Этические основы деятельности полиции в современном обществе
УДК 343.91-057.36(477)
ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ
В СОВРЕМЕННОМ
ОБЩЕСТВЕ
Мартыненко О.А.,
профессор кафедры уголовного права
и криминологии,
канд.юрид.наук, доцент
Национальный
университет внутренних дел
Осознание
реальных возможностей полиции привело к тому, что сегодня на уровне
правительств США и Западной Европы признана ошибочность требований, ранее предъявляемых
к полиции. Отечественные же подразделения ОВД, невзирая на явные противоречия
между декларируемой социальной миссией «борьбы с преступностью» и возможностями
ее реализации, по-прежнему остаются в рамках традиционной силовой модели, которая,
в свою очередь, является фундаментальной с точки зрения определения ведомственной
идеологии правоохранительных органов.
Выше было
отмечено, что отрицательным последствием идеологии, провозглашающей «борьбу с
преступностью», является осознание преступника в качестве противника, с которым
нужно вести борьбу или войну. В реальной жизни это неизменно приводит правоохранителя
к необходимости идентифицировать себя с человеком, находящимся в условиях
вооруженного конфликта, в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости.
Данная ролевая позиция, в свою очередь, требует быстрых, решительных и бескомпромиссных
действий, подчиненных единственной цели – выжить и победить противника [1].
Полицейские
подразделения, делающие ставку на борьбу с преступностью, как на основной стиль
деятельности, довольно быстро переходят к репрессивным формам социального
контроля и фокусируют свои усилия не на средствах ведения борьбы, а на достижении
конечного результата – победы [2, c.184]. По справедливому замечанию А.И. Долговой,
подобная тактика зачастую чревата незаконным принуждением и случаями расправы
над преступниками [3, c.322]. Именно в рамках такого подхода появляется и существует
упомянутый ранее феномен «Грязного Гарри» - защита закона незаконными
способами, поскольку сама цель «оправдывает» любые средства.
Кроме того,
деятельность полиции в рамках силового подхода не прогрессирует, а неизбежно
замыкается в порочный круг, где прослеживается четыре основных стадии, как это
демонстрируют в своей работе П. Нейрод и А. Бекли (рис. 1):
|
|
Кампания по борьбе с преступностью.
Провозглашение лозунга
«Мы объявляем войну…»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Разработка и внедрение новых стандартов деятельности полиции, ужесточение правовых
норм, принятие новых уставов и кодексов
|
|
|
|
Скандалы
и расследования как результат вскрывшихся в процессе проведения кампании
перегибов, фактов злоупотреблений и коррупции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Реакция
общества в виде смены руководства МВД, реорганизации полиции, проведения кадровой
чистки
|
|
Выход из
сложившейся практики для криминологов и полицейских видится в переходе от
реактивного к проактивному способу воздействия на преступность. В качестве основной
функции полиции предлагается не «борьба с преступностью», а «служба обществу»,
«обеспечение общественной безопасности», что предполагает отказ от агрессивной
политики и восприятия преступников не как врагов общества, а как граждан с
деформированным поведением, подлежащим коррекции [5; 6].
В связи с этим в европейской
криминологии все более четкое оформление получает идея приоритетного развития
ведомственной полицейской этики как теоретического базиса высокоморального
поведения личности [7; 8]. В немалой степени подобной переоценке стратегических
ценностей способствовала работа Экспертного комитета по полицейской этике и
проблемам, связанным с осуществлением функций полиции (The Committee for
Experts on Police Ethics and Problems of Policing), созданного в составе
Комитета Совета Европы по проблемам преступности (The European Committee on
Crime Problems - CDPC). Первые результаты его работы, представленные на 12-м
Коллоквиуме по криминологии 1999 г., организованном Советом Европы по теме
«Полномочия и ответственность полиции в демократическом обществе»,
рассматривали роль полиции в демократическом обществе и ее место в системе
уголовной юстиции, задачи полиции в соответствии с верховенством закона, контроль
над полицией, а также непосредственно этические аспекты управленческой
деятельности полиции [9, c.21-23].
