Турист как объект туризма

  • Вид работы:
    Лекция
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,25 kb
  • Опубликовано:
    2010-05-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Турист как объект туризма

Лекция 1. ТУРИСТ КАК ОБЪЕКТ ТУРИЗМА

У туризма есть только один потребитель услуг - турист. Турист как потребитель туристского продукта (туров, услуг, товаров) представляет собой объект деятельности туристских фирм.

В отличие от товарных и финансовых рынков, на которых товар идет к покупателю, в туризме, наоборот, покупатель идет к турис­тскому продукту, к услугам туризма. В этом заключается отличи­тельная особенность туриста как потребителя.

Потребитель туристского продукта не имеет возможности пред­варительно ознакомиться с качеством предлагаемых ему туров, услуг и товаров. Туристский продукт находит свою оценку лишь в процессе потребления его туристом.

Эффективное развитие международного туризма осуществля­ется на основе договорных отношений между государствами. Оно невозможно без четкого определения самого предмета договора, которым и является турист.

В договорах и соглашениях между государствами закрепляют­ся не только принципы, цели и задачи международного туристско­го обмена, но и объем таможенных льгот, предоставленных турис­там, условия передвижения их по стране посещения, условия стра­хования туристов, порядок и условия их пропуска через государственную границу и на территории транзитного проезда.

Поэтому для правильного понимания туризма вообще (и меж­дународного в частности), для эффективного правового регулиро­вания международного сотрудничества государств в данной сфере отношений необходимо четко определить само понятие «турист».

Термин «турист» прошел довольно длительную эволюцию, ко­торая к настоящему времени еще не закончена.

Начало ей положили рекомендации Комитета экспертов Лиги На­ций в 1937 г., по которым принято «считать туристом всякого, кто на­ходится не менее 24 часов в стране, в которой он не живет». Данное определение иностранного туриста является довольно расплывчатым, и его можно применять к любым иностранцам, находящимся в другой стране более 24 ч (эмигрант, транзитный пассажир, преступник, на­емник, беженец, путешественник).

Организация Объединенных Наций (ООН) неоднократно рас­сматривала определение «иностранный турист».

В статье I Международной конвенции о таможенных льготах для туристов, принятой ООН в 1954 г., дается следующее опреде­ление: «...«турист» означает любое лицо независимо от его расы, пола, языка и религии, которое вступает на территорию какого-либо договаривающегося государства, кроме того государства, в кото­ром это лицо обычно проживает, и остается там не менее 24 часов и не более 6 месяцев с дозволенной целью (кроме цели эмигриро­вать), как-то: с целью туризма, развлечения, спорта или лечения, или по семейным обстоятельствам, или для учения, религиозного паломничества, или с деловыми целями».

Согласно данному определению туристом является любой ино­странец, пересекший границу другого государства, за исключени­ем гражданина, приехавшего в страну на постоянное жительство (эмигранта).

Это определение термина «турист» также носило расплывча­тый характер, поскольку его можно было применять к иностран­цам, приезжающим в страну с нетуристскими целями (например, мигранты).

МИГРАНТ - это гражданин, работающий или планирующий найти работу на любой период времени, которая будет оплачивать­ся в стране пребывания, или лицо, планирующее сопровождать такого гражданина либо присоединиться к нему в качестве домашне­го работника или иждивенца.

Римская конференция ООН по туризму и путешествиям в 1963 г. также предприняла попытку дать определение термину «ту­рист». Однако участники конференции не смогли прийти к едино­му мнению, поэтому было решено выработать определение терми­на «турист» в статистических целях.

В рекомендациях Римской конференции ООН сказано: «Для статистических целей «временным посетителем» является любое лицо, посещающее любую страну, помимо той, которая является его обычным местом жительства, с любой целью, помимо занятия профессиональной деятельностью, вознаграждаемой в посещаемой стране».

Термин «ВРЕМЕННЫЙ ПОСЕТИТЕЛЬ» включает: туристов, т.е. временных посетителей, находящихся в посещае­мой стране по меньшей мере 24 ч (цель их путешествия: отдых, поправка здоровья, паломничество, занятия спортом; с деловыми целями; командировки; участие в работе конгрессов, конференций; по семейным обстоятельствам);

экскурсантов, т.е. временных посетителей, пребывающих в по­сещаемой стране менее 24 ч (включая круизных туристов), не ос­тающихся на ночевку в стране посещения, хотя они и могут совер­шать поездки по стране в течение одного или большего количества дней и возвращаться ночевать на свой корабль, яхту, поезд.

Римская конференция рекомендовала не включать в статисти­ческие данные туристов, совершающих поездки с целью государ­ственной службы (визиты государственных деятелей; парламентс­кие, правительственные делегации; дипломатические, торговые миссии и т.д.) или научной экспедиции (географической, геологи­ческой, археологической, океанографической и т.д.).

В статистические данные не должны также включаться путе­шественники, которые в юридическом смысле не въехали в страну (например, граждане, путешествующие самолетом и не покидаю­щие транзитную зону аэропорта, и т.п.).

