Использование средств занимательности в научно-популярных изданиях. Их характеристика и примеры

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Неопределено
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,63 kb
  • Опубликовано:
    2006-02-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Использование средств занимательности в научно-популярных изданиях. Их характеристика и примеры

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Гуманитарный факультет

Кафедра русского языка




Реферат

на тему «Использование средств занимательности в научно-популярных изданиях. Их характеристика и примеры»

по дисциплине «Редакторская подготовка изданий»


Выполнила студентка гр. 4125

Кононова Татьяна






Санкт-Петербург

2005

Ярким отличительным признаком научно-популярной книги является занимательность, которая находит проявление как в содержании, так и в средствах популяризации. Ее способы и приемы разнообразны и требуют от редактора сосредоточенности и внимательного подхода к их анализу и оценке.

Занимательность обусловлена рядом факторов: природой научно-популярного произведения, целями популяризации науки, спецификой творческого труда популяризатора, задачами воздействия на читателя и удовлетворения его потребностей.

Научное творчество всегда в той или иной мере связано с эстетическими переживаниями. По признаниям самих ученых, результаты экспериментальных и теоретических исследований в естествознании, приводящие к установлению новых фактов и законов природы, эстетичны, если в этих исследованиях реализуется сведение сложности к простоте (М. Волькенштейн, член-корр. АН СССР). Одно из главных побуждений к занятию наукой, по словам Эйнштейна, состоит в том, чтобы «каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира… Этим занимаются художник, поэт, теоретизирующий философ и естествоиспытатель, каждый по-своему». Наука сближается с искусством, т. е. с эстетикой, и высшее эстетическое значение имеет «простая и ясная картина мира» (Волькенштейн М. Красота науки // Наука и жизнь, 1988. № 9. С. 15).

Занимательность научно-популярного произведения определяется творческим мировосприятием автора, его способностью образного видения и осмысления действительности. Умело примененные образные средства создают эмоциональность изложения, помогают выразить авторские оценки.

Природа литературного творчества основана в значительной степени не на каких-либо стандартах, а на интуиции и вкусе автора. Используемые популяризатором приемы занимательности носят индивидуальный характер, каждая книга неизбежно отображает в себе его эстетическую позицию.

Авторская индивидуальность в научно-популярной произведении выступает не как одно из свойств текста, а как структурно-системный признак, непосредственно и необходимо связанный с определением занимательности данного конкретного произведения.

Критерий авторской индивидуальности дает возможность редактору определить, чем обусловлено и насколько целесообразно применение отдельных композиционных элементов - лирических размышлений, философских отступлений, «примеров из жизни». Он позволяет более обоснованно и требовательно оценить изобразительно-выразительные средства языка, заметить, отражают ли лирические отступления подлинную оригинальность мыслей и чувств пишущего. Наличие в книге индивидуальной авторской концепции придает рассуждениям завершенность, законченность, становится важным средством развития повествования, придает изложению необходимую динамичность. Умение автора дать свою оценку фактам и явлениям, его стремление познакомить читателя со своим особым взглядом на науку - все это относится к «необходимому условию» занимательности научно-популярного произведения.

Авторская концепция должна быть актуальной, иметь научное и общественное значение, не противоречить содержанию книги, основываться на новейших научных данных, исходить из сущности рассматриваемых явлений науки. Анализ авторской концепции должен опираться на данные науки и учитывать задачи и цели популяризации.

Широко используемый в научно-популярных произведениях прием занимательности - авторские отступления. Основное их назначение - создание пауз в подаче научной информации. Не нарушая логической последовательности изложения, авторские отступления вносят в повествование динамизм, эмоционально его насыщают.

Отступления автора - способ выражения его позиции, отношения к предмету описания, средство оценки научных положений и разнообразных фактических данных. Обычно авторские отступления выделяются особой эмоциональностью и экспрессивностью, они позволяют вызвать должную реакцию читателя на излагаемые сведения. Эмоциональность в авторских отступлениях достигается использованием восклицательных предложений, которые передают чувства пишущего и выражают отношение к высказываемому. Авторские включения непосредственно обращены к читателю. Для них типично использование личных местоимений «вы» и «мы», глаголов повелительной формы и 1-го лица множественного числа, вопросов, адресованных читателю и предполагающих его согласие или несогласие.


