Забота о ближнем. Пути и формы развития

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,12 kb
  • Опубликовано:
    2007-08-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Забота о ближнем. Пути и формы развития

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ






РЕФЕРАТ

по антропологии

на тему: «Забота о ближнем. Пути и формы развития»




Выполнила:

Чаплина Галина Владимировна







Ставрополь, 2006 Содержание

Введение. 3

1. Человек – социальное существо. Необходимость заботы о ближнем как условие выживания. 4

2. Благотворительность как форма заботы о ближнем. 7

3. Выделение заботы о ближнем в сферу профессиональной деятельности. Социальная работа. 9

Заключение. 10

Список литературы.. 11

Введение

Забота о ближнем – неотъемлемая часть существования человека как социального существа.

Ученые отмечают, что еще на заре человечества, у неандертальцев, присутствовала забота о членах рода. Даже первобытным людям не чужды были альтруизм, уважение к старшим. Среди останков неандертальцев был найден скелет мужчины в возрасте 50 лет, по тогдашним меркам это был глубокий старик. У него не было ни одного зуба. Питаться он мог только в том случае, если кто-то из близких пережевывал за него еду и таким образом кормил пользовавшегося уважением и заботой члена племени.

 Человеческая семья в то время не могла существовать в одиночку, так как она быстро погибла бы, не сумев защитить себя от зверей, а также добыть себе достаточно пищи. Поэтому с первых шагов своего развития человек был коллективным животным.

В ходе эволюции менялись формы и способы заботы о ближнем, но суть их оставалась прежней – обеспечить физическое и духовное выживание.

1. Человек – социальное существо. Необходимость заботы о ближнем как условие выживания

С первых мгновений жизни ребенок развивается как социальное существо. Значимость общения со взрослыми для психического развития ребенка подтверждается случаями глубокого и необратимого недоразвития детей, выросших в изоляции от человеческого общества при резком недостатке воспитательного воздействия взрослого. Ведь в ходе этого взаимодействия происходит социализация ребенка, усвоение им определенной системы ценностей, норм, знаний, национальной и общечеловеческой культуры. Крайней степенью изоляции являются примеры так называемых «волчьих детей» («дети-Маугли») [8, c.24].

Забота о старшем поколении необходима для выживания с точки зрения, что старики являются носителями накопленного жизненного опыта, который передается ими последующим поколениям. Уже в первые века нашей эры специфика отношения к человеческой старости, принесенного христианством в европейскую культуру, заключалась в поддержании высокого ценностного статуса старости в обществе.

Семья – многостороннее отношение, которое регулируется нормами морали и права. Это сложное социальное образование исследователи рассматривают как социальный институт и малую социальную структуру. Семья - это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; это малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Социальная необходимость семьи обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак – легитимное признание тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства и партнерства, которые сопровождаются рождением детей [3, с.65]. Но семья может представлять собой более сложную систему отношений, чем брак: семья может объединять не только супругов и детей, но также и других родственников. Поэтому можно заключить, что семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семей [там же, с.66].

Семья как воспитывающий коллектив характеризуется непрерывностью и длительностью отношений между людьми разного пола и возраста. Эмоциональный настрой семьи, чувства, связывающие чувства ее членов, являются тем фундаментом, на котором строится вся семейная жизнь. Семья выполняет несколько важных функций:

1. Хозяйственно-бытовая функция – поддерживание физического состояния семьи, уход за престарелыми.

2. Экономическо-материальная функция – поддержание одними членами семьи других – несовершеннолетних престарелых и нетрудоспособных.

3. Функция социального контроля – ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность.

4. Духовная функция – духовное обогащение членов семьи.

5. Социально-статусная функция – предоставляет членам семьи определенное положение в обществе.

6. Досуговая функция – организация рационального досуга.

7. Эмоциональная функция – осуществление психологической защиты, организация эмоциональной поддержки, стабилизирующей личность, предотвращающая дезинтеграцию личности [5, с.309].

Функционируя, семья формирует свой образ жизни, микрокультуру, причем основой выступают ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.

2. Благотворительность как форма заботы о ближнем

Самые первые формы социальной помощи – милостыня. С появлением государства процесс оказания помощи обогащается системными свойствами (законодательное основание помощи, регламентация процесса и т. п.).

