Аграрные преобразования на Северном Кавказе
Министерство
экономического развития Российской Федерации
Российский государственный торгово-экономический
университет
Ростовский Институт
(Шифр КП 00007)
Контрольная работа
по дисциплине: «Проблемы
развития
экономической
истории Дона
и
Северного Кавказа »
Тема:
«Аграрные преобразования на Северном Кавказе»
Работу выполнил:
студент
третьего курса
заочной формы обучения
факультета
коммерции
Ростов-на-Дону
2004 г.
Содержание:
Введение
1.
Аграрные преобразования на Северном Кавказе
2.
Земельная реформа на Северном Кавказе
a.
Перераспределение
земельного фонда на Северном Кавказе
b.
Подымный
сбор
3. Отмена крепостного права на
Тереке и Кубани
4. Отмена крепостного права на
Дону и в Ставрополье
a.
Разработка
крестьянской реформы на Дону
b.
Проведение
крестьянской реформы на Дону
c.
Крестьянская
реформа в Ставропольской губернии
5. Отмена рабства в Дагестане и
крестьянская реформа 1913 г.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Развитие края в составе империи оказалось подчинено общим
процессам экономической и социально-политической эволюции России в XVIII-
начала XX вв. Условия и характер взаимодействия различных групп населения его
определялись социальной и этнической политикой центральной власти, а также
процессом модернизации, в который страна постепенно вовлекалась как общим ходом
развития европейского мира, так и вполне целенаправленной реформаторской
деятельностью царизма.
Вместе с тем юго-восточная окраина
Европейской России отличалась зримым своеобразием хозяйственного уклада и
образа жизни, составом и обликом населения. Определялось это в первую очередь
тем, что в общий контекст исторического развития страны оказались включенными
территории, на которых сложились и существовали уникальная горская цивилизация
и весьма специфичная казачья культурно-историческая общность. Это
предопределяло сложность и неоднозначность процесса их интеграции как в единую
хозяйственную систему империи, так и в ее социальную и политическую жизнь.
В составе Российской империи сложно
отыскать хотя бы еще один регион с таким же пестрым этническим и социальным
составом населения, причем структура его стала, по сравнению с предыдущими
веками развития, более дробной и сложной в процессе российской колонизации
территории. При этом имперская политика ставила различные сословия и этносы в
весьма неравное положение, разделяя их на привилегированные, полупривилегированные
и непривилегированные, что способствовало росту противоречий и конфликтов как
между ними, так и отдельных групп населения с властью.
Неизбежным результатом жизни в составе
империи стали и взаимное приспособление столь разных соседей друг к другу, и
деформация социокультурных устоев и традиций жизни, характерных для таких
своеобразных групп населения края, как этносы Северного Кавказа и казачество,
хотя последнее, несомненно, в большей степени адаптировалось за два с небольшим
столетия к жизни в царской России и к условиям несения военной службы государю.
Аграрные преобразования на Северном Кавказе
В отличие от Центральной России, на Северном Кавказе
аграрно-крестьянская реформа проводилась в два этапа. Первым этапом была
земельная реформа (размежевание земель и определение их юридического статуса),
вторым – ликвидация рабства и освобождение крестьян от личной зависимости.
При проведении земельной реформы в крае российская
администрация отдавала приоритет общинному землевладению и землепользованию,
что еще более сближало горские районы с русскими губерниями. Однако в полном
объеме размежевание земель было проведено только в Кабарде и Осетии.
Одновременно с наделением землей крестьян происходило перераспределение
земельного фонда в пользу местных феодалов, преданных российской власти
представителей других горских народов и российских военных. Непосредственным
результатом проведения земельной реформы на Северном Кавказе стало введение с 1
января 1866 г. государственной поземельной подати, известной как «подымный
сбор».
С начала 60-х гг. XIX в. русская администрация на Северном
Кавказе проводила и освобождение зависимого населения. В Терской и Кубанской
области было ликвидировано крепостное право, а в Дагестане отменено рабство.
При этом условия освобождения рабов, дворовых и крестьян были более тяжелыми,
чем на Дону или в Центральной России. Большая часть крестьян-рабов Дагестана
оставалась в крепостной зависимости от беков до 1913 г.
Земельная реформа на Северном Кавказе
Аграрные преобразования на Северном Кавказе строились на
сочетании двух принципов землевладения – общинного и частного и призваны
были дать горцам землю на плоскости на основе общинного права, выделив в то же
время часть земель в частную собственность (феодалам и лицам, находящимся на
русской службе и преданным русскому правительству).
