Использование средств занимательности в научно-популярных изданиях. Их характеристика и примеры
Санкт-Петербургский
государственный политехнический университет
Гуманитарный
факультет
Кафедра
русского языка
Реферат
на
тему «Использование средств занимательности в научно-популярных изданиях. Их
характеристика и примеры»
по
дисциплине «Редакторская подготовка изданий»
Выполнила
студентка гр. 4125
Кононова
Татьяна
Санкт-Петербург
2005
Ярким
отличительным признаком научно-популярной книги является занимательность,
которая находит проявление как в содержании, так и в средствах популяризации.
Ее способы и приемы разнообразны и требуют от редактора сосредоточенности и внимательного
подхода к их анализу и оценке.
Занимательность обусловлена рядом факторов:
природой научно-популярного произведения, целями популяризации науки,
спецификой творческого труда популяризатора, задачами воздействия на читателя и
удовлетворения его потребностей.
Научное
творчество всегда в той или иной мере связано с эстетическими переживаниями. По
признаниям самих ученых, результаты экспериментальных и теоретических
исследований в естествознании, приводящие к установлению новых фактов и законов
природы, эстетичны, если в этих исследованиях реализуется сведение сложности к
простоте (М. Волькенштейн, член-корр. АН СССР). Одно из главных побуждений к
занятию наукой, по словам Эйнштейна, состоит в том, чтобы «каким-то адекватным
способом создать в себе простую и ясную картину мира… Этим занимаются художник,
поэт, теоретизирующий философ и естествоиспытатель, каждый по-своему». Наука
сближается с искусством, т. е. с эстетикой, и высшее эстетическое значение
имеет «простая и ясная картина мира» (Волькенштейн М. Красота науки // Наука и
жизнь, 1988. № 9. С. 15).
Занимательность
научно-популярного произведения определяется творческим мировосприятием автора,
его способностью образного видения и осмысления действительности. Умело
примененные образные средства создают эмоциональность изложения, помогают
выразить авторские оценки.
Природа
литературного творчества основана в значительной степени не на каких-либо
стандартах, а на интуиции и вкусе автора. Используемые популяризатором приемы
занимательности носят индивидуальный характер, каждая книга неизбежно
отображает в себе его эстетическую позицию.
Авторская
индивидуальность в научно-популярной произведении выступает не как одно из свойств
текста, а как структурно-системный признак, непосредственно и необходимо
связанный с определением занимательности данного конкретного произведения.
Критерий
авторской индивидуальности дает возможность редактору определить, чем
обусловлено и насколько целесообразно применение отдельных композиционных
элементов - лирических размышлений, философских отступлений, «примеров из
жизни». Он позволяет более обоснованно и требовательно оценить
изобразительно-выразительные средства языка, заметить, отражают ли лирические
отступления подлинную оригинальность мыслей и чувств пишущего. Наличие в книге
индивидуальной авторской концепции придает рассуждениям завершенность,
законченность, становится важным средством развития повествования, придает
изложению необходимую динамичность. Умение автора дать свою оценку фактам и
явлениям, его стремление познакомить читателя со своим особым взглядом на науку
- все это относится к «необходимому условию» занимательности
научно-популярного произведения.
Авторская
концепция должна быть актуальной, иметь научное и общественное значение, не
противоречить содержанию книги, основываться на новейших научных данных,
исходить из сущности рассматриваемых явлений науки. Анализ авторской концепции
должен опираться на данные науки и учитывать задачи и цели популяризации.
Широко
используемый в научно-популярных произведениях прием занимательности - авторские
отступления. Основное их назначение - создание пауз в подаче научной
информации. Не нарушая логической последовательности изложения, авторские
отступления вносят в повествование динамизм, эмоционально его насыщают.
Отступления
автора - способ выражения его позиции, отношения к предмету описания, средство
оценки научных положений и разнообразных фактических данных. Обычно авторские
отступления выделяются особой эмоциональностью и экспрессивностью, они
позволяют вызвать должную реакцию читателя на излагаемые сведения.
Эмоциональность в авторских отступлениях достигается использованием
восклицательных предложений, которые передают чувства пишущего и выражают
отношение к высказываемому. Авторские включения непосредственно обращены к
читателю. Для них типично использование личных местоимений «вы» и «мы»,
глаголов повелительной формы и 1-го лица множественного числа, вопросов,
адресованных читателю и предполагающих его согласие или несогласие.
