Развитие Интернета в целях образования
Развитие Интернета в целях
образования
В настоящее время Интернет становится важным фактором
информационного взаимодействия, той реальностью, игнорировать которую уже не
представляется возможным. Интернет постепенно проникает в образовательную
область, что отмечается в ряде документов. Однако включение Интернета в
образовательный процесс сталкивается с рядом проблем (которые позже будут
приведены ниже.)
но прежде всего, это проблема самой информации,
находящейся в Интернете: она может быть некорректной, искаженной, может быть
направлена на достижение политических, экономических или других целей.
Школьники практически не подготовлены к работе с такой информацией. Они,
зачастую, самостоятельно интерпретирует ее в зависимости от знаний, возраста,
жизненного опыта, культурной среды, менталитета и пр. Адекватность восприятия
информации школьниками будет зависеть от того, обучены или не обучены они
аналитической работе с информацией, обладают ли критическим мышлением, смогут
ли произвести оценку достоверности информации, соотнести информацию и имеющиеся
знания, суметь правильно организовать информационный процесс, оценить и
обеспечить информационную безопасность. К сожалению, обучение школьников этим
навыкам затруднено еще и тем, что далеко не все школы имеют выход в Интернет, а
те, которые имеют, сталкиваются с различными техническими проблемами и
проблемами включения Интернета в классно-урочную систему из-за недостатка
методического обеспечения и качества связи. Урок постепенно перестает восприниматься как единственный путь
получения знаний, он - лишь одна из форм, и не всегда самая продуктивная.
Оптимальный путь освоения знаний всегда сопряжен с личностной активностью
обучающихся, с их заинтересованностью. Исходя из этого, в школе необходимо
постоянно создавать ситуации игрового, творческого характера, в которых дети
могли бы решать конкретные образовательные задачи, связанные не только с
освоением определенной суммы знаний, но и с формированием информационных
умений. В этих ситуациях отношения "учитель-ученик" трансформируются,
роль учителя, владеющего монополией на истину в ситуации стандартного урока,
меняется на роль консультанта, партнера по творческому поиску.
Таким образом, наблюдается противоречие между необходимостью изучения Интернета
как части образовательной области информатики, и отсутствием методики его
изучения в трех аспектах: использование технологии (технологическая
составляющая); оценка информации (оценивающая составляющая); извлечение
некоторого смысла (смысловая составляющая).
Проблемы
включения Интернета в общеобразовательный процесс.
1. Основные задачи образования в условиях развития
Глобального информационного пространства
Развитие
Интернет и Глобального информационного пространства (ГИП) и создание
коммуникационной и информационной инфраструктуры в Украине ставит в области
образования две важные задачи:
- обучение и тренинг в
области современных компьютерных сетей и сетевых информационных технологий
(КС и СИТ);
- широкое использование
возможностей Интернет в образовании для повышения качества и расширения
интернационализации образования во всех областях знаний.
Необходимость широкого
внедрения современных СИТ с
целью интеграции Украины в Глобальное информационное пространство вызывает
потребность развития как профессионального образования, которое должно создать
необходимое количество специалистов для поддержки и развития национальной
информационной инфраструктуры, и кратковременного тренинга для удовлетворения
срочных потребностей фирм и организаций в специалистах для эксплуатации
собственных компьютерных инфомационных сетей.
Если последняя задача может быть решена с
привлечением зарубежных специалистов и тренинга зарубежом, то первая задача
должна решаться только в Украине и включать создание образовательной
материальной и методической базы, включая подготовку учебников, методических
указаний и разработка терминологии.
Основными проблемами развития профессионального
образования в области сетевых информационных технологий являются:
- недостаточное
количество преподавателей и специалистов, имеющих реальный опыт работы в
Интернет и разработки приложений для Интернет;
- отсутствие учебной и
методической литературы на украинском и русском языках.
- недостаточно развитая
коммуникационная инфраструктура в стране и скорость каналов подключения к
Интернет у университетов и учебных заведений;
- бедные информационные
ресурсы образовательного характера на украинском и руссокм языках (включая
ресурсы СНГ);
- слабая оснащенность
компьютерами в школах и университетах.