В мае 1863 г. в Терской области образовали Комиссия по
разбору личных и поземельных прав (Терская сословно-поземельная комиссия) под
председательством кабардинца Д. С. Кодзокова. В основу своей работы она приняла
положение, что «земля, занимаемая жителями на плоскости, есть казенная» и
находится в пользовании крестьян на общинном праве. В Кабарде 29 августа 1863
г. местные феодалы подписали акт, которым вся земля признавалась
общинной. Он стал отправным пунктом земельной реформы. Осетинская и балканская
знать отказалась подписать подобные акты, но комиссия Кодзокова сочла
необходимым ввести и в Осетии общинное владение землей.
В Кабарде при проведении размежевании земель происходило
укрупнение аулов. Норма наделения колебалась от 36 до 41 дес. на двор, но около
2/3 надела составляли неудобные земли. В среднем на одну душу у крестьян
приходилось от 3,6 до 8 дес. земли. Аулы получали землю на праве общинного
владения, за передаваемые государством участки члены общины несли
государственную и поземельную повинность. Для наделения князей и дворян
устанавливались следующие нормы: князьям в среднем по 500, а дворянам по 250
дес. на двор.
В Осетии процесс размежевания земель начался в 1853 г. и
продолжался до 1867 г. В 1853-1856 гг. были отведены земли семействам знати
(алдарам) и зависимому крестьянскому населению при нормах размежевания – по 225
дес. алдарам и 36-37 дес. на крестьянский двор. Но при этом земли не получили
49 дворов алдар, которых переселили на правый берег Терека, и 334 крестьянских
двора. Затем земельные наделы были распределены между аулами в соответствии с
количеством входящих в них дворов, причем алдары либо включались в состав
аульных обществ (получая на двор по 40 дес.), либо получали право на земельные
наделы в Кубанской области (до 300 дес. на двор).
В Кубанской области размежевание земель происходило на
основании проекта «Положения об устройстве поземельного быта горских племен
Кубанской области» (1861 г.), по которому крупные феодалы получали огромные
поместья в индивидуальное потомственное пользование, дворяне – от 100 до 200
дес. в фамильное пользование, а крестьяне-общинники – по 7 дес. на душу м.п. на
правах общинного владения.
В плоскостной Чечне и Ингушетии размежевание закончилось в
1876 г., наделы Надтеречном наибстве Чечни колебались от 28 до 34 дес. на двор,
а в Ингушетии –от 15,5 до 27 дес. на двор. В горной Чечне и Ингушетии земельная
реформа не проводилась.
В Дагестане в 1865 г. начала работать сословно-поземельная
комиссия, которая занялась решением земельного вопроса. Под ее давлением в 1865
г. местные феодалы согласились предоставить половину земли крестьянам
безвозмездно. С 1865 по 1870 гг. проводились межевые работы. Так, на Кумыкской
плоскости феодалы получили в среднем по 110 дес., а крестьяне - менее 5
дес. душевого надела.
Перераспределение земельного фонда на Северном Кавказе
При проведении аграрных преобразований большое количество
земель было оставлено в руках знати – кабардинских и кумыкских князей, а также
передано офицерству. В одной Чечено-Ингушетии таким путем было отторгнуто 29
629 дес. земель, не считая земель казаков. Так, Таймановы получили 6 550 дес.,
Бековичи-Черкасские – 6 350, Алхасовы – 2 800,
Эльдаровы – 1 400 дес. Казачьи офицеры получали по
закону 1870 г.: генералы – по 1 500 дес., штаб-офицеры – по 400, обер-офицеры –
по 200, рядовые казаки по 30 дес. Всего офицеры Терского казачьего войска
получили 119 760 дес. земли.
Аналогичные земельные пожалования офицерам и «почетным
туземцам» происходили после 1864 г. и в Кубанской области. По 5 тыс. дес.
земли получили абазинский князь Магомет-Гирей Лоов и ногайский князь
Адиль-Гирей Капланов-Нечев, более чем 2 тыс. дес. – черкесский князь Эдык
Абуков, карачавеские князья Крымшамхаловы и др.В одном только Балтапашинском
уезде, в который входили карачаевские, черкесские, абазинские и ногайские
аулы, из 2 400 000 дес. земли около 1 100 000 дес. было отдано под казачьи станицы.
Около 200 000 отошло под не войсковые поселения, по 100 000 русским и горским
частным владельцам и около 900 000 осталось в казне.
