Юридическая специальность: Прокурор
ОДЕССКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Курсовая работа
Тема:
«Юридическая специальность: Прокурор»
План:
1. 1.
Основные виды деятельности прокурора.
2. 2.
Профессиональные особенности деятельности прокуроров.
3. 3.
Задачи прокурора при рассмотрении гражданских дел в суде.
4. 4.
Участие прокурора:
А) В суде
первой инстанции;
Б) В
кассационном и исполнительном производстве;
5. 5.
Взаимоотношения прокуроров:
А) С
работниками других правоохранительных органов;
Б) С органами
законодательной и исполнительной власти;
В) Со
средствами массовой информации;
6. 6.
Продвижение и поощрение прокурорских работников.
7. 7.
Напряжённость труда прокурора.
8. 8.
Образ прокурорских работников в сознании общества.
Прокуратура после
1917 года возникла и развивалась как жёстко централизованная система,
соответствующая административно-территориальному делению страны. Требовалась
строгая дисциплина прокурорских работников, декларировалось единство политики и
профессионального поведения на основе приказов Генерального прокурора,
исполняющего волю Коммунистической партии. В то же время на деятельность
прокуратуры постоянно влияли местные власти, от благорасположения которых
прокуроры всегда были зависимы (длительный период они были ещё более зависимы
от «надрегионального» НКВД и руководимых им структур). Это в ряде случаев
сводило на нет реальное значение прокурорской деятельности, а иногда превращало
её в орудие борьбы кланов, элитных групп. Зависимое от ряда сил положение
органов прокуратуры сильно сказывалось на требованиях к профессиональному труду
и поведению прокуроров, определяло собой отбор кадров. По-видимому, обеспечение
реальной централизованности системы, т.е. её независимости от противозаконных
влияний, продолжает оставаться неотложной задачей. По закону прокуроры
осуществляют следующий виды деятельности: расследование уголовных дел; общий
надзор, т.е. надзор за исполнением законов самыми различными структурами, а
также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за
соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и
ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Украины,
органами местного самоуправления, органами военного управления, органами
контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями
коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за соблюдением законов
органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и
предварительное следствие; надзор за исполнением законов администрациями
органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом
меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и
заключённых под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями,
установленными уголовно-процессуальным законодательством; координацию
деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. В начале и
середине 90-х годов в процессе становления государственности Украины система
прокурорского надзора в значительной степени находится в состоянии поиска
своего места в обществе. О целях и содержании прокурорской деятельности ведутся
споры, причём обычно весьма жёсткие.
Профессиональные
особенности деятельности прокуроров определяются содержанием прокурорской
деятельности в целом и складывающимся разделением труда внутри прокуратуры.
Существует серьёзная разница между прокурорами-руководителями и
прокурорами-исполнителями (прокуроры отделов, помощники) по объёму компетенции.
Прокурор руководитель принимает все решения в рамках компетенции органа;
прокурор-исполнитель только готовит их. Прокурорская деятельность
осуществляется в строго процедурно-нормативном порядке, которые определяет
содержание работы отдельных прокуроров и означает, что основные виды действий
осуществляются ими на основе предоставленных им полномочий, в форме,
предусмотренной законом, и при наличии существующих оснований. Это влечёт
различную степень самостоятельности и ответственности прокуроров, порождая, во
всяком случае, необходимость основательного овладения материально-правовыми и
процессуальными нормами и, главное, постоянного уважения к ним. Конечно, деятельность
прокуратуры, хотя и распространяется на все сферы жизни общества, не только
направляется, но и ограничивается законом. Как известно, прокурор не
вмешивается в оперативно-хозяйственную или социально-культурную деятельность:
ограничивая себя, он реагирует только на нарушения закона. Реальное содержание
различных направлений прокурорского надзора, разумеется, может и должно
меняться в зависимости от реального социального развития и потребностей
правоохраны. Но работа прокурора в этой области инициируется на основе закона,
осуществляется в рамках закона и прямо указанными в законе методами
(предупреждение, беседа, протест и пр.) В отличие от судьи и в значительной
мере от следователей отдельные прокуроры обладают значительно меньшей
должностной самостоятельностью. Практически все важнейшие решения принимаются
от имени прокурора, возглавляющего орган прокуратуры, а соответственно и должны
быть им утверждены или санкционированы. В сфере прокурорской деятельности
невозможно автоматическое применение закона, а, следовательно, усмотрение
прокурора играет самую серьёзную роль. Как профессионалов это обязывает
прокуроров к самостоятельному мышлению, к овладению соответствующими приёмами
правореализационной техники. Самостоятельность прокурорской деятельности должна
быть подкреплена определёнными гарантиями.