По определению, сформулированному Римской конференцией, туристами считаются также студенты и учащиеся, находящиеся за границей.

Были установлены следующие основные группы туристов:

•  граждане, которые едут отдыхать, по семейным обстоятель­ствам, на лечение и по другим соображениям;

• граждане, отбывающие на заседания, съезды (научные, адми­нистративные, спортивные и др.);

• граждане, отправляющиеся в путь по служебным делам;

•  граждане, совершающие морскую поездку на срок меньше 24 ч.

Туристами не считаются:

• граждане, приезжающие в страну по договору или без него в поисках работы;

• граждане, оставшиеся в стране на постоянное место житель­ства;

• жители пограничных районов, живущие по одну сторону гра­ницы, а работающие по другую ее сторону.

Такое определение туриста было признано Международным союзом официальных туристских организаций (МСОТО).

Однако многие государства на международном уровне не выра­ботали четкого и единообразного толкования термина «турист» и тем самым не определили предмет международных договоров и соглашений о своем сотрудничестве в области международного туризма.

Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российс­кой Федерации» от 24 ноября 1996 г. дает следующее определе­ние понятия туриста:

«ТУРИСТ - гражданин, посещающий страну (место) времен­ного пребывания в оздоровительных, познавательных, профес­сионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной но­чевки».

Первая сессия Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации одобрила в 1985 г. Хартию туризма.

ХАРТИЯ ТУРИЗМА - это программный документ, выражаю­щий политические и социальные требования туристов. Хартия ту­ризма включает Кодекс туриста. Кодекс туриста - это совокупность правил и норм поведения туриста во время туристекой поездки.

Хартия туризма торжественно провозгласила право каждого человека на отдых и досуг, ежегодный оплачиваемый отпуск и сво­боду путешествовать без ограничений,

Как следствие этого права, государства должны разработать и проводить политику, направленную на обеспечение гармоничного развития внутреннего и международного туризма, а также зани­маться организацией отдыха на благо всех, кто ими пользуется (ста­тья П Хартии туризма).

С этой целью государствам следует расширять сотрудничество в области туризма как на двухсторонней, так и на многосторонней основе, используя возможности Всемирной туристской организа­ции; уделять особое внимание молодежному туризму, туризму лю­дей преклонного возраста и лиц с физическими недостатками; за­щищать в интересах настоящих и будущих поколений туристскую среду, которая, включая человека, природу, общественные отноше­ния и культуру, является достоянием всего человечества; содейство­вать доступу иностранных туристов к общественному достоянию посещаемых мест, применяя положения существующих докумен­тов по упрощению формальностей с учетом постоянного сниже­ния ограничений на путешествия (статьи Ш и IV Хартии туризма). Кодекс туриста закрепил права и обязанности иностранного ту­риста в стране посещения, что нашло свое логическое продолже­ние в Законе РФ «Об основах туристской деятельности в Российс­кой Федерации».

ПРАВА ТУРИСТА

При подготовке туриста к путешествию и во время его совер­шения, включая транзит, турист имеет право на:

• необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там; об обы­чаях местного населения, религиозных обрядах, святынях, памят­никах природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной; состоянии окружающей природной среды;

•  свободу передвижения, свободный доступ к туристским ре­сурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребыва­ния ограничительных мер;

•  обеспечение личной безопасности, потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение нео­тложной медицинской помощи;

• возмещение убытков и компенсацию морального вреда в слу­чае невыполнения условий договора, розничной купли-продажи туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством РФ;

• содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов помощи;

• беспрепятственный доступ к средствам связи.

 ОБЯЗАННОСТИ ТУРИСТА

Во время совершения путешествия, включая транзит, турист обязан:

• соблюдать законодательство страны (места) временного пре­бывания, уважать ее (его) социальное устройство, обычаи, тради­ции, религиозные верования;

• сохранять окружающую природную среду, бережно относить­ся к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания;

•  соблюдать правила въезда в страну (место) временного пре­бывания, выезда из страны (места) временного пребывания и пре­бывания там, а также в странах транзитного проезда;

•  соблюдать во время путешествия правила личной безопас­ности.

Туристов как потребителей туристского продукта можно разде­лить на отдельные категории. Такое деление представляет собой типологию.

Типология - это научный метод, в основе которого лежат рас­членение систем объектов и их группировка с помощью обобщен­ной модели или типа.

В зависимости от целей исследования могут применяться раз­личные типологии туристов.

Так, например, исходя из ориентации туристов как покупате­лей1 туристского продукта их можно разделить на четыре катего­рии:

• «экономные» покупатели туристского продукта. Их отличает высокая чувствительность к цене, к качеству, ассортименту услуг;

•  «персонифицированные» покупатели туристского продукта. Для них важны вид туристского продукта и качество услуг туриз­ма, в то время как цена тура или услуги не является для них реша­ющим фактором;

•  «этичные» покупатели туристского продукта. Они склонны платить низкие цены за туры с широким ассортиментом услуг ту­ризма;

• «апатичные» покупатели туристского продукта. Для этих по­купателей важно качество услуг туризма и не играет роль цена на них.