«Современного читателя мало трогают развлекательные или поучительные монологи. Ему ближе диалогическая форма подачи книги, где ему отведена роль собеседника, с которым говорят на равных. При этом в ведущем беседу он ценит не только знание материала и умение изложить его в доступной манере, но и глубину исследовательского интереса к теме, самостоятельность позиции и, что не менее важно, симпатии к нему, читателю, веру в его ум и чувства» (Шлюпер Е. В.)

Автор может использовать различные формы подачи материала: письмо, беседа с самим собой, диалог с читателем, рассуждения. Иногда автор высказывает предполагаемую точку зрения читателя для того, чтобы впоследствии опровергнуть ее.

«Как же так, - возможно, скажете вы. - Ведь еще недавно, согласно принципу неопределенности Вернера Гейзенберга, считалось, что нельзя с одинаковой четкостью определить и местоположение частицы, и ее заряд. А коли так, значит, копия на том конце линии связи будет весьма приблизительной, нечто вроде карикатуры на оригинал...

Да, все это верно. Но специалисты ныне больше уповают на другой принцип - принцип корреляции Эйнштейна - Подольского - Розена. Свяжите вместе две субатомные частицы, гласит он, а потом разнесите на сколь угодно большое расстояние, и вы обнаружите, что частицы все равно копируют движения друг друга».

Известный ученый и популяризатор науки А. Е. Ферсман считал, что «настоящее можно хорошо понять только зная его прошлое, что бороться за будущее можно лишь учитывая ошибки и успехи прошлых путей». Экскурсы в историю позволяют представить процесс научного поиска, рассказать о трудностях, с которыми сталкивались исследователи, путях, которые приводят к открытиям. Исторический материал стимулирует познавательный интерес читателя. Средством заинтересовать читателя может быть также изложение различных гипотетических теорий, основанных на последних достижениях науки. Чтобы придать изложению большую занимательность, активизировать творческие моменты в ходе восприятия текста, автор научно-популярного произведения может использовать прием постановки острых дискуссионных проблем науки. Средством, придающим изложению живость и занимательность, являются легенды, народные предания, мифы:

«Если взглянуть на небо в безоблачную ночь, первое, что бросается в глаза, - молочно-белая светящаяся полоса, пересекающая небосвод. Древние римляне называли ее «дорогой из молока» - Млечным путем. Есть, впрочем, у этого образования и другие названия - Чумацкий Шлях, Стожары... Чумаками, если кто не знает, некогда звали путешественников, отправлявшихся с Украины в дальние края к морю за солью. Вот, дескать, и в небе осталась дорожка соли, просыпавшейся с чумацких возов, запряженных волами. Что же касается Стожар, то тут название говорит само за себя - сто жарких угольков (а может, и того больше) рассыпали боги, небрежно перенося их из одного небесного очага в другой...»

Обращение к народным преданиям позволяет образно переосмыслить предмет описания.

А. Е. Ферсман значительно дополнил содержание понятия «занимательность».

Занимательность у него достигается не пресловутым «оживлением», не притянутыми для этого случайными, но сенсационными фактами, не искусственными построениями сюжета. Одухотворяет рассказы писателя о мертвой природе прежде всего яркая, неординарная личность автора, его необычное видение предмета, о котором он говорит, доверительность интонации самого рассказа.

Обращение А. Е. Ферсмана не только к разуму, но и к чувству читателя позволяет ему в полной мере использовать все разнообразие образных средств, художественных деталей, даже пейзажных описаний. Особенно он точен и самобытен в создании зримых образов при помощи стилистических приемов. Например, минерал беломорит (разновидность полевого шпата) у него - лунно-загадочный мерцающий камень, который мог родиться только у Белого моря, где вся природа проникнута белыми ночами Севера.

Нефрит у него бархатный, густо-зеленый камень мрачных саянских стремнин, который дает все оттенки листвы: от нежно-зеленых до насыщенных темных цветов. Говоря о красочном мире крымских минералов, А. Е. Ферсман разворачивает перед читателем почти осязаемую картину - одни камни, как кожа, мягкие, волокнистые, другие - удивительной красоты прозрачные кристаллы, третьи - пестрые, полосатые, как шелк или ситец.

Широко распространены в научно-популярных изданиях образные, порой интригующие заглавия: «Глаз и Солнце», «Планета загадок», «Секреты странствия» и т. п. Заглавия рубрик могут оформляться как прямое обращение к читателю, призыв, предупреждение, приобретая в этом случае побудительную интонацию и эмоционально-экспрессивную окрашенность. Например: «Давайте учиться нырять», «Ловите рыбку в мутной воде», «По метеоритам - пли!». Широко используя в заглавиях глаголы повелительного наклонения, безлично-предикативные слова со значением побуждения, автор поддерживает прочный контакт с читателем.

