Безнадзорность, как социальное явление
Введение.
В ходе недавнего
телемоста с Президентом страны один из заданных ему вопросов касался
современных беспризорников.
Вот что он ответил на
этот вопрос:
«Да, проблема острая, очень чувствительная
для всех нас», - сказал Владимир Путин. - « И она связана с известными тяжелыми
событиями начала 90-х, середины 90-х годов, связана с подрывом института семьи
как таковой. Ведь очень много беспризорных детей при живых родителях - в
отличие от ситуации в то время, о котором вы вспомнили, после Гражданской войны.
Там-то беспризорники появлялись в связи с тем, что родители погибли на фронтах
Первой мировой или Гражданской войны, а здесь очень много беспризорных детей
при живых родителях. Вот в чем проблема. Но чем бы она ни была вызвана, она
есть, и, конечно, государство должно обратить на это больше внимания, чем
обращало до сих пор. Хотя, вы знаете, наверное, я постоянно ставил перед
Правительством эти вопросы. У нас существует программа решения этого вопроса,
будут выделяться соответствующие средства и ресурсы, в том числе на укрепление
приемных семей, хотя здесь у меня очень много вопросов и по укреплению
института усыновления, укреплению детских домов. Все это планируется, и мы,
конечно, это будем делать».
Что можно добавить к словам Путина?
По данным Генеральной прокуратуры
России, сегодня в стране порядка 2 миллионов беспризорников со всех концов
бывшего СССР, в том числе, конечно, из районов, опаленных войной. У кого-то из
этих детей родители погибли. У других мамы и папы потеряли жилье и сами
оказались под мостом. Многие дети жили в семьях алкоголиков и наркоманов,
подвергались побоям и, не выдержав «прелестей» домашнего очага, сбежали в «чисто
поле». Причины детской бездомности разные, общий только результат: месяцы и годы
жизни на вокзалах, в подвалах и теплотрассах, без нормального питания, без
образования, без надежды на то, что мир когда-нибудь повернется к тебе лицом.
Впрочем, образование-то как раз все желающие получат, правда, весьма
специфическое, в криминальной среде.
Не так давно министр внутренних дел
Рашид Нургалиев сказал, что страна переживает третью - после Гражданской и
Отечественной войны - волну беспризорности. Общая ситуация в «молодой России»
такова, что даже по самым скромным подсчетам, в стране сегодня 2 миллиона
неграмотных подростков, свыше 6 миллионов несовершеннолетних находится в
социально неблагоприятных условиях. Общее количество смертей от наркотиков в
России по сравнению с 1980-ми годами выросло в 12 раз, среди несовершеннолетних
- в 42 раза. Беспокойство вызывает рост детской преступности: в 2005 году было
зарегистрировано более 154 тысяч преступлений совершенных подростками, на 6,2
процента больше, чем за год до этого. В этой мрачной статистике весьма
значительный процент приходится на долю юных бродяг. Именно они представляют
собой самую серьезную «группу риска». Исходя из всего вышесказанного, данная
тема кажется мне весьма актуальной в реалиях времени.
Цель работы состоит в том, чтобы исследовать не только суть этой социальной проблемы, но и глубинные причины её формирования.
Для решения поставленной цели мной была изучена и проанализирована специальная и учебная литература по социологии и социальной педагогике, были исследованы данные периодической печати, самые точные показатели статистики были получены в глобальной сети Интернет.
В своей работе мне хотелось ответить на следующие вопросы:
·
С чего началась
беспризорность в нашей стране?
·
Что государство
делает, для того чтобы уменьшить количество бездомных детей?
·
Чего можно ожидать
от детей, которые выросли в подвалах и на чердаках?
1.Истоки вопроса беспризорности.
1.1. Сироты в годы Гражданской войны.