«Современного
читателя мало трогают развлекательные или поучительные монологи. Ему ближе
диалогическая форма подачи книги, где ему отведена роль собеседника, с которым
говорят на равных. При этом в ведущем беседу он ценит не только знание
материала и умение изложить его в доступной манере, но и глубину
исследовательского интереса к теме, самостоятельность позиции и, что не менее
важно, симпатии к нему, читателю, веру в его ум и чувства» (Шлюпер Е. В.)
Автор может использовать
различные формы подачи материала: письмо, беседа с самим собой, диалог с
читателем, рассуждения. Иногда автор высказывает предполагаемую точку зрения
читателя для того, чтобы впоследствии опровергнуть ее.
«Как же так, -
возможно, скажете вы. - Ведь еще недавно, согласно принципу неопределенности
Вернера Гейзенберга, считалось, что нельзя с одинаковой четкостью определить и
местоположение частицы, и ее заряд. А коли так, значит, копия на том конце
линии связи будет весьма приблизительной, нечто вроде карикатуры на оригинал...
Да, все это
верно. Но специалисты ныне больше уповают на другой принцип - принцип
корреляции Эйнштейна - Подольского - Розена. Свяжите вместе две субатомные
частицы, гласит он, а потом разнесите на сколь угодно большое расстояние, и вы
обнаружите, что частицы все равно копируют движения друг друга».
Известный ученый
и популяризатор науки А. Е. Ферсман считал, что «настоящее можно хорошо понять
только зная его прошлое, что бороться за будущее можно лишь учитывая ошибки и
успехи прошлых путей». Экскурсы в историю позволяют представить процесс
научного поиска, рассказать о трудностях, с которыми сталкивались
исследователи, путях, которые приводят к открытиям. Исторический материал
стимулирует познавательный интерес читателя. Средством заинтересовать читателя
может быть также изложение различных гипотетических теорий, основанных на
последних достижениях науки. Чтобы придать изложению большую
занимательность, активизировать творческие моменты в ходе восприятия текста,
автор научно-популярного произведения может использовать прием постановки
острых дискуссионных проблем науки. Средством, придающим изложению живость и
занимательность, являются легенды, народные предания, мифы:
«Если взглянуть
на небо в безоблачную ночь, первое, что бросается в глаза, - молочно-белая
светящаяся полоса, пересекающая небосвод. Древние римляне называли ее «дорогой
из молока» - Млечным путем. Есть, впрочем, у этого образования и другие
названия - Чумацкий Шлях, Стожары... Чумаками, если кто не знает, некогда звали
путешественников, отправлявшихся с Украины в дальние края к морю за солью. Вот,
дескать, и в небе осталась дорожка соли, просыпавшейся с чумацких возов,
запряженных волами. Что же касается Стожар, то тут название говорит само за
себя - сто жарких угольков (а может, и того больше) рассыпали боги, небрежно
перенося их из одного небесного очага в другой...»
Обращение к
народным преданиям позволяет образно переосмыслить предмет описания.
А.
Е. Ферсман значительно дополнил содержание понятия «занимательность».
Занимательность
у него достигается не пресловутым «оживлением», не притянутыми для этого
случайными, но сенсационными фактами, не искусственными построениями сюжета.
Одухотворяет рассказы писателя о мертвой природе прежде всего яркая,
неординарная личность автора, его необычное видение предмета, о котором он
говорит, доверительность интонации самого рассказа.
Обращение
А. Е. Ферсмана не только к разуму, но и к чувству читателя позволяет ему в
полной мере использовать все разнообразие образных средств, художественных
деталей, даже пейзажных описаний. Особенно он точен и самобытен в создании
зримых образов при помощи стилистических приемов. Например, минерал беломорит (разновидность
полевого шпата) у него - лунно-загадочный мерцающий камень, который мог
родиться только у Белого моря, где вся природа проникнута белыми ночами Севера.
Нефрит
у него бархатный, густо-зеленый камень мрачных саянских стремнин, который дает
все оттенки листвы: от нежно-зеленых до насыщенных темных цветов. Говоря о
красочном мире крымских минералов, А. Е. Ферсман разворачивает перед читателем
почти осязаемую картину - одни камни, как кожа, мягкие, волокнистые, другие - удивительной
красоты прозрачные кристаллы, третьи - пестрые, полосатые, как шелк или ситец.
Широко распространены
в научно-популярных изданиях образные, порой интригующие заглавия: «Глаз
и Солнце», «Планета загадок», «Секреты странствия» и т. п. Заглавия рубрик
могут оформляться как прямое обращение к читателю, призыв, предупреждение,
приобретая в этом случае побудительную интонацию и эмоционально-экспрессивную
окрашенность. Например: «Давайте учиться нырять», «Ловите рыбку в мутной воде»,
«По метеоритам - пли!». Широко используя в заглавиях глаголы повелительного
наклонения, безлично-предикативные слова со значением побуждения, автор
поддерживает прочный контакт с читателем.
