Развитие культуры в петровскую эпоху. Новшества в быту

  • Вид работы:
    Доклад
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    388,66 kb
  • Опубликовано:
    2010-04-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие культуры в петровскую эпоху. Новшества в быту

Доклад
на тему:

Развитие культуры в петровскую эпоху.
Новшества в быту.

Выполнил
ученик 7 «Г» класса
средней школы
N 8
Снытко Николай

 

Учитель:
Горькова Н.С.

2008 г.

Личность Петра I (1672 – 1725) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Проводимая им политика европеизации явилась главным фактором превращения России в великую державу.

В конце 17 в. Россия была отсталой страной. Городов в ней насчитывалось гораздо меньше, чем на Западе. Процветало крепостническое право. Россию миновали и Возрождение, и Реформация. Духовенство было невежественным, литературы почти не существовало, математика или другие науки игнорировались или презирались. А в Западной Европе в это время Ньютон написал свои "Начала", расцветала литература и философия.

“Англичанин Флетчер, бывший в России при Борисе Годунове, так писал в своей книге: ”Русские люди, по-видимому, способны ко всяким искусствам, но они не отличаются ни в каком ремесле, а всего меньше в науках, от которых их удаляют с намерением, чтобы удобнее было держать их в том рабском состоянии, в каком они находятся, и чтобы у них не было ни ума, ни мужества. С тою целью им запрещают путешествовать, чтобы они ничему не научились и не увидели обычаев других стран”. Русское государство было долгое время отгорожено от всего остального мира. В государстве не было ни фабрик, ни заводов, ни искусных ремесленников. Войско плохо обучено; не отливаются пушки, не изготовляется хорошее оружие, хороший порох. За всем этим приходилось обращаться к иностранцам, все приходилось покупать в других государствах, а денег у правительства было мало.

Пётр, используя опыт западноевропейских стран, провел реформы в области государственного управления (губернская реформа 1708—1715, создание коллегий, Сената, органов высшего контроля), организации военного дела (введена рекрутская повинность и обязательная военная служба дворян, создана регулярная армия, велось строительство флота), промышленности, торговли, просвещения (открыты многие учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука).

В правление Петра I отсталая страна совершила огромный скачок вперед в промышленном развитии. Россия утвердилась на берегах Балтики, приобрела кратчайший торговый путь в Европу. Появилась первая печатная газета, были открыты первые военные и профессиональные школы, возникли первые типографии, печатавшие книги светского содержания. Первый в стране музей. Первая публичная библиотека. Первые публичные театры. Первые парки. Наконец, первый указ об организации Академии наук. Детищем Петра по праву считается военно-морской флот, ранее отсутствовавший в России, а также регулярная армия, великолепно обученная и столь же хорошо вооруженная. При Петре и под его водительством они навеки прославили русское оружие.

Реформа в области культуры.

 

Главным содержанием реформ было становление и развитие культуры и просвещения, "европеизация" в быту и направлении развития культуры.

Преобразования, охватившие все стороны жизни страны, не могли быть проведены без подъёма общего культурного уровня населения, в первую очередь господствующего класса. Разросшийся бюрократический аппарат требовал грамотных чиновников; армии и флоту необходимы были офицеры, усвоившие военное и морское дело; строительство крепостей; владевших техническими знаниями. Всё это вызвало расширение учебных заведений и реорганизацию системы обучения. Богословские предметы в школах уступили место математике, астрономии, геодезии, фортификации, инженерному делу и другим наукам. Это было качественно новое явление.