В условиях
перехода к рыночным отношениям в нашей стране определился курс на формирование
правового государства, который предполагает всеобщее без каких-либо исключений
подчинение закону всех субъектов общественных отношений, последовательную и
решительную борьбу с любыми правонарушителями, т.е. всемерное укрепление
законности. В связи с этим значительно возрастает роль прокуратуры, призванной
осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением действующих на
территории Украины законов органами местного самоуправления, министерствами,
ведомствами и иными органами государственного и хозяйственного управления и
контроля, предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями, вне
зависимости от их подчиненности, общественными организациями и движениями,
должностными лицами и гражданами. Осуществляя надзор за исполнением законов,
прокуроры выявляют нарушения законности и принимают меры, направленные на их
устранение. Эти меры состоят в возбуждении деятельности органов управомоченных
государством разрешать возникающие в обществе правовые конфликты,
восстанавливать нарушенные и привлекать правонарушителей к ответственности.
Участвуя в судебном разбирательстве гражданских дел, они продолжают выполнение
возложенных на них обязанностей по осуществлению надзора за исполнением законов
судом и всеми участниками судопроизводства. При этом они содействуют суду в
правильном разрешении дел: помогают ему в исследовании и оценке доказательств,
установления фактов предмета доказывания, толковании норм права, оценке
правомерности требований и возражений сторон и т.д. Для этого они наделены
широким кругом процессуальных прав и, следовательно, являются субъектами
гражданского процессуального права. Определяя задачи прокуроров в гражданском
судопроизводстве на современном этапе, Генеральный Прокурор Украины предлагает
подчиненным прокурорам сосредоточить особое внимание на соблюдении правового
режима в промышленности и сельском хозяйстве, защите гарантированных
Конституцией Украины и иными законами прав и свобод граждан, обеспечении
законности при осуществлении правосудия по гражданским делам, устранении и
искоренении нарушений законности. В судах Украины ежегодно рассматривается
свыше двух миллионов гражданских дел. Около девяносто процентов удовлетворяются
судами. Это свидетельствует об обоснованности заявленных исков и возросшей
активности граждан по защите своих прав и охраняемых законом интересов.
Сложность задач, стоящих перед судами при разрешении ими споров, вызывает необходимость
усиления прокурорского надзора в сфере гражданского судопроизводства.
Прокурорам следует добиваться привлечения каждого виновного в причинении ущерба
к материальной ответственности, используя при этом инициативу руководителей и
юридической службы предприятий и организаций. Особое внимание необходимо
уделять соблюдению конституционных прав на труд, жилище, авторское право, право
избирателей и рационализаторов, прав, возникающих из брачно-семейных отношений,
а так же применения закона о порядке обжалования в суд неправомерных действий
государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права граждан.
Кассационная
инстанция - орган, контролирующий законность и обоснованность судебных решений,
определений, не вступивших в законную силу. Прокурор вправе опротестовать
решение или поддержать обоснованные жалобы лиц, участвующих в деле, чтобы
добиться устранения нарушений законности. Вместе с тем в его обязанности входит
принятие мер по предотвращению отмены или изменения законных и обоснованных
решений и определений суда первой инстанции. Эти меры состоят, во-первых, в
опровержении доводов, содержащихся в жалобах лиц, участвующих в деле,
во-вторых, в исправлении собственных ошибок, допущенных при опротестовании.