Октябрьский переворот окончательно
разрушает зарождавшуюся в России систему призрения беспризорных. В условиях
хаоса и разгорающейся Гражданской войны не было власти, которой было бы дело
до интересов детей. Разоряются и закрываются лавки и мастерские, традиционно
использовавшие труд подростков, которых теперь выставляют на улицу. Население
крупных городов стремительно нищает, становится еще труднее прокормить семью.
Отдельную проблему составляют дети
репрессированных. Их отправляют к родственникам, но тем тоже часто приходится
туго, и они не всегда могут позаботиться о ребенке или - что довольно часто
случалось - про детей забывали вовсе.
Если, по данным переписи земских
врачей на 1913 год, полные сироты составляют не более 25%, то к 1918 году
полные сироты среди беспризорных составляют уже 40-45%, и таким образом в
беспризорной среде снова превалируют сироты, лишившиеся родителей из-за войны,
голода и революционных репрессий.
Дети рабочих оказываются в самом
невыгодном положении, поскольку у большинства из них не было в городе близких
родственников, способных принять осиротевшего ребенка. Детей мещан чаще
забирают в семьи родственники или друзья погибших, но и они частенько пополняют
ряды уличных детей.
С первых лет Советской власти вся
работа по защите прав детей, включая и борьбу с беспризорностью, была возложена
на Совет защиты детей. Однако Совет защиты детей Наркомпроса в эти годы -
скорее номинальная организация, не располагающая сколько-нибудь реальными
силами и возможностями.
К 20-му году рост беспризорности достигает апогея и
приостанавливается. К этому времени сироты среди беспризорных составляют уже
более 60%, но точных данных по-прежнему нет, так как не ведется даже грубого
учета. Однако ситуация уже осознана, и предпринимаются первые попытки
регулярной борьбы с беспризорностью силами государства, но пока они больше
похожи на борьбу не с беспризорностью, а с беспризорниками.
И тут возникают новые обстоятельства.
Кампания Советской власти по
продовольственному обеспечению - продразверстка 1920 года,
последовавшая за ней засуха и неурожай, бестолковое управление
продовольственным снабжением, создают крайне тяжелую ситуацию на селе.
Дети массово теряют родителей и сами
гибнут от голода. По дорогам
бродят сотни голодных детей, они занимают крыши вагонов
поездов южных направлений, штурмуют рынки и продовольственные пристани.
За два года (1920-1922) количество
беспризорных выросло на порядок, и снова меняется их социальный состав.
Дети-сироты составляют 70-60% от общего числа, и большинство их происходит из
крестьян (до 40%). Среди беспризорных все больше становится детей из
зажиточных семейств - кулаков, инженеров и дворян. Но главная проблема
заключается в том, что на фоне всеобщего обнищания, голода, отсутствия
элементарных предметов потребления, неэффективности денежного обращения
основными способами добывания пропитания становятся криминальные. К этому
моменту срок неэффективной работы с беспризорностью (с 1915 по 1920 год) уже
составляет 5 лет. Этого времени более чем достаточно, чтобы сформировалась
новая устойчивая система беспризорного быта, хорошо структурированная, со своим
языком, традициями и нравами. За это время часть детей просто выросла в
криминальной среде, помня о своем беспризорном опыте, активно вовлекают в них
уличных детей.
Положение складывается настолько
тяжелое, что 10 февраля 1921г. создается специальная, всем известная,
Деткомиссия ВЦИК. Начинают создаваться первые специализированные детские
учреждения для беспризорных детей: детские дома, колонии, специализированные
школы и ремесленные училища.
Запущенность проблемы дает о себе
знать. Теперь уже крайне сложно
вернуть детей к более или менее нормальной жизни.
Бродяжнический образ жизни держит крепче наркотика, многие дети за это время
успели объехать полстраны, беспрестанно мигрируя, как перелетные птицы, они
побывали в Одессе, Крыму, Полтаве, Питере, на Дальнем Востоке, успели повоевать
на всех фронтах и помародерствовать во всех прифронтовых городах. Чтобы удержать
их на месте, привить желание учиться и работать, требовались колоссальные
усилия.
