«Великая дидактика» Я.А.Каменского
Институт Государственного Администрирования
Педагогический факультет
На тему: «Великая дидактика»
Я.А.Каменского
Реферат по социальной психологии
Мухиной Марины Васильевны
Студентки III курса.
с. Намцы
2002 год.
П Л А Н:
1.
Введение.
2.
Антролого-педагогические взгляды
Каменского.
3.
Гуманизм педагогической системы
Яна Амоса Каменского.
4.
Заключение.
Введение
Образование в Европе в 500-1789гг прошло длительный
путь развития от всеобщего невежества до всеобщего обязательного начального
образования. Около 500г пал древний Рим, завоеванный германским имением
вандалов. Исчезла культура, а вместе с ней и классическое образование.
Сохранилось только христианское образование священников в монастырских и
церковных школах. В них господствовало догматическое обучение, основанное на
вере и заучивание наизусть молитв и других священных текстов. Логическое
мышление развивалось путем схоластических рассуждений, целью которых было
теоретическое обоснование церковных догматов. Постепенно в городах
организовывались церковные и общинные школы для ремесленников, купцов, горожан.
Орден иезуитов, организованный при каталогической церкви, разработал иезуитскую
систему образования, существующую и в настоящее время.
Её цель воспитание преданности каталогической религии. В
11-м веке появились первые европейские университеты. Система университетского
высшего образования широко распространилось по всей Европе. Первые университеты
организовали профессора, прибывшие из Константинополя. В 1538г в Страсбурге
появилась первая гимназия, готовившая учащихся к поступлению в университет.
Новое время в историко-педагогическом развитии
открывается удивительным феноменом: рождением педагогической системы,
необычайно смелой по замыслу, постановке педагогических вопросов и предложенным
решениям, отличающейся сложной архитектоникой. Этой системой педагогика
«отпочковывалась» от философии как новая отрасль научного знания с собственным
предметом исследования, научной аргументацией, исследовательской проблематикой,
собственным «языком» – понятийно-терминологическим аппаратом.
Эта система плод титанического труда гениального чешского
педагога, мудрого философа-гуманиста Я.А.Каменского, трансформировавшего в
своей мировоззрении, в своей философии образования величайшие достижения
человеческого духа предшествующих веков культурного развития. Его «Великая
дидактика» (1632г) – начала всех начал в педагогике нового времени. Духовный
мир Каменского, человека энциклопедически образованного, - сложнейший
оригинальный «сплав» воззрений античности и Возрождения, католической теологии
и протестантизма, современного ему гуманитарного и естественнонаучного.
Задачей каждого христианского
государства, утверждал педагог-философ, должна стать «всеобщее образование
юношества». Теоретическая мысль великого гуманиста избежать «соблазна»
исторических условий его времени: низведения человека до его сословного облика,
орудия национально-государственных и религиозных интересов и целей, а его
воспитания - до подготовки человека к выполнению его сословных ролей,
социальных функций. Каменский обосновал демократическую и гуманистическую идею
всеобщего, общечеловеческого воспитания, которая на протяжении не одного века
была и ниже остается «путеводной» в отставании всеобщего образования как
неотьемлемого права каждого человека, как необходимого условия «единения» людей
на общечеловеческих началах.
В концепции Каменского человек
помещен в «микромир», наделен властью над вещами и ответственностью за свою
деятельность в «микромире». Трудовая практическая деятельность человека в той
или иной сфере жизни общества – это «искусство», а путь к искусству «научное
образование» дающее знание об окружающем мире природы, общества, о делах и
трудах общества человека. Человек сам сложный мир, «микрокосм». Его внутренняя
жизнь – борьба добрых и злых начал, благонравия и пороков, в которой проявляют
себя желания и страсти, управляющие волей. Направить природный дар свободу воли
к истинно человеческому: разуму, нравственности, добродетелям – цели и задачи
нравственного воспитания.
Христианско-антропологическая
концепция человека, как базовая в педагогической системе Каменского, обусловила
гуманистический характер всей системы. Цель воспитания определена на основе
признания самоценности человека, антропо-ориентированная; в задачах воспитания
доминирует духовно-нравственная направленность развития личности.
Педагогическая система Каменского – это «строгая» педагогика, она предполагает
отношение к воспитаннику как сознательному, деятельному, ответственному в своих
мыслях и поступках существу, она утверждает идею педагогической деятельности
как сложнейшего из всех искусств развития человеческого в человеке.
