История и экономика Объединённых Арабских Эмиратов
История и экономика
ОАЭ—Объединённых Арабских Эмиратов
С древнейших времен до
начала нового времени.
По последним археологическим
находкам, первые следы присутствия человека в этом регионе относятся
к 7 тыс. до н.э. В 5 тыс. до н.э. среди населявших эти районы народов получило
распространение земледелие. В 4 тыс. до н.э. побережье залива становится
важным торговым пунктом на пути следования морских судов между шумерской
цивилизацией Месопотамии и древней Индией. В 3 тыс. до н.э. на востоке
Аравийского п-ова возникло древнее государство Дильмун, существовавшее
до 2–1 тыс. до н.э. К этому же периоду относится создание на побережье
первых поселений и факторий финикийцев, способствовавших развитию
навигации, образованию торговых центров и колоний. В 6 в. до н.э.
территория современных ОАЭ попала под власть персидской династии
Ахеменидов. В 4 в. до н.э. в результате завоеваний Александра Македонского
здесь возникли греческие торговые колонии. Начиная с 3 в. до н.э. территория
юго-восточного побережья оказалась в сфере влияния Парфянского царства.
К этому периоду относится также переселение арабских племен с юга
и из центра Аравийского полуострова в район Персидского залива.
После падения Парфянского царства в 3–6 вв. н.э. народы, населявшие
побережье, вошли в состав государства Сасанидов; в стране создавались
персидские сельскохозяйственные колонии, среди местного населения
распространение получили иудаизм и христианство; существовали
христианские церкви и монастыри. В 7 в. эта территория была включена
в состав Арабского халифата; возникли такие крупные города, как Дубай,
Шарджа, Фуджейра; господствующей религией стал ислам. В кон. 7 в. район
залива стал частью халифата Омейядов. В середине 8 в. население
страны (в частности, княжеств Шарджа и Дубай) участвовало в восстании
племен Омана против наместника Омейядского халифа; в результате
в середине 8–9 вв. княжествами (эмиратами) управляли фактически
самостоятельные правители. В конце 9 в. они превратились в данников
Багдатского халифата. В 10 в. отдельные княжества вошли в состав
государства карматов, мусульманской шиитской секты исмаилитов,
которое существовало до конца 11 в. В нач. 13 в. большинство местных
правителей (в частности, Умм-эль-Кайвайна, Рас-эль-Хайма и Фуджейры)
оказались в вассальной зависимости от Ормузского государства.
С начала 16 века
до середины 19 века. После открытия морского пути в Индию (1498),
район Персидского залива становится важнейшим пунктом европейского
влияния в регионе. С начала 16 в. и до середины 17 в. часть побережья
Персидского и Ормузского заливов находилась под властью португальцев,
установивших монополию на всю торговлю между Дальним Востоком, Индией
и Юго-Восточной Азией. Основным соперником Португалии выступала
Османская империя, подстрекавшая арабские племена к восстаниям против
португальских захватчиков. Однако вскоре Персидский залив стал объектом
борьбы между Англией, Францией, Нидерландами, Персией и Оманом.
После вытеснения португальцев в сер. 17 в. на территории современных
ОАЭ и Омана было основано государство Яруба, распространившее
свое влияние на северо-восточное и западное побережье Аравийского
п-ова и Восточную Африку.
Во 2-й пол. 18 в. контроль
над юго-восточным побережьем Персидского залива и Ормузского пролива
захватила племенная конфедерация аль-кавасим; их власть распространялась
на шейхства Рас-эль-Хайма и Шарджа, п-ова Мусандам, а также юго-западное
побережье Ирана и некоторые острова в Персидском заливе и Ормузском
проливе. Располагая достаточно сильным флотом, аль-кавасим установили
полный морской контроль над навигацией.
