Древнегреческий театр
~Происхождение
древнегреческого театра
Развился он из ритуального представления, действа
(драма — слово греческое и означает действо) в честь бога Диониса, бога веселья
и вина. Ритуал обычно сопровождался хороводами, танцами и дифирамбами (жанр
древнегреческой хоровой лирики). Содержанием этих песен являлось сказание о
похождениях Диониса. Исполнители их танцами и мимикой воспроизводили это
сказание. Участники ритуала надевали на себя маски с козлиными бородами и
рогами, изображая спутников Диониса — сатиров (отсюда название — сатировская
драма). Ритуальные представления происходили во время дионисий (празднеств в
честь Диониса). Эти ритуальные представления и являются предшественниками древнегреческого
театра. После ритуала устраивали шествие, с играми и плясками. Интересно, что
шутки, по мнению древних греков, любит бог Дионис. Во время этих увеселений
возникла комически-бытовая сценка. Ритуальные танцы стали греческое трагедией,
а само празднество- древнегреческой комедией.
~Как выглядел древнегреческий театр?
Древнегреческий театр представлял собой открытое
здание огромнейших размеров. Сцена состояла из длинной узкой платформы и с трёх
сторон была обнесена стенами, из которых задняя (с навесом) называлась скеной,
боковые — параскениями, а сама сцена — предскением. Поднимавшийся уступами
полукруг сидений для зрителей назывался амфитеатром, место между сценой и
амфитеатром — орхестрой; здесь помещался хор, который управлялся корифеем . Декораций
в Древнегреческом театре не было.
~Организация
представлений.
Организатором театральных состязаний являлось
государство. В основном это был аэропаг и архонт. Театр старались использовать,
как пропаганду идеальной демократии. И чтобы оказать своё воздействие на всех
свободных граждан (метекам запрещено было посещение театра), они для бедных
установили особую театральную денежную выдачу (феорик).
~Актёры.
Актёры носили маски, котурны и длинные плащи (что
интересно, цвет их зависел от роли — цари, например, носили красные плащи). Всё
это должно было придать актёру высокий рост и величие, уподоблявшие его богу
или герою, которых он изображал. От мимических дифирамбов постепенно перешли к
показу их в действии.
~Сюжет
Основной мотив греческой трагедии — страх перед
роком, судьбой — по мысли Аристотеля должен иметь результатом не просто боязнь
попасть в такое же положение, а моральное очищение от тех чувств, которые могут
его вызвать. Отсюда происходят три единства греческой трагедии: места, действия
и времени (действие могло совершаться лишь от восхода до захода солнца),
которые должны были усилить иллюзию реальности действия. Единство времени и
места в значительной мере ограничивало характерное для эволюции рода развитие
драматических элементов за счёт эпических. О происходившем вне сцены
рассказывали так называемые «вестники».
~Первые драматурги. Первыми драматургами
считаются Феспис и Фриних. Они ввели актёра. Драматические произведения
давались авторами обычно в порядке состязаний. Авторы же исполняли главные роли,
сами писали музыку для трагедий, руководили танцами.
~Великие драматурги.
Три крупнейших трагика Греции — Эсхил, Софокл и Еврипид.
Поколебать его не могут даже взбунтовавшиеся титаны (трагедия «Прикованный Прометей»).
~Актёры
Число актёров не превышало трёх, хотя каждый из
них исполнял больше ролей, чем в трагедии. И в комедии огромную роль играл хор.
Особенностью последнего было то, что корифей хора говорил от лица самого
автора, излагая его основные мысли, которые он проводил в комедии. Часть
представления актёры танцевали. Непохожи были костюмы актёров комедии на
костюмы актёров трагедии. Маски актёров должны были подчеркнуть смешное и
уродливое в изобличаемом герое (они были с выпученными глазами, со ртом до ушей
и т. п.). Фигурам актёров придавался не менее уродливый вид.
~Сюжет
Поэты
брали сюжет из мифов, сатирически их преломляя. Это совпало с эпохой
начавшегося демократического движения, поколебавшего устои древнегреческой религии.
В годы Перикла комедиографы изображали уже в своих комедиях общественную
борьбу против отдельных политических деятелей. В начале IV
века, комедия становится карикатурно-бытовой. Была она для высшего слоя
населения. Так же появились герои, как хвастливые воины, паразиты и хитрые
рабы.
Первый комедиограф — Эпихарм. У него боги играли
шутовские роли. Из трёх знаменитых представителей аттической политической
комедии — Кратина, Евполида и Аристофана — самым крупным был последний. Он в
своих комедиях вёл ожесточённую борьбу с демократией. В карикатуре изображал Сократа,
Еврипида. Он часто пародировал Еврипида. Менадор является одним из самых
выдающихся комедиографов этого времени. Изображая реальную жизнь, бытовая
комедия Менандра отказалась от пляски и пения.