К числу основных аргументов в
пользу первоочередного развития именно этических принципов зарубежные
криминологи относят следующие особенности деятельности работников
правоохранительных органов:
-
работники полиции (милиции)
имеют право выбора при принятии решений относительно жизни, свободы и
собственности других граждан;
-
именно на них ложится
непосредственная обязанность по поддержанию правопорядка;
-
они обязаны защищать права
граждан;
-
как служители и защитники
интересов общества, они обязаны демонстрировать лучшие стандарты поведения
(рассудительность, честность, объективность, высокий уровень нравственности);
-
полиция (милиция) имеет
право использовать непубличные, оперативно-розыскные методы работы, где
надлежащее использование конфиденциальной информации полностью зависит от
личных качеств сотрудников;
-
для представителей
этнических меньшинств работники полиции (милиции) часто являются олицетворением
всех органов власти и общества в целом;
-
неквалифицированные и
противоправные действия работников полиции (милиции) наносят моментальный и
значительный ущерб для имиджа всей правоохранительной системы и органов
государственной власти [5, c.3-4].
Хотя в научном плане данная
проблема, к сожалению, подробно рассматривается лишь в единичных отечественных работах,
мы согласны с тем, что вопрос о формировании ведомственных этических принципов,
применимых для повседневной деятельности, действительно относится к разряду
насущных. Поскольку этические принципы правоохранительной деятельности в
немалой степени формируют особенности служебного менталитета, определяющем
конкретные действия работников ОВД в ситуациях морального выбора, их развитие с
точки зрения соблюдения прав человека представляется не менее важным, нежели
решение задач материально-технической, кадровой и социальной обеспеченности ОВД
Украины [10; 11, c.68-71].
Сегодня схема
деятельности органов внутренних дел Украины, хотя и подверглась значительному
реформированию, однако по-прежнему остается в рамках традиционного подхода,
ориентированного на борьбу с преступностью как на основной вид правоохранительной
деятельности. Такой подход характерен для большинства постсоциалистических
стран и достаточно полно отражает представление нашего общества о функции и
задачах милиции как центрального «борца с преступностью». Подразделения милиции
представляют собой обученный профессиональный контингент, основным
предназначением которого является борьба с преступностью и эффективная охрана
правопорядка. Общая их деятельность сфокусирована на расследовании и пресечении
преступлений. Второстепенные функции, непосредственно не подчиненные данной
цели, постепенно передаются в частнопредпринимательский сектор.
Среди
подразделений милиции в высшей мере развита специализация и разделение
следователей и оперативного состава на отдельные службы и ведомства.
Патрульно-постовая служба ориентирована в первую очередь на систематическое и
целенаправленное упреждение преступности в криминально-опасных районах путем
личного досмотра граждан, проверки автотранспорта и помещений. Значительное
внимание уделяется развитию высокотехнологичных систем наблюдения, розыска и
идентификации преступников, методов оперативно-розыскной деятельности.
Отдавая должное
положительным сторонам данной модели, европейские наблюдатели отмечают и ряд ее
недостатков. Во-первых, работа с населением осуществляется не для равноправного
участия в охране правопорядка, а преимущественно как средство сбора оперативной
информации и негласного контроля за правонарушителями.
Во-вторых,
отдавая предпочтение развитию технологических средств контроля над
преступностью и методам оперативно-розыскной деятельности, милиция не может
стать достаточно открытой в своей работе для гражданского контроля. Все это
значительно повышает риск возникновения среди сотрудников коррупции и
неэтичного поведения.
И, в-третьих,
стратегия правоохранительных органов, направленная не на устранение причин
преступности, а только на работу с ее внешними проявлениями, не может считаться
эффективной с точки зрения долговременной перспективы [4, c.30-33].
Поэтому,
ориентируясь на процессы европейской интеграции, отечественным законодателям
следует принимать в расчет такие принципы взаимоотношений правоохранительных
органов с обществом, как равноправие, распределение властных полномочий, быстрое
и эффективное реагирование, открытость информации, компенсация ущерба, совместное
участие и партнерство.
Следует
остановиться на том, что по мере развития демократических устоев нашего
государства милиция должна не просто демонстрировать высокий профессионализм сотрудников,
но и превращаться в открытую организацию, служащую украинскому обществу,
выполнять свои задачи приемлемыми с этической точки зрения способами для упрочения
демократических ценностей. При таком условии население сможет рассматривать милицию
не как навязываемую ему силовую структуру, но как службу, находящуюся в его
распоряжении. Стоит отметить тот факт, что еще в начале ХХ века российскими
учеными в области полицейского права обосновывался тезис о закономерности
превращения полиции из закрытой организации в публичную службу по мере развития
правового государства [12, с.21].
Вопрос о
переоценке статуса милиции в украинском обществе и превращения ее в систему
социального обслуживания, призванной предоставлять населению качественные
услуги в области охраны правопорядка, обеспечении прав и свобод граждан, также
является предметом активного обсуждения в научной литературе.