Во 2-й половине 18
в. Оман, особенно его прибрежные районы, стал объектом борьбы сначала
между Великобританией (в лице Ост-Индской компании) и Францией, а
затем и ваххабитскими правителями Центральной Аравии. В 1798 между
представителями Ост-Индской компании и султаном Маската, также
стремившимся установить контроль над этой частью Аравии, было подписано
соглашение, положившее начало британской экспансии. Британские корабли
под лозунгом «свободного мореходства» попытались монополизировать
грузопотоки между портами Персидского залива и лишить местных
жителей их главного источника существования. Это привело к конфликтам
между Ост-Индской компанией и местным арабским населением (его англичане
называли пиратами, в связи с чем весь район получил наименование
«Пиратского берега»). Главным противником Ост-Индской компании стали
аль-кавасим, в тот момент попавшие под влияние ваххабизма. Нападения
аль-кавасим на отдельные военные и торговые суда Англия использовала
как предлог для начала войны.
В 1801 под лозунгом
борьбы против пиратства и работорговли военные корабли Ост-Индской
компании блокировали побережье Персидского залива и атаковали
арабские торговые суда. В 1800–1803 и в 1805–1806 англичане и их союзник,
султан Маската, с переменным успехом вели боевые действия против
племен «Пиратского берега».
В 1806 Ост-Индская
компания навязала шейхам аль-кавасим договор, согласно которому
последние обязывались уважать флаг и имущество компании. Однако
фактически соглашение не соблюдалось.
В 1809 военные силы
Ост-Индской компании возобновили боевые действия, уничтожив значительную
часть ваххабитского флота (более 100 кораблей) и обстреляв с моря
крепость Рас-эль-Хаймы. Однако уже в 1814 ваххабиты вновь захватил контроль
над морскими путями и два последующих года блокировали подступы к
Персидскому заливу.
Воспользовавшись
разгромом ваххабитов на суше, англичане направили в 1818 новую эскадру
к «Пиратскому берегу» с цель раз и навсегда положить конец пиратству.
9 декабря 1819 они штурмом овладели крепостью Рас-эль-Хаймы. Все принадлежавшие
арабам суда, включая рыбачьи лодки, были сожжены. Поражение вынудило
эмиров и шейхов 9 арабских княжеств подписать т.н. «Генеральный договор
о мире» (8 января – 15 марта 1820), провозгласивший «свободу мореплавания»
в Персидском заливе и обязавший прекратить пиратские нападения на
английские суда, а также практику рабства и работорговли. Англия
получила право неограниченного господства в водах Персидского и
Оманского залива; за ней признавалось право надзора за навигацией
и контроля за судами местных правителей. Фактически это соглашение
положило начало установлению английского контроля над этой территорией
и окончательному расчленению Омана на 3 части – имамат Оман, султанат
Маскат и «Пиратский берег».
В 1821 флот Англии и
Маската нанес еще одно поражение шейхам Персидского залива, не присоединившимся
к Генеральному договору о мире.
Несмотря на соглашение,
нападения шейхов друг на друга продолжались. Стремясь контролировать
династической и межплеменной борьбой, англичане навязали прибрежным
племенам новое соглашение. В 1835 между представителями Ост-Индской
компании и местными правителями было подписано т.н. Первое морское
соглашение о перемирии на шесть месяцев (впоследствии это соглашение
ежегодно продлевалось) на сезон жемчужного промысла, составлявшего
тогда главный источник доходов шейхств.
В 1838, после нескольких
безуспешных попыток покончить с работорговлей в этом районе, англичане
решили взять под свой полный контроль «Пиратский берег», Оман, Маскат,
Бахрейн и Кувейт и утвердить постоянное присутствие своих военных
судов в заливе. В 1839 между Великобританией и Маскатом был заключен
договор о совместных действиях против пиратства и работорговли,
к которому в том же году были присоединены шейхства «Пиратского
берега».
В 1843 Англия навязала
правителям «Пиратского берега» новое соглашение, которое продлевало
срок действия «Первого морского соглашения» (1835) на 10 лет. В соответствии
с ним, шейхи были обязаны подчиняться любым решениям представителей
Ост-Индской компании, действовавших от имени британских властей. Невыполнение
или нарушение их рассматривалось как нарушение «Первого морского
соглашения».
