Формирование и полномочия правительства Индии. Президент Италии

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Неопределено
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,75 kb
  • Опубликовано:
    2007-01-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование и полномочия правительства Индии. Президент Италии




1.ФОРМИРОВАНИЕ И ПОЛНОМОЧИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИНДИИ


ПЛАН:

 

1. Характерные черты конституции Индии

2. Законодательная власть 

3. Исполнительная власть 

4. Политические партии 

5. Изменение конституции

  

2.ПРЕЗИДЕНТ ИТАЛИИ

ПЛАН:

1.   ВВЕДЕНИЕ.

2.   ПРЕЗИДЕНТ:

·   КОМПЕТЕНЦИЯ.

·   ИЗБРАНИЕ.

·   ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

 Список используемой литературы








I.ФОРМИРОВАНИЕ И ПОЛНОМОЧИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИНДИИ.

1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ ИНДИИ.

Индия является крупнейшей в мире демократическим федеративным государством, занимающим  второе место по численности населения, которое приближается к 1 млрд. человек.[1], седьмое – по размерам территории ( Индия почти втрое меньше Китая), девятое место – по объему ВВП, но приблизительно 115-е место – по доле ВВП на душу населения  

Конституция Индии была принята Учредительным собранием в конце 1949 года, через 2 года после достижения Индией независимости (1947 г.), вступила в силу в 1950 г. и действует поныне.

Конституция Индии  1950 г. -   уникальный в мировой практике конституционный документ, поскольку она является самой большой по объему конституцией в мире – включает  491 статью. Конституция Индии является очень гибкой (предусматривает очень простой порядок внесения поправок), в результате чего за 50 лет были изменены сотни ее различных положений, т. е. Конституция Индии постоянно «приспосабливается» к существующей ситуации.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ.

Индия – парламентарная республика, где ведущую роль в жизни страны играют парламент и формируемое им правительство. Парламент Индии состоит из трех частей: президента индии (главы государства); Народной палаты, призванной служить органам общегосударственного представительства;  Совета штатов как органа выражения интересов штатов.

Народная палата  выполняет роль «нижней» палаты и представляет интересы народа в целом. Ее конституционный состав – 547 депутатов (народных представителей), из которых:

Ø 525 избираются от штатов;

Ø 20 – от союзных территорий;

Ø 2 – назначаются президентом из числа представителей англо-индийской общины.

Срок полномочий Народной палаты – 5 лет. Однако в связи с тем, что данная палата может быть досрочно распущена, реальный срок ее полномочий гораздо короче – 1, 2, 3 года.

Народная палата может вынести вотум недоверия правительству. В этом случае либо правительство уходит в отставку, либо президент распускает Народную палату (чаще происходит второе).

Главная функция парламента – законодательствование Законопроекты могут быть внесены депутатами (частные билли), но на практике подавляющая часть законопроектов вносится правительством (публичные билли). Если его принимают обе палаты в одинаковом тексте, он направляется на подпись президенту. Если в какой-либо палате законопроект подвергается изменениям, он возвращается в палату, принявшую его первой.

Наряду с законодательствованием парламент выполняет и другие функции. Народная палата формирует правительство и осуществляет контроль  за его деятельностью.

 3.ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ.

Высшим органом исполнительной власти в Индии является правительство (Совет министров).

Правительство Индии состоит из 50-60 человек (министров и иных должностных лиц). Наиболее сложные вопросы решает Кабинет министров – более узкая коллегия («президиум») Совета министров. Возглавляет правительство премьер-министр, которым становится лидер партии, победивший на выборах в Народную палату. Он же формирует состав правительства, в которое входят, как правило,  высшие функционеры победившей партии, но с учетом того, чтобы в правительстве было как можно больше членов от различных штатов, национальностей, религиозных, языковых и иных групп. Поэтому по своему составу правительство обычно очень пестрое. По указанию премьер-министра президент назначает министров. Правительство представляется парламенту и просит о доверии, которое выражается путем голосования. Министры в Индии должны быть членами одной из палат парламента или стать ими в течение шести месяцев с момента назначения. Увольняет министров премьер-министр с одобрения президента. Правительство и премьер-министр фактически возглавляют исполнительную власть в стране.

Премьер-министр играет исключительную роль в жизни страны. В 50-е, 60-е, 70-е годы XX столетия в Индии наблюдался феномен концентрации огромной власти лично в руках премьер-министра (несмотря на то, что Индия – парламентарная республика с демократически избираемыми институтами государственной власти).