1.2.Забота о сиротах в годы Великой
Отечественной войны и послевоенные
годы.
В годы Отечественной войны количество
детских домом увеличилось. Новые детские дома открывались для детей – сирот,
вывезенных из фронтовых областей, детей потерявших родителей, детей
фронтовиков.
В сентябре1942г. было принято
постановление СНК СССР «об устройстве детей, оставшихся без родителей», где
государственным ведомствам, партийным, профсоюзным и комсомольским организациям
вменялось проявление заботы о детях-сиротах.
В первые годы войны сотни детских
домов перебрасывались из прифронтовых районов в тыл Российской Федерации. Для
эвакуации детей
создавались новые детские дома. Для сирот, детей фронтовиков
открывались
«специальные» детские дома.
Огромную роль в судьбе детей сыграли
общественные организации:
профсоюзные, комсомольские, органы внутренних дел, система трудовых
резервов. Общественники снимали детей с поездов и через
приемники-
распределители устраивали детей в детские дома. Подростки
определялись на работу.
В 1944г. в детских домах было 534 тыс.
детей (в 1943г-308 тыс.), в большинстве детских домов были открыты
учебно-производственные мастерские.
Широкий размах, во время войны
приняло усыновление детей.
К концу 1945г. только для детей погибших
фронтовиков было открыто 120 детских домов, в них воспитывались 17тыс. детей.
Получило широкое
распространение создание детских домов при колхозах,
промышленных
предприятиях за счет профсоюзов и комсомольских организаций,
милиции.
Комсомольскими организациями было
создано 126 детских домов, 4 тыс. детских домов содержалось за счет колхозов.
В 50-е годы в стране открылись
несколько детских домов для одаренных детей – сирот, куда отбирали талантливых
ребят, которые поступали в музыкальные, художественные училища и балетные
школы. Это были «специальные» детские дома, где создавались условия для
индивидуальных занятий таких ребят. Выпускники музыкальных училищ чаще всего
определялись в музыкальный взвод военных оркестров, что решало их дальнейшую
судьбу.
В 1959-1965гг. детские дома были
преобразованы в школы-интернаты.
Таким образом, огромную помощь в годы Великой Отечественной
войны
государство, оказывало детям. В период тяжелейших решений
страна не забывала о самых маленьких своих гражданах. Дети войны, они на ровне с
взрослыми перенесли все ее тяготы, сотни тысяч из них остались сиротами.
Вывод:
В 20-е, 30-е и 40-е годы Россию
буквально захлестнула волна беспризорности. Но тому были объективные причины:
революция, голод, Гражданская и Великая Отечественная войны. Процент социальных
сирот, т.е. детей имеющих обоих родителей был мизерный, в основном в
беспризорной среде преобладали дети, лишившиеся обоих родителей. Молодое
Советское государство всеми силами старалось вести борьбу с беспризорностью. Но
оно не располагало сколько-нибудь реальными силами и возможностями для этой
работы. И все-таки государство прилагало колоссальные усилия для того, чтобы
«вырвать» этих детей из цепких лап криминальной среды.
2. Причины и последствия
беспризорности и безнадзорности.
Прошли годы. Сегодня мир вступил в
XXI век. Однако проблема детей-сирот приобретает еще большую остроту и
актуальность, так как число их не уменьшается, а непрерывно растет. Кризисные
явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании,
алкоголизма,
психических заболеваний, расширив истоки детского
неблагополучия.
Тяжелое социально-экономическое положение, в котором
оказалась Россия
в результате проводимых в последнее десятилетие
"реформ", одним из своих последствий имеет колоссальный рост числа
беспризорных детей. По данным Генеральной прокуратуры РФ сейчас в России
насчитывается 2 мил. беспризорников, 530 тыс. детей-сирот, 1мил.