В зависимости от вида предъявляемого спроса на туристский продукт туристов можно разделить на три группы:

• люди с туристскими потребностями и желанием путешество­вать;

• люди с высокой покупательной способностью, спрос которых направлен на элитные и самые престижные туры, оригинальные путешествия, высокий уровень туристского обслуживания (ком­форт, особое внимание обслуживающего персонала, предоставле­ние индивидуального гида-переводчика и автотранспорта и т.п.);

• люди с покупательским поведением. Покупательское поведе­ние туриста касается всех тех природных, психологических, соци­альных и других причин, которые заставляют его реагировать оп­ределенным образом на рекламу.

Немецкий исследователь Г.Ган выделяет следующие типы ту­ристов: S-, F-, W-, А- и В- типы.

S-тип (нем. Sonne, Sand, See - солнце, песчаный пляж, море) -типичный отпускник, предпочитающий пассивный отдых на мор­ских курортах, спокойствие и комфорт; избегает суету, но привет­ствует контакты с приятными людьми;

F-тип (нем. Ferme und Flirtorientierter Erlebnisur Lauber - отпус­кник, предпочитающий поездки на дальние расстояния и флирт) -этому типу свойственна тяга к беспрестанной смене лиц, событий, впечатлений; он будет проводить свой отпуск только там, где что-то происходит, так как медленное «прожаривание» на пляже в кру­гу семьи или в одиночку не для него; кредо такого туриста - обще­ство, удовольствие, смена впечатлений;

W-1-тип (нем. Wald und Wanderorientiert - любитель лесных про­гулок и походов) - отпускник, предпочитающий активный отдых, пешие походы и т.п. Его кредо - физическая активность на свежем воздухе независимо от погоды. На отдыхе он стремится к поддер­жанию хорошей физической формы, но профессионально спортом не занимается;

W-2-тип - скорее спортсмен, чем любитель. Выдерживает дли­тельные и большие, вплоть до экстремальных, нагрузки. При вы­боре тура доминирует критерий «наличие условий для занятий хоб­би». Такие критерии выбора, как «ландшафт, культура, история», вторичны (например, летчик-любитель, страстный альпинист и т.д.);

В-тип (нем. Bildung und Besichtigung - образование и осмотр дос­топримечательностей) - любознательные туристы. Данный тип под­разделяется на три подгруппы: а) «эксперты», «коллекционирующие» посещаемые ими достопримечательности; б) «эмоциональные люби­тели культуры и природы»; в) «специалистьп>, которые углубляют свои знания в определенных областях культуры, истории, искусства и т.д. Туристы в целях реализации права на отдых, свободу передви­жения и иных прав при совершении путешествий на основе общ­ности интересов могут создавать общественные объединения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Деятельность таких объединений может быть направлена на организацию и содействие развитию самодеятельного туризма, просвещение населения в сфере туризма, защиту прав и интересов туристов, формирование общественного мнения о деятельности организаций туристской индустрии и решение иных задач. Напри­мер, в Санкт-Петербурге такими объединениями являются Дом юного туриста, Дворец творчества юных, детско-юношеский ту­ристский клуб «Меридиан» и др.

Лекция 2. СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТУРИЗМА

ТУРИЗМ (от фр. Tourisme < Tour - прогулка, поездка) возник в тот период развития общества, когда человек перестал трудиться ради выживания, заботиться о добыче хлеба насущного (на сегод­ня и завтра), а начал думать об отдыхе и связанных с ним удоволь­ствиях, где определенное место заняли путешествия и туризм. Ту­ризм - это прежде всего получение удовольствия, удовлетворение любознательности. Любознательность (любопытство) является одной из физиологических потребностей всего животного мира, в том числе и человека. Следовательно, любознательность - один из стимулов жизни, и для удовлетворения его требуются денежные ресурсы.

Когда в первобытном обществе человек в поисках пищи (зверя, рыбы, ягод и т.д.) бродил по неизведанным просторам земли, то это еще не был туризм, так как первобытный человек совершал свое «путешествие» в целях первой жизненно необходимой потреб­ности - выжить. После того как первая жизненно необходимая по­требность перестала стоять перед человеком, у него появилась вто­рая необходимая потребность - потребность в информации, а сле­довательно, в путешествиях.

Потребность человека в получении информации о новых мес­тах, в путешествии как средстве получения этой информации является объективным законом развития человеческого общества. Путешествие приносит человеку удовольствие и дает возможность отдохнуть.

Люди всегда путешествовали на свой страх и риск. Очень часто целью такого путешествия является получение человеком впечат­лений от новых мест и явлений природы и т.п.

На определенном этапе развития экономики, когда потребность в путешествиях резко возросла, появились и производители этих услуг. Это привело к формированию товара особого типа - ту­ризма, который можно купить и продать на потребительском рынке. Возникновение туризма как товара потребовало формирова­ния соответствующей материально-технической базы, наличия квалифицированных кадров по обслуживанию туристов и целе­направленного управления туристскими хозяйствующими субъектами. Все это обусловило необходимость организацион­ного обособления туризма в самостоятельную отрасль народно­го хозяйства.