Педагогическая система Каменского оптимистична, пронизана светом веры в
возможности человека и возможности воспитания, в перспективы разумного
«общежития человеческого», обьединения «возвышенных, мужественных, великодушных
людей».
Педагогический оптимизм
Каменского не только на его христианско-антропологических
воззрениях, но и опирается на общенаучный принцип рационального знания, который
оформлялся в научном сознании в ходе исследования природного мира – принцип
природосообразности. В трактовке Каменского принцип природосообразного
воспитания многозначен, ибо требует учитывать и универсальные законы природы, и
законы природы человека, и законы природы самого воспитания. Возникает обширное
смысловое поле на базе знаний из многих наук (в «Великой дидактике» – это
философские, психологические, педагогические знания), интегрируемых идеей
рационального научного обоснования педагогического процесса. К пониманию
природы этого процесса теоретик подходил от темологических представлений в
науке его времени. Общее свойство природы – целесообразность, самопроизвольное
движение каждой «вещи» к своему предназначению, потенциальная возможность стать
такой, какой она должна быть. В искусстве воспитания это означает – развивать,
то что имеет человек «заложенным в зародыше, развивать изнутри, ожидать
«созревания сил», не толкать природу туда, куда она не стремится, следовать
общему правилу: «Пусть все течет свободно, прочь насилие в делах». Исходя из
тезиса о том, что семена ума, нравственности и благочестия и стремление их к
развитию природы присущи всем людям, Каменский определял роль воспитания «как
самое легкое побуждение и некоторое разумное руководство» естественным
процессом саморазвития воспитанника. При этом имелись в виду не просто
имманентность этого процесса, а сознательное саморазвитие: педагогический
процесс обращен к личности ученика и утверждению в нем чувства собственного
достоинства, самоуважения, серьезного отношения к своим обязанностям, к
учебному труду. И вместе с тем природосообразное воспитание, как уже отмечено –
это «ненасильственная» педагогика естественного и свободного развития природных
сил и способностей, педагогика успеха как стимула учения – преодоления учения –
удовлетворения, учения – удовольствия, радости.
В последующие века
рациональное научное знание отказалось от темологических обьяснений развития
природных процессов, а в социо-ориентированной образовательной практике
утвердились принципиально иная педагогическая парадигма: воспитание как
воздействие на воспитанника с целью формирования определенных качеств личности.
Однако идея о природосообразном (естественном, свободном) воспитании с
постоянством закономерности будет актуализироваться вновь и вновь, обосновывать
возможность счастливой и радостной школьной жизни, стимулировать поиски адекватных
технологических решений.
Столь высоким идеалам (будь то
человек как предмет воспитания или же педагогическая деятельность,
педагогический процесс) традиционная практика воспитания, семейного и
общественного, явно не соответствовала. И Великий теоретик создает грандиозный
и по современным масштабам проект воспитания человека о рождения до двадцати
четырех лет. Его универсальность (научную обоснованность) Каменский обьяснял
тем, что обеспечивалось соответствие педагогического процесса человеческой природе
и «земному предназначению» человека. Проект был ориентирован на идею «учить
всех всему» - на рациональную организацию «массовой школы».
Опираясь на принцип
природосообразности, первый в истории образования носитель идеи возрастной и
педагогической психологии представил время взросления человека как четыре этапа
по шесть лет каждый и определил для каждого этапа задачи, содержательную и
процессуальную стороны образовывания человека – матерью ли в семье, учителем ли
в школе, профессором ли в академии. Обратим внимание на замысел Гуманиста: не
ребенок для школы, а школа для ребенка, способная учесть и реализовать его
возрастные возможности и особенности.
В плане содержания образования
этот замысел облечен в идею «пансофии» (всеобщей мудрости). Каждый возраст
способен обьять пансофические знания на своем уровне возможного
(концентрические круги) и Каменский определяет примерное содержание
«материнской школы», «школы родного языка», «латинской школы», создает
учебники. При этом неизменными остаются принципы энциклопедизма «вместе с тем
практической нравственности знаний – связи с живым» опытом взаимодействия
развивающегося человека с миром. Не каждый склонен и способен одолеть весь путь
к пансоджи, тем более, что академия предполагает специализацию в том роде занятий,
к которому «предназначила природа». Однако первые две ступени – тот минимум,
который необходим любому, чтобы в детстве были заложены основания для разумной,
нравственной и благочестивой жизни.