детей-инвалидов, 300 детей ежегодно рождаются вне брака, 650 тыс. остаются без
одного из родителей.
В чем же причина столь страшного социального
явления?
Одной из основных причин
беспризорности и безнадзорности является кризис семей: рост бедности, ухудшение
условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного
потенциала семей.
На самом деле, 90% беспризорных детей – это социальные
сироты, имеющие родителей, к которым они могли бы вернуться. Но эти дети бежали
из дома именно потому, что их к этому вынудила сложная ситуация в семье. У
кого-то из них нет родителей. У других родители потеряли жилье и сами
являются бездомными.
Сотрудниками правоохранительных
органов столицы в городе было выявлено около 9 тысяч беспризорников, однако
лишь 2% из них - москвичи. В Москве около 50 тысяч бездомных детей. Большая
часть из них приехала из провинции, чтобы пожить в столице. Этих детей можно
увидеть на скамейках в метро: грязных бездомных маленьких россиян, уставших от
холода, недосыпания, токсикомании. В ряде случаев бегство детей из дома -
следствие педагогической беспомощности родителей, их искаженного
представления о границах самостоятельности подростков, отсутствия контроля за
их времяпрепровождением. Озабоченность взрослых проблемой удовлетворения
естественных и материальных потребностей, нарушение взаимопонимания и доверия
между детьми и родителями – одна из причин детской безнадзорности.
Многие дети жили в семьях родителей-алкоголиков,
подвергались побоям и вынуждены были уйти из дома. Усиление занятости
родителей, вынужденных совмещать несколько рабочих мест, чтобы обеспечить
существование членам семьи также ведет к увеличению детской безнадзорности,
повышают риск их бегства из дома.
Причины детской безнадзорности могут
быть разными, но результат общий - отмечается резкий рост социальной
дезадаптации детей: ранняя алкоголизация и наркоманизация, бродяжничество,
аморальное поведение подростков, проституция, противоправные действия.
Дети-беглецы становятся легкой добычей криминальных структур. Подростковая
преступность отличается особой жестокостью и цинизмом.
Практически все дети - беглецы имеют
отставание в психическом, физическом и интеллектуальном развитии, ослабленное
здоровье. Не редко они страдают хроническими заболеваниями. Ощущая свою
ненужность, эти подростки часто склонны к суицидным действиям.
Дополнительным фактором риска стала
и позиция школы, которая дистанцируется от подростков с трудными судьбами.
Свертывание внеклассной работы в образовательных учреждениях, исчезновение
детских общественных организаций обедняет досуговую деятельность детей, их
воспитание и развитие.
Изменились репертуар детских театров
и кино, политика книгоиздания для детей. В детской и молодежной среде часто
культивируются худшие образцы заграничной морали и культуры.
Создание целостной системы
профилактики и реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков, в
число которых входят и дети-беглецы, является сегодня проблемой государственной
значимости.
На мой взгляд, нашему государству необходимо усилить уголовное преследование родителей и
других лиц, допускающих истязание детей, за оставление их в опасном состоянии,
в том числе истощение, неоказание медицинской помощи, хулиганские действия,
вовлечение в пьянство, проституцию и преступную деятельность. Закон на защите
детей, но следственная и судебная практика по этим составам преступлений в
отношении родителей пока не сложилась. Практически сегодня бездействует 156
статья Уголовного кодекса Российской Федерации (неисполнение обязанностей по
воспитанию несовершеннолетнего), да и ряд других. Любое преступление должно
быть наказано, в особенности против детей. И, конечно же, надо усилить
уголовную ответственность в отношении лиц, вовлекающих детей в преступную
деятельность, занимающихся сексуальной эксплуатацией детей и подростков.