Производители услуг, предназначенных для обслуживания ту­ристов (путешествующих людей), объединились в отрасль «ту­ризм». Туризм не является товаром первой жизненной необходи­мости, поэтому он становится насущной потребностью человека только при определенном уровне его дохода и при определенном уровне богатства общества.

Годом возникновения туризма в России принято считать 1885 г. В этом году в Санкт-Петербурге была создана первая крупная в России туристская организация под названием «Пред­приятие для общественных путешествий во все страны света». 15 марта 1885 г. в Санкт-Петербурге был создан Русский туринг-клуб (Общество велосипедистов-туристов). В 1901 г. начало ра­боту Российское общество туристов. С 1899 по 1914 г. выходил журнал «Русский турист». В объявленном в этом журнале кон­курсе на определение понятия туризма победил Р.де Пак, кото­рый писал: «Туризм - это умение прогуливаться. Быть может, это умение нужно приобрести, быть может, это наука, которую надо изучить и упражняться в ней. Нужно уметь заинтересовать­ся облаком, которое несется в вышине, цветами природы, различными звуками, уловить живописную и обыденную сторону всех чувств пребывания на открытом воздухе и насладиться ими всецело. Прибавьте к этому немного человеческой гордости при осознании победы над устранением препятствий и вы получите полное представление об этом совершенно новом и столь прият­ном состоянии вашей души».

Точное определение туризма должно базироваться на следую­щих экономических характеристиках:

• туризм есть результат передвижения людей по различным ту­ристским маршрутам;

•  туризм всегда включает в себя два элемента: путешествие в

пункт назначения и остановка там;

•  путешествие означает выезд из страны (или региона), где ту­рист постоянно проживает;

• туризм - это временное передвижение туриста по туристско­му маршруту, т.е. турист возвращается через какое-то время к мес­ту своего постоянного проживания;

• туризм - это путешествие, не включающее в себя деятельность

по извлечению прибыли.

Современное определение туризма, принятое ООН, заключает­ся в том, что туризм - это активный отдых, влияющий на укрепле­ние здоровья, физическое развитие человека, связанный с передви­жением за пределы постоянного места жительства.

Законом РФ «Об основах туристской деятельности в Российс­кой Федерации» закреплено следующее определение туризма:

«ТУРИЗМ - временные выезды (путешествия) граждан Россий­ской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных це­лях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) вре­менного пребывания».

Туризм характеризуется временным перемещением населения из одного региона (района, города, страны) в другой, если оно не связано с переменой места жительства и работы. Туризм - это удо­вольствие, связанное с путешествием в целях отдыха, лечения, уча­стия в культурных, научных или деловых встречах.

Туризм как товар реализуется в форме услуг.

Услуга туризма, как и услуга вообще, есть действие опреде­ленной потребительной стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую по­требность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, т.е. при помощи товара, либо в процессе функционирования са­мого живого труда.

Указанные два способа производства услуг обусловливают и два вида самих услуг. Первый вид услуг - это такие услуги, которые опосредуются вещью, имеют дело с потребительским спросом. Оказание услуг подобного рода по своему содержанию ничем не отличается от процесса труда в материальном производстве; оно тождественно ему, поскольку здесь налицо все пять элементов про­цесса труда: средства труда, предметы труда, сам труд (т.е. целе­направленная деятельность человека), технология и организация. Это дает основание называть услуги первого вида материальными (производственными).

Второй вид услуг - это услуги, действие которых направлено непосредственно на человека или окружающие его условия. Услу­ги этого вида не связаны с материальными продуктами, их произ­водство неотделимо от потребления.

Создание этих услуг совпадает с их потреблением. Данные ус­луги являются нематериальными (непроизводственными). К ним относятся услуги по реализации туристских путевок, обслужива­нию туристов в гостиницах и предприятиях питания, организации концертных выступлений и т.п. Как и любой товар, нематериаль­ная услуга имеет потребительную стоимость и стоимость.

Стоимость нематериальной услуги эквивалентна затратам об­щественного труда, необходимого для их производства.

ТУР - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию ту­ристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов- переводчи­ков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей пу­тешествия.

Кроме услуг туристы могут покупать товары туристского на­значения. Совокупность услуг и товаров туристского назначения образует понятие «туристский продукт».

По действующему законодательству, ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ - право на тур, предназначенное для реализации туристу. Туристский продукт включает:

• туры, объединенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные и т.п.);

• туристско-экскурсионные услуги различных видов (размеще­ние, питание, транспортные и др.);

• товары турнстско-сувенирного назначения (карты, открытки, сувениры, книги, туристское снаряжение и т.п.).

Туризм можно импортировать в страну и экспортировать из нее.

ТУРИСТСКИЙ ИМПОРТ - это ввоз в страну туристских впе­чатлений, который сопровождается одновременным вывозом ту­ристом денег из данной страны.