Индию нередко называли «супер - премьерминистериальной»  республикой. Премьер-министр занимал свой пост долгие годы, совмещал несколько постов, единовластно руководил страной, обладал почти диктаторской харизмой и передавал власть по наследству. Такими премьер-министрами были:

Ø Джавахарлал Неру – первый премьер-министр (1947-1964 гг.) индии и сын основателя партии Индийский национальный конгресс Мотилала Неру;

Ø Индира Ганди (1966 – 1977гг., 1980-1984 гг.) – дочь Д. Неру;

Ø Раджив Ганди (1984-1989гг.) – сын И. Ганди, внук Д. Неру и правнук М. Неру.

В последние годы наметился отход от данной тенденции и уменьшение личной роли премьер-министра. Во многом это связано с периодическими убийствами представителей династии Неру-Ганди и отходом этого клана от руководства страной.

Президент Индии  является главой государства и формально – главой исполнительной власти в стране. Президент Индии избирается на 5-летний срок особой коллегией по выборам президента, в которую входят:

Ø Все члены обеих палат парламента (Народной палаты и Совета штатов);

Ø Представители штатов, избранные легислатурами штатов в количестве, равном общему числу выборных членов парламента (чтобы уравновесить парламент и штаты);

Каждый член коллегии получает не один, а гораздо больше голосов. Их число определяется с помощью довольно сложных расчетов: учитывается, с одной стороны, соотношение численности выборщиков от парламента и населения страны в целом, а с другой – соотношение численности выборщиков от каждого штата и его населения. В итоге число голосов выборщиков от парламента должно быть равно числу голосов выборщиков штата. Такой порядок призван уравнять влияние центра и мест, т. к. президент в равной степени является представителем как всей страны, так и населения различных штатов.

Президентом может быть избран любой гражданин, достигший 35 летнего возраста и удовлетворяющий условиям, необходимым для избрания в народную палату. Кандидат в президенты не может занимать какую-либо должность в органах федерального правительства или правительства штата, в местных органах, находящихся под контролем этих правительств (исключение составляют должности губернатора штата и министра федерации или штата). Он должен заблаговременно подать в отставку с «запрещенных» должностей. Одно и то же лицо может быть переизбрано президентом неоднократно и подряд. «Выборы Президента проводятся в соответствии с системой пропорционального представительства  на основе «единственного передаваемого голоса» (single transferable vote); голосование на таких выборах является тайным».[2]

Президент Индии обладает значительными полномочиями:

Ø Является составной частью парламента;

Ø Формально назначает премьер-министра и министров;

Ø Назначает губернаторов штатов;

Ø Распускает Народную палату;

Ø Имеет право издавать указы, имеющие силу закона;

Ø Обладает правом объявления чрезвычайного положения;

Ø Введения прямого президентского правления в штатах;

Ø Объявления чрезвычайного положения в области финансов;

Ø Играет значительную роль в законодательном процессе (законодательная инициатива, вето).

Президент несет ответственность в форме импичмента. Любая палата может возбудить этот процесс резолюцией, принятой не менее 1/ 4 части ее членов и подписанной ими. На основе этой резолюции палата либо сама проводит расследование,  либо отдает об этом распоряжение другим органам. После этого палата большинством голосов формулирует обвинение. Оно передается другой палате для решения вопроса об импичменте путем голосования. Отстранение президента от должности осуществляется резолюцией любой палаты, которой представлено  сформулированное обвинение, большинством в 2 / 3 общего числа ее членов.[3]

Другая коллегия, состоящая  только из депутатов обеих палат парламента, избирает вице-президента. Вице-президент замещает президента и по должности является председателем Совета штатов.

 4.ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ.

Большую роль при выборах парламента и президента, в формировании правительства играют политические партии.

Долгое время в Индии существовала многопартийная  система  с единственной доминирующей партией, которой была партия Индийский национальный конгресс, созданная в 1886 году. Она объединила широкие слои общества, особенно национальную элиту, и сыграла решающую роль в достижении Индией независимости

В Индии нет закона о политических партиях, их деятельность почти не регулируется законодательством (кроме некоторых вопросов избирательного права и выборов). Единственное конституционное положение о партиях, включенное в виде поправки в основной закон, гласит, что член парламента утрачивает депутатский мандат, если, будучи избран от одной партии, переходит в другую.[4]

В современной Индии имеет место тенденция превращения многопартийной системы  с единственной доминирующей партией в реальную многопартийную систему.




 5.ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ.