Результаты прокурорского надзора показывают широко
распространенное несоблюдение российского законодательства по вопросам,
связанным с беспризорностью. Следствием всех вышеперечисленных проблем является
рост детской преступности. Как известно, уже на протяжении довольно большого
периода времени наблюдается рост общей преступности в целом, что, безусловно
связано с количественным ростом преступности несовершеннолетних. Беспризорные
дети, являясь так называемой «группой риска», не имея средств к существованию,
изыскивают их доступным для себя способом. И не всегда законным путем. И как
следствие, постоянно пополняют ряды несовершеннолетних преступников.
Самые важные причины беспризорности
социальные: ухудшение условий жизни, кризис семьи, уменьшение числа детских
досуговых организаций, разрушение нравственных ценностей вот лишь немногие из
них. 90% беспризорников - социальные сироты - в отличие от 20-х, 30-х и 40-х
годов.
Правительству необходимо, на мой
взгляд, более внимательно относиться к данной проблеме.
Я провела опрос среди подростков с
целью выяснить причины безнадзорности и беспризорности. Им был задан всего один
вопрос: «В чем на ваш взгляд заключаются причины безнадзорности и
беспризорности?».
Результат представлен на диаграмме:
В семье плохо обращаются с ними (избивают, унижают).- 46%
Родители алкоголики.- 40%
Малообеспеченная семья.- 7%
Находятся под строгим контролем родителей.- 2%
Хотят познать мир.- 5%
Большинство опрошенных подростков- 46%
считают, что основной причиной, по которой дети убегают из дома является плохое
обращение с ними в семье. 40% респондентов в качестве причины называют алкоголизм
родителей. 7%- считает, что на побег из семьи детей толкает низкий материальный
достаток. Желание познать мир «зовет» в дорогу 5% подростков, и 2%
респондентов, считают, что подростки убегают из дома, стремясь вырваться из-под
строгой опеки родителей.
Вывод напрашивается сам собой.
Главная причина беспризорности коренится в семье. Чувствуя безразличие к своей
судьбе самых дорогих людей, родителей, дети уходят из дома и пытаются решить
свои проблемы самостоятельно, зачастую криминальными и жестокими способами.
3. Проблемы детских домов в России.
В государственных детских домах,
которых в России 2 тысячи, находится 67 тысяч детей, еще 27 тысяч живут в 150
школах-интернатах. Однако и у большинства этих детей, вроде бы как-то устроенных,
жизнь далека от благополучия. Почему же дети убегают из детских домов и
школ-интернатов?
О качестве их жизни судите сами. В
10% детских домов и школ-интернатов условия официально признаны
антисанитарными, 5% находится в аварийном состоянии. 48% требуют капитального
ремонта. Многие детские учреждения не получают даже скромного бюджетного
финансирования, массовый характер приняло прямое воровство и «прокрутка»
бюджетных средств администрациями детских учреждений. Их юным обитателям не
хватает одежды, школьных принадлежностей, а часто и еды. В Москве все
сравнительно благополучно, а вот в медвежьих углах державы детдомовцы по 2 - 3
года не проходят медосмотра, они подвергаются грубому обращению и побоям
воспитателей. От такой сладкой жизни - не лучше ли на вокзал? Там тоже не
кормят, не одевают и не заставляют проходить медосмотры, ну так хотя бы не
«строят». Науке не известно, сколько процентов обитателей детдомов решает таким
образом сменить обстановку, что, в общем-то, понятно: это является
профессиональной тайной заботливых воспитателей.
Зато известно другое: подавляющее
большинство подростков покидает детские дома абсолютно неподготовленными к
жизни, «на воле» им не оказывается ни практическая, ни психологическая
поддержка в дальнейшем устройстве своей судьбы. В итоге еще одна невеселая
статистика – 40% выпускников детских домов и школ-интернатов становятся
алкоголиками или наркоманами, столько же подается в преступный мир, 10% кончают
жизнь самоубийством. И только 10% более или менее успешно устраиваются в
самостоятельной жизни.