Обосновывая идею школы родного
языка (глава ХХ1Х «Великой дидактики»), педагог постоянно имеет в виду
природосообразность развития ребенка. Естественными стремлениями и условиями
жизни человека аргументирует Каменский необходимость в школе родного языка
начал родиноведения, граждановедения (эта идея будет переоткрыта Песталоцци
через полтора века). Столь же естественно и необходимо в латинской школе
наличие «класса этики», в котором рассматривается «сам человек с действиями его
свободной воли как владыка вещей», изучение «стрежневого предмета истории»,
знание», знание которой «как бы освещает всю жизнь» – сокращенная библейская
история, история естествознания, история изобретений, история морали, история
религиозных обрядов у разных народов, всеобщая история, но преимущественно
история своего отечества. «Семь свободных искусств», эти традиционные учебные
предметы средневековой школы, пансоджи Каменский дополняет основами наук нового
времени. Все содержания общего образования обращает к человеку – его целостному
мировосприятию, гармонии его стремлений и способностей «знать, уметь,
действовать, говорить».
Широкая
философско-гуманистическая трактовка природосообразности воспитания
детерминитровала создание Каменским такого смыслового поля в поисках ответа на
вечный педагогический вопрос «Чему учить», которое оказалось далеко не
освоенным теорией содержания общего образования и практикой школьного обучения
последующих веков. Было утрачено гуманистическое, от растущего человека видение
проблемы, возобладал подход к ее решениям от социальных запросов «времени и
мести». В наши рубежные годы, годы осознания кризиса духовности и
нравственности и его опасных последствий в планетарных масштабах, предстоит
очевидно, заново оценить гуманизм и актуальность установки философа-педагога:
«Мы стремимся к общему образованию в области всего человеческого для всех, кто
родился человеком».
Не менее радикальные изменения
традиций характеризовали в проекте Каменского процессуальную сторону обучения.
Поиск «естественного (природосообразного) метода» был ориентирован на целостную
личность ученика, на мотивационную сферу, на разностороннюю работу интеллекта,
на «живое знание», а не традиционную «книжную ученость», бастионы которой
ученик брал памятью и напряжением воли (догматический метод).
Аналог «естественного метода»
дидакт нашел в деятельности ученого. Известные гносеологии его времени
закономерности познания Каменский интерпретировал в индуктивный путь
формирования понятий. Дедукция используется как частные выводы из общих, уже
известных ученику положений. Проблемные ситуации (в современной терминологии)
«включают» мышление. Самостоятельные работы предполагают и самостоятельное
наблюдение, и самостоятельное применение, и приобретение знаний. Естественность
обучения усматривается также в специальном развитии способности рассуждать так,
в латинской школе рекомендуется изложение материала в следующей
последовательности: «происхождение и состояние вопроса, тезис и антитезис,
верные и вероятные аргументы, защита того или другого, затем пусть будут
вскрыты ошибки одного из двух утверждений и самый повод к этой ошибке, ложные
доказательства и подлинные доказательства в пользу истинного тезиса и т.д. или,
наоборот, если то и другое утверждение заключает в себе частицу истины, то
пусть будет показано из применение между собой. Таким образом одна и та работа
будет представлять собой и самое приятное повторение как пройденного, и
чрезвычайно полезное разьяснение непонятного ранее». К выводу дидакта нельзя не
добавить, что учебная работа такого плана (не часто встретишь и в современной
школе), вызывая мыслительную активность, создавая позитивный эмоциональный
настрой, обеспечивает движение личности как в овладении знаниями, так и в
развитии интеллектуальных сил.
В историко-педагогической и
дидактической литературе воззрения Каменского обычно сводят к обосновыванию
обьяснительно-репродуктивного способа обучения. Между тем теоретические
представления Каменского, апологета учения как познания истины, связаны с
сочетанием репродуктивной и продуктивной деятельности ученика, с идеей
самостоятельности и умственной активности. Не бесспорна используемая в
педагогической литературе аналогия разработанной первым дидактом формы
организации обучения с классно-урочной системой в ее современной трактовке.