Конституция Индии закрепляет комбинированную систему принятия поправок, позволяющих довольно оперативно изменять положения основного закона страны. Большая часть поправок принимается Парламентом сравнительно простым способом. Проект поправки вносится депутатом в любую палату Парламента. Получив одобрение каждой палаты, он передается президенту, который обязан подписать этот законопроект (ч. 2, ст. 368). После этого  закон о поправке  вступает в силу и вставляется в текст Конституции[5] – то есть индийская конституция – «гибкая».

Довольно высокая степень эффективности действия индийской Конституции обеспечивается в определенной степени благодаря особой гибкости конституционного регулирования с применением комбинированного гибко-жесткого порядка ее изменения. Это касается экономических отношений, сложного правового статуса человека, многообразия федеративных связей, избирательного права, а также положения наиболее социально незащищенных слоев населения с целью предотвращения возможных социальных потрясений.

                                                        






















II. ПРЕЗИДЕНТ ИТАЛИИ.

1.ВВЕДЕНИЕ.

Почти полвека в Италии действует одна из самых демократических конституций. Она кратко регулирует почти все основные проблемы конституционных общественных отношений.

          В Конституции нашли отражение различные взгляды на политическое и экономическое устройство послевоенной страны. Философия Конституции особенно рельефно проявляется в той ее части, которая посвящена правам и свободам и экономическим отношениям.

Внутри политических партий нет единства, они разбиты на фракции, часто противостоящие друг другу. Данное обстоятельство ведет к тому, что коалиционные правительства (в их состав всегда входят много партий) не могут посредством партийных мер воздействия управлять парламентариями в палатах Парламента при принятии многих законов и особенно такого важного, как ежегодный бюджет; в результате издающиеся многочисленные исправляющие финансовые законы, как и разного рода политические маневры по поводу принятия бюджета, отрицательно влияют на стабильность государственных финансов. С 1945 года по настоящее время в Италии сменилось около 50 Правительств, срок жизни каждого из которых был невелик.

Различные политические партии предлагают разные решения проблемы путем коренного реформирования структуры государственных органов.

В середине 90-х годов к проблеме реформы соответствующего раздела Конституции прибавилась проблема ее юридического оформления, т.е. процедурные вопросы. В отношении способа реформирования Конституции выдвигались главным образом два варианта: созыв нового Учредительного собрания или использование возможностей реформирования, заложенного в самой Конституции.

В начале 1997 года был принят Конституционный закон об учреждении Совместной комиссии Палаты депутатов и Сената из 70 членов для подготовки реформы Конституции страны в той ее части, которая регулирует правовое положение Президента республики, Парламента и Правительства.

2.ПРЕЗИДЕНТ.

Статус Президента определен разделом II части второй Конституции.

·   КОМПЕТЕНЦИЯ. Президент республики является главой государства и представляет национальное единство.

В отношении с Парламентом Президент осуществляет следующие полномочия:

          Может направлять палатам послания, 

          Назначает выборы новых палат и определяет день их первого заседания,

Разрешает представлять палатам законопроекты по инициативе Правительства,

Официально провозглашает, обнародует, санкционирует  (промульгирует) законы, издает декреты, имеющие силу закона и положения (regolamenti).

Президент, заслушав председателей палат, может распустить обе палаты или одну из них, за исключением последних шести месяцев своего мандата. Однако, роспуск палат возможен и в этот срок, если он полностью или частично совпадает с последними шестью месяцами легислатуры Парламента.

В предусмотренных Конституцией случаях, Президент назначает народный референдум, а в случаях, предусмотренных законом, - государственных должностных лиц. Он аккредитует и принимает дипломатических представителей, ратифицирует международные договоры (в соответствующих случаях с разрешения палат).

Президент является главнокомандующим Вооруженными силами, председательствует в создаваемом согласно закону Верховном совете обороны, объявляет по решению палат состояние войны.

В отношениях с судебной властью его полномочия заключаются в председательствовании в Высшем совете магистратуры, а также в праве помилования (grazia) и смягчения наказаний.

Президент также жалует знаки отличия республики.

Никакой акт Президента не действителен без контрасигнатуры предложившего его министра, который и принимает на себя за этот акт ответственность. Акты, имеющие силу закона, контрасигнуются Председателем Совета министров.

Названные выше полномочия – классические для главы парламентской республики. Однако, в итальянских условиях Президент политически более значимая фигура, чем о том говорят законы чистой юрисдикции. При существующей многопартийности он обычно обладает значительным пространством для политических маневров. Даже право направлять послания палатам Парламента может стать политическим актом.