Попытки как-то помочь беспризорным
детям предпринимают различные общественные организации. Они организуют питание
детей на улице и в столовых, оказывают медицинскую и психологическую помощь
беспризорным детям, создают свои детские дома и приюты, в том числе семейного
типа. Эта деятельность дает конкретные результаты, но, к сожалению, охватывает
пока лишь небольшой процент беспризорных детей.
Мнение подростков о том, почему
воспитанники покидают детский дом. Наглядно представлено на диаграмме:
Хочет домой – 20%
Не прижился – 13%
Не нравится среда – 10%
Наказывают воспитатели – 10%
Нет общего языка с др. детьми – 10%
Все надоело – 10%
Конфликты – 5%
Охота бродить – 5%
Ссорится с ребятами – 5%
Другие – 12%
Из диаграммы видно: главная причина в
том, что ребенок хочет вернуться домой – 20%. Ему гораздо комфортнее находиться
в знакомой обстановке. Даже если родители были к нему не слишком внимательны.
13% опрошенных считают, что дети просто не могут прижиться в детских домах или
не находят общего языка с другими детьми – 10%. Одной из не маловажных причин
является отношение воспитателей к детям. 10% респондентов указали что одной
из причин является наказания со стороны воспитателей. По 5% приходится на
конфликты, ссоры и желание бродяжничать.
Из всего вышеперечисленного можно
сделать вывод, что как бы уютно и хорошо не было в детском доме, ребенка все
равно влечет домой.
4.Социальные программы и фонды
оказания помощи беспризорным.
Следует отметить и такое важное
событие: при Российском благотворительном фонде «Нет алкоголизму и
наркомании» открыт приют для бездомных детей. Дети приходят сюда сами. Могут
уйти. Здесь их кормят, одевают, оказывают медицинскую помощь. Учат читать и
писать. Помогают обрести душевное спокойствие.
Часть брошенных детей, находящихся в
детприемниках, усыновляют. Но, несмотря на всю доброту и чуткость приемных
родителей, ребенок знает: его бросила мать. Психическая травма в детском
возрасте может сказаться на отношении этого малыша - будущего родителя к
своим детям. Видимо, правы специалисты, считающие, что отвращение, ненависть к
собственному ребенку - это такое явление, которое имело место в прошлом, есть
и настоящем и, вероятно, будет и в будущем. Попытки как-то помочь беспризорным
детям предпринимают различные общественные организации. Они организуют питание
детей на улице и в столовых, оказывают медицинскую и психологическую помощь
беспризорным детям, создают свои детские дома и приюты, в том числе семейного
типа. Эта деятельность дает конкретные результаты, но, к сожалению, охватывает
пока лишь небольшой процент беспризорных детей.
Существуют и фонды, которые оказывают
помощь беспризорным детям в России.
Из российских одним из известных
является Санкт-Петербургский региональный общественный благотворительный фонд
“Содействие”.
Он создан 18 декабря 1991г. группой
граждан, обеспокоенных положением детей-сирот в Санкт-Петербурге.
Целью Фонда “Содействие” является
безвозмездная поддержка детей сирот и семей их опекунов и попечителей.
Задачами Фонда “Содействие” являются:
. содействие детям сиротам в получении образования,
проведение отдыха,
услуг по лечению;
. содействие в правовой защите детей сирот;
. организация поездок детей сирот для отдыха и лечения за
пределы
России;
. содействие государственным организациям в защите прав
детей сирот;
. привлечение добровольных пожертвований;
. установление и развитие связей с аналогичными организациями
а
Российской
Социальные программы Фонда
“Содействие” являются: "Правовая защита".
Цель программы - организация
бесплатной правовой и юридической помощи детям-сиротам, опекунам детей,
многодетным семьям, матерям одиночкам инвалидам детства. Программа
предусматривает создание Юридического представительства Фонда
"Содействие" с привлечением к работе в нём профессиональных юристов.
«Ночлежка».
