Таблица 2
|
Показатели
оправдываемости прогнозов и предупрежденноести чрезвычайных ситуаций (ЧС)
природного и природно-техногенного характера
|
Федеральный округ
|
Достоверность
долгосрочного прогноза циклических ЧС, обусловленных весенним снеготанием,%
|
Оправдываемость
среднесрочного прогноза ЧС на месяц,%
|
Оправдываемость
краткосрочного прогноза ЧС,%
|
Оперативный ежедневный
прогноз
|
Оправдываемость,%
|
Предупреждаемость,%
|
Дальневосточный
|
90
|
73
|
81
|
83
|
72
|
Сибирский
|
87
|
69
|
72
|
87
|
73
|
Уральский
|
91
|
63
|
90
|
85
|
71
|
Приволжский
|
86
|
65
|
89
|
87
|
67
|
Южный
|
96
|
72
|
65
|
69
|
72
|
Северо-Западный
|
95
|
92
|
91
|
60
|
Центральный
|
76
|
64
|
78
|
84
|
80
|
В среднем по РФ
|
90
|
68
|
81
|
84
|
71
|
В соответствии с
прогнозами Центра «Антистихия» МЧС России на 2000-2001 гг. ожидалось увеличение
количества значимых (редко повторяющихся) чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и биолого-социального характера. Прогноз оправдался — период
2000-2001 гг. был отмечен опасными и редкими чрезвычайными ситуациями
природного и техногенного характера. Достаточно вспомнить селевую катастрофу в
Кабардино-Балкарии и разрушительное наволнение на Лене, аномальные по
продолжительности снегопады в Краснодарском крае, массовый сход
катастрофических лавин на перевальной автодороге в Республике Северная Осетия —
Алания.
Как показала
практика, эффективность информационного взаимодействия между подразделениями
министерств и ведомств, работающих в области мониторинга и прогнозирования
источников чрезвычайных ситуаций, становится наиболее актуальной при
возникновении чрезвычайной ситуации федерального уровня, аналогичной
сложившейся на территории Республики Саха (Якутия) в период прохождения весеннего
половодья в мае 2001 г.
На основе
комплексного анализа информации, полученной от Росгидромета, Министерства
природных ресурсов России, региональных центров МЧС России и органов управления
по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГОЧС) субъектов
Российской Федерации, Центром «Антистихия» в марте-апреле 2001 г. были сделаны
долгосрочные прогнозы о высокой вероятности развития чрезвычайных ситуаций
федерального уровня, обусловленных прохождением половодий в ряде регионов,
прежде всего в Республике Саха (Якутия). При этом отмечалось, что механизмом
аномального развития паводка на территории республики будут являться заторные
явления, поскольку сложились условия для формирования редких по повторяемости и
параметрам заторов. Повторяемость складывающейся ситуации оценивалась на уровне
один случай в 50-70 лет.
1.4.
Информационное обеспечение чрезвычайных ситуаций
Основу системы
управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций при решении текущих задач составляют органы управления по
делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (органы управления по делам
ГОЧС) МЧС России: центральный аппарат Министерства, региональные центры (РЦ) по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий, а также республиканские, краевые, областные, городские и
районные органы управления по делам ГОЧС[8].
Для
непосредственного управления ликвидацией чрезвычайных ситуаций на базе органов
управления по делам ГОЧС создаются нештатные органы управления — оперативные
штабы и группы.
Руководство
силами и средствами при ликвидации природных и техногенных катастроф
осуществляется комиссиями по чрезвычайным ситуациям республик, краев, областей,
городов и районов с мест их постоянной дислокации или с подвижных пунктов
управления.
Для современного
этапа развития Единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС), в том числе ее территориальных звеньев,
характерна смена приоритетов этого развития в направлении от задач экстренного
реагирования и ликвидации чрезвычайных ситуаций к задачам предупреждения,
снижения рисков и смягчения последствий природных и техногенных катастроф. Эти
приоритеты нашли свое отражение в федеральной целевой программе «Снижение
рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера в Российской Федерации до 2005 года», утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. № 1098.
Постоянным
органом повседневного управления Единой государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций является Центр управления в кризисных
ситуациях (ЦУКС) МЧС России. Центр планирует, организует и осуществляет
мероприятия по управлению силами и средствами при ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций, проведению аварийно-спасательных и других неотложных
работ федерального и регионального уровня.