Наиболее значимым полномочием Президента является право роспуска палат парламента, которое осуществляется без министерской контрасигнатуры и только по заслушании председателей палат; этот акт Президента приобретает решающее значение в условиях постоянной политической нестабильности, существующей в Италии с начала 70-х годов. При невозможности образовать устойчивое правительственное большинство в обеих палатах Парламента, Президенты неоднократно прибегали к этому средству (в 1972, 1976, 1979, 1983, 1987гг.) с одобрением основных политических фракций.

Решающая роль Президента в назначении Председателя Совета министров несомненна, особенно в условиях политических кризисов и отсутствия стабильного правительственного большинства в палатах. Именно таковой была роль главы государствапри назначении на назначенный пост Дж. Стадолини (Итальянская республиканская партия) в 1981 году, Б. Кракси (Итальянская социалистическая партия) в 1983 году и Дж. Амато (Итальянская социалистическая партия) в 1992 году.

Позиция Президента весьма важна и в случаях, когда Правительство теряет доверие палат Парламента. Так, христианский демократ Дж. Гронки поддержал, предложив не оставлять должности Председателя Совета министров, христианских демократов А. Золи в мае 1957 года, А. Фанфани в январе 1959 года, Ф. Трамброни в мае 1960 года.

Другие конституционные полномочия Президента используются редко.

·   ИЗБРАНИЕ. Президент избирается Парламентом на совместном заседании всех его членов. В выборах участвуют также по три десятка делегатов от каждой области, которые избираются областными советами таким образом, чтобы обеспечить представительство меньшинства. Выборы Президента проводятся тайным голосованием и большинством в 2/3 собрания. После третьего голосования достаточно абсолютного большинства.

Роль делегатов от областей  при избрании Президента невелика: Парламент даже без пожизненных сенаторов насчитывает 945 человек, а области посылают всего 58 делегатов. Но данное обстоятельство влияет на политическое положение Президента по отношению к другим государственным органам, в том числе и по отношению к Парламенту. Президент имеет больший политический вес, чем в случае, если бы он избирался только членами Парламента.

В то же время в условиях парламентской многопартийности избрание Президента – результат компромисса политических партий по поводу конкретной кандидатуры. Данное обстоятельство накладывает отпечаток на поведение главы государства, получившего свой пост сразу от нескольких политических фракций; это поведение отличается от того, каким бы оно могло бы быть, получи Президент власть путем прямого голосования.

Президентом может быть избран гражданин, достигший 50-летнего возраста и пользующийся гражданскими и политическими правами. По возрастному цензу  кандидата в Президенты Италия может претендовать на рекорд.

Должность Президента несовместима ни с какой другой должностью. Жалование и иные выплаты Президенту определяются законом.

Президент избирается на семь лет и может неоднократно переизбираться. За 30 дней до истечения этого срока председатель палаты депутатов созывает совместное заседание палат Парламента и делегатов от областей для проведения президентских выборов. Если же палаты распущены и до истечения их полномочий остается менее трех месяцев, выборы проводятся в течение 15 дней после созыва новых палат, а полномочия действующего Президента соответственно продлеваются.

Если Президент не может выполнять свои функции, его замещает председатель Совета. Если же препятствие носит постоянный характер, либо Президент  умер или ушел в отставку, председатель Палаты депутатов назначает выборы нового Президента в течение 15 дней.  Срок этот может быть увеличен, если палаты распущены или до окончания их полномочий остается менее трех месяцев.

До принятия на себя своих функций Президент на совместном заседании палат Парламента приносит присягу на верность республике, обязуясь соблюдать Конституцию.

·   ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. В принципе благодаря контрасигнатуре его актов Президент не ответственен за действия, совершенные при выполнении своих функций, за исключением государственной измены или посягательства на Конституцию. Если последнее имеет место, Парламент абсолютным большинством своего состава на совместном заседании палат принимает решение о предании Президента суду.

__________ Надежда Цхварадзе

«__» ноября 2002 года




СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.   Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. Под общ. Ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. – М.: Издательство НОРМА, 2000

2.   Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. – М.: Белые альвы, 1996.

3.   Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 1997.

4.   Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть. Ред. Б.А.Страшун – М.: БЕК, 1997.


[1] Юрлов Н. Ф. Россия и Индия в меняющемся мире. М., 1998. С. 50

[2] Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. Практикум. – М.: Юристъ, 1999. С. 372.

[3] Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 1997. С. 509.

[4] Там же. С. 502.

[5] Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. Под ред. М. В. Баглая. – М.: Издательство НОРМА. 2000. С. 650.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!