Цель программы: профилактика
беспризорности и правонарушений,
совершенных детьми, привлечение общественности и средств
массовой
информации к обсуждению и решению проблем беспризорных
детей. Программа предусматривает создание приютов для беспризорных детей,
оказание помощи уже существующим приютам, привлечение иностранных
благотворительных организаций для реализации этой программы.
Помощь беспризорным детям оказывает и
Русская Православная Церковь. Она создаёт детские дома и приюты на базе
приходов и монастырей, социальные станции, где дети могут пообедать, пройти
медосмотр и санобработку, получить психологическую помощь. Главная задача
церковных организаций - подготовить детей к самостоятельной жизни, помочь им
обрести духовную и нравственную опору через приобщение к церкви.
Священники посещают детдома и приюты,
беседуют с детьми «за жизнь», рассказывают им о вере и Церкви, желающих
крестят. К церковным праздникам для детей устраивают праздничные представления,
привозят подарки. Организуются экскурсии в монастыри, храмы, православные
святыни, иногда удается пристроить детей работать при храмах или принять в
воскресную школу.
А так же существует семейный детский дом (приемная семья).
Семейный детский дом (приемная семья)
- форма организации жизнедеятельности детей-сирот, созданная по инициативе
Советского детского фонда в 1988 году. Впоследствии получила название "
приемная семья". Граждане (супруги или отдельные лица, не состоящие в
браке), взявшие на воспитание не менее 8 детей, именуются
родителями-воспитателями; дети, передаваемые на воспитание в приемную семью,
именуются "приемными детьми", а такая семья - "приемной
семьей". Дети находятся на полном государственном обеспечении, родители-
воспитатели получают денежное пособие. Работа приемных родителей включается в
трудовой стаж. В семейных детских домах создаются условия, приближенные к нормальной
семейной жизни. В семьях воспитываются дети от 3 до 18 лет. Выпускники
пользуются льготами воспитанников детских домов. Постановление об образовании
семейного детского дома принимается местным органом исполнительной власти по
представлению органов опеки и попечительства. Направление в семейный детский
дом осуществляют органы народного образования на основании решения местной
администрации. В настоящее время все семейные детские дома в Российской
Федерации переводятся на статус «приемная семья» и заключают с местными
органами власти специальный договор в соответствии с «Положением о приемной
семье». «Положение о приемной семье» было разработано по инициативе Детского
фонда Министерством образования совместно с другими заинтересованными
министерствами и ведомствами и утверждено постановлением Правительства
Российской Федерации от 17 июля 1996 г. № 829. В России насчитывается 386
приемных семей, в которых воспитывается более 2,3 тыс. детей. Однако в
последние годы из-за сложной социально- экономической ситуации в стране число
приемных семей заметно сокращается, а новых почти не создается.
Детские деревни - SOS (СОС-киндердорф)- это особый
гуманный тип детского дома с семейным воспитанием. В детских деревнях
воспитывают детей в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и
культурными традициями каждой конкретной страны вне рамок определенной религии.
Первая детская деревня была создана в 1949 г австрийским педагогом Германом Гмайнером. Сегодня детские деревни для детей-сирот функционируют в 120 cтpaнax
мира. Во всем мире в основе деятельности детских деревень лежат следующие
основные принципы:
мать в детской деревне - глава семьи. Работа в этом качестве
- одновременно призвание и профессия. На эту роль по конкурсу отбирают одиноких
женщин, готовых отдать свою любовь обездоленным детям. Перед тем, как возглавить
семью, мамы-воспитательницы проходят необходимое обучение;
в детской деревне воспитываются дети разного возраста,
родных братьев и сестер при приеме в детскую деревню никогда не разделяют;
каждая семья постоянно проживает в уютном отдельном доме, самостоятельно ведя
хозяйство. Деревня состоит из 12-15 семейных домов. Детская деревня - это не
просто комплекс зданий для постоянного проживания воспитанников и мам -
воспитательниц, но, прежде всего, это общество единомышленников; руководство
нетрадиционным детским учреждением осуществляет директор детской деревни,
который со своей семьей живет в деревне, активно помогая каждой семье.