В 1847 в дополнении
к соглашению 1835 был подписан договор, значительно расширявший
прерогативы Великобритании в Персидском заливе. Этот договор предоставлял
Ост-Индской компании право обыскивать торговые суда, заподозренные
в пиратстве и работорговле. Он возлагал ответственность за нарушение
запрета работорговли на шейхов, подписавших договор, а также предоставлял
право представителям Ост-Индской компании выполнять функции третейского
судьи в конфликтах между местными правителями. Экономически договор
давал Великобритании ряд льгот и право эксплуатации жемчужных отмелей
Бахрейна и «Пиратского берега».
Договорный Оман. С
разгромом ваххабитов, попытавшихся в 1851–1852 вернуть себе контроль
над Персидским заливом, Англия навязала правителям эмиратов новое
соглашение. В мае 1853 шейхи Рас-эль-Хаймы, Умм-эль-Кайвайна, Аджмана,
Дубая и Абу-Даби подписали «Договор о постоянном морском мире». В
соответствии с ним «Пиратский берег» был переименован в «Договорный
Оман» (Trucial Oman), или «Договорный берег». Англия взяла на себя обязанность
выступать посредником в урегулировании сухопутных споров, а также
защищать эмираты от нападения на них третьей стороны. Представитель
Ост-Индской компании получил официальное право наказывать всех нарушителей
договора, включая шейхов.
По соглашению 1869
шейхи Договорного Омана обязывались не заключать самостоятельно
соглашений с третьими странами, не предоставлять им какие-либо привилегии
и не сдавать в аренду территории своих эмиратов без согласия Англии.
В 1892 были подписаны
еще несколько соглашений, приведшие к установлению полного английского
протектората над Договорным Оманом. В 1898 в дополнении к этому соглашению
был подписан еще один договор, запретивший шейхам Договорного Омана
покупать или продавать оружие. На территории шейхств были созданы
английские военные базы (в частности, на территории Шарджи, Дубая
и Абу-Даби). Политическую власть осуществлял английский офицер связи
по зоне Персидского залива (со штаб-квартирой в Шардже), подчинявшийся
политическому резиденту вначале в Бушире (Иран), затем на Бахрейне.
В начале 20 в. количество
шейхств изменилось. В сентябре 1900 Рас-эль-Хайма вошла в состав Шарджи
(с 1921 снова самостоятельное шейхство), в то же время в 1902 от Шарджа
отделилась Эль-Фуджейра (признана в марте 1952) и в 1903 – Кальба (признан
в 1936, в 1952 вновь включен в состав Шарджи).
Основной доход
арабскому населению в этот период по-прежнему приносила торговля
жемчугом. В 1911 англичане заключили соглашение, обязывавшее правителей
шейхств не предоставлять никому, кроме Англии, концессий на ловлю жемчуга
и губки в своих водах. К началу Первой мировой войны по англо-турецкой
конвенции 1913 Англия получила исключительное право на Договорный
Оман, а в 1922 англичане установили свой контроль за правом шейхов
предоставлять кому-либо концессии на разведку и добычу нефти.
До начала 1930-х
британские связи с побережьем оставались крайне ограниченными.
Экспансия ваххабитских правителей Неджда еще более пошатнула позиции
Великобритании в этом регионе. Во внутренних районах, где власть англичан
всегда была номинальной, племена склонялись к объединению с ваххабитами
Центральной Аравии. Только в 1932 территория Договорного Омана понадобилась
британским авиалиниям для строительства промежуточных аэропортов
(дом отдыха для пассажиров и команды в Шардже) на пути между Лондоном
и Индией.
В конце 1920-х на побережье
разразился экономический кризис, вызванный появлением на мировом
рынке японского искусственного жемчуга.
Принимая во внимание
возросший вес Договорного Омана в регионе, Лондон начал разрабатывать
план объединения подвластных ему шейхств в федеративное арабское государство,
в состав которой должны были войти также Ирак, Трансиордания и Палестина.