Первая светская школа, послужившая основой для Морской академии в Петербурге, была открыта в 1701 году в московской Сухаревой башне - "Школа математицких и навигацких наук". Вслед за ней создаются медицинские, инженерные, кораблестроительные, горные, штурманские, ремесленные школы. Сеть школ в дальнейшем пополнилась открытыми в 1714 году цифирными школами в губерниях. Дети изучали в этих школах арифметику и начала геометрии, причём в роли преподавателей выступали ученики Навигационной школы. К концу первой четверти 18-го века по губерниям были открыты 42 цифирные школы с 2000 учащихся. Дети духовенства проходили обучение в 46 епархиальных школах, а дети солдат в гарнизонных школах. При металлургических заводах на Урале и в Олонецком крае правительство организовало первые в России горные школы, готовившие специалистов горнорудного дела.

Чтобы удержать командные высоты в государстве, дворянство должно было овладеть знаниями. Поэтому обучение дворянских детей стало для них своего рода повинностью. Наряду с обучением в русских школах молодых дворян для овладения навигационным делом отправляли за границу. По прибытии в Петербург навигаторы держали экзамены, нередко в присутствии царя.

С расширением сети школ связано появление разнообразной учебной литературы. Учитель Славяно-греческо-латинской академии Фёдор Поликарпов в 1701 году выпустил "Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учиться хотящим". В 1703 году вышла знаменитая "Арифметика, сиречь наука числительная" Леонтия Магницкого, в течение полувека служившая основным учебным пособием по математике. Развитие книгопечатанья сопровождалось началом организованной книготорговли, созданием в 1714 году государственной библиотеки, легшей в основу библиотеки Академии наук, появлением крупных библиотек у многих аристократов. С 1703 года систематически выходила первая русская газета "Ведомости", публиковавшая информацию о международной, внутренней и культурной жизни того времени, ходе военных действий.

Крупный вклад в развитие отечественной науки внесли географы, отважные русские землепроходцы. Устюжский крестьянин Владимир Атласов в 1697-1699 годах составил первое этнографическое и географическое описание Камчатки. В 1713-1714 годах русские землепроходцы побывали на Курильских островах. Русские картографы Ф.Саймонов и К.Верден нанесли на карту Каспийское море и описали его. В 1720 году карта была опубликована в России и подарена Петром I Парижской академии, которая избрала его своим членом. Картографы петровского времени "открыли" Аральское море, о котором западноевропейские учёные не имели достоверных сведений. Трудами Василия Киприянова, Алексея Зубова и Якова Брюса на карты были нанесены Балтийское и Азовское моря, бассейн Дона.

Русскими топографами составлены карты Каспийского моря, Курильских островов и подготовлен первый Географический атлас России - всё это должно было способствовать освоению территории и недр страны.

Поиски полезных ископаемых увенчались открытием залежей каменного угля в районах Подмосковья, Дона и Кузнецка и нефти в Поволжье. Особенно успешно велось изучение горнорудных богатств Урала и Сибири, в Забайкалье были найдены залежи серебра. Это дало возможность построить новые заводы для выплавки чугуна, меди и серебра.

Бурные события современности нашли отражение в исторических сочинениях, написанных по заданию Петра. Среди них обстоятельностью изложения отличается "Гистория Свейской войны", опубликованная в 1770-1772 годах под названием "Журнал или Подённая записка Петра Великого", а также "Разсуждение о причинах Свейской войны". Автор "Разсуждения" крупный дипломат Пётр Шафиров даёт обоснование прав России на отвоёванное у Швеции побережье Балтийского моря. Петру I принадлежит послесловие к этой книги.

Созданная Петром I Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, естественнонаучных коллекций и т.д. Это было началом музейного дела в России.

Самое крупное достижение в развитии отечественной науки состояло в открытии в 1725 году Петербургской Академии наук. Инициатива её организации принадлежит Петру. Петербургская академия наук имела твёрдый государственный бюджет.

Распространению научных знаний способствовало развитие типографского дела. С 1708 года книги гражданского содержания печатаются новым шрифтом. Вместо старых буквенных вошли в употребление арабские цифры.

Преобразования оказали существенное влияние на содержание художественных произведений. Василий Кариотский - литературный герой петровского времени - символизирует эпоху, открывшую доступ людям незнатного происхождения, но "острого ума" к высшим должностям в государстве. Светским содержанием наполняется и театральное искусство. В 1702 году в Москве был открыт общедоступный публичный театр.