Термин «класс» потребовался теоретику для того, чтобы расположить образовательный
материал по годам обучения и таким образом организовать совместную работу
учеников, рационализировать их труд и труд учителя (в традиционной школе каждый
обучался индивидуально). С определенной дозой образовательного материала для
отдельного занятия связывалось и понятие «урока». Само же значение – это и
школьная лекция, и наблюдение природы, и изучение с помощью школьного телескопа
звездного неба, и работа в школьной мастерской или студии (в таких картинках
представлена школа на титульном листе прижизненного издания сочинений
Каменского).
В иерархии задач воспитания
высшие ступени Каменский связывал с непосредственным обращением к внутреннему
миру человека, воспитанием его духовности. Ценностным отношением к знаниям
пронизан образовательный процесс. Известный прагматизм установок: нацеленность
научных знаний на деятельность человека в «мире вещей» – «уравновешивается»
возвышенной трактовкой человека как «владыки мира». На каждой возрастной
ступени вводятся этические и теологические представления и правила, нормы
поведения, назначение которых – одухотворить внутреннюю жизнь ученика
ценностным отношением к людям, к самому себе. В системе ценностей, необходимых
гуманной личности, Каменский специально выделил «кардинальные добродетели»,
выношенные в христианской этике средневековья, истоками уходящие в философию
Платона: мудрость, умеренность, мужество, справедливость.
В искусстве развивать и
возвышать духовность человека педагог-гуманист стремился к природосообразности.
Главное основание формирования нравственности и благочестия – это непрестанная
духовная жизнь и практическая деятельность человека: «Добродетели учатся,
постоянно осуществляя честное». В таком ключе: человек сам выстраивает свой
внутренний мир – предстают «шестнадцать правил искусства развивать
нравственность». Воспитатель ориентирован на стимулирование самодисциплины
растущего человека (сдерживание влечений, обуздывание нетерпеливости, гнева и
т.п.), нравственных стремлений (справедливость по отношению к другим людям,
готовность уступить, услужить, оказать пользу своими услугами возможно большему
числу людей и др.). Его «инструменты» - и наставление, и «примеры порядочной
жизни», и упражнения, главное же – организация упорядоченной, разнообразной,
нравственно направленной деятельности, деятельности достаточно длительной,
чтобы заложить привычки к труду, полезным занятиям, которые противостояли бы
лени, праздности и безделью.
Кладези нравственной мудрости
и благочестия для воспитателя и для воспитанника – священное писание и
размышления великих людей. «Почему и как нужно избежать зависти? Каким оружием
защищать сердце от печалей и всяких человеческих несчастий? Как умерить
радость? Каким образом сдерживать гнев и умерить преступную любовь?» – приведя
этот перечень вопросов, Каменский ориентирует учителя на стимулирование
напряженной, нравственно направленной сознательной внутренней жизни
воспитанников, в которой он пытается преодолеть слабости и пороки,
противостоять разрушительной силе негативных чувств, влечений, сохранить
душевное равновесие. При этом определенно и четко обозначены и «предьявлены»
требования к человеку как духовно-нравственному существу. Для гуманиста
Каменского это отнюдь не проявление авторитарности, насилия над личностью. В
его антрополого-педагогической концепции за человеком, «образом подобным
Божьим» всегда остается право свободного выбора между добром и злом. В то же
время воспитание призвано максимально помочь определиться в нравственной
позиции, «предохранить молодежь от всех поводов к нравственной испорченности»,
научить «преодолевать самих себя».
В этой связи и в учении о
школьной дисциплине, «искусстве проявлять строгость», доминирует установки на
самодисциплину, на такую строгость, которая бы пользовалась лаской и обращалась
в любовь, а главное на создание в школе атмосферы «искреннего и открытого
расположения», «господства бодрости и внимания как у учащих, так и у учащихся»,
«любви и радостной бодрости», когда не требовалось бы делать что-то против
воли, по принуждению, а давалось бы все самостоятельно и добровольно, когда
ученики любили и уважали бы своих воспитателей, «охотно позволяли вести себя
туда, куда подобает,… и сами к тому же стремились.
Выше отмечалось, что в
современном обществе феномен бездуховности, дефицит человечности - следствие
доминирующих в общественном сознании прагматического отношения к вопросам
морали, сциентистских трактовок духовного развития человека, противопоставления
науки и религии, непосредственно связываются с глобальным мировым кризисом, а
их преодоление с выходом к новому гуманному витку цивилизационного развития.