Планы Англии всерьез встревожили население эмиратов. Там участились
антифеодальные и антиколониальные выступления. В Шардже дело
дошло до открытых столкновений, в ходе которых был разрушен построенный
англичанами аэродром. Племена, пограничные с Маскатом и Оманом, с
оружием в руках препятствовали проведению картографической съемки.
В конце концов Лондон был вынужден отказаться от плана создания федерации.
В 1938–1939 произошла
неудачная попытка политических реформ в Дубае. Правящая династия
основала Финансовый совет, состоящий из местной знати, который,
однако, попытался отстранить ее от власти. Спустя год Совет был распущен.
В годы Второй мировой
войны шейхства Договорного Омана придерживались политики нейтралитета,
после войны их статус был повышен до эмиратов (княжеств), одновременно
были сделаны первые шаги по интеграции эмиратов в федерацию. В
1945 и 1950–1951 состоялись несколько встреч правителей эмиратов, на
которых обсуждались вопросы объединения полицейских сил, таможенного
управления, валютной системы. В 1951 для защиты персонала нефтяных
компаний были созданы местные вооруженные силы, т.н. «Скауты Договорного
Омана» (численность – 1600 человек, во главе – британские офицеры). В
1952 созданием двух институтов – Совета Договорных Государств, возглавлявшегося
британским политическим агентом в Дубае, и Фонда развития Договорных
Государств – были заложены основы будущей федерации.
Одновременно продолжались
внутренние и внешние пограничные конфликты, часто вызванные экономическими
интересами западных монополий. В 1947–1949 произошли столкновения
между Абу-Даби и Дубаем.
Внутриполитическая
обстановка в 1940–1950-е осложнялась соперничеством английских и
американских нефтяных компаний. Вплоть до середины 1950-х наиболее
острым предметом спора между АРАМКО, «Ирак петролеум компани» и
«Ройял Датч-Шелл» были нефтеносные земли оазиса Эль-Бурайми, претензии
на которой с 19 в. предъявляли правители Абу-Даби, Саудовской Аравии
и Омана. В 1949 здесь появились поисковые партии американской нефтяной
компании АРАМКО, действовавшей в интересах Саудовской Аравии; в
1952 саудовские силы установили свой контроль над Эль-Бурайми. Только
в октябре 1955, после провала переговоров, поддерживаемые англичанами
вооруженные силы Омана и Абу-Даби вновь завладели оазисом.
В 1953 Абу-Даби предоставил
нефтяную концессию Англо-французскому консорциуму. В 1958 здесь, в
местечке Баб, расположенном в пустыне, были обнаружены крупные запасы
нефти, а в 1962 началась ее добыча и экспорт. За несколько лет скромный
эмират превратился в великое нефтедобывающее государство Среднего
Востока. В 1966 нефтяные месторождения были открыты в Дубае, а в
1973 – в Шардже и др. эмиратах.
Обнаружение нефти
вызвало обострение политической ситуации в стране. В 1961–1963 в ряде
эмиратов развернулось антиимпериалистическое движение, поддержанное
некоторыми представителями правящих кругов. В 1962 правитель Шарджи
отдал концессию американской нефтяной компании, чем вызвал недовольство
официального Лондона. За правителем Шарджи последовал шейх
Рас-эль-Хаймы. В октябре 1964 в обход британских властей комиссия Лиги
арабских государств (ЛАГ) с согласия правителей Рас-эль-Хаймы и Шарджи
посетила ряд пунктов Договорного Омана. В ответ на эти шаги правитель
Шарджи шейх Сакр III ибн Султан аль Касими (1925–1993) по указанию британских
властей подвергся аресту и был объявлен низложенным; на жизнь правителя
Рас-эль-Хаймы шейха Сакра ибн Мухаммеда аль Касими было совершено
покушение. Стремясь не допустить дальнейшего вмешательства ЛАГ в
дела Договорного Омана, британские власти в июле 1965 провели в Дубае
совещание 7 правителей шейхств, на котором было принято решение об
образовании Совета экономического развития, а также рассмотрены
15 крупных экономических проектов, которые должны были способствовать
развитию этих территорий. Однако выступления продолжались, захватив
в 1966 даже относительно благополучное Абу-Даби. В ответ на это 6 августа
1966 в Абу-Даби был организован бескровный переворот; в результате
решения шейхов рода Нахайян, сместивших правившего эмира шейха Шахбута,
к власти пришел шейх Заид ибн Султан Аль Нахайян (нынешний глава ОАЭ).