ТУРИСТСКИЙ ЭКСПОРТ - это вывоз из страны туристских впечатлений, который сопровождается одновременным ввозом ту­ристом денег в данную страну.

Под ТУРИСТСКИМ ВПЕЧАТЛЕНИЕМ понимается комплекс положительных эмоций и душевного состояния туриста, возни­кающий или достигнутый им в результате потребления туристс­кого продукта. Турист, как правило, планирует получить от куп­ленной туристской путевки положительные эмоции в процессе познания, оздоровления, приключений и т.п. Туристские впечат­ления складываются от экскурсий, посещений красивых природ­ных ландшафтов, аттракционов, ресторанов, проживания в оте­ле и др.

При экспорте услуг туризма производится, прежде всего «вы­воз» впечатлений. Иностранные туристы путешествуют, т.е. при­бывают в определенное место назначения с целью «купить» впе­чатления. Когда они покидают место туристского назначения, они не могут взять с собой то ценное, соизмеримое с понесенными ими денежными затратами, но они берут с собой впечатления как ре­зультат удовлетворения своей любознательности.

Когда платежи за реализацию услуг туризма, т.е. денежные по­токи, идут в Российскую Федерацию, это означает экспорт туриз­ма. Иностранный турист, приезжая в нашу страну, тратит свои день­ги на удовлетворение своих туристских потребностей, которые ему предоставляет российская сторона, следовательно, Российская Федерация экспортирует опыт путешествий и деньги турист остаются на ее территории. Одновременно это означает туристе кий импорт той страны, из которой турист вывозит деньги.

При туристском экспорте направление денежного потока совпадает с направлением потока туристов.

Это главная особенность туристского экспорта. В этом состоит отличительная особенность от экспорта товаров, так как при экс­порте товаров денежный поток и поток товаров движутся в проти­воположных направлениях

Российское налоговое право до настоящего времени не призна­ет приравненными к экспортным услугам услуги, оказываемые российскими туристскими фирмами иностранным туристам на тер­ритории Российской Федерации. Такая позиция противоречит ми­ровой практике по отнесению услуг к экспортным услугам. Поэто­му встает вопрос о присоединении РФ к Генеральному соглашению о торговле услугами (ГАТС). Тогда определение экспортной услуги будет исходить из трактовки норм международного права, так как эти нормы имеют приоритет над национальными нормами.

В статье I ГАТС содержится понятие «торговля услугами», где говорится, что торговля посредством предоставления на террито­рии одной страны потребителю услуги другой страны (примени­тельно к туризму - услуги приезжающим в страну иностранным туристам) признается внешнеторговой (экспортной), так как в этом случае имеет место потребление услуг гражданами страны - полу­чателя услуги на территории страны - поставщика услуги.

Вся деятельность туристского хозяйствующего субъекта связа­на с предоставлением туристам различных услуг. Туристы высту­пают потребителями услуг, производимых хозяйствующими субъек­тами.

Туристские хозяйствующие субъекты выполняют три функции:

•  производство туристского продукта (производство товаров туристского назначения и оказание услуг туризма);

• реализацию туристского продукта;

• организацию потребления туров и отдельных услуг туризма.

В процессе реализации и организации потребления туристско­го продукта происходит обслуживание туристов, так как деятель­ность по продаже и организации потребления - это процесс обслу­живания. Наличие этих трех функций позволяет объединить все туристские хозяйствующие субъекты в единую отрасль «туризм».

До настоящего времени в действующей классификации от­раслей народного хозяйства отрасль туризма не имеет четкого производственного и социально-экономического статуса. Это является результатом несоответствия в современный период от­раслевого принципа построения классификационной схемы общественного производства условиям функционирования ры­ночной экономики.

Осуществление научно-технической революции ведет к тому, что старое понятие «отрасль» как таковое постепенно размывает­ся. Для рыночной экономики характерно не столько развитие обо­собленных отраслей, сколько функционирование диверсифициро­ванных межотраслевых комплексов.

При растущей диверсификации общественного производства критерием отрасли становится ее функциональная роль в удовлет­ворении общественных потребностей, где в составе отраслей со­циальной сферы, удовлетворяющих потребности населения в сред­ствах потребления (товары и услуги, вместе взятые), выделяется комплекс отраслей социально-бытовой инфраструктуры, куда входит и туризм. Критериями отрасли уже становится не предметность продукта, а его назначение. Поэтому туризм, где производятся как предметы потребления (пища, сувениры и т.д.), так и услуги (раз­мещение в гостинице, обслуживание и т.п.), имеет в этом смысле единый функциональный критерий.

Место туризма в составе отраслей народнохозяйственного ком­плекса нужно оценивать со следующих позиций.

Туризм - это диверсифицированный, межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры.

Особенность туризма как диверсифицированного, межотрасле­вого комплекса социально-бытовой инфраструктуры определяет двойственность назначения туризма в экономике страны.

