Понятие организации
Понятие организации.
• Организация и
человек
• Организационные структуры
Организация
представляет собой единство функций и структуры.
Основным
элементом организации, определяющим ее характер. Основные цели, направленность
развития - коллектив.
Коллектив - это группа
лиц, признающих друг друга, объединенных общей целью и взаимодействующих ради ее достижения.
Единство людей, образующих коллектив, и условий
их деятельности образует содержание такого понятия, как «организация». Любая организация
выполняет две функции - достижение цели создавших ее лиц и поддержание собственного существования.
Организация — это всегда прежде всего
организация людей, а не вещей. Однажды возникнув, организация приобретает ту или
иную степень самостоятельности, позволяющую ей вступать в определенные
отношения со своими создателями. Организация, в свою очередь, применяет
возможности объединяемых ею людей для собственного укрепления и развития.
Поэтому она ожидает от своих участников наличия определенного опыта, знаний,
квалификации, разделения своих целей и ценностей, активного участия в делах,
исполнительности, ответственности, дисциплины, подчинения установившимся
нормам поведения. В идеале взаимоотношения
между человеком и организацией должны быть сбалансированы. Но баланс может нарушаться в результате злоупотреблений с той
и с другой стороны. Организация представляет собой единство функций и
структуры.
Структура
организации, то есть упорядоченная совокупность ее взаимосвязанных частей,
существует в трех формах:
1. Техническая структура -
жесткая структура - представлена совокупностью материальных объектов и процессов (помещение,
оборудование, условия труда, технологии) которые в единстве образуют базу
остальных.
2. Социальная структура - образуется
совокупностью ее участников и связей между ними. Сюда включают, формальны и
неформальные группы, должности, служебные и личные связи, ценности, сферы
влияния, линии подчинения и пр. Все элементы социальной структуры являются
изменчивыми, а поэтому называются
«мягкими».
3. Социотехническая структура -
это совокупность рабочих мест, объединяющая работников пространственно и
технологически. Она интегрирует в себе жесткую техническую и гибкую социальную
структуры.
ЧТО ХАРАКТЕРИЗУЕТ ОРГАНИЗАЦИЮ?
Признаки:
1. Прежде всего, речь идет о наличии
цели, придающей смысл ее существованию. Цель
состоит в удовлетворении потребностей входящих в нее людей.
2. Обособленность от окружения.
3. Взаимосвязь отдельных частей.
4. .Способность к саморегулированию с
помощью внутриорганизационного центра
5. Организационная
культура.
6. Устойчивость
к внешним и внутренним возмущениям.
• Внутренняя среда организации и ее элементы
• Внешняя среда
Основными элементами организации считаются: цели, ресурсы,
разделение труда, культура, технологии, структуры, каналы обмена информацией,
нормы поведения сотрудников и пр. Их совокупность образует ее внутреннюю среду.
Рассмотрим эти элементы подробнее.
Разделение труда представляет собой разграничение и
обособление различных видов деятельности, закрепление
их за отдельными людьми и группами. Оно бывает горизонтальным и вертикальным.
Горизонтальное имеет в основе технологии, профессии, выпускаемую продукцию и
т.п. И определяет общую организационную структуру.
Вертикальное разделение труда, связанное с обособлением
исполнителей и руководителей различного уровня, служит основой структуры управленческой.
Существует четыре типа технологий.
Складывающаяся заключается в том, что все участники относительно
независимо друг от друга работают на кого-то одного, кто создает конечный продукт.
Последовательная технология предполагает, что работы в организации вытекают
друг из друга, и ни одна не может начаться раньше, чем закончится предыдущая. Связанная технология означает, что работы взаимно
обусловливают друг друга, но при этом не обязательно в строгой
последовательности. Наконец, групповая технология заключается в том, что работы
выполняются на одном стационарном объекте многими участниками.
Важнейшим
элементом внутренней среды является организационный порядок. Под ним понимается
совокупность автоматически действующих правил и норм (прохождения документов,
приема посетителей, начала и окончания работы, перерывов и пр.).
Внутренняя
среда - совокупность внутренних эле ментов организации, к 'которым относятся;
- разделение
труда (горизонтальное и вертикальное);
- технология деятельности (складывающаяся,
последовательная: связанная, групповая);
- организационный порядок;
- отношения в
коллективе.
Внешняя среда (окружение) - совокупность
объектов и условий, с которыми организация
взаимодействует непосредственно (деловое) или которые она должна учитывать
(фоновое).
ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Главным законом
принято считать закон синергии ( греч. ~ сотрудничество, содружество). Он
гласит, что возможности организации как единого целого превышают сумму возможностей ее отдельных
частей. Это обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением.
Второй закон
организации - дополнения внутри организационных процессов и функций
противоположно направленными. Например, разделения - объединением,
специализации -универсализацией, дифференциации - интеграцией, и наоборот.
Третий закон организации - требует сохранения
пропорциональности между ней и ее частями при любых возможных изменениях. Это
позволяет в наибольшей степени реализовывать имеющиеся возможности.
Четвертый закон
организации - получил название закона композиции. Его суть состоит в том, что функционирование всех без
исключения частей организации в той или иной степени подчиняется общей цели.
Пятый закон
организации - закон самосохранения. Он предполагает, что любая организация, равно как и ее
отдельная часть, стремится, сохраните себя как целое.
Шестой - закон информированности. Он утверждает,
что в организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется
информации о реальном положении вещей, позволяющей им принимать осмысленные
решения.
Седьмой - закон необходимого разнообразия. Речь идет о том, что
устойчивость функционирования
организации требует, чтобы она выполняла некий минимальный набор различных
видов деятельности и располагала специалистами различных видов деятельности и
располагала специалистами различного направления и уровня подготовки.
Восьмой закон - онтогенеза (индивидуальное развитие,
охватывающее все изменения от зарождения до окончания жизни). В соответствии с
ним жизнь любой организации состоит из трех основных фаз, последовательно сменяющих друг друга:
становления, развития и угасания.
МНОГОЛИКИЙ МИР ОРГАНИЗАЦИЙ.
На организацию можно
взглянуть с разных точек зрения- ее происхождения; взаимоотношения со своими участниками, клиентами,
партнерами; механизма функционирования и проч.
Виды организаций:
1. По способу возникновения -
естественные и искусственные.
2.
По правовому
положению - официальные и неофициальные.
3.
По характеру
внутренних контактов - формальные и неформальные.
4.
По отношению к
своим членам - первичные и вторичные.
5.
По особенностям распределения власти между, организацией и участниками
-
унитарные и
плюралистические.
6. По особенностям функционирования
механические и органические.
7. По целям - деловые и
общественные