В 2001 г. МЧС
России осуществляло оперативное информирование общественности и средств
массовой информации о возникающих чрезвычайных ситуациях, а также по вопросам
гражданской обороны, предупреждения и ликвидации аварий и катастроф,
преодоления их последствий, защиты жизни и здоровья людей, проведения работ
особого назначения[9].
В средствах
массовой информации регулярно публиковались материалы, популяризирующие МЧС
России по основным вопросам его деятельности, в том числе по реформированию
Министерства, также организовывалась работа журналистов непосредственно в зонах
чрезвычайных ситуаций.
Важнейшим
направлением совершенствования информационного обеспечения процессов управления
РСЧС является их автоматизация. С этой целью создается и развивается
автоматизированная информационно-управляющая система АИУС РСЧС, которая должна
как можно более полно соответствовать современным требованиям.
Глава 2. Подготовка органов
управления в природных и техногенных ситуациях
Особенности
управления в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
предусмотрены федеральным законом от 21 декабря 1994 года «О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В
этом законе под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной
территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления,
катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли
за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной
среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности
людей.
Для
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сформирована единая
государственная система, объединяющая органы исполнительной власти и местного
самоуправления, а также организации, в полномочия которых входит решение
вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В законе
конкретизированы полномочия органов государственной власти и местного
самоуправления в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основная их направленность - предупреждение таких ситуаций.
Непосредственное
государственное управление в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций возложено на федеральные органы исполнительной власти.
Обязанности этих органов по предупреждению чрезвычайных ситуаций являются
органической частью их компетенции, осуществляемых в обычных условиях. По
отношению к подведомственным организациям они разрабатывают и осуществляют
организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости
функционирования отрасли в чрезвычайных ситуациях; утверждают отраслевые нормы
и правила безопасности производства, технологических процессов, продукции, а
также правила защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций и т. д[10].
В чрезвычайных
ситуациях проводят аварийно-спасательные и иные неотложные работы.
Министерство
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий (стихийных бедствий) - МЧС России – является специальным
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное
управление и координацию федеральных органов исполнительной власти в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оно образует
подведомственные ему территориальные органы соответствующего профиля.
Закон определяет
также права и обязанности предприятий, учреждений и организаций, а также
граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Особенности
управления вызываются именно чрезвычайными ситуациями и необходимостью их
ликвидации.
Так, при
чрезвычайных ситуациях Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в
порядке, предусмотренном федеральным законом, может ввести на территории
Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение. Он
может принимать решение о привлечении к ликвидации чрезвычайных ситуаций
Вооруженные силы Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
МЧС России в этих
условиях осуществляет разнообразные задачи и функции, в том числе руководство
работами по ликвидации крупных аварий, катастроф и других чрезвычайных
ситуаций; координацию деятельности органов исполнительной власти и местного
самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по преодолению
последствий радиационных аварий и катастроф; контроль за осуществление
мероприятий в этой области; организует формирование и доставку гуманитарной
помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций.
Таким образом,
полномочия органов государственной власти, в том числе Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, подведомственных ему региональных органов,
можно подразделить на две группы:
а) те, которые
осуществляются в нормальных условиях и направлены на предупреждение
чрезвычайных ситуаций;
б) те, которые
реализуются в чрезвычайных ситуациях и при ликвидации их последствий. Взятые в
своем комплексе, они ориентированы на выполнение важнейшей государственной
задачи по защите интересов граждан и общества.
В 2004 году
Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству были
разработаны организационно-методические указания по подготовке органов
управления сил и средств функциональной подсистемы единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Федерального
агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству на 2005 год.
Главной задачей
по подготовке органов управления, сил и средств функциональной подсистемы РСЧС
Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству на
2005 год является совершенствование их навыков и умений по экстренному
реагированию на возникающие чрезвычайные ситуации, обеспечению пожарной
безопасности, снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций,
эффективному использованию резервов финансовых, материальных и информационных
ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, действенному осуществлению
государственного пожарного надзора, повышению уровня защищенности критически
важных для государства объектов инфраструктуры и населения.
Руководители
подведомственных организаций, структурных подразделений центрального аппарата
Агентства, председатели комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организовывают подготовку органов
управления, сил и средств РСЧС в 2005 году по следующим основным направлениям:
·
в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций – обеспечение
эффективной работы и повседневной готовности функциональных подсистем и звеньев
РСЧС, их органов управления, сил и средств в решении вопросов предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, организации тушения пожаров и ликвидации
последствий стихийных бедствий на основе соблюдения норм законодательства
Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации,
принципов сотрудничества и невмешательства в исключительную компетенцию друг
друга при осуществлении совместной деятельности;
·
в области
обеспечения пожарной безопасности – реализация комплекса мероприятий,
направленных на снижение количества пожаров и гибели людей при пожарах в
городах и населенных пунктах, совершенствование технологий тушения пожаров в
населенных пунктах и на объектах экономики[11].