Вплоть до середины
1967 продолжались попытки создания федерации с последующим присоединением
ее к т.н. «Исламскому пакту» (блока стран во главе с Саудовской Аравией).
Современная история
ОАЭ. В 1968 правительство Великобритании объявило о намерении вывести
свои войска из региона до конца 1971 и передать власть местным правителям.
Перед лицом сложных экономических и международных проблем большинство
шейхств высказались в пользу создания независимой федерации
шейхств Восточной и Юго-Восточной Аравии. Формально инициаторами объединения
выступили шейхи Заид ибн Султан Аль Нахайян (Абу-Даби) и Рашид ибн Саид
Аль Мактум (Дубай), которые 18 февраля 1968 подписали соответствующее
соглашение. 25 февраля 1968 на совещании в Дубае главы 9 британских
подмандатных эмиратов (семь эмиратов Договорного Омана, Катар и
Бахрейн) впервые обсудили возможность создания единого федеративного
государства. 1 марта 1968 было объявлено о создании (с 30 марта 1968)
Федерации Арабских Эмиратов (ФАЭ). Согласно договору, вступившему
в силу 30 марта 1968, высшим органом власти Федерации определялся
Высший совет, в который вошли правители всех 9 эмиратов; последние
поочередно должны были занимать пост председателя Совета в течение
года. Создание других органов было отложено до следующего совещания.
Однако эти планы не были осуществлены из-за противоречий, возникших
между правителями о месте и роли их эмиратов в создаваемой федерации.
В результате борьбы интересов в новом объединении образовалось
две группировки, на которые оказывали воздействие также соседние
государства (Саудовская Аравия, Иран и Кувейт). В одну из групп вошли
правители эмиратов Абу-Даби, Эль-Фуджайры, Шарджи, Умм-эль-Кайвайна,
Аджмана и Бахрейна. Оппозицию им составили правители Дубая,
Рас-эль-Хаймы и Катара. Вместе с тем правители Катара и Бахрейна, обладая
более развитой экономикой и превосходя остальные эмираты по населению,
отказывались признать равенство всех членов федерации. В результате
разногласий ФАЭ к концу 1969 фактически распалась, не успев оформиться
окончательно. Попытка оживить проект федерации была предпринята в
марте 1971, когда было вновь объявлено о временном создании Федерации
арабских эмиратов (Договорный Оман вместе с Катаром и Бахрейном). Однако
объединения не произошло. После вывода британских войск в сентябре
1971 Бахрейн и Катар провозгласили себя независимыми государствами.
После совещания в
Дубае 18 июля 1971 шесть эмиратов из семи образовали Объединенные
Арабские Эмираты (ОАЭ) и подписали временную конституцию. Седьмой
эмират, Рас-эль-Хайма, отказался присоединиться, мотивируя свое несогласие
отказом других эмиратов предоставить ему право вето на общегосударственные
решения и равное представительство в федеральном собрании. Кроме
того, Рас-эль-Хайма отказался уступить Ирану острова Большой и Малый
Томб, богатые запасами нефти. Другие же эмираты не желали себя связывать
каким-либо обязательством перед Рас-эль-Хаймой в случае её конфликта
с Ираном.
Великобритания и
ряд других арабских государств поспешили признать образование ОАЭ.