Часть приведенных проблем может быть решена
университетами и учебными организациями в процессе постановки и развития
учебных курсов, используя новые парадигмы и принципы образования в ГИП, кратко рассмотренные
ниже. Однако для этого нужна начальная подготовка преподавателей и сильные
мотивационные факторы ориентации усилий на образовательные нужды. Вопросы,
связанные с развитие коммуникационной инфраструктуры, относятся к компетенции
государственной политики и успешно решаются. Стимулирующим фактором здесь
является то, что Украина развивается как большой транзитный узел на Европейско-
Азиатском направлении. Опыт развития Интернет в США и реализации
телекоммуникационных программ в Европейском Сообществе показывает, что именно
коммуникационная инфраструктура является основой, на которой начинают работать
механизмы инвестирования внедрения и развития сетевых и информационных
приложений.
2. Возможности Интернет для целей образования
Интернет и ГИП предоставляют новые
возможности и среду для развития образования, при этом существенно изменяя сам
характер и основные парадигмы образования.
Интернет предоставляет следующие возможности
для целей образования:
- электронная почта - для обмена информацией между
студентами и преподавателеми;
- списки рассылки - для рассылки общей информации
учебной группе и организации коллективных обсуждений;
- передача файлов при
помощи FTP, позволяющая через FTP-сервер
организавать обеспечение студентов и
слушателей базовыми методическими и учебными материалами и программным
обеспечением;
- использование
технологий WWW, которые в настоящее время может
служить базовыми технологиями для поддержки учебного процесса и тренинга в
области СИТ и
организации дистанционного образования с интерактивными и кооперативными
элементами;
- доступ
к мировым информационным ресурсам в предметных
областях через Интернет.
В современной глобальной
информационной среде фактически стирается грань между обычным и дистанционным
образованием, да и само дистанционное образованием приобретает новые черты,
связанные с полным использованием сервисов и возможностей Интернет.
Использование элементов дистанционного образования в обычном образовании
позволяет сделать учебный процесс более гибким, способствовать всестороннему
развитию специалиста, особенно, на этапе формирования его профессионального
кредо. Первые два сервиса - электронная почта и списки рассылки, - являются уже
достаточными для организации простейшей модели дистанционного образования, даже
если студенты не имеет полного доступа к Интернет. FTP может
быть использованно для базового обеспечения студентов информационными
материалами учебным программным обеспечением www предоставляя базовый графический гипертекствый
интерфейс в глобальном информационном пространстве, в настоящее время соединяет
в себе все основные сервисы Интернет и, при использовании Java и ActiveX,
позволяет организовать интерактивный интерфейс с серверной учебной программой.
Важным фактором является необходимость и возможность создания на основе WWW гибкой
системы тестирования знаний студентов.
3. Новые подходы к образованию в условиях развивающегося
ГИП
Важнейшим фактором, определяющим и
стимулирующим изменения основных подходов в образовании в условиях развития ГИП, является
то, что современное обучение происходит в быстро изменяющейся информационной
среде, богатой знаниями, в которой должны учиться и преподаватели, и учащиеся.
В новых условиях главными задачами образования
являются
- формирование базовых
знаний
- формирования умения
самостоятельно учиться и профессионально совершенствоваться
- формирование
мотивационной ориентации на продуктивно- контрибутивный процесс обучения.
Для иллюстрации изменения
главной парадигмы образования можно сформулировать следующий образный тезис: “В учебном
классе, подключенном к Интернет, учащийся имеет выбор, остаться ему в классе,
или "уйти" в Интернет”. И если учителя не
смогут удержать своих учеников в "классе", то последние могут потеряться на просторах Интернет.
Задачей национальной политики, и не только образования, должно быть создание
национального культурно- информационного пространства. Это позволит сохранить
нашу культуру для нового поколения, которое все больше информации и знаний
будет получать из Интернет.
Начальное образование уже должно учитывать
дальнейшее сильное влияние
ГИП на
формирование сознания и менталитета нового человека и формировать
соответствующую систему ценностей, ориентированную на существование в условиях
открытого информационного общества и приоритеты в развитии национально-
культурной информационной среды и ресурсов, которые должны оставлять
национальные приоритеты даже в условиях естественной утечки “мозгов” и развития сети
удаленной работы через Интернет - "телеработы".
Широкое распространение должны найти
современные методики образования
1. Учитель как источник информации и знаний
- учащийся как
получатель и накопитель информации и
знаний.
Новый подход, используемый в ПОО или ККО, предполагает кооперативный механизм взаимодействия
преподавателя и студентов и следующее распределение ролей:
2. Учитель как производетель и указатель информации
- учащийся как накопитель информации и формирователь знаний.