Подымный сбор
При исчислении введенной в 1866 г. поземельной подати
единицей обложения было хозяйство («дым»), поэтому она именовалась еще
«подымным сбором». Каждый «дым» независимо от количества членов, имеющихся
скота и земли платил одинаковую сумму. Горцы Кубанской области
платили по 3 руб. с двора, Дагестанской области – от 2 до 3 руб., Терской
области – от 75 коп. до 5 руб. Самая высокая подать была в Кабарде – 5
руб. с двора. Только в Карачае налог дифференцировали в зависимости от
дохода: в первую категорию (платившую 15-30 руб. с «дыма») зачислялись дворы с
большим и средним достатком, во вторую (от 75 коп, до 4 руб.) –
малообеспеченные и неимущие.
Поземельная подать способствовала сохранению больших семей
у горцев, так как они оказывались в лучшем положении при уплате налога, чем
малые разделенные семьи. В одной Терской области в 1890 г. подымная подать
составляла около 650 000 руб. Значительная часть населения оказалась не в
состоянии ее платить, постоянно накапливалась задолженность. Например, за
горскими жителями Нальчикского округа к 1884 г. числилось недоимок на сумму
около 12 000 руб. С частных владельцев Терской и Кубанской областей
правительство собирало двухкопеечный подесятинный сбор.
Отмена крепостного права на Тереке и Кубани
В 1864 г. была освобождена небольшая часть крестьянского
населения Северного Кавказа – зависимые люди «азиатского происхождения,
находящиеся во владении у разных лиц, приписанных к Терскому войску», т.е.
дворовые и крестьяне местных феодалов, служивших в русской армии (по
«Положению» 19 февраля 1861 г.).
16 апреля 1866 г. при наместнике Кавказа вел. кн. Михаиле
Николаевиче был создан Особый комитет по крестьянским делам под
председательством генерал-адъютанта Карцева. В Терской области подготовка
вопроса об освобождении крестьян возложили на сословно-поземельную комиссию Д.
С. Кодзокова. Свои проекты освобождения крестьян представили кабардинские,
балкарские и осетинские феодалы. Они предлагали как добровольное соглашение
между крестьянами и феодалами, так и обязательное, за достаточно высокий выкуп.
Тех крестьян, которые не могли выкупиться сразу, предполагалось оставить на
длительный (6-8 лет) срок на положении временно обязанных.
Подготовленное этими органами Положение об отмене
крепостного права было объявлено 1 октября 1866 г. предписанием Главнокомандующего
Кавказской армией начальнику Терской области и провозглашено 18 ноября 1866 г.
Как и в Центральной России, освобождение крестьян проводилось либо на основе
добровольных соглашений между крестьянами и их феодалами (на основе обычного
права), либо по обязательным правилам. Размер выкупной суммы для взрослого
трудоспособного крестьянина в возрасте 15-45 лет составлял 180-200 руб.
Дети до 15 лет платили по 10 руб. за каждый год возраста. При освобождении к
феодалу отходила половина или даже 2/3 крестьянского имущества. Если крестьяне
не могли выкупиться сразу, то они оставались временно обязанными на протяжении
6 лет и должны были отработать свой выкуп в хозяйстве феодала. Годовой труд
мужчины-крестьянина оценивался от 35 до 70 руб., а женщины от 25 до 40 руб.
Подобные правила применялись и к рабам. В результате реформы в Кабарде и
Балкарии было освобождено более 21 тыс. чел.
В Осетии несовершеннолетние получали свободу бесплатно, а
владельцы их получали компенсацию из средств податных сборов. Здесь было освобождено
627 взрослых и 242 малолетних раба, а также 822 взрослых и 310 малолетних
крестьян.
В Чечне и Ингушетии, где отношения зависимости не получили
широкого развития, по реформе 1867 г. освободили менее 400 чел. за выкуп – от
100 до 200 руб. за взрослого и от 30 до 50 руб. за малолетнего.
В Кубанской области ликвидация личной зависимости началась
с мая 1868 г., но окончательно Положение об освобождении крестьян было
утвержден 1 ноября 1868 г. , когда в зависимости оставалось уже только 25% от
общего числа крепостных. По Положению крестьяне получали свободу за выкуп, за
исключением женщин, мужчин старше 50-55 лет и детей до 7 лет. Срок обязательных
работ составлял 4-5 лет. Всего в Кубанской области в 1868 г. на основе
добровольного соглашения освободили 11 403 чел., а по обязательным правилам – 5
070 чел.
Отмена крепостного права на Дону и в Ставрополье
По переписи 1858 г. в Области войска Донского числилось 286
156 душ крепостных обоего пола, или 31,9% по отношению к общему количеству
населения области, причем большинство их было сосредоточено в двух округах –
Миусском и Донецком.