В связи с изложенным, на повестку
дня ставятся и вопросы практического применения этических принципов. К
сожалению, даже в наиболее развитых странах учебные программы для обучения
правоохранительного персонала ориентированы только на формирование знаний,
навыков, отработки процессуальных действий. Этическая подоплека работы
полицейского остается вне поля основной учебной деятельности, в виде кратких
факультативных курсов и наставлений. Однако, сегодняшний уровень
взаимоотношений общества и силовых структур требует от правоохранительных
органов не только правильного исполнения установленных правил и процедур с
точки зрения закона, но и того, чтобы эти действия основывались на морально
оправданных с точки зрения общества решениях. Служитель закона, таким образом, должен
нести ответственность не только за принятые решения, но и быть подотчетным за
моральную подоплеку принятого решения [13; 14].
1.
Уважение к личности
другого человека
2.
Доброжелательность
3.
Эффективность и
профессионализм
4.
Соблюдение принципов
законности и верховенства закона
5.
Ответственность
6.
Забота об окружающих
7.
Честность по отношению к
себе и другим
8.
Самоотверженное служение
обществу.
Иными словами,
при осуществлении своих функций милиция (полиция) должна соблюдать личные права
граждан и не совершать произвольных или противоправных действий. Это является
основополагающим принципом для правового государства и деятельности силовых
структур в условиях демократии. Обеспеченное таким образом верховенство закона
в деятельности милиции должно фокусировать внимание не только на том, что делается,
но и на том, как это делается. Это также предполагает, что те, кто создает,
толкует или применяет закон, сами ему подчиняются. От милиции ожидается, тем
самым, что она будет показывать пример в подчинении законам, применение которых
она обеспечивает.
С учетом
изложенного нам представляется совершенно необходимым на уровне правительства
приступить к изучению вопроса о ратификации таких фундаментальных программных
документов в области работы правоохранительных органов, как «Декларация о полиции»,
принятая в мае 1979 г. Ассамблеей Совета Европы и «Европейский кодекс полицейской
этики», принятый Комитетом министров Совета Европы 19 сентября 2001 года.
Одновременно требует своего разрешения вопрос о пересмотре Закона
Украины «О милиции», где были бы закреплены не только перечисленные выше
основные принципы работы милиции в современном обществе, но и были бы четко
закреплены права, полномочия, обязанности работников и условия их реализации.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Glover J. Humanity, a
moral history of the twentieth century. London: Jonathon Cape, 1999;
2. Braithwaite, J. Crime, Shame and
Reintegration. Cambridge: Cambridge University Press, 1989;
3. Криминология. Под общ. ред. А.И. Долговой. – М.:
ИНФРА М – НОРМА, 1997. – 784 с.;
4.
Neyroud P., Beckley A.
Policing, Ethics and Human Rights. Cullompton, Devon: Willan Publishing. 2001,
235 p.;
5.
Pollock J.M. Ethics in
Crime and Justice. 3rd ed. Belmont, California: Wadsworth, 1998;
6. Kleinig J. Handled with Discretion:
ethical issues in police decision-making. Lanham, Maryland: Rowman and
Littlefield, 1996;
7. IASP. Ethics Training in Law Enforcement. 1999. #"#">www.theiasp.org/pubinfo/ ethicstraining.html;
8. Delattre E.J. Character and Cops: ethics in policing. 1989.
Washington D.C.:
American Enterprise Institute for Public Policy Research.
9.
Европейский кодекс полицейской этики. Серия «Права человека» - СПб.: СПб ОО
«Гражданский контроль», 2003. – 76 с.
11.
Зеленецький В.С., Кальман О.Г. Аналіз факторів, що обумовлюють менталітет
правоохоронних органів // Вісті Кримінологічної асоціації України. Альманах.
Випуск 1: Мат-ли наук.-практич.конференції “Економічна злочинність в Україні:
причини та заходи протидії”, 19 червня 2004 – Х.: Нац. ун-т внутр. справ, 2004, С.68-72.;
12. Гессен В.М. Лекции по полицейскому
праву. – СПб., 1907-1908; 13. Mackenzie I. ‘The dynamics of integrity: managerial and psychological
perspectives’ in Williams S. and Williams G. (eds.) Policing Integrity.
St.Catherine’s House Conference Report, 1999, No.69; 14. Beckley A. Operational Policing: Liabilities and
Entitlements. London: Police Review Publishing Company. 1997.