Однако Иран и Саудовская Аравия отказались признать новое государство,
имея территориальные претензии к Абу-Даби и Шардже. По этой причине
официальное провозглашение независимости ОАЭ, назначенное на август
1971, было отложено. В результате последовавших переговоров с
участием Лондона в ноябре 1971 было достигнуто соглашение между
Ираном и Шарджей, по которому часть острова Абу-Муса перешла к Ирану;
разделу подлежали также залежи нефти в прибрежных водах острова.
30 ноября 1971, за
два дня до провозглашения независимости ОАЭ, иранские войска высадились
на острове Абу-Муса (полностью аннексирован в 1992) и оккупировали
стратегически важные острова Большой и Малый Томб, принадлежавшие
Рас-эль-Хайме. Действия Ирана вызвали протест в арабском мире; ряд
стран обратились с жалобой на Иран в Совет безопасности ООН. Великобритания
ограничилась лишь выражением своего несогласия с действиями Ирана.
2 декабря 1971 на состоявшейся в Дубае конференции семи эмиратов
было провозглашено создание ОАЭ. В федеративное государство вошли
только шесть из семи эмиратов Договорного Омана. Президентом ОАЭ
был избран правитель Абу-Даби шейх Заид бен Султан аль Нахайян, вице-президентом
– правитель Дубая шейх Рашид бен Саид Аль Мактум. Новый президент подписал
договор о дружбе с Великобританией, который аннулировал все прежние
соглашения, заключенные между эмиратами-членами ОАЭ и британским
правительством. Временной столицей был избран Абу-Даби. Спустя несколько
дней ОАЭ были приняты в Лигу арабских государств и Организацию Объединённых
Наций. Не добившись международной поддержки по вопросу об островах
Большой и Малый Томб, 11 февраля 1972 к ОАЭ также присоединилась
Рас-эль-Хайма.
Только Саудовская
Аравия не признала нового государства, ставя условием своего признания
решение вопроса по Эль-Бурайми. В результате нового раунда переговоров
в августе 1974 Абу-Даби и Саудовская Аравия заключили между собой
соглашение, по которому Саудовская Аравия признала права Абу-Даби
и Омана на оазис, а в свою очередь получила территорию Сабха Биты в
южной части Абу-Даби, два маленьких островка и право построить дорогу
и нефтепровод через Абу-Даби до побережья залива.
Значительные доходы
от экспорта нефти позволили финансировать большую часть программ
развития и определили консервативный и в целом прозападный курс
ОАЭ, а также их тесные связи с Саудовской Аравией. Однако политическая
жизнь в ОАЭ не была лишена противоречий. С момента создания ОАЭ между
Абу-Даби (выступавшим за укрепление централизованной федеральной
власти) и Дубаем (являвшимся сторонником сохранения значительной
самостоятельности каждого из эмирата) не прекращалось соперничество
за лидерство в федерации. В первом кабинете министров, сформированном
в 1971, ключевую роль играли сыновья эмира Дубая, занявшие посты премьер-министра,
заместителя премьера, министра обороны, экономики, финансов и
промышленности. В конце декабря 1973 в связи с реорганизацией Совета
министров заместителем премьер-министра был объявлен сын эмира
Абу-Даби Хамид бен Заид аль Нахайян. К концу 1970-х сторонники интеграции
во главе с правителем Абу-Даби одержали еще одну важную победу, добившись
объединения вооружённых сил эмиратов под единым командованием
(1976), осуществили передачу органов полиции, безопасности, иммиграции
и информации в ведение центрального правительства.
На протяжении
1970-х продолжались пограничные споры между эмиратами и их соседями.
Правитель Рас-эль-Хайма продолжал выступать за отделение эмирата от
федерации. В 1978 вооруженные силы Рас-эль-Хайма совершили неудачную
попытку захватить спорную территорию, принадлежащую Оману. Падение
шаха в Иране в 1979, рост исламского фундаментализма и ирано-иракская
война создали дополнительную угрозу стабильности ОАЭ. В мае 1981 в
ответ на возникшие угрозы ОАЭ становятся одним из шести членов-учредителей
Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, который
на фоне ирано-иракской войны превратился в военно-политический альянс.
