Половое воспитание российских школьников
Половое воспитание российских школьников
Концепция Российской Академии образования (проект)
В самые сложные периоды развития
страны российская семья проявляла высокую стойкость и способствовала ее
стабильности. Укрепление семьи — приоритетная задача общества, и половое
воспитание подрастающего поколения — одно из ведущих направлений ее решения.
Способность создавать крепкую семью и быть полноценными родителями — качества,
которые могут быть выработаны лишь целенаправленными усилиями старшего
поколения.
В настоящее время в России сложилась
неблагоприятная ситуация со здоровьем и благополучием детей и подростков,
основными причинами которой являются: недостаточная нравственная устойчивость в
сфере межполовых отношений, отсутствие необходимых знаний в сфере здоровья,
неспособность взрослых оказать помощь и ответить на вопросы, которые встают
перед каждым подростком. Сегодняшнее положение — прямое следствие бесполой
педагогики прошлых лет в столкновении с экспансией «сексуальной революции».
Уже с подросткового возраста
увеличивается число болезней, передаваемых половым путем. Рост числа
венерических заболеваний, включая СПИД, в настоящее время принял взрывообразный
характер. Отмечается значительное число беременностей несовершеннолетних,
исходом которых являются аборты или юное материнство, нередко приводящее к
отказу от детей и социальному сиротству. Растет проституция несовершеннолетних.
Поэтому необходимо более полное использование воспитательных возможностей
общества и школы в сфере нравственной ориентации межполовых отношений и
укрепления здоровья, в том числе и репродуктивного, и способности быть
полноценными родителями.
Половое воспитание — система
медико-психологических, гражданских и педагогических мер, направленных на
воспитание у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам
пола. Задача полового воспитания — способствовать гармоничному развитию
подрастающего поколения и нравственным межполовым отношениям, содействовать
укреплению брака и семьи. Поэтому половое воспитание не может рассматриваться
обособленно от общих вопросов воспитания, готовящего молодое поколение не
только к труду и общественной деятельности, но и к личной жизни. Вместе с тем
«половой вопрос» — это и социально-гигиеническая проблема, связанная со
здоровьем, работоспособностью, настроением людей, оздоровлением их семейного
быта.
Сексуальность — нормальное качество
здорового человека. Реализация его сексуальных возможностей не должна
осуществляться в отчужденных, обезличенных формах. Половое воспитание должно
противостоять бездуховному сексу.
Сведения, относящиеся к сфере
межполовых отношений, принципиально отличаются от сведений иного рода тем, что
они тесно связаны с базисными жизненными процессами: духовным и физическим
благополучием человека, жизнеспособностью общества, Эти сведения всегда
личностно ориентированы. Интимная жизнь человека уязвима и легко ранима.
Поэтому велика ответственность тех, кто эти сведения должен сообщать
школьникам. Здесь, как нигде, необходима сдержанность, чувство меры, такт.
Система представлений о возможном и
должном в сфере межполовых отношений у каждого человека складывается
постепенно. Процесс этот происходит разными темпами, на фоне различной
заинтересованности в получении соответствующих сведений. То, что для одного
является преждевременным, для другого — пройденным этапом. Это касается и
взрослых, и подрастающего поколения, в том числе учащихся одного и того же
класса. Человеку необходимо дорасти до понимания некоторых вещей, и
искусственно ускорять или замедлять этот процесс вредно: результат будет
деформированным. Необходимо лишь заложить его правильные основы.
Ответы на одни вопросы из сферы
межполовых отношений человек должен уяснить в школе, другие — из бесед с
родителями, третьи — наедине с самим собой и хорошей книгой.
Задача школы — заложить основы,
расставить некоторые общезначимые ориентиры, избегая бестактности и
навязчивости, не придавая этой сфере воспитания чрезмерно опережающего
характера, но вместе с тем, учитывая особенности возраста и характер
физиологических сдвигов в организме учащихся.
В половом развитии подрастающего
поколения есть существенное противоречие, которое определяет сложность полового
воспитания. Это большой разрыв во времени между половым и гражданским
созреванием и еще больший — между половой зрелостью и экономической
самостоятельностью человека. Девочки в половом отношении созревают к 14—15
годам, большинство мальчиков к 16—17. Однако, половая зрелость в этом возрасте
находится в дисгармонии с физическим и психическим развитием. Разрыв этот
составляет пять и более лет. Одна из задач полового воспитания — сформировать у
юношей и девушек понимание смысла этой дисгармонии, воспитать волю, умение
руководить своими чувствами.