Туризм создает новую материальную ценность и реализует ее в форме услуг, а также выполняет и реализует нематериальные ус­луги по обслуживанию туристов, поэтому имеет производствен­ные и непроизводственные функции.

Хозяйственный процесс, протекающий в отрасли туризма, яв­ляется производственно-обслуживающим процессом.

Туризм, как диверсифицированный, межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры, представляет собой турист­скую индустрию. Туристская индустрия - это совокупность гос­тиниц и иных средств размещения, средств транспорта, предприя­тий общественного питания, средств развлечения, объектов позна­вательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также учреждений, предоставляю­щих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.





















Лекция 3. Формы, виды и РАЗНОВИДНОСТИ ТУРИЗМА

Экономическая эффективность функционирования туризма во многом определяется классификацией его форм.

Под классификацией форм туризма следует понимать их груп­пировку по однородным признакам, зависящим от определенных практических целей.

Каждая форма туризма характеризуется своеобразием потреб­ностей туристов и предполагает соответствующий набор услуг, удовлетворяющих эти потребности.

В производственно-обслуживающем процессе туризма выделяют:

• формы туризма;

• виды туризма;

• разновидности форм туризма.

ФОРМА ТУРИЗМА связана с пересечением туристом государ­ственной границы своей страны, т.е. в основе деления туризма на формы лежит страновой признак.

По этому признаку выделяют две формы туризма: внутренний и международный.

Внутренний туризм - это отечественный туризм, т.е. внутри своей страны.

Некоторые страны устанавливают свое определение внутрен­него туризма.

Комиссия по национальным туристским ресурсам определяет внутреннего туриста как человека, который покидает место своего постоянного проживания с целью посещения места, расположен­ного не ближе 50 миль (80,48 км) от места проживания.

Внутренний туризм может иметь различные профессиональные цели: развлечения, дневные перемещения, к месту работы и др.

Для местного туриста нет необходимости оставаться в пункте на­значения более 24 ч, т.е. он может или остаться на ночь в пункте назначения, или вернуться домой в тот же день.

Согласно определению, принятому в Канаде, внутренний ту­ризм - это движение от места постоянного проживания к пункту назначения, если расстояние меньше 25 миль (40,24 км) от места проживания туриста.

Российское законодательство определяет внутренний туризм как «путешествия в пределах Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации».

Международный туризм - это туризм в другую страну, т.е. ино­странный туризм. Другими словами, международный туризм озна­чает поездки с туристскими целями за пределы страны постоянно­го жительства, более точно: международный туризм - это система путешествий, осуществляемая на основе межгосударственных до­говоров.

Международные туристские отношения являются комплексны­ми, так как они оказывают влияние на межгосударственные отно­шения, регулируемые нормами международного публичного пра­ва: отношения иностранных юридических лиц, регулируемые нор­мами международного частного права; отношения, возникающие при туристском обмене, которые не ограничиваются пределами одного из государств-участников и подлежат гражданско-правово­му регулированию. В дайной сфере возникают проблемы, связан­ные с применением законодательств. Их наличие в межгосудар­ственных туристских договорах предопределяет не только осо­бенности этих отношений, но и большую сложность договорно-правовой регламентации. Образец Контракта о сотрудничестве в области международного туризма приведен в приложении 2.

Международный туризм бывает въездной и выездной.

Въездной туризм- это путешествия в пределах Россий­ской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации.

Выездной туризм- это путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну.

Международный туризм играет важную роль в мировых эконо­мических отношениях.

В условиях научно-технической революции, продолжающегося развития международной экономической интеграции, дальнейше­го углубления международного разделения труда, роста культур­ных, научных, спортивных и других межгосударственных контак­тов, стремления народов к общению и использованию опыта дру­гих стран в создании материальных и духовных ценностей международный туризм находит свое отражение в деловых и науч­ных контактах. Оборот международного туризма находится на тре­тьем месте в мире после торговли нефтью и нефтепродуктами и экспорта автомобилей. Международный туризм наряду с другими видами экономических, культурных, социальных, научных и тех­нических связей государств является важным фактором укрепле­ния взаимного доверия и вносит значительный вклад в решение таких проблем, как поддержание мира, укрепление дружеских вза­имоотношений между государствами.

Туризм - явление взаимообусловленного и исторически скла­дывающегося процесса сочетания национальных и интернацио­нальных факторов. Туристские обмены выступают как форма и средство интернациональных связей и являются необходимым эле­ментом деятельности общественных организаций.

Международный туризм развивается под влиянием множества факторов, которые можно объединить в три группы: демографи­ческую, экономическую, социальную.

К демографическим факторам относятся: рост населения мира, процесс урбанизации, приводящий к концент­рации населения, формирование стереотипа подвижного образа жизни, так как жители крупных городов остро чувствуют необ­ходимость в смене обстановки для восстановления физических и духовных сил. Возрастает интерес друг к другу народов раз­личных стран, имеющих общий родственный язык, что связано прежде всего с отсутствием языкового барьера, общностью ин­тересов и культуры.