Эффект непосредственного общения писателя с читательской аудиторией создается в заглавиях с помощью личных местоимений «мы», «вы» и притяжательных местоимений. Например: «Все мы родом со звезд», «Откуда мы родом?», «Качают нас волны». Широко распространены заголовки в виде вопроса или восклицания: «Где вода, там и жизнь?», «Идем на контакт!». Они служат своеобразными сигналами, привлекающими внимание читателя к новой части книги. Назначение восклицательных заглавий различно: показать неожиданность, необычность рассматриваемого факта или явления; выразить собственные чувства и воздействовать на читателя; усилить категоричность утверждения или подчеркнуть важность, актуальность рассматриваемых явлений, фактов, проблем: «Принцип принципу рознь!». Вопросительные заглавия разделяются на вопрос-тему: «Эйнштейн был не прав?», альтернативный вопрос: «Фантазия или расчет?» и гипотетический: «Что будет, если лунатик уронит карандаш?».

Иногда в заголовках обыгрываются пословицы и поговорки: «Иголка в стоге сена», «В воде не тонет и в огне не горит», «Ловите рыбку в мутной воде». Часто в качестве заглавия используются эллиптические конструкции, отличающиеся эмоциональностью, образностью и экспрессией: «В каждой шутке - доля истины?», «Каждой галактике - по дыре?». Сопоставление несовместимых понятий создает эффект неожиданности: «Аэродром древних», «Космопланы в Библии».

Заглавия являются не только средством, обеспечивающим занимательность и притягательность к тексту. Они должны рассматриваться редактором как важный структурный элемент, от которого зависят точность поиска нужных сведений и успех работы с книгой. Для редактора они представляют объект, требующий глубокого анализа.

Средством возбуждения интереса читателя к научно-популярной книге могут служить эпиграфы. Как правило, эпиграф выражает основную мысль, идею произведения. Имея надтекстовое расположение, он относительно обособлен в общей структуре книги. В научно-популярных произведениях эпиграфы нередко оказываются распространителями, пояснителями заглавия и сближаются по функции с подзаголовками.

Источники эпиграфов диктуются темой, соотнесенностью содержания с определенной отраслью науки, жанром произведения, читательским адресом.

Отправным пунктом изложения, подобно эпиграфу, помогающему подойти к раскрытию информационно-тематического ядра текста, служат вводные тексты. Выполняют они и другую, не менее важную функцию - создают занимательность описания, поэтому довольно часто бывают интригующими по содержанию. Иногда вводящие эпизоды строятся в виде сказки, с характерными сказовыми формами и разговорными оборотами. Часто в роли вводящего эпизода используются сокращенные переложения рассказов, легенд, идея которых или предмет описания определенным образом связаны с информационно-тематическим ядром текста. Вводящий эпизод благодаря конкретности содержания может служить словесной иллюстрацией научных положений.

Целям занимательности в научно-популярном произведении служат цитаты и выдержки из работ известных ученых, писателей, из письменных источников древности и т. п. Автор может использовать их также для подтверждения своих мыслей, характеристики предмета описания, усиления эмоционально-экспрессивного воздействия на читателя и т. д. Очевидно, что эти элементы текста должны проверяться как фактический материал.

Редактору научно-популярного издания необходимо следить, чтобы приемы занимательности были органически связаны с темой произведения и соответствовали характеру содержащейся в нем информации. Использование приемов занимательности должно быть подчинено основной идее произведения и служить наиболее глубокому и образному раскрытию его содержания.

1.   Антонова С.Г. Специфика книги по искусству. (Теоретические аспекты редактирования) // Книга. Исследования и материалы. - М., 1993

2. Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов. - М.: Изд-во МГУП, 1999. - 256 с.

3. Волькенштейн М. Красота науки // Наука и жизнь, 1988. № 9

4. ГОСТ 7.60-90. «Издания. Основные виды. Термины и определения». Типология изданий, М., 1990

5. Ребров М. Грани популяризации науки или пути к читателю. М.: Наука, 1981

6. Энциклопедия книжного дела. - М.: Юристъ, 1998. - 536 с.



Похожие работы на - Использование средств занимательности в научно-популярных изданиях. Их характеристика и примеры

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!