С первой четверти XVIII века осуществляется переход к градостроительству и регулярной планировке городов, преобладает гражданское строительство. Облик города определяет уже не культовая архитектура, появляется новый тип общественных зданий - административного, промышленного и культурно-просветительного назначения. Таковы монументальный Арсенал в Кремле, который начали строить в 1701 году, а также здание Суконного двора.

Воплощением новшества в церковной архитектуре старой столицы явилась Меньшиковская башня, сооружённая русским зодчим И.П. Зарудиным. Её достопримечательностью являлся шпиль и привезённые из Англии часы: 50 колоколов разной величины отбивали время через каждые четверть часа.

Наиболее яркое отражение зодчество и градостроительство петровского времени нашли в Петербурге. Одновременно начатое строительство Петропавловской крепости, Гостиного двора, Биржи и порта символизировало будущее нового города. Застройка Петербурга велась по заранее разработанному плану. Специальным указом был установлен тип зданий. Первые монументальные здания новой столицы империи связаны с именами архитекторов Доменико Трезини, Ивана Устинова, Михаила Земцова. Грандиознейшее сооружение Петербурга - Петропавловский собор был построен по проекту Трезини. Колокольня, увенчанная золотым шпилем, превышала высоту Ивана Великого в Московском Кремле что, по мысли Петра, должно было отражать превосходство новой столицы над старой. Придворная знать, помимо роскошных дворцов в столице, строила пышные дворцово-парковые ансамбли в её окрестностях. К ним относится дворец Меньшикова в Ораниенбауме.

В живописи на смену иконописи приходит портрет. Живопись первой четверти 18 века представлена работами Андрея Матвеева и Ивана Никитина. Оба получили известность в качестве портретистов.

К тому же времени относятся попытки создания русского театра, однако профессиональные "комедиальные храмины" в Москве и Петербурге просуществовали недолго. Прочнее вошли в жизнь торжественные праздники с иллюминациями, исполнением кантат, строительством триумфальных арок. В это время были написаны первые драматургические произведения: трагикомедия Прокоповича "Владимир", "Слава Российская" Ф. Жуковского и т.д.

Новшества в быту.

 

Новшества в быту царь начал вводить одними из первых. Петру хотелось, чтобы его подданный внешне был похож на европейца. 4 января 1700 года издан указ о запрещении носить длиннополое платье. Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами была заменена новой. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. В 1705 году последовал указ, вводивший налог на право носить бороду.

Существенным изменениям подвергся семейный уклад. Указ 1702 года установил новый порядок бракосочетания: старомодные смотрины были заменены обручением. При заключении брака главными действующими лицами стали жених и невеста. Указом 5 января 1724 года царь запретил заключение браков по принуждению, в том числе и со стороны господ. Указ 20 января 1714 года вводил для дворянина образовательный ценз при заключении брака: жених должен был быть непременно грамотным. Воспитание детей тоже было охвачено влиянием новшеств. При Петре издавались постановления о правилах воспитания и поведения детей.

Изменилось представление о дворянском досуге. Была введена новая форма публичного общения - ассамблея, где наряду со знатью присутствовали рядовые дворяне, богатые купцы и даже корабельные мастера. Учреждение ансамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства "правил хорошего тона" и "благородного поведения в обществе", и разговора на иностранном, преимущественно французском языке.

Перестраивая быт дворян и горожан, царь не оставил без изменений и быт двора. Что касается основной массы населения, то его быт практически оставался неизменным.

Список использованной литературы.

Заичкин И. А., Почкаев И. Н. Русская история.

переворотов до эпохи Великих реформ. – М.: Аванта+.