Экономические факторы связаны с развитием мировой экономики, в которой наблюдается устойчивая тенденция к увеличению производства услуг по сравнению с производством товаров и, как следствие, увеличение доли потребления услуг. К экономическим факторам относятся ускорение научно-технического прогресса во всех отраслях, увеличение доходов населения.   Развитие материально-технической базы иностранного туризма, создание новых форм приема и обслуживания туристов способствуют интенсификации туристских передвижений.

Социальные факторы – это факторы, связанные с условиями жизни и деятельности человека. Прямое воздействие на развитие международного туризма оказывает увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска, в том числе имеющая место в отдельных странах тенденция деления отпуска на две части, что позволяет в течение года совершать два путешествия (летом и зимой). Развитию туризма способствует  также и понижение  возраста выхода на пенсию, что с учетом увеличения продолжительности жизни привело к появлению туристов так называемого третьего возраста.

ВИД ТУРИЗМА связан со спецификой отражения финансовых результатов в бюджете страны или ее региона. По данному признаку в формах туризма выделяют два вида туризма: активный и пассивный.

Приезд иностранных туристов в страну или отечественных туристов в данный регион страны является активным туризмом. Активный туризм служит фактором ввоза денег (валюты) в страну или данный регион.

Путешествие граждан одной страны в другие государства и выезд туристов из данных в данный регион являются пассивным туризмом. Пассивный туризм является фактором вывоза денег (валюты) из страны или данного региона.

Формы туризма по видоизменению наиболее характерного признака делятся на  отдельные разновидности. К этим характерным признакам относятся: главная  цель путешествия, характер организации путешествия, интенсивность туристского потока, продолжительность тура, возрастной признак,   используемый транспорт, форма сотрудничества.

В зависимости от главной цели путешествия выделяют следую­щие разновидности форм туризма: рекреационная, познавательная, научная, деловая.

Рекреационный туризм - туризм с целью отдыха, оздоровления и лечения.

При этом следует иметь в виду, что пребывание граждан в спе­циальных санаториях (как при наличии больничного листа, так и при его отсутствии) не относится к туризму, так как санаторий - это разновидность больницы. Передвижение людей в выходные дни в целях отдыха, развлечения, занятия спортом называется «туризм конца недели».

Познавательный (культурный) туризм - путешествие в целях ознакомления с историко-культурными дос­топримечательностями и уникальными природными объектами по определенной программе.

Научный туризм - посещение конгрессов, симпозиумов с последующими экскурсионными поездками.

Деловой туризм (поездки бизнесменов с деловыми целями) представляет собой наиболее динамичный и доходный вид туризма.

По характеру организации путешествия выделяют индивиду­альный, групповой, организованный, самодеятельный (неоргани­зованный), стационарный, передвижной, социальный туризм.

Путешествие человека (семьи) по собственному плану, включа­ющему определение районов посещения, продолжительности оста­новок, условий ночлега и т.п., называется индивидуальным, а путешествие в составе группы по плану туристского хозяйствую­щего субъекта называется групповым туризмом.

Путешествие одного или группы туристов по точному маршру­ту и регламенту, установленным туристским хозяйствующим субъектом, называется организованным туризмом. Данные туристы и туристский хозяйствующий субъект связаны между собой взаимными требованиями и обязательствами.

Организованные туристы обеспечиваются комплексом турист­ских услуг по заранее приобретенной путевке на определенный срок (отдыхающие на турбазах, в санаториях, домах отдыха, по курсов­кам). К организованным туристам также относятся те, кто на опре­деленный срок приобрел лишь часть туристских услуг (например, курсовку только на питание).

Путешествие одного или группы туристов, не связанных ника­кими взаимными обязательствами с туристским хозяйствующим

субъектом, называется самодеятельным туризмом. Самодеятельный туризм - это путешествия с использованием ак­тивных способов передвижения.

Стационарный туризм связан с постоянным местом размещения туриста на весь период действия туристской путевки (на морском берегу, турбазе и т.п.).

Передвижной туризм - это туризм, связанный с путешествием (круизы, туры).

Социальный туризм - это путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством или профсоюзами на соци­альные нужды.

По интенсивности продаж турпутевок различают постоянный и сезонный туризм. Круглогодичное и относительно равномерное посещение туристских регионов называется постоянным туризмом. Эта разновидность формы туризма характерна прежде всего для наиболее известных центров цивилизации, куль­туры, оздоровления: известные города мира, курорты, места, рас­полагающие уникальными лечебными минеральными водами и целебными грязями.

Некоторые регионы привлекают туристов преимущественно в определенное время года. Такой туризм является сезонным. Туристские регионы, посещаемые только в определенное время года (например, летом или зимой), характеризуются как односезонные, а регионы, посещаемые в любое время года (и летом, и зимой), называются двухсезонными. Сезоны по степени интенсив­ности посещения туристами данного региона делятся на пиковые (наиболее загруженные), тихие (со средней степенью загрузки) и мертвые (незагруженные, почти не посещаемые туристами).