При осуществлении полового воспитания
необходимо придерживаться следующих принципов:
Половое воспитание должно
осуществляться во взаимосвязи со всеми другими направлениями
учебно-воспитательной работы школы. Оно не должно быть обособленным.
Необходимо, чтобы содержание, формы и
методы полового воспитания соответствовали возрастным особенностям учащихся (в
том числе и этапам полового развития), а также уровню их знаний по конкретным
темам. Они имеют право получать исчерпывающие (на их уровне) нравственно
направляющие ответы на все возникающие у них вопросы.
Учащиеся, интересующиеся более
глубокими и специфическими вопросами, должны получать требуемую информацию
индивидуально или в небольшой группе из бесед с приглашенными специалистами.
Семейные, супружеские, интимные
отношения — как бы их ни называть и какие бы аспекты их не рассматривать, все
это — различные уровни и формы духовного и физического единения. Человек, с
детства проявляющий склонность и способность к взаимопониманию, будет более
состоятельным и в данной специфической сфере взаимоотношений. Поэтому
формирование таких способностей — как черты личности — необходимо рассматривать
в качестве базисной задачи полового воспитания учащихся, начиная с младших
классов.
Половое воспитание старшеклассников
должно затрагивать более специфические вопросы, включая различные аспекты психологической
и физиологической совместимости будущих супругов, непосредственные вопросы
подготовки к созданию семьи, а также соотношение биологических,
физиологических, психо-сексуальных качеств человека с определенными явлениями
общественной жизни.
С учетом сложившейся в стране
ситуации задачи полового воспитания должны быть сформулированы следующим
образом:
привитие учащимся обоего пола
основных навыков общения и взаимопонимания, а также способности принимать
осознанные решения;
защита (методами воспитания)
физического и репродуктивного здоровья учащихся;
обеспечение учащихся грамотной и
систематической информацией, которая даст им возможность понять, что с ними
происходит, а также поможет адаптироваться к изменениям, происходящим в период
полового созревания, пройти с наименьшими психологическими потерями этот
непростой этап взросления.
Объективная сложность проблемы
полового воспитания заключается в труднопреодолимом противоречии между
интимно-личностным характером межполовых отношений и общественным характером
образования. Вместе с тем, подрастающее поколение нельзя предоставлять самому
себе или оставлять в сфере влияния «сексуальной революции». Существенную часть
вопросов из сферы межполовых отношений целесообразно изучать или обсуждать не
на фронтальных или групповых занятиях, а индивидуально. Введение особого и
обязательного для всех учащихся учебного предмета «Половое воспитание» на
данном этапе развития общества и школы нецелесообразно.
Необходимо использовать в половом
воспитании различные формы и методы. Это и включение соответствующих сведений в
различные учебные предметы, и беседы классного руководителя и специалистов
различного профиля с учащимися (школьные психологи, медики, социальные
работники, работники правоохранительных органов).
Организационными формами могут быть:
фрагменты уроков и отдельные уроки в
рамках таких учебных предметов, как биология, литература, обществоведение,
история; с этой целью необходимо вводить соответствующие изменения в учебные
программы, учебники и методические пособия по названным предметам без нарушения
общей логики структуры и содержания их как предметов базисного учебного плана;
факультативные занятия: необходимы
учебно-методические комплекты, отвечающие требованиям, которые предъявляются к
такого рода материалам, желательно, чтобы на выбор учащихся были предложены
различные варианты предметов для факультативного изучения, разработанные
разными авторами и авторскими коллективами;
семинары для родителей; тематика,
содержание и организация таких семинаров должны отвечать их запросам;
консультации, организуемые для
учащихся и родителей в специальных центрах.
Учитель должен быть способен давать
точные и ясные ответы на вопросы учащихся, а также обладать умением
своевременно и правильно реагировать на любые конкретные моменты
взаимоотношений учащихся разного пола в течение всего периода их обучения.
Умелое воздействие педагогического коллектива на характер межполовых отношений
непосредственно в школе — важный и необходимый элемент системы полового
воспитания.
При решении вопросов полового
воспитания необходимо считаться также с особенностями отечественной
(евразийской) цивилизации, которая отличается специфическим отношением к
вопросам пола, учитывать национально-религиозную специфику.