В этом случае преподаватель должен выполнять
роль “играющего тренера”, создавая побуждающие
и мотивационные факторы для изучения предмета и приобретения необходимых
навыков и знаний.
4. Принципы обучения в условиях развивающейся информационной
инфраструктуры и широкого внедрения новых информационных технологий
Имеющийся опыт позволяет сформулировать
основные принципы образования в глобальном информационном пространстве в
условиях широкого внедрения новых информационных технологий :
- Новая парадигма
образования должна использоваться в современной сетевой информационной
среде:
Учиться из Интернет -
развивать Интернет.
- Использовать кооперативную модель проектно- ориентированного обучения.
Предоставлять и использовать инициативу
студентов в освоении новых
технологий и направлять их на развитие учебно-методической базы и создания
полезных информационных ресурсов, при этом преподаватель должен выступать
в качестве консультанта или куратора, используя при этом элементы кооперативного обучения.
- Стремиться создать контрибутивный процесс образования, при котором
проектная часть учебного курса направляется на создание полезных
информационных ресурсов или разработку пилотных проектов. Нельзя просто
обучиться технологиям Интернет, не принимая участие в развитии ее
информационных ресурсов.
- Широкое использование элементов дистанционного обучения с использованием электронной почты, списков
рассылки, FTP и WWW
с элементами интерактивного
общения.
5. Результаты
экспериментального внедрения предлагаемой методики
Инициативный проект по развитию
профессионального образования в области компьютерных сетей и сетевых
информационных технологий по магистерской программе был начат на кафедре систем
автоматизированного проектирования (САПР)
НТУУ “КПИ” в 1995 году. В настоящее время выпущена первая группа
магистров из 17 человек.
В процессе разработки и реализации предлагаемой
методики были разработаны учебные программы и материалы по курсам "Компьютерные сети", "Сетевые информационные технологии", "Перспективные
сетевые технологии", "Применение
Интернет в бизнесе и маркетинге".
Быстрое развитие сетевых технологий требовало
ежегодной смены содержания курсов более, чем на 30 %, при этом вопросы, касающиеся сервисов Интернет и средств
разработки приложений для WWW -Интернет
оставлялись на самостоятельную проработку
студентами. Такая смена курсов стала возможна только при использовании
кооперативно- контрибутивного подхода и привлечения студентов к развитию
курсов.
Важным компонентом предлагаемой методики
обучения является курсовое проектирование, которое и создает обьединяющий,
интегрирующий элемент для кооперативно- контрибутивного процесса. Курсовые
проекты посвящены реальной тематике и выбираются из предложенного
преподавателем списка или предлагаются студентами самостоятельно. Они должны
содержать все необходимые компоненты создания реальных корпоративных или
кампусных сетей, включая распределение обьязанностей в проектной группе:
- Исследование реальных
условий создания сети на местности или в организации
- Определение рабочих и
пользовательских групп и их информационных потребностей
- Разработка
структуры сети Интернет-интранет
- Выбор оборудования,
программного обеспечения и провайдера Интернет (на сравнительной основе)
- Разработка
информационного сервера сети
- Разработка
информационного наполнения WWW-сервера и его установка на
учебном сервере
Результатом внедрения
кооперативной и контрибутивной технологии образования в процессе курсового и
дипломного проектирования была реализация ряда проектов создания информационных
ресурсов WWW для поддержки учебного процесса - информационное
наполнение учебно- образовательного WWW-сервера кафедры (http://cad.ntu-kpi.kiev.ua), - а
также создание информационных ресурсов культурно- исторического содержания в
рамках проекта «Украинский Интернет-
павильон» (http://www.park.kiev.ua).
- Demchenko Yu.V. Cooperative and
Contributive Learning - the real choice to push professional education in
Networking Information Technologies in Ukraine and CIS. - JENC8
Proceedings. -- Edinburgh, Scotland. -- May 12-15, 1997. -- Pp. 822-1 -
822-7.
- Demchenko Yu.V. New Paradigm of
Education in Global Information Environment: Learning from the Internet -
Contributing to the Internet. – INET 97 Proceedings. - "The Internet:
Global Frontiers. The Annual Meeting of the Internet Society. - 24-27 June
1997, Kuala Lumpur, Malaysia.
Всё это было найдёно с помощью поискового
сервера www.yandex.ru на сайте