники старших возрастов;
инвалиды; мигранты. Дополнительными факторами, связанными с риском бедности,
являются низкий уровень образования, недостаточный опыт работы, семейный
статус. К группам с высоким риском бедности относятся неполные семьи,
возглавляемые, как правило, женщинами, и одиноко проживающие пенсионеры старших
возрастов, среди которых также преобладают женщины.
Отличительной особенностью нынешнего
этапа развития нашей страны является то, что на фоне социальной бедности
(многодетные и неполные семьи с детьми, семьи с иждивенцами, одинокие
пенсионеры, инвалиды) усиливается экономическая бедность, когда работоспособные
граждане не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень благосостояния
из-за низкой заработной платы или задержек с ее выплатой.
При этом факторы, генерирующие
экономическую бедность, таковы, что само по себе получение работы трудоактивным
населением не может служить источником благосостояния по следующим причинам:
отсутствие рынка труда в депрессивных регионах
(особенно в малых городах и поселках), где экономика определяется узким кругом
предприятий (а зачастую одним - градообразующим) стагнирующих отраслей
промышленности;
нормативно установленные рамки оплаты труда таковы,
что не позволяют работникам официально получать достойное вознаграждение в
зависимости от эффективности и качества труда.
Принимая во внимание, что заработная
плата является основным источником доходов большинства россиян и составляет две
трети структуры доходов всего населения, вполне естественно, что ситуация,
сложившаяся на рынке труда, оказала доминирующее влияние на масштабы распространения
бедности в период экономических преобразований.
Изменение профиля бедности, а именно
появление категории "новых бедных", или "работающей
бедноты", связано в первую очередь с невысокими конкурентными позициями
отечественного производства, формировавшегося в условиях закрытости
национальной экономики, неготовностью включения страны в мирохозяйственные
отношения и глобальный товарный рынок. Большинство российских предприятий,
несмотря на нынешний экономический подъем, пока проигрывают в международной конкуренции.
В частности, до 60% потребляемых российским населением товаров текстильной,
легкой, пищевой, обувной промышленности до сих пор ввозится из-за рубежа.
Таким образом, причины российской
бедности состоят прежде всего в вялой адаптации национальной экономики к
процессам глобализации, неконкурентоспособности целых отраслей и производств,
низкой производительности труда и слабой его организации, превалировании
низкооплачиваемых рабочих мест и дефиците специалистов требуемой квалификации В
целом необходимо констатировать, что сложившаяся в стране модель бедности -
прежде всего результат низкого уровня доходов от занятости. Факторы, связанные
с крайне неудовлетворительной ситуацией на рынке труда, низким качеством
рабочих мест, являются доминирующими среди причин дифференциации семей по
статусу бедности. В этой связи российскую бедность можно определить в терминах
"экономической" или "рыночной бедности" - бедности,
связанной с местом конкретных категорий экономически активного населения на
рынке труда.
Если не предпринять срочные меры по
реструктуризации экономики, занятости и активизации политики доходов населения,
то неизбежное сближение потребительских цен национального рынка с мировыми
ценами, связанное с интеграцией отечественной экономики в мировую экономическую
систему, приведет к консервации уровня жизни большинства населения вокруг
порога бедности или в крайнем случае невысокого материального достатка со всеми
вытекающими последствиями для безопасности страны.
Тенденцией, характерной для
социально-трудовой сферы, является также рост региональной дифференциации
уровня жизни населения (по республикам, краям и областям). Региональный аспект
бедности обусловлен различиями в экономическом потенциале территорий, преобладанием
в отдельных субъектах Федерации нерентабельных предприятий депрессивных
секторов экономики, слабой адаптацией населения к новому типу экономических
отношений, неудовлетворительной структурой занятости, отсутствием программ
адресной социальной защиты населения.
Таким образом, основными причинами
бедности в России являются не менталитет и пьянство, а коррупция, бесправие
малого бизнеса, недостаточное кол-во рабочих мест, низкая з\п или задержки с ее
выплатой, неразвитость с\х и других малоприбыльных секторов экономики,
невысокие конкурентные позиции отечественного производства.
Литература и Интернет-ресурсы:
1.
Проект Пермской гражданской
палаты "Пермская Ассамблея - Гражданские дискуссии" при поддержке
института "Открытое общество" (Фонд Сороса). Россия
2.
Доклад Московского Бюро МОТ
"Россия: подготовка стратегии борьбы с бедностью. Анализ и
методологические подходы". Издание Бюро МОТ, Москва 2001.
3.
Исследования НИИ статистики
Госкомстата России по заказу Минтруда России.