Основные усилия
по обеспечению реализации указанных основных направлений подготовки в 2005 году
сосредотачиваются на:
·
совершенствовании
ведомственной правовой и методической базы в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
·
обеспечении
в подведомственных организациях, независимо от организационно-правовых форм
собственности, дальнейшей реализации положений федеральных законов от 21
декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера", от 21 декабря 1994 г. №
69-ФЗ "О пожарной безопасности" и постановления Правительства
Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 "О единой государственной
системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
·
совершенствовании
подготовки (переподготовки) вновь назначенных председателей комиссий по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной
безопасности, их заместителей, а также работников, специально уполномоченных
решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Для реализации
главной задачи:
·
в
функциональных подсистемах подведомственных Агентству, отраслевых и объектовых
звеньях РСЧС при изменении организационно-штатной структуры и форм
собственности подведомственных организаций, обеспечивается сохранение в
структуре управленческого аппарата должностей работников, специально
уполномоченных на решение задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, в качестве постоянно действующих органов управления подсистемы
(звеньев) РСЧС;
·
подготовка
руководителей и специалистов органов управления функциональных подсистем и
звеньев РСЧС, аварийно-спасательных формирований организовывается в
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября
2003 г. № 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера", а также программами обучения,
утверждаемыми Министерством образования и науки Российской Федерации;
·
обеспечивается
реализация мероприятий по повышению защищенности критически важных для
национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения в соответствии с
решениями совместного заседания совета безопасности Российской Федерации и
президиума Государственного совета Российской Федерации (протокол № 4 от 13
ноября 2003 г.), а также федеральной целевой программы "Снижение рисков и
смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
в Российской Федерации до 2005 года", утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. № 1098;
·
упорядочивается
информационное обеспечение в подведомственных организациях в соответствии с
приказами Минпромэнерго России от 2 сентября 2004 г. № 89 "Об организации
работы по сбору и обмену оперативной информацией в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в
Минпромэнерго России, в подведомственных федеральных агентствах и организациях,
находящихся в их ведении" и Федерального агентства по строительству и
жилищно-коммунальному хозяйству от 22 октября 2004 года № 134 «О предоставлении
в Минпромэнерго России оперативной и текущей информации о чрезвычайных
ситуациях на объектах жизнеобеспечения населения»;
·
обеспечивается
своевременное представление информации в вышестоящие органы управления
функциональной подсистемы РСЧС Агентства о прогнозируемых и возникающих
чрезвычайных ситуациях, принятых мерах по ликвидации их последствий;
·
повышается
уровень готовности центрального диспетчерского отдела Агентства,
дежурно-диспетчерских и иных служб отраслевых подсистем и звеньев
функциональной подсистемы РСЧС Агентства, обеспечиваются их рабочие места
современной техникой и аппаратурой для сбора, обработки и передачи информации;
·
в
функциональных подсистемах Агентства продолжается работа по созданию локальных
систем оповещения персонала и населения в районах размещения потенциально
опасных объектов в соответствии с распоряжением Правительства Российской
Федерации от 25 октября 2003 г. № 1544-р;
·
подготовка
специалистов органов управления РСЧС всех уровней обеспечивается по вопросам
создания, накопления, использования по назначению и восполнения резервов
финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. С этой
целью активизируется работа по накоплению материальных и финансовых ресурсов в
указанных резервах в соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 10 ноября 1996 г. № 1340 "О порядке создания и использования
резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера";
·
в
подведомственных организациях в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. № 1479 "Об аттестации
аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и
спасателей", Квалификационными требованиями и методическими рекомендациями
по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных
формирований и спасателей, утвержденных на заседании Межведомственной комиссии
по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных
учреждений по их подготовке (протокол № 4 от 18 декабря 1997 г.), создаются аттестационные
комиссии и активизируется их работа по аттестации аварийно-спасательных служб,
формирований и спасателей. Обеспечивается укомплектованность сил постоянной
готовности функциональных подсистем подведомственных организаций личным
составом, техникой, материально-техническими средствами (специальной
аппаратурой);
·
продолжается
наращивание усилий по поддержанию аварийно-спасательных формирований в
постоянной готовности к выполнению возложенных на них задач по ликвидации
чрезвычайных ситуаций, связанных с техногенными авариями и чрезвычайными
ситуациями на потенциально опасных объектах отраслей промышленности, ликвидации
последствий террористических актов;
·
полнее
используется потенциал научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,
направленных на решение проблем защиты производственного персонала,
прогнозирования, снижения риска и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций;
·
надзорная
и контрольная деятельность за работой подведомственных организаций
организовывается в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. №
68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера" и Методическими рекомендациями по проверке
деятельности функциональных подсистем федеральных агентств Минпромэнерго
России, утвержденными заместителем Министра А.Г. Реусом (письмо от 28 июня 2004
г. № АР-524). При проведении проверок функциональных подсистем подведомственных
организаций практикуется одновременно контроль и оказание методической помощи
на одном-двух объектах, находящихся в их ведении[12].