В ходе ирано-иракской
войны правители отдельных княжеств поддерживали Ирак, другие (Дубай,
Шарджа и Умм-эль-Кайвайн) сохраняли дружественные отношения с Ираном.
Наибольшей степени противоречия между эмиратами достигли в июне
1987, когда в Шарджи произошла попытка дворцового переворота: шейх
Султан ибн Мухаммед Аль Касими был вынужден отречься от престола в
пользу своего брата, Абдель Азиза Аль Касими. Президент страны шейх
Заид бен Султан аль Нахайян (Абу-Даби) поддержал притязания на власть
Абдель Азиза, в то время как вице-президент и премьер-министр Рашид
бен Саид Аль Мактум (Дубай) заявил о своей поддержке Султана. Конфликт
был разрешен только после того, как в спор вмешался Высший совет правителей,
восстановивший полномочия шейха Султана и объявивший претендента
наследным принцем.
В 1990, когда Ирак
вторгся в Кувейт, ОАЭ приняли участие в возглавлявшейся США многонациональной
коалиции сил, выделив на это 6,5 млрд. долларов и направив свои войска.
После окончания войны военно-морские силы США и Великобритании продолжали
использовать порты ОАЭ.
Последнее десятилетие
20 в. в целом отличалось внутриполитической и экономической стабильностью.
Исключением явилось закрытие (по подозрению в финансовых махинациях)
в июле 1991 Международного торгового и кредитного банка (МТКБ),
принадлежавшего большей частью правящему семейству эмирата
Абу-Даби. В декабре 1993 Абу-Даби предъявило иск исполнительному руководству
МТКБ о возмещении ущерба. В июне 1994 11 из 12 бывших руководителей
МТКБ, обвиненных в мошенничестве, были осуждены в Абу-Даби к тюремному
заключению и обязаны оплатить компенсацию. После продолжительных
переговоров, в 1995, все же было достигнуто соглашение с вкладчиками
и кредиторами. В июне 1996 с двух руководителей МТКБ после апелляции
были сняты обвинения в мошенничестве.
Начиная с войны в
заливе ОАЭ увеличили расходы на оборону, расширили свои международные
контакты и дипломатические отношения. В 1994 было подписано соглашение
о военном сотрудничестве с США, спустя год – с Францией. Наряду с
Саудовской Аравией и Пакистаном правительство ОАЭ в 1997 признало
режим «талибов» в Афганистане. В 1998 ОАЭ восстановили дипломатические
отношения с Ираком, прерванные в связи с войной в персидском заливе
(1991). Большое внимание уделялось проблемам урегулирования арабо-израильского
конфликта.
В тот же период
страной были предприняты шаги по решению территориальных проблем.
Так, в 1999 в ходе визита султана Омана в Абу-Даби были урегулированы
пограничные вопросы с Оманом. В ноябре 2000 состоялись переговоры
с Катаром о границе. Исключением остается территориальный спор
с Ираном. В конце 1992 Шарджа и Иран достигли соглашения по острову
Абу-Муса, который полностью переходил в юрисдикцию Ирана; всем иностранцам,
проживающим на островах, включая граждан ОАЭ, было предписано получить
иранские визы. В 1996 Иран еще более укрепил свою позицию, начав строительство
аэропорта на острове Абу-Муса и электростанции на острове Большой
Томб. В 1997 ОАЭ выразили протест относительно иранской военной активности
в Персидском заливе. В ноябре 1999 Совет сотрудничества арабских
государств Персидского залива повторно высказался в поддержку ОАЭ
в их споре вокруг трех островов. В 1999 между ОАЭ и Саудовской Аравией
вспыхнул дипломатический конфликт в связи с желанием Саудовской
Аравии нормализовать отношения с Ираном.
После террористических
атак 11 сентября 2001 на Нью-Йорк и Вашингтон правительство ОАЭ приняло
решение о разрыве дипломатических отношений с движением «Талибан»
в Афганистане, были заморожены счета 62 организаций и частных
лиц, подозреваемых США в финансировании террористических движений,
приняты меры по ужесточению контроля за денежными потоками.