В правление Петра I отсталая страна совершила огромный скачок вперед в промышленном развитии. Россия утвердилась на берегах Балтики, приобрела кратчайший торговый путь в Европу. Появилась первая печатная газета, были открыты первые военные и профессиональные школы, возникли первые типографии, печатавшие книги светского содержания. Первый в стране музей. Первая публичная библиотека. Первые публичные театры. Первые парки. Наконец, первый указ об организации Академии наук. Детищем Петра по праву считается военно-морской флот, ранее отсутствовавший в России, а также регулярная армия, великолепно обученная и столь же хорошо вооруженная. При Петре и под его водительством они навеки прославили русское оружие.

Реформа в области культуры.

Главным содержанием реформ было становление и развитие культуры и просвещения, "европеизация" в быту и направлении развития культуры.

Преобразования, охватившие все стороны жизни страны, не могли быть проведены без подъёма общего культурного уровня населения, в первую очередь господствующего класса. Разросшийся бюрократический аппарат требовал грамотных чиновников; армии и флоту необходимы были офицеры, усвоившие военное и морское дело; строительство крепостей; владевших техническими знаниями. Всё это вызвало расширение учебных заведений и реорганизацию системы обучения. Богословские предметы в школах уступили место математике, астрономии, геодезии, фортификации, инженерному делу и другим наукам.

Первая светская школа, послужившая основой для Морской академии в Петербурге, была открыта в 1701 году в московской Сухаревой башне - "Школа математицких и навигацких наук". Вслед за ней создаются медицинские, инженерные, кораблестроительные, горные, штурманские, ремесленные школы. Сеть школ в дальнейшем пополнилась открытыми в 1714 году цифирными школами в губерниях. Дети изучали в этих школах арифметику и начала геометрии.

С расширением сети школ связано появление разнообразной учебной литературы. Учитель Славяно-греческо-латинской академии Фёдор Поликарпов в 1701 году выпустил "Букварь ". В 1703 году вышла знаменитая "Арифметика " Леонтия Магницкого.

С 1703 года систематически выходила первая русская газета "Ведомости", публиковавшая информацию о международной, внутренней и культурной жизни того времени, ходе военных действий.

Созданная Петром I Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, естественнонаучных коллекций и т.д. Это было началом музейного дела в России.

Самое крупное достижение в развитии отечественной науки состояло в открытии в 1725 году Петербургской Академии наук.

Светским содержанием наполняется театральное искусство. В 1702 году в Москве был открыт общедоступный публичный театр.

С первой четверти XVIII века преобладает гражданское строительство. Облик города определяет уже не культовая архитектура, появляется новый тип общественных зданий - административного, промышленного и культурно-просветительного назначения.

В живописи на смену иконописи приходит портрет.

Новшества в быту.

Новшества в быту царь начал вводить одними из первых. Петру хотелось, чтобы его подданный внешне был похож на европейца. 4 января 1700 года издан указ о запрещении носить длиннополое платье. Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами была заменена новой. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. В 1705 году последовал указ, вводивший налог на право носить бороду.

Существенным изменениям подвергся семейный уклад. Указ 1702 года установил новый порядок бракосочетания: старомодные смотрины были заменены обручением. При заключении брака главными действующими лицами стали жених и невеста. Указом 5 января 1724 года царь запретил заключение браков по принуждению, в том числе и со стороны господ. Указ 20 января 1714 года вводил для дворянина образовательный ценз при заключении брака: жених должен был быть непременно грамотным. Воспитание детей тоже было охвачено влиянием новшеств. При Петре издавались постановления о правилах воспитания и поведения детей.

Изменилось представление о дворянском досуге. Была введена новая форма публичного общения - ассамблея, где наряду со знатью присутствовали рядовые дворяне, богатые купцы и даже корабельные мастера. Учреждение ансамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства "правил хорошего тона" и "благородного поведения в обществе", и разговора на иностранном, преимущественно французском языке.

Перестраивая быт дворян и горожан, царь не оставил без изменений и быт двора. Что касается основной массы населения, то его быт практически оставался неизменным.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!