Особую роль в развитии заботы о ближнем сыграло распространение христианской идеологии. Помимо того, что церковь активно участвует в реальной деятельности по созданию институтов помощи и поддержки различных категорий населения, христианская доктрина вносит в процесс оказания помощи новый нравственный смысл. Пересматривается само понимание таких явлений как бедность, нищета в контексте своеобразной социально-религиозной активности.

В России период X – середины XVIII вв. отмечен активной благотворительной деятельностью церкви и постепенным формированием государственной системы призрения. Ко второй половине XVIII столетия в России формируется устойчивая государственная политика, направленная на помощь обездоленным и нуждающимся. Появляются действенные формы и методы помощи нуждающихся: сиротам, незаконнорожденным, вдовам, престарелым, нетрудоспособным, инвалидам, увечным, душевнобольным, заключенным погорельцам и т. д.

Период с середины XVIII –XIX вв. отмечен функционированием государственно-общественного призрения. Особое значение в этом направлении занимает деятельность Екатерины II по укреплению законодательной и организационной базы призрения (открытие приказов общественного призрения); развитие системы закрытого призрения под руководством И.И. Бецкого, и зарождение общественного призрения (создание общественных благотворительных обществ таких как Вольное экономическое общество, Императорское человеколюбивое общество и т. п.).

Во второй половине XIX в. активное участие в процессах оказания помощи начинает играть не только государство, церковь, но и различные общественные организации, прежде всего – благотворительные, просветительские общества, феминистские организации.

Государственная система помощи и поддержки сосредоточила свое внимание, в основном, на лечении социальных недугов, таких, как бедность, беспризорность, нетрудоспособность. В отличие от государства общественные организации оказывают помощь тем категориям населения, с которыми государство не может взаимодействовать в силу различных обстоятельств (например, работа с девиантными группами в Англии, просветительская деятельность в России, работа с эмигрантами в Америке).

3. Выделение заботы о ближнем в сферу профессиональной деятельности. Социальная работа

Социальная помощь как вид практической деятельности начинает вычленяться в конце XIX – начале ХХ в. в сфере таких знаний как медицина, социология, психология. Ставится вопрос о профессиональной системной помощи различным категориям граждан, а это предполагает специальную подготовку работников в учебных заведениях (первый факультет социальной работы был открыт в Колумбийском университет в 80-е гг. XIX в.). Социальная работа приобретает вид профессии и отдельной области научного знания.

На современном этапе развития общества социальная работа как профессия подразделяется на множество подвидов, а в теории социальной работы выделяются разнообразные концепции. Но независимо от толкования самого понятия, от особенностей модели помощи главная задача социальной работы сегодня – помочь клиенту в решении жизненно важных проблем.

В современных условиях идет формирование модели социальной работы, отражающей особенности социальных процессов современной России и использующей опыт и традиции организации социальной деятельности в сфере призрения и социального обеспечения.

Заключение

Забота о ближнем - это принцип бытия человека, закон «устроения мира», без соблюдения которого распадается «связь времен» и смыслов, одним из звеньев которой является смысл человеческой жизни.

Забота о ближнем как общественное явление свойственна человеческому обществу с момента его существования: в различные периоды своего развития общество помогает своим членам в различной форме помогать выживать. Конкретная модель помощи определяется уровнем развития общества, его культурой в конкретно-исторический период.

Милосердие, забота о ближнем, сочувствие являются непреходящими нравственными ценностями. Почтительное отношение к старшим, культ семьи, уважение к личности любого человека, сострадание и милосердие – основные заповеди любой религии. Вместе с тем забвение этих истин ведет к деформации общества, формированию бездуховной личности.

В ходе эволюционно-исторического развития человечества менялись формы и пути заботы о ближнем, начиная от непосредственной заботы каждого о членах своей семьи и заканчивая религиозными заповедями служения всему человечеству. От благотворительности как одной из форм социальной помощи современное общество перешло к выделению социальной работы в профессию. Для социального работника забота о ближнем является его профессиональным долгом.

Список литературы

1. Актуальные проблемы семьи и детства сегодня. – Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1994. – 104 с.

2. Альперович В.Д. Геронтология, социокультурный портрет. – М., 1990. – С. 57.

3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ, 1996. – С. 65-66.

4. Благотворительность и милосердие: Сб. науч. тр./ Под. общ. ред. В.Н. Ярской. – Нижний Новгород, 1997. – 242 с.

5. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. – М., 1998. – С. 309.

6. Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося поведения. – Минск, 1989. – С.14.

7. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997.

8. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Виноградова А.Д. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. – СПб., 1997. – С.24-25.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!