Если протест принести неправильно, он должен быть отозван до начала судебного
заседания. Участие прокурора в заседаниях суда второй инстанции допустимо по
любому гражданскому делу. Форма участия - дача заключения о законности и
обоснованности решения суда первой инстанции. Надзор за законностью и
обоснованностью определений кассационной инстанции выражается в проверке
соответствия их действующему законодательству и в принесении в случае
необходимости протестов. Отмена или изменение незаконных и необоснованных
решений и определений, вступивших в законную силу, производится надзорной
инстанцией. Участие прокурора в ее заседаниях реализуется в форме поддержания
принесенного им или вышестоящим прокурорам протеста и даче заключения по делу,
если оно рассматривается по протесту председателя соответствующего суда или его
заместителя. Осуществляется так же контроль над законностью и обоснованностью
определений и постановлений, выносимых судами в порядке надзора. Прокурор
вправе своим заявлением ставить перед соответствующим судом вопрос о пересмотре
судебных решений, определений, постановлений по вновь открывшимся
обстоятельствам.
Взаимоотношения
прокуроров с работниками других правоохранительных органов, в функции которых
входит борьба с преступностью, имеет 2 аспекта. Первый состоит в прокурорском
надзоре за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, дознание и предварительное следствие. Основная деятельность по
обнаружению и раскрытию преступлений осуществляется должностными лицами органов
Внутренних дел, органов Федеральной службы и безопасности и налоговой полицией.
Оперативно-розыскная деятельность в той части, в которой она регламентирована
законом, поднадзорна прокурорам. Прокурор участвует в рассмотрении дел судом в
случаях, предусмотренных процессуальным законодательством и др. законами.
Важнейшей функцией этой деятельности прокурора является осуществление
уголовного преследования. Реализуется эта функция, прежде всего, в выступлении
прокурора в качестве государственного обвинителя. Прокурор вправе обратиться в
суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если это требует
защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Поддерживая перед судом государственное обвинение, прокурор принимает участие в
исследовании доказательств, даёт заключение по возникающим во время судебного
разбирательства вопросам, представляет суду свои соображения по поводу
применения уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого. При этом
прокурор руководствуется не только требованиями закона, но и своим внутренним
убеждением, основанном на рассмотрении всех обстоятельств дела, тем более, что
бремя доказывания вины лежит на нём. Осуществляя свою деятельность по
государственному обвинению, прокурор обеспечивает защиту личности, её прав и
свобод, интересов общества и государства, быстрое и полное раскрытие
преступления, изобличение виновных и правильность применения закона с тем,
чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и
ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.
В той или иной
мере с законодательными органами контактируют все прокуроры. Организуют эту
работу прокуроры-руководители прокуратур. В прокуратурах могут быть созданы
также специализированные подразделения либо назначены конкретные работники
прокуратуры, которые непосредственно отвечают за поддержание деловых связей с
законодательными органами. Прокуроры периодически встречаются с руководителями
представительных органов, информируют их о целях своего прибытия и порядке
предстоящей работы, истребуют от них правовые акты и др. сведения, проводят проверки
исполнения законов и законности правовых актов, требуют проведения проверок в
органах представительной и исполнительной власти, совершают иные действия,
направленные на предупреждение нарушений законов представительными органами.
Контакты с органами исполнительной власти сверху донизу прокуроры поддерживают
в различных формах. Они проявляются в процессе организации и осуществления
прокурорского надзора за соблюдением законов. Помимо этого контакты
поддерживаются по линии участия прокуроров совместно с органами исполнительной
власти в разработке мер (мероприятий), направленных на предупреждение или
сокращение правонарушений, и в особенности преступлений в целом или их
конкретных видов.
Основная форма
контактов прокуроров со средствами массовой информации – это взаимный обмен
информацией. Работников телевидения, радио, периодической печати обычно
интересует информация, имеющаяся в прокуратуре, о характере совершённых
преступлений, о ходе расследования уголовных дел, в особенности вызывающих
повышенный общественный резонанс, о динамике преступности, о мерах,
предпринимаемых прокуратурой по предупреждению правонарушений, и многое другое.