Во время Иракской
войны 2003 в ОАЭ разместились войска США, страна оказала существенную
гуманитарную помощь Ираку после официального объявления о прекращении
боевых действий.
3 ноября 2004 умер
президент страны Заид бан Султан. Федеральный совет Объединенных
Арабских эмиратов 3 ноября 2004 избрал новым президентом страны старшего
сына шейха Заида – шейха Халифу бен Заида аль Нахайяна. Пятидесятишестилетний
шейх Халифа до сегодняшнего дня возглавлял Верховный совет по нефти
Абу-Даби и является заместителем Верховного командующего вооруженными
силами. На посту вице-президента с 3 декабря 2001 находился шейх
Мактум бен Рашед Аль Мактум. 5 января 2006 на 62-м году жизни он скончался
во время визита в Австралию.
Экономика
Процветание Эмиратов
основано на экспорте нефти и газа. До 50-х годов, когда в ОАЭ открыли
нефтяные месторождения, главными отраслями экономики были рыболовство
и добыча жемчуга, которая уже тогда находилась в упадке. С 1962
Абу-Даби первым из эмиратов начал экспортировать нефть. Состояние
экономики резко изменилось в 1973 г., когда резко выросли мировые цены на нефть. Благодаря этому ОАЭ прошли ускоренный путь развития
и за 25 лет достигли завидного экономического благосостояния. Из
региона небольших пустынных княжеств Эмираты превратились в государство
с высоким уровнем жизни (ВНП на душу населения – $25 000).
Покойный правитель
Абу-Даби шейх Заид быстро осознал потенциал нефтяной промышленности
и обеспечил развитие всех эмиратов, вкладывая прибыль от экспорта
нефти в здравоохранение, образование и развитие национальной инфраструктуры.
Значительный национальный
доход позволяет равномерно развиваться всем членам конфедерации
независимо от их нефтяных запасов. Кроме того, в ОАЭ по-прежнему
процветают кустарные промыслы, кочевое животноводство, рыболовство,
оазисное земледелие и жемчужный промысел.
Развитие нефтяной
промышленности и строительства также способствовало притоку иностранной
рабочей силы, которая сейчас составляет примерно три четверти населения
страны. Каждый пятьдесят пятый в стране — миллионер, к свадьбе государство
жалует молодой семье 100 тыс. долларов, а за каждого рожденного
ребенка арабская женщина получает 20 тыс. долларов и участок земли.
Поэтому существует пословица, говорящая, что каждый араб рождается
уже с нефтяной скважиной. Для тех же, кто не в состоянии добиться финансового
благополучия собственными силами, государство строит дома за
свой счет, а молодым людям оплачивает обучение за границей. В то же
время заработок приезжих индусов или пакистанцев может составлять
лишь несколько сотен долларов.
В последнее время
доля нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности в
ВВП постепенно снижается, уступая место таким отраслям как недвижимость,
торговля, сельское хозяйство. Страна только на четверть обеспечивает
свои внутренние потребности в продовольствии, поэтому инвестиции
в сельское хозяйство весьма высоки. И в первую очередь инвестиции
поступают в строительство заводов по опреснению воды, чтобы обеспечить
пресной водой не только поля и сады, но и недавние зеленые насаждения.
Не последнее место
в национальном доходе занимает туризм, причем уровень обслуживания
туристов соответствует самым высоким европейским стандартам. Активно
развивается как экскурсионное и пляжное направления, так и шопинг.
В настоящее время объем туристического потока из России около четверти
миллионов человек в год. Развитие бизнеса и туризма способствовало
началу в эмиратах строительного бума. Миллиарды долларов вкладываются
в показательные проекты, а символом таких городов, как Абу-Даби и
космополитичный Дубай, стали шикарные гостиницы и небоскребы.
Используемая
литература
1.
http://asia.yaponia.net/?Malaziya/Ekonomika
5.
http://asia.yaponia.net/?Malaziya/Istoriya