Временная приемная семья.
Временная приемная семья - форма устройства ребенка,
когда его на время помещают в семью до разрешения его проблем или до
определения его дальнейшей судьбы. Временную приемную семью отличает от
опекунской или семьи усыновителя, прежде всего то, что это семья
профессиональных специалистов: психологов, педагогов, медиков, социальных
работников. Если обратиться к зарубежному опыту, то можно выделить несколько ее
признаков: наличие у родителей определенной профессиональной квалификации,
соответствующей психолого-педагогической подготовки; оплата услуг деятельности
такой семьи; время нахождения ребенка в семье учитывается в качестве рабочего
стажа приемных родителей; работа приемных родителей происходит в их собственном
доме.
Вывод:
В сложившейся ситуации государство не
предпринимает эффективных мер для решения проблем беспризорности и
безнадзорности. Чаще всего этим занимаются негосударственные учреждения:
различные фонды и прав-церковь.
Мнение подростков на тему: «Чем можно помочь бездомным детям?»
(По данным из сети Интернета-
Из диаграммы видно, что 37%
респондентов считают то, что детей надо определить в детский дом, не смотря на
то, что они убегают из него. 21% опрошенных подростков считают, что детям
необходимо найти семью т.к. им необходимо родительская забота и воспитание. Детям
необходимо внимание и поддержка окружающих так считает 20% опрошенных. 12%
считают, что необходимо помочь одеждой, им, как и нам, необходимо во
что-то одеваться. По 5% приходится на необходимость обеспечить детей едой и помочь
стать человеком, выбрать правильный путь в жизни, не встать на «кривую
дорожку».
Из всего вышеперечисленного можно
сделать вывод, что бездомные и беспризорные дети нуждаются в помощи
правительства и нас.
Заключение:
Беспризорность в нашей стране
началась в 20-е, 30-е и 40-е годы во времена революции, Гражданской и Великой
Отечественной войн. Беспризорность захлестнуло буквально всю Россию. Причиной
этому служили дети, лишившиеся обоих родителей. Советское государство всеми
силами старалось вести борьбу с беспризорностью. Но оно не располагало
реальными силами и возможностями для этой работы. И все-таки государство
прилагало колоссальные усилия для решения этой проблемы. А в наше время
беспризорность не уменьшается, а непрерывно растет. Виной этому является
озабоченность взрослых проблемой удовлетворения естественных и материальных
потребностей, нарушение взаимопонимания и доверия между детьми и родителями,
педагогической беспомощностью родителей, искаженного представления о границах
самостоятельности подростков, отсутствие контроля за их времяпрепровождением. В
семьях родителей- алкоголиков дети подвергались побоям и вынуждены были уйти из
дома. В результате этого появляется ранняя алкоголизация и наркоманизация,
бродяжничество, аморальное поведение, проституция, противоправные действия.
Подростковая преступность отличается особой жестокостью и цинизмом. В
сложившейся ситуации государство не предпринимает эффективных мер для решения
проблем беспризорности и безнадзорности.
На мой взгляд, нашему государству необходимо усилить уголовное преследование родителей и других лиц, допускающих истязание детей, за оставление их в опасном состоянии, в том числе истощение, неоказание медицинской помощи, хулиганские действия, вовлечение в пьянство, проституцию и преступную деятельность.
Список использованной литературы.
http://school-sector.relarn.ru/efim/4mistakes/2001/Kop_2001_042.htm
Газета «Аргументы и факты» (№4, 2006г.).
Лиханов А.А. Возвысим голос и дела. Актуальные проблемы
современного детства. (Москва 1993).
Государственный доклад «О положении детей в России». (Москва
2005)