I. Организация начала
урока.
II. Актуализация опорных знаний.
III. Сообщение цели и темы урока.
IV. Наблюдение над языком.
V. Вывод.
VI. Работа с учебником.
VII. Закрепление (выполнение упражнений).
VIII. Подведение итогов.
IX. Задание на дом.
|
Здравствуйте, ребята! Садитесь! Проверьте, чтобы у вас на столах лежало все,
что необходимо для урока: учебник («Теория. 5-9 классы», «Практика. 6-7
классы»), тетрадь, ручка, карандаш, дневник. Откройте свои тетради и запишите
сегодняшнее число, классная работа.
Мы с
вами продолжаем изучение такого раздела науки о языке как морфология. Давайте
вспомним, что она изучает? (Морфология – раздел науки о языке,
изучающий слова как части речи.)
Сегодня
мы должны познакомиться с новой частью речи. Но как она называется, мы
узнаем, когда разгадаем кроссворд. Но для этого нам нужно вспомнить названия
и определения уже известных частей речи. Я буду задавать вопрос, я вы
поднимаете руку. С места не выкрикиваем.
1.
Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию,
объединяющая в себе свойства прилагательного и глагола.
2. Самостоятельная
часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой?
или чей?
3.
Служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые
предложения в составе сложного.
4.
Самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов,
порядок их при счете и отвечает на вопросы сколько? который? (какой?)
5.
Самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или
признаков и отвечает на вопросы как? куда? когда? где? почему?
6.
Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы
что делать? что сделать?
|
|
|
|
п
|
р
|
и
|
Ч
|
а
|
с
|
т
|
и
|
е
|
|
|
|
|
|
п
|
р
|
и
|
л
|
а
|
г
|
А
|
т
|
е
|
л
|
ь
|
н
|
о
|
е
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С
|
о
|
ю
|
з
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ч
|
и
|
с
|
л
|
и
|
Т
|
е
|
л
|
ь
|
н
|
о
|
е
|
а
|
р
|
е
|
ч
|
И
|
е
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ц
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г
|
л
|
А
|
г
|
о
|
л
|
|
|
|
|
|
|
Теперь
мы уже может назвать загаданное слово, но не известна еще одна буква. Ее
отсутствие, думаю, не вызовет у вас затруднений. Ответьте на вопрос, с какой
частью речи мы начинаем знакомиться? (Частица.)
Итак,
тема нашего урока «Частица как часть речи». Запишем ее в тетради. Мы должны
будем выявить особенности частицы как служебной части речи, научиться отличать
частицы от других частей речи.
Посмотрите
на доску, здесь дан текст. Ваша задача – записать его, объяснить постановку
знаков препинания, назвать части речи.
1.
Молния вспыхивает как будто в самой бричке… В ту же секунду над самой головой
раздается величественный гул, который, как будто поднимаясь все выше и выше,
постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, невольно
заставляющий трепетать и сдерживать дыхание. Гнев Божий! Как много поэзии в
этой простонародной мысли! (Л.Толстой.)
-
Какова цель употребления в речи слова как? (Для выражения чувства
говорящего – восхищения. Это восклицательная частица. Именно такие частицы
«делают» предложение восклицательными.)
2. - Бабушка важная,
но совсем не сердитая; напротив, очень добрая, веселая. Коли бы ты видела,
какой бал был в ее именины!
-
Все-таки я боюсь ее, да, впрочем, бог знает, будем ли мы… (Л.Толстой.)
- Какова
цель употребления бы, не, все-таки, ли?
Сделаем
вывод, какую роль играют частицы в речи. (Частицы выражают различные чувства
говорящего.)
Прочитаем
§151. Читаем внимательно, после прочтения вы должны будете ответить на
вопросы.
- Какая
часть речи называется частицей?
-
Какую синтаксическую роль выполняют частицы в предложении?
-
Для чего служат частицы?
Закрепим
то, что мы узнали о частице, о ее роли в предложениях.
Выполним
устно упр. 859. Прочитаем пары предложений в правой и левой колонках. Ответим
на вопросы:
- Какие
предложения более выразительны? За счет каких слов это достигается?
- Какие
дополнительные смысловые оттенки придают частицы значениям слов или
предложениям?
Следующее
упр.862. Нам необходимо доказать, что выделенные слова являются
частицами. Посмотрим на образец рассуждения в учебнике.
Образец
доказательства
Ох,
лето красное! Любил бы я тебя… (А.Пушкин.) 1.
Выделенное слово бы не называет ни предмета, ни действия, ни качества. Следовательно,
это служебная часть речи. 2. Оно не связывает слова или предложения. Значит,
это не предлог и не союз. 3. Оно служит для образования формы условного
наклонения глагола. Следовательно, это частица.
Выполняем
упражнение.
Дополнительные вопросы:
- Что
общего у частиц с другими служебными частями речи?
- Чем
они отличаются от предлогов и союзов?
Упр.
863 выполняем письменно. Задание: спишите предложения, заключая частицы в
овал. Какую роль частицы выполняют?
Подведем
итог нашего урока. Ответьте на вопросы.
-
Что нового мы узнали на уроке?
-
Какая часть речи называется частицей?
-
Для чего служат частицы?
Откройте
дневники и запишите задание на дом.
Дома:
§151, упр. 864. (по образцу): найти в предложениях частицы, с помощью которых
образованы формы слов (наклонение глагола, степени сравнения прилагательных
или наречий).
|