Основной задачей
руководителей подведомственных организаций по оперативной подготовке на 2005
год является повышение готовности органов управления и сил РСЧС к действиям и
выполнению задач по предназначению. Основными формами обучения для них
определяются командно-штабные учения и командно-штабные (штабные) тренировки.
Учения и
тренировки по выполнению задач в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных террористическими актами,
проводятся с периодичностью и продолжительностью, определенными постановлением
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 "О
подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера".
Главные цели
проводимых мероприятий:
·
совершенствование
знаний, практических навыков руководителей и специалистов в принятии решений и
планировании действий сил и средств;
·
оценка
реальности имеющихся планов действий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
·
отработка
вопросов взаимодействия в работе органов управления и сил различных уровней[13].
При проведении
мероприятий оперативной подготовки обучаемым предоставляется самостоятельность
и инициатива в решении поставленных задач. Оценка обстановки и выработка
решений осуществляются на основе оперативных расчетов с обязательным
использованием автоматизированных систем управления, моделей и методик решения
оперативных задач.
Подготовка
председателей, заместителей председателей и членов комиссий по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
подведомственных организаций планируется и проводится на учебно-методических
сборах и семинарах в соответствии с планом основных мероприятий Федерального
агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству по вопросам
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2005 год.
Подготовка
аварийно-спасательных формирований проводится в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 "О
подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера" и программами обучения.
Основой
подготовки аварийно-спасательных формирований считаются практические занятия,
при этом особое внимание обращается на приобретение и совершенствование навыков
в действиях по ликвидации чрезвычайных ситуаций, соблюдение мер безопасности и
умение оказывать само- и взаимопомощь.
Центральной
ведомственной, отраслевым и объектовым аттестационным комиссиям при аттестации
аварийно-спасательных формирований следует особое внимание обращать на знание
правил, норм и инструкций по проведению аварийно-спасательных и других
неотложных работ, их практических навыков, физических и морально-волевых
качеств по соответствующим квалификациям, материально-техническое обеспечение
аварийно-спасательных формирований[15].
В целях повышения
зашиты работников и обучающихся образовательных учреждений от угроз природно-техногенного
и террористического характера целесообразно сосредоточить деятельность органов
управления образованием субъектов Российской Федерации на проведение мероприятии,
направленных на дальнейшее развитие нормативной правовой базы в области защиты
от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, совершенствование
мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций,
прогнозирование чрезвычайных ситуаций, совершенствование подготовки
руководящего состава, работников и обучающихся действиям в чрезвычайных ситуациях,
развитие систем оповещения и информационного обеспечения, создание в
необходимом объеме резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
В целях
дальнейшего повышения уровня защищенности работников, обучающихся образовательных
учреждений, объектов инфраструктуры от угроз природного, техногенного,
террористического характера, органам управления образования субъектов
Российской Федерации в своей деятельности в 2006 году предлагается организовать
и обеспечить:
1. Для дальнейшего
совершенствования государственного регулирования зашиты работников и
обучающихся образовательных учреждении от чрезвычайных ситуаций:
·
развитие
нормативной правовом базы в области защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной
безопасности.