Началом разработки крестьянской реформы на Дону стало 6 мая
1858 г., когда донское дворянство выразило императору «полную и совершенную
готовность донских дворян к улучшению быта крестьян в войске Донском на общих
основаниях». Это обращение явилось следствием давления на донских дворян со
стороны войскового начальства. Предложения донских дворян были более жесткие,
чем проект, составленный Редакционными комиссиями в С.-Петербурге. Поэтому для
Дона были разработаны специальные «Дополнительные правила о крестьянах и
дворовых людях, вышедших из крепостной зависимости в Земле войска Донского».
Они были построены по принципу общероссийских, но с рядом особенностей. 20
марта 1891 г. на Дону было объявлено об отмене крепостного права. Проведение
крестьянской реформы до середины 70-х годов шло достаточными темпами, но затем
замедлилось и окончательно завершилось в 1883 г.
Крестьянская реформа в Ставрополье, где крепостные
составляли всего 2% крестьянского населения края, практически ничем не
отличалась от Центральной России.
Разработка крестьянской реформы на Дону
В 1858 году в Новочеркасске был образован Комитет по
подготовке проекта Положения об устройстве быта донских помещичьих крестьян. К
16 мая 1859 г. донские дворяне разработали свой проект, который стремился
максимально сохранить преимущества крупных землевладельцев. В период временно
обязанного состояния крестьяне не могли переходить с барщины на оброк в течение
6 лет, причем количество барщинных дней определялось размерами имения: для
многоземельных – 94 дня в году, средних – 75 и малоземельных – 56 дней. Донские
помещики также стремились сохранить за собой при выкупе земли как можно больше
полевых угодий. Этой цели служили и предложения о «даровом» крестьянском наделе
– получении крестьянином 1/4 регламентированного размера надела без выкупа (на
Дону «даровой» надел составлял около 1 дес.).
Эти предложения были значительно тяжелее для крестьян, чем
нормы, определенные Редакционными комиссиями.
«Дополнительные правила о крестьянах и дворовых
людях, вышедших из крепостной зависимости в Земле войска Донского»
Для наделения крестьян землей и угодьями территория войска
Донского делилась на четыре местности:
Часть Черкасского округа, окруженная Ростовским уездом (в
то время входившим в Екатеринославскую губ.), и ближайшая к ней и Азовскому
морю часть Миусского округа. Здесь, как и в Ростовском уезде, крестьянский
надел на душу составлял 3 десятины.
Остальные части Миусского, Черкасского и Донецкого округов
– около 3,5 дес.
Хоперский и Усть-Медведицкий округа – 4 дес.
1-й и 2-й Донские округа – около 4,5 дес.
На период временно обязанного состояния за полный душевой
надел крестьянский оброк составлял 8 руб., а барщина – 63 дня в год (36 мужских
и 27 женских дней). Переход с барщины на оброк мог происходить по истечении
двух лет, как и в остальной России. В течение 9 лет крестьянин не мог
отказаться от надела и выйти из временно обязанного состояния. Донским дворянам
(преимущественно мелкопоместным) предоставлялись льготы, в том числе
возможность переселять крестьян на другие земли а также переводить своих
крепостных в разряд государственных крестьян (за что владельцы получали
компенсацию от казны) и др. Дворовые люди были обязаны продолжать работать на
своих прежних хозяев в течение 2-х лет после объявления реформы.
Проведение крестьянской реформы на Дону
После 19 февраля 1861 г. для проведения в жизнь
крестьянской реформы на Дону было образовано Областное войска Донского по
крестьянским делам присутствие.
Накануне реформы на Дону числилось 2904 помещика.
Мелкопоместные дворяне грамот не составляли. В 1863 г. составление грамот
фактически закончилось. Из 1 294 грамот крестьяне подписали только 586, да и то
часть – вынужденно. Первоначально переход крестьян на выкуп на Дону происходил
достаточно быстрыми темпами и только 7% крестьян воспользовались «даровым»
наделом». С 1868 по 1878 г. количество временно обязанных сократилось более
чем
в 8 раз. С середины 70-х годов темпы перехода крестьян на
выкуп резко замедлились, увеличилось число выкупов по одностороннему требованию
помещика. На 1878 г. на Дону числилось 99 462 крестьянина-собственника (т.е.
69% крестьян), а оставалось у 391 помещика во временно обязанном состоянии 17
578 крестьян м.п. Остальные крестьяне были переведены на выкуп с 1 января 1883
г. по «Положению о выкупе наделов крестьян, еще остающихся в обязательном
отношении к помещикам» (от 28 декабря 1881 г.).
