Писхолого-педагогическая компетентонсть учителя
УДК 71.042
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
Ляпина Г. А., к. п. н. доцент,
профессор ТФ ВЭГУ
Николаева А. И., студентка 1 курса
факультета педагогики и психологии ТФ ВЭГУ
«Учитель – не только профессия,
суть, которой транслировать знания,
а высшая миссия сотворения личности,
утверждение человека в человеке».
В. А. Сластенин
Психолого-педагогическая
компетентность учителя – это совокупность определенных качеств (свойств)
личности с высоким уровнем профессиональной подготовленности к педагогической
деятельности и эффективному взаимодействию с учащимися в образовательном
процессе – как отмечает М. И. Лукьянова.
В качестве
основных компонентов психолого-педагогической компетентности она рассматривает
три блока: грамотность (знания), умения как способность учителя использовать
знания в педагогической деятельности, в организации взаимодействия;
профессионально-значимые личностные качества, наличие которых неотделимо от
самого процесса педагогической деятельности.
Психолого-педагогическая
подготовленность заключает в себе знание методологических основ педагогики и
психологии; закономерностей социализации и развития личности; сущности целей и
технологий воспитания и обучения; овладение мыслительными операциями; умение
находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы и т.д., – такая
компетентность позволяет проводить учителю занятия на высоком теоретическом
уровне.
Воплощение
психолого-педагогических знаний в практику взаимодействия с детьми
осуществляется успешнее при условии, если педагог умеет включить учащихся в
активную деятельность, дает им полезную информацию, доступную для слабых и
сильных школьников.
Основным
критерием сформированности (результат) психолого-педагогической компетентности
является знание и умение самостоятельно разрешать педагогические задачи,
ситуации, способствующие развитию личности ученика.
Педагогический
процесс – это всегда организация взаимодействия учителя с учениками на основе
свободного общения – поэтому такая функция общения как коммуникативность
является важным компонентом психолого-педагогической компетентности.
Через
коммуникативность осуществляется процесс подачи информации и получения обратной
связи от обучающихся.
Учитель,
владеющий рефлексивной компетентностью, может научно управлять педагогическим
процессом и способствовать формированию и развитию личности учащегося.
Рефлексия (от лат.) – обращение назад, на самого себя, анализ собственных
действий и состояний, процесс самопознания, осмысление своих поступков, а также
поступков других людей. Полученные знания пропускаются через себя, и человек
задумывается о качестве этих знаний, об использовании их на практике, об
эмоциональном удовлетворении, о новом взгляде на окружающий мир.
Интеллектуальная,
коммуникативная, рефлексивная компетентность как важнейшие составляющие
компоненты психолого-педагогической компетентности.
Названные
функции психолого-педагогической компетентности могут реализоваться в единстве
с профессионально значимыми личностными качествами (свойствами), которые
вырабатываются в процессе упорного систематического труда учителя.
К ним
можно отнести такие качества, как гибкость, динамизм, креативность,
общительность, эмоциональная привлекательность.
«Гибкость»
– как профессиональное качество необходимо в педагогической деятельности в
связи с тем, что очень изменчивы ситуации взаимодействия с учащимися, и решение
этих ситуаций постоянно нуждаются в квалифицированном выборе средств, форм,
методов для успешного их разрешения. «Гибкость» предполагает постоянный перенос
усвоенных знаний, умений в новые ситуации.
Динамизм –
способность к убеждению и внушению, это способность проникновения в глубины
сознания и подсознания. Динамизм связан с эмоциональной устойчивостью, с
эмпатией. Педагогу необходимо понять состояние ребенка, его настроение, умение
поставить себя на место ребенка, взглянуть на события с его позиции. Чуткость,
эмоциональность, сопереживание положительно воздействуют на совместный
творческий процесс и на формирование в целом личности.
Профессионально
значимые личностные качества (способности) учителя являются системообразующими
элементами компетентности, а следовательно и важным условием формирования
психолого-педагогической компетентности учителя.