2. В целях
повышения эффективности защиты работников и обучающихся образовательных
учреждений от чрезвычайных ситуаций:
·
осуществление
мероприятий по повышению защищенности образовательных учреждений, объектов инфраструктуры
от угроз природного, техногенного характера и террористических проявлений;
·
осуществление
первичных мер пожарной безопасности для снижения количества пожаров;
·
совершенствование
системы обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, повышение
квалификации должностных лиц РСЧС;
·
участие
во Всероссийском детско-юношеском общественном движении «Школа безопасности», в
VII Всероссийском полевом лагере «Юный спасатель»;
·
совершенствование
приемов и способов эвакуации материальных и культурных ценностей в безопасные
районы, сокращение сроков проведения эвакомероприятий;
·
совершенствование
обучения учащихся общеобразовательных учреждений в области безопасности
жизнедеятельности в процессе изучения курса «Окружающий мир» для учащихся 1-4
классов и «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-11 классов:
·
создание
системы дистанционного обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
·
проведение
необходимых организационно-технических мероприятий по защите образовательных
учреждений от лесных пожаров;
·
накопление
в необходимом объеме резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
3. Для повышения
эффективности государственной системы реагирования на чрезвычайные ситуации:
·
принятие
мер, направленных на повышение готовности органов управления и формирований РСЧС,
улучшение их технической оснащенности и материально-технического обеспечения;
·
создание
и совершенствование локальных систем оповещения[16].
Глава 3. Программа по
снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера в Российской Федерации
3.1. Цели и
задачи Программы, сроки ее исполнения
Главной целью
Программы является снижение рисков и смягчение последствий аварий, катастроф и
стихийных бедствий в Российской Федерации для повышения уровня защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Для достижения
этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
·
создание
и развитие научно-методической основы управления рисками возникновения
чрезвычайных ситуаций;
·
формирование
нормативно-правовой и методической базы для обеспечения государственного
контроля и нормирования рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;
·
разработка
экономических механизмов регулирования деятельности по снижению рисков и
смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
·
создание
и развитие систем прогнозирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций;
·
развитие
системы информационного обеспечения управления рисками возникновения
чрезвычайных ситуаций, модернизация автоматизированных систем управления,
совершенствование систем связи и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;
·
совершенствование
материально-технического обеспечения деятельности по снижению рисков и
смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
·
разработка
и внедрение передовых технологий и инженерно-технических средств для ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
·
совершенствование
системы подготовки специалистов по управлению рисками возникновения
чрезвычайных ситуаций, а также подготовки населения к действиям в чрезвычайных
ситуациях[17].
Достижение
главной цели Программы позволит осуществлять на территории Российской Федерации
постоянный мониторинг, прогнозировать риски возникновения чрезвычайных ситуаций
и на этой основе своевременно разрабатывать и реализовывать систему мер по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Программа
рассчитана на 6 лет, и ее планируется реализовать в два взаимосвязанных этапа.
На первом этапе
предусматривается определить пути и меры для преодоления неблагоприятной
тенденции роста в Российской Федерации количества и масштабов последствий
чрезвычайных ситуаций. Особое внимание будет уделено разработке наиболее
эффективных мероприятий, обеспечивающих получение результатов в ближайшей
перспективе. Предусматривается разработка научных, нормативно-методических,
организационных и экономических основ для дальнейшей практической реализации
программных мероприятий в полном объеме.
На втором этапе
планируется обеспечить практическую реализацию основных положений Программы.
Предусматривается возможность корректировки мероприятий, осуществляемых на этом
этапе реализации Программы, на основе анализа полученных на первом этапе
результатов и с учетом выделенных объемов финансирования.