Вопросы межполовых отношений должны
рассматриваться в тесной связи с вопросами здоровья. Хорошим вариантом приобщения
россиян к международному опыту в сфере межполовых отношений является
использование достижений личной гигиены и ухода за телом, что необходимо для
сохранения и укрепления здоровья, в том числе и репродуктивного. Все это может
и должно быть использовано в качестве элементов в специфически российской
системы гигиенического и полового воспитания в соответствии с принципом:
культура должна быть самобытной, а цивилизованность — современной.
При реализации программ полового
воспитания как нигде необходимо тесное сотрудничество учителя и школы в целом с
родителями учащихся.
Деятельность школы в сфере полового
воспитания должна осуществляться в связи с работой особых центров, имеющих
характер учреждений консультативной и социальной помощи подросткам (например, в
случае ранней беременности). Учащиеся должны быть ознакомлены с подобными
центрами и характером их работы и быть готовы в случае необходимости
воспользоваться их помощью.
Многие предыдущие попытки решения
проблемы полового воспитания учащихся наталкивались на неподготовленность
учителей и недоработанность самих программ и пособий. Достаточно отметить, в
частности, трудности при реализации в школе предмета «Этика и психология
семейной жизни». Необходимо повышение компетентности учителя в сфере межполовых
отношений, его способности руководить нравственно ориентированным процессом
духовного развития учащихся как будущих супругов и родителей. Для студентов
педвузов следует создать спецкурс с примерным названием «Гигиеническое и
половое воспитание с элементами сексологии» и разработать соответствующее
Руководство и пособия. Содержание этого курса должно войти и в программу
повышения квалификации учителей. Соответственно, необходимо усиление работы по
созданию книг и пособий для родителей. Лучшие из этих книг должны быть включены
в Федеральный комплект наряду с учебниками по предметам.
Необходимо предусмотреть проведение
фундаментальных и прикладных исследований по проблеме полового воспитания
учащихся России. Следует признать, что мы плохо знаем подрастающее поколение с
точки зрения его взглядов, убеждений, ценностных ориентаций в сфере межполовых
отношений. Бесполая педагогика и бесполая психология и не предполагали
исследования подобных вопросов. Несомненно, что наряду со скандальными
проявлениями половой деморализации (см. выше) могут быть обнаружены и тенденции
противоположного плана, на которые следует опираться я.
Теоретически сложным является вопрос
о соотношении полового воспитания и полового (сексуального) просвещения. дело в
том, что и первое, и второе основано на информации, получаемой учащимися. Если
эта информация остается лишь на уровне знаемого, приходится говорить только о
просвещении. Если же эта информация способствует формированию взглядов,
убеждений, ценностных ориентаций и устойчиво сказывается на поведении, то можно
говорить и о воспитании. Поэтому отделить «воспитующее» от лишь «просвещающего»
или «обучающего» не всегда легко, как невозможно разорвать на части целостную
жизненную ситуацию. Для того, чтобы информация обретала воспитующее значение,
она должна сообщаться в яркой, образной, эмоциональной форме. Важны также
степень ее новизны и возраст, в котором она получена впервые. И естественно,
такая информация должна быть нравственно безупречной, чтобы воспитание
возвышало личность.
Необходимо учитывать и такую
особенность усвоения информации: некоторые сцены, образы, ситуации ,
воспринимаемые в возрасте, когда ребенок еще неспособен к какой-либо
нравственной их оценке, могут фиксироваться в памяти как таковые, сами по себе
и вместе с тем, как образцы будущего поведения в аналогичной ситуации. Поэтому
подрастающее поколение должно быть ограждено от сцен насилия и порнографии ,
даже если взрослым и кажется, что они еще «ничего не понимают».
Реализация данной концепции потребует
от педагогов и родителей совместных целенаправленных усилий: лучшего знания
учащихся и понимания мотивов их поведения, повседневной и последовательной
воспитательной работы. Необходимо также и повышение сексологической грамотности
старшего поколения — родителей и учителей в первую очередь.
Концепция разработана с учетом
обсуждений на Проблемном совете РАО по вопроса полового воспитания школьников.
В работе этого Совета принимали участие специалисты в области образования и
здравоохранения, представители общественных и религиозных организаций, средств
массовой информации. В той или иной степени и форме их мнение и содержание их
выступлений учтены в тексте.