Тем значимее для современности опыт тех педагогов, которые, как Каменский
усматривали в воспитании духовности человека главное назначение образования,
главное направление педагогической деятельности.
Педагогическую систему
Каменского возможно представить как гуманистическую модель педагогического
процесса, цель которого ценностно-направленное и целостное развитие природных
сил и способностей растущего человека. Цель реализуется в организации
жизнедеятельности воспитанников в нравственно здоровой, духовно богатой,
стимулирующей разностороннее развитие среде: в системе разнообразных видов
деятельности, соответствующих природосообразному развитию сил и способностей,
человеческому в человеке, в системе гуманных отношений между воспитанниками,
отношений взаимодействия педагога и учащихся как субьектов педагогического
процесса, в нарастающей субьектности воспитанников, что переводит цель и задачи
педагогического процесса в их собственные цели и задачи, а воспитание «перерастает»
в самовоспитание. Результат педагогического процесса – достигнутый
воспитанником уровень его личностного индивидуального развития, включая
самосознание, самоопределение, потребности и способности к дальнейшему
саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию. Свобода развития личности
воспитанника обеспечивается равными для каждого возможностями саморазвития,
«ненасильственным» педагогическим влиянием. Эта модель отчетливо выявляется в
образцовых, высокоэффективных воспитательных системах прошлого, органически
вписывается в современные поиски гуманизации школы, что свидетельствует об
универсальности педагогических открытий Каменского.
Обстоятельства сложились так,
что о Каменском – ученом, философе, при жизни признанном «наставником мира»,
забыли вплоть до конца Х1Хв., и многие его идеи пришлось «переоткрывать» другим
педагогам. Каменский настолько обогнал свое время, что и сегодня не в полном
мере, осознана вся глубина его воззрений, многое остается невостребованным. В
европейском историко-педагогическом процессе педагогическая система
Я.А.Каменского предстает гениальным обобщением многовекового гуманистического
опыта христианского средневековья и вместе с тем началом нового этапа в
развитии гуманистической традиции, идеологически связанного с просвещением.
Гуманистическая традиция в
педагогике западной цивилизации органически связана с гуманистической традицией
западной культуры. Интерпретируя и синтезируя гуманистические идеи и опыты
развития европейской философии, науки, искусства, религии, педагогика, в свою
очередь, средствами воспитания и образования способствовала их передаче от
поколения к поколению, укоренению их в индивидуальном и общественном сознании.
Гуманистическая педагогика
целенаправленно служила утверждению «человеческого в человеке», духовно-нравственному
обогащению его внутренней жизни, возвышению жизнесмыслов его деятельности. Она
сыграла свою историческую роль в признании европейским человечеством в качестве
высших духовных ценностей самоценности человеческой личности, права человека на
свободное развитие, самоопределение и самореализацию, абсолютной ценности
Истины, Добра, Красоты как идеальных стремлений человеческой природы,
вытекающих из них кардинальных добродетелей, норм и правил гуманистической
морали. Генезис гуманистической педагогической традиции в процессе европейского
культурного развития (от средневековья до конца ХХ в) происходил на базе
антропологических концепций (принцип природосообразнсоти), на основе познания
природы воспитания как явления культуры (принцип культуросообразности) и как
целенаправленного саморазвития человека (выявлялись условия, возможности,
средства педагогической поддержки и помощи воспитаннику в его
духовно-нравственном, личностном становлении и развитии). В том, что именно в
гуманизации воспитания и образования высший смысл и назначение педагогической
науки, убеждает классическая педагогика, педагогические системы ее корифеев
Каменского, Локка, Руссо, Песталоцци, Гербарта, Дистервега.
Философия и история
образования, обращение к многовековому духовному опыту педагогов гуманистов
помогает всесторонне обьяснить и верно оценить бытующие в современном
общественном и педагогическом сознания проявления бездуховности и прагматизма,
авторитарности и социоцентризма, косности и реакционного консерватизма,
сознательно и убежденно противостоять им, целенаправленно утверждать в своей
педагогической деятельности гуманистические общечеловеческие и педагогические
идеалы и ценности.
Использованная литература:
1.
История педагогики.
А.И.Пискунова
2.
История образования и
педагогической мысли.
В.Г.Праникова
З.И.Равкин
3.
Философия и история образования.
Л.А.Степашко.