Сны и сновидения в русской литературе
Мой
реферат называется “сны и сновидения в русской литературе».
Есть
одна старинная притча. Философу приснилось, что он стал мотыльком. И,
проснувшись, он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне, будто он
стал мотыльком, или мотылёк, которому снится, что он — мудрый старец.
Мир
снов и сновидений издревле интересовал человека как что-то столь же
близкое нашему пониманию сколь далекое от него. Бодрствуя, мы видим и понимаем,
что происходит вокруг, оцениваем происходящее - наше сознание работает так, как
мы этого хотим. Но что происходит с сознанием человека во сне? Тайна, покрытая
мраком ночи...
Изучение
снов увлекает. Коснувшись однажды темы сновидений, стремишься изучить эту тему
как можно больше. Так, однажды я заинтересовалась эзотерикой, в частности
феноменом гипноза., а гипноз и сон связаны между собой более чем тесно. Мне
стало интересно, имеют ли сны и сновидения столь же большую роль в литературе,
и поэтому я выбрала именно такую тему для своего реферата.
В
русской литературе сны всегда играли не меньшую, а иногда и большую роль,
чем реальная действительность. Многие авторы делали сон полноценным
“действующим лицом” своих произведений. Сны позволяют лучше понять характеры
их героев, причины их поступков, отношение к людям и к себе. Ведь, по сути,
сон — это время, когда освобождается подсознание человека. Оно не сковано внешними
условностями, не позволяет лгать, притворяться и прикрываться масками.
Наверное, именно по этим причинам авторы так часто прибегают к приему раскрытия
личности персонажа через его сон.
В
ходе работы над рефератом я рассмотрела четыре произведения российских
классиков: «Евгений Онегин», «Преступление и наказание», «Тихий Дон», и «Мастер
и Маргарита». В каждом из этих романов сновидения играют свою, определенную
роль – общих канонов нет и быть не может.
В
романе «Евгений Онегин» Александр Сергеевич Пушкин использует сны для
раскрытия внутреннего мира героев (Татьяны и Онегина). С помощью большого
количества слов-символов, использованных в описании сна Татьяны, автор не
только раскрывает образы, но и предоставляет читателю шанс заглянуть за завесу
тайны и узнать дальнейшие судьбы героев. Помимо этого, сон Татьяны является
художественным приемом, который делает текст романа красочнее.
В
«Преступлении и наказании», напротив, никакой красочности роману сны не
придают, а еще больше затуманивают и без того неясные вещи. Так же, как и в
«Евгении Онегине», сны здесь помогают лучше понять внутренний мир очень
сложного человека – Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова символичны
(антитеза церкви и кабака в первом сне); их отголоски присутствуют на
протяжении всего романа. Кроме того, прием снов помогает лучше понять смысл
произведения (третий сон Раскольникова).
В
романе «Тихий Дон» сон генерала Корнилова – вещий. С помощью символов Шолохов
как будто сам рассказывает генералу будущее его армии. Через сон автор дает
оценку персонажа – Корнилов – не тот герой, что спасет Россию; и показывает
читателю внутренний мир генерала.
В
«Мастере и Маргарите» сны использованы как «мост» в другую
реальность, может быть, в гипнотический транс, наведенный Воландом и его свитой
(или самим Булгаковым?). Сон Понтия Пилата символичен – противостояние добра и
зла, в результате которого побеждает добро, приходит прощение и свобода – путь
к Истине. Кроме того, сон (а точнее его отсутствие) использован автором как
способ более глубокого раскрытия образа прокуратора, а позднее - как наказание
Пилата.
Во
всех четырех произведениях сны и сновидения являются одними из важнейших
художественных приемов, ибо они помогают автору полномернее донести до читателя
свою мысль.
Сон
– это всегда загадка, и, пытаясь ее разгадать, можно прийти к удивительным
открытиям. (Недаром же таблица Менделеева приснилась Дмитрию Ивановичу!) Когда
я работала над рефератом, мне захотелось перечитать мои любимые книги (ведь
в них были сны!) и попытаться разобрать, что они – эти сны – значат. Вдруг я
пролистнула, не обратив внимания, целый мир, полный ответов и смысла?