По продолжительности пребывания туристов в путешествии выделяют кратковременный и продолжительный туризм. Крат­ковременный туризм - это туризм с продолжительностью путешествия не более трех суток.

Продолжительный туризм - это туризм, при котором срок путешествия составляет более трех суток. В зависимости от продолжительности пребывания в путешествии существенным образом изменяются потребности туриста.

Сокращение времени путешествия на определенном (постоян­ном) маршруте ведет к увеличению в расходах туриста доли транс­портной составляющей, т.е. его затрат на транспорт. В зависимос­ти от возраста туристов туризм подразделяют на детский, мо­лодежный и зрелый.

В зависимости от используемых транспортных средств для пе­редвижения туристов различают следующие разновидности форм туризма: туризм с использованием личного транспорта туриста и туризм с использованием обществен­ного транспорта, т.е. транспорта, принадлежащего или арендованного туристским хозяйствующим субъектом. К этим раз­новидностям форм туризма относятся автотуризм, караванный кру­из, морской и речной круизы и т.п.

По форме сотрудничества можно выделить безвалютный и валютный обмен туристскими группами. Безвалютный обмен представляет собой взаимные поездки туристских групп на основе равенства предоставляемых услуг в течение определенно­го количества дней. Сотрудничество с партнерскими туристскими хозяйствующими субъектами на валютной основе предполагает оплату предоставляемых услуг в валюте, оговоренной партнера­ми; как правило, в двухсторонних соглашениях определяется ва­лютная стоимость одного комплексного дня обслуживания.

Классификацию форм туризма можно представить следующей схемой (рис. 3).

Лекция 4. Факторы, вызывающие потребность в туризме

Потребность людей в туризме вызывается различными моти­вами. Мотив как побудительная причина связан в туризме с конк­ретной потребностью определенной группы людей.

Основными мотивами туризма являются:

• отдых, досуг, развлечения;

• стремление к познанию;

• спорт;

• лечение;

• паломничество;

. гостевые (в том числе посещение родственников);

• деловые (конгрессные).

Мотивы туризма зависят от многих факторов. К ним относятся: специфическая особенность различных групп людей, уровень ту­ристской индустрии принимающей страны (региона), реклама но­вого туристского продукта, отзывы о ранее реализованном турист­ском продукте и др.

Все факторы, вызывающие потребность в туризме, можно раз­делить на четыре группы: познавательная, региональная, экономи­ческая, психологическая. Каждая из этих групп может включать в себя различные подгруппы факторов, т.е. различные виды мотивов (рис. 4).

Познавательная группа - интерес человека к историческим, куль­турным, хозяйственным, природно-климатическим факторам.

К историческим достопримечательностям относится все культур­ное наследие страны, ее исторические и археологические памятники.

Культурные мотивы - желание человека узнать культурное на­следие своей страны, к которому относятся различные памятники, музеи, художественные галереи, театры и другие объекты. Особый интерес вызывают также обычаи, одежда, кухня и другие проявле­ния народного творчества, характеризуемые как этнографические достопримечательности.

Хозяйственные факторы включают в себя своеобразие форм ведения хозяйства.

Природно-климатические факторы туризма являются очень при­влекательными для туристов. К ним относятся рельеф, флора и фауна местности, которые играют существенную роль в создании определенных видов туризма, особенно зимнего спортивного, мор­ского, горного и т.д. Природно-климатические элементы в мотива­ции туризма относятся к психологическим и биологическим по­требностям населения городов.

Географические и климатические условия благоприятствуют развитию летних и зимних видов спорта. Особую привлекатель­ность имеют районы, где условия способствуют лечению и оздо­ровлению туристов, в том числе курортные зоны.

 К группе региональных факторов можно отнести и событий­ную насыщенность региона, «оторая может стать причиной посе­щения данного региона туристами. Например, театральные и му­зыкальные фестивали, кинофестивали, спортивные соревнования разного рода (олимпиады, спартакиады и т.п.), ярмарки, карнава­лы, выставки и т.п.

К группе экономических факторов относятся социально-эконо­мические условия туристского путешествия. Это доходы покупа­телей турпродукта, цены на туры, услуги и товары в местах назначения, принимающих туристов, уровень развития туристской ин­дустрии, а также уровень развития в целом сферы услуг, транспор­тной системы, сферы торговли, в том числе наличие магазинов для иностранных туристов, реализующих им товары по низким ценам.

Экономические факторы играют первостепенную роль при фор­мировании ассортимента недорогих товаров и влияют на количе­ство туристов со средними доходами.

Психологические факторы включают мотивы, побуждающие туристов путешествовать и которые отвечают их психологическим потребностям. К ним относятся религиозные воззрения человека, его особые интересы и наклонности, отношение к рекламе и т.п.

Анализ показывает, что только немногие туристы приезжают снова в те же места, где они уже были прежде, исключая случаи присутствия экономических или сентиментальных мотивов. По мере увеличения своих доходов человек отдает предпочтение пси­хологическим мотивам при выборе нового туристского маршрута.

 

    

Похожие работы на - Турист как объект туризма

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!