По данным советских историков (И. П. Хлыстов) в результате
реформы крестьяне Дона потеряли около 31% земель. В тех округах, где помещичье
землевладение было наиболее развито, отрезки были довольно значительны,
достигая 50% дореформенного надела и даже выше. У некоторых крестьян наделы
сократились на 84%.
Крестьянская реформа в Ставропольской губернии
В Ставропольской губернии существовало всего 49 помещичьих
имений с 30 тыс. русских крепостных (около 2% всего крестьянского населения
губернии). Для подготовки реформы здесь также осенью 1858 г. был образован
дворянский комитет, который предложил проводить наделение крестьян землей в
течение длительного (12 лет) временно обязанного состояния, причем крестьянские
наделы должны были составить лишь 4,5 десятин. Как и предложения донских
помещиков, этот проект не нашел в Санкт-Петербурге поддержки.
Реформа в губернии проводилась на основании общероссийских
«Положений» 19 февраля 1861 г., причем Ставрополье было отнесено к степной
зоне. Размеры наделов здесь также сокращались и составляли 8 десятин. Как и в
остальной России, крестьяне в период временно обязанного состояния платили
помещику оброк или отбывали на барщине в течение года 70 дней (40 мужских и 30
женских).
Высокие суммы оброка и выкупных платежей привели к
тому, что крестьянская реформа в Ставрополье проходила крайне медленными
темпами. К 1881 г. 2/3 крестьян отказались от полевого надела и перешли в
разряд казенных и только 31,6% – на выкуп. Из 63,5 тыс. дес., по данным В. П.
Крикунова, у крестьян было отрезано 37,1 тыс. дес., или 58,4%. Таких отрезков
не знала ни одна российская губерния.
Отмена рабства в Дагестане и крестьянская реформа 1913 г.
В Дагестане в начале 60-х гг. числилось около 4 830 рабов
обоих полов. Начальник Дагестанской области принял меры к ограничению
рабства на территории феодальных владений, поэтому
к 1866 г. здесь осталось только 1 542 раба. В 1866-1868 гг.
рабство в Дагестане было полностью ликвидировано, около 78% рабов освобождались
за выкуп (в среднем по 145 руб. за душу), остальные бесплатно при условии
службы бывшим хозяевам от 4 до 6 лет. Освобожденные рабы приписывались к
крестьянским обществам.
Однако аграрные преобразования 60-70-х гг. XIX в. не
затронули крестьян-рабов, которые оставались в зависимости от беков до 1913 г.
Только в некоторых районах (Кумыкском округе, Присулакском наибстве) в 60-е гг.
XIX в. крестьяне получили свободу.
К проведению крестьянской реформы в Дагестане российское
правительство вернулось уже перед самой Первой мировой войной. 7 июня 1913 г.
издали закон «О прекращении зависимых отношений поселян Дагестанской области и
Закатальского округа к бекам и кешкелевладельцам и об учреждении в сих
местностях установлений по крестьянским делам», по которому все зависимые
крестьяне освобождались от своих повинностей в пользу феодалов. Взамен их
правительство выдавало феодалам 300 тыс. руб., которые крестьяне должны были
погасить ежегодными взносами в государственную казну в течение 20 лет. Реформа
1913 г. коснулась еще 70 тыс. крестьян.
Заключение
Административные преобразования XIX в. должны были
подготовить горское население «к подчинению общим полицейским и судебным
законам империи». В 1870-1871 гг. на Тереке и Кубани было ликвидировано
военно-народное управление и введена гражданская администрация. Такая политика,
как отмечает Н.С.Киняпина, вполне отвечала общей установке российского
правительства в национальных регионах: вводить имперскую административную
систему постепенно, через ряд переходных форм.
Список литературы
1.
История народов Северного Кавказа. Т. 1. М. 1988
2.
Заседателева Л.Б. Терские казаки (середина XVI-начало
XX в.): историко-этнографические очерки. М. 1974
3.
Мининков Н.А. Донское казачество на заре своей
истории. Ростов-на-Дону.1992.
4.
Сватиков С.Г. Россия и Дон. Белград. 1924.
5.
Сокуров В.Н. О характере русско-кабардинских
политических связей в 70-х годах XVI века. //Сборник по истории
Кабардино-Балкарии.Вып.10. Нальчик.1976.
6.
Цикоцкая Н.И., Черноус В.В. Как это было. Штрихи к
истории концепции добровольного вхождения Чечено-Ингушетии в состав России.//
Известия СКНЦ ВШ. Общественные науки. 1990.№ 2.