Эффект
непосредственного общения писателя с читательской аудиторией создается в
заглавиях с помощью личных местоимений «мы», «вы» и притяжательных местоимений.
Например: «Все мы родом со звезд», «Откуда мы родом?», «Качают нас волны».
Широко распространены заголовки в виде вопроса или восклицания: «Где вода, там
и жизнь?», «Идем на контакт!». Они служат своеобразными сигналами,
привлекающими внимание читателя к новой части книги. Назначение восклицательных
заглавий различно: показать неожиданность, необычность рассматриваемого факта
или явления; выразить собственные чувства и воздействовать на читателя; усилить
категоричность утверждения или подчеркнуть важность, актуальность
рассматриваемых явлений, фактов, проблем: «Принцип принципу рознь!».
Вопросительные заглавия разделяются на вопрос-тему: «Эйнштейн был не прав?»,
альтернативный вопрос: «Фантазия или расчет?» и гипотетический: «Что будет,
если лунатик уронит карандаш?».
Иногда в
заголовках обыгрываются пословицы и поговорки: «Иголка в стоге сена», «В воде
не тонет и в огне не горит», «Ловите рыбку в мутной воде». Часто в качестве
заглавия используются эллиптические конструкции, отличающиеся эмоциональностью,
образностью и экспрессией: «В каждой шутке - доля истины?», «Каждой галактике -
по дыре?». Сопоставление несовместимых понятий создает эффект неожиданности:
«Аэродром древних», «Космопланы в Библии».
Заглавия являются
не только средством, обеспечивающим занимательность и притягательность к
тексту. Они должны рассматриваться редактором как важный структурный элемент,
от которого зависят точность поиска нужных сведений и успех работы с книгой.
Для редактора они представляют объект, требующий глубокого анализа.
Средством
возбуждения интереса читателя к научно-популярной книге могут служить эпиграфы.
Как правило, эпиграф выражает основную мысль, идею произведения. Имея
надтекстовое расположение, он относительно обособлен в общей структуре книги. В
научно-популярных произведениях эпиграфы нередко оказываются
распространителями, пояснителями заглавия и сближаются по функции с
подзаголовками.
Источники
эпиграфов диктуются темой, соотнесенностью содержания с определенной отраслью
науки, жанром произведения, читательским адресом.
Отправным пунктом
изложения, подобно эпиграфу, помогающему подойти к раскрытию
информационно-тематического ядра текста, служат вводные тексты.
Выполняют они и другую, не менее важную функцию - создают занимательность
описания, поэтому довольно часто бывают интригующими по содержанию. Иногда
вводящие эпизоды строятся в виде сказки, с характерными сказовыми формами и
разговорными оборотами. Часто в роли вводящего эпизода используются сокращенные
переложения рассказов, легенд, идея которых или предмет описания определенным образом
связаны с информационно-тематическим ядром текста. Вводящий эпизод благодаря
конкретности содержания может служить словесной иллюстрацией научных положений.
Целям
занимательности в научно-популярном произведении служат цитаты и выдержки из
работ известных ученых, писателей, из письменных источников древности и т. п.
Автор может использовать их также для подтверждения своих мыслей,
характеристики предмета описания, усиления эмоционально-экспрессивного
воздействия на читателя и т. д. Очевидно, что эти элементы текста должны
проверяться как фактический материал.
Редактору
научно-популярного издания необходимо следить, чтобы приемы занимательности
были органически связаны с темой произведения и соответствовали характеру
содержащейся в нем информации. Использование приемов занимательности должно
быть подчинено основной идее произведения и служить наиболее глубокому и
образному раскрытию его содержания.
1.
Антонова
С.Г. Специфика книги по искусству. (Теоретические аспекты редактирования) //
Книга. Исследования и материалы. - М., 1993
2.
Антонова
С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов.
- М.: Изд-во МГУП, 1999. - 256 с.
3. Волькенштейн М. Красота науки
// Наука и жизнь, 1988. № 9
4.
ГОСТ
7.60-90. «Издания. Основные виды. Термины и определения». Типология изданий,
М., 1990
5.
Ребров М.
Грани популяризации науки или пути к читателю. М.: Наука, 1981
6. Энциклопедия книжного дела. -
М.: Юристъ, 1998. - 536 с.