Давая те или иные сведения в средства массовой информации, прокуроры тем самым
информируют население о состоянии законности и мерах, принимаемых по её
укреплению. В свою очередь прокуроров интересуют оглашаемые в средствах
массовой информации сведения о фактах нарушения законов, в особенности о
действиях, содержащих признаки преступлений, о нарушении прав и свобод граждан,
интересов государства. Другие формы контактов – это выступление прокуроров по
радио и телевидению с разъяснениями требований законов, по вопросам
профилактики правонарушений, о ходе предварительного следствия по уголовным
делам, с ответами на вопросы слушателей (зрителей). Этим же вопросам
посвящаются публикуемые прокурорами статьи, заметки в периодической печати.
Прокурорским
работникам присваиваются в соответствии со стажем работы и должностью классные
чины. Профессиональная карьера работника прокуратуры предполагает перемещения
на вышестоящие должности и смену направлений работы, включая переход от общих
вопросов к более узкой специализации. Быстрота и возможности продвижения
ограничены самой прокуратурой (её структурой), естественным уменьшением числа мест
по мере продвижения наверх. Увольнение прокурорских работников осуществляется в
соответствии с трудовым законодательством. Оплата и социальное обеспечение
прокурорских работников осуществляется в соответствии с законом, включая
должностной оклад, а также выплаты за классный чин и выслугу лет. В последние
годы улучшается материальное и социальное обеспечение прокурорских работников.
Это позволит привлечь в прокуратуру лучшие кадры юристов.
По
полному праву можно сказать, что любой прокурор, стремящийся выполнить свои
обязанности, постоянно работает в условиях дефицита времени и нервного
напряжения. Этот фундаментальный факт должен быть известен как лицам, желающим
стать прокурорами, так и лицам, формулирующим задачи прокуратуры, а
соответственно и прокуроров. Напряжённость труда объясняется: постоянным
дефицитом времени; трудностями планирования работы при возникновении большого
количества ситуаций, требующих быстрого решения (запросы, заявления, внезапные
происшествия); нестандартностью многих задач, в особенности связанных с
экономическими отношениями, поддержанием законности в банковской сфере, на
фондовом рынке, в рамках конкуренции, диффузии предприятий и пр. (мнение о том,
что все эти вопросы решаются только с позиции частного права, - заблуждение);
конфликтностью отношений, связанной с разнообразием и даже противостоянием
интересов лиц, находящихся или могущих оказаться в сфере прокурорской
деятельности; лоббированием различных интересов и оказанием постоянного
давления на прокуратуру. Это, пожалуй, факторы, поддающиеся в принципе не
окончательному устранению, но лишь смягчению. Дополнительные трудности
возникают также и в связи с отсутствием нормальной техники работы с
информацией. Всё это требует значительных затрат труда и времени, высокого нервного
напряжения, решения многих социально-правовых задач, причём в условиях
неопределённости, а иногда и цейтнота.
Всё
общество состоит из различных групп. В зависимости от интересов и положения
группы возникает образ прокурорских работников. Но в целом вряд ли есть
серьёзные основания считать, что авторитет прокурорского работника, его имидж,
образ соответствуют задачам и месту прокуратуры в обществе. Скорее всего,
именно этим во многом определяется текучесть кадров, нежелание опытных юристов
заниматься этой деятельностью. К сожалению, многие поступки прокурорских
работников (необдуманные высказывания, поддержка незаконных действий, уклонения
от исполнения собственного долга и др.) вредят, прежде всего, самой
прокуратуре, её авторитету, подрывают её возможности и снижают эффективность её
работы. Разумеется, это легкоустранимые недостатки. Авторитет прокуратуры
обеспечивается её реальными усилиями по обеспечению законности в Украине. Во
всяком случае, работа юристов в органах прокуратуры является насыщенной, крайне
интересной и полезной для страны.
Список
литературы:
1. 1. «Профессиональная
деятельность юриста» - А.Э. Жалинский, Издательство БЕК, 1997
2. 2. «Гражданский
процесс» - под редакцией Ю.К. Осипова, Издательство БЕК, 1996г.
3. 3. «Прокурорский
надзор» - В.И. Басков, Издательство БЕК, 1996г.