3.2. Система
программных мероприятий
В рамках
Программы предполагается осуществить комплекс взаимоувязанных и
скоординированных во времени мероприятий:
а) разработка
нормативно-правового и методического обеспечения деятельности в области
снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций предусматривает:
·
разработку
нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы управления рисками
возникновения чрезвычайных ситуаций, и определение нормативных показателей
рисков природного и техногенного характера с учетом реальных социально-экономических
условий;
·
разработку
концепции управления комплексными рисками на региональном уровне, в том числе
концепции безопасного проживания населения в районах с высоким уровнем риска
возникновения чрезвычайных ситуаций;
·
дальнейшее
развитие нормативно-методической базы декларирования безопасности потенциально
опасных промышленных, энергетических и транспортных объектов, а также
разработку государственных стандартов мониторинга, прогнозирования и оценки
ущерба от чрезвычайных ситуаций;
·
разработку
методов определения экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций и
эффективности инвестиций в мероприятия по предупреждению, снижению рисков
возникновения и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
·
разработку
экономических механизмов стимулирования деятельности предприятий по снижению
рисков возникновения и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
б) разработка и
реализация системы мер по выявлению опасностей и комплексному анализу рисков
возникновения чрезвычайных ситуаций предусматривает:
·
организацию
и проведение научных исследований, опытно-конструкторских, испытательных и
проектных работ по выявлению опасных факторов природного и техногенного
характера;
·
систематизацию
потенциально опасных объектов, производств, технологий и материалов, анализ
технического состояния, разработку возможных сценариев чрезвычайных ситуаций;
·
разработку
новых методов оценки вероятности крупных аварий в сложных технических системах,
проведение оценки вероятности чрезвычайных ситуаций природного характера на
территории Российской Федерации;
·
развитие
научно-методической базы оценки экологических, социальных и экономических
последствий чрезвычайных ситуаций и рисков их возникновения для населения;
·
разработку
системы интегральных показателей рисков возникновения чрезвычайных ситуаций для
проведения комплексного анализа и суммирования рисков различного характера и
(или) с различными последствиями, внедрение методов комплексного анализа рисков
возникновения чрезвычайных ситуаций;
в) разработка и
реализация системы мер по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций
предусматривает:
·
дальнейшее
развитие и совершенствование единой государственной автоматизированной системы
мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий;
·
создание
и развитие сети региональных центров мониторинга и прогнозирования чрезвычайных
ситуаций;
г) развитие
системы информационного обеспечения управления рисками возникновения
чрезвычайных ситуаций, систем связи и оповещения при чрезвычайных ситуациях
предусматривает:
·
разработку
и совершенствование информационного обеспечения и автоматизированных
информационно-управляющих систем прогнозирования и предупреждения чрезвычайных
ситуаций в субъектах Российской Федерации;
·
дальнейшее
развитие системы управления, связи и системы оповещения единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
·
развитие
геоинформационных технологий для снижения рисков и смягчения последствий
чрезвычайных ситуаций;
·
разработку
методических основ и построение карт рисков возникновения чрезвычайных ситуаций
для регионов Российской Федерации;
д) разработка и
реализация системы мер по снижению рисков, смягчению последствий и защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предусматривает:
·
реализацию
инженерно-технических мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий
чрезвычайных ситуаций, а также создание и реконструкцию инженерных сооружений;
·
создание
и внедрение защитного снаряжения персонала, технологий и оборудования для
ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;
·
разработку
и реализацию комплекса мер по выводу из производственного процесса изношенного
оборудования, а также по реконструкции жилищного фонда, зданий
производственного и общественного назначения в районах, подверженных
воздействию опасных природных процессов и явлений;
·
обеспечение
населения и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций средствами индивидуальной защиты, медикаментами и другими
средствами защиты;
·
внедрение
систем и средств контроля и оценки обстановки при авариях на потенциально
опасных объектах, а также приборов поиска и обнаружения пострадавших;
·
внедрение
системы мобильных робототехнических средств и комплексов для действий в чрезвычайных
ситуациях;
·
укрепление
материально-технической базы региональных специализированных отрядов по тушению
крупных пожаров, разработку средств тушения пожаров;
·
создание
средств спасения людей, терпящих бедствие на море, и средств подъема затонувших
объектов, создание и развитие морских спасательных центров и центров по борьбе
с разливами нефти и нефтепродуктов, совершенствование авиационной системы
экстренного реагирования при чрезвычайных ситуациях;
е) разработка и
реализация системы мер по подготовке населения и специалистов единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к
действиям в чрезвычайных ситуациях предусматривает:
·
организацию
обучения населения приемам самозащиты, взаимопомощи и правилам поведения в
чрезвычайных ситуациях;
·
совершенствование
работы и материальной базы учебно-методических центров по гражданской обороне и
чрезвычайным ситуациям;
·
подготовку
информационных передач на центральном и местном телевидении (радио) по
проблемам снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций;
·
разработку,
издание и распространение учебно-методических материалов для подготовки
специалистов по управлению рисками возникновения чрезвычайных ситуаций,
подготовки и переподготовки кадров единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций[18].
3.3. Ресурсное
обеспечение Программы и механизм ее реализации
Реализация
Программы осуществляется в условиях ограниченного финансирования за счет
средств федерального бюджета.
Органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают
финансирование соответствующих программных мероприятий без привлечения средств
федерального бюджета.
За счет средств
федерального бюджета финансируются:
·
проведение
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ,
имеющих общее программное значение;
·
разработка
государственных стандартов, нормативно-правовых, организационных и методических
документов, обеспечивающих функционирование единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на федеральном уровне;
·
разработка
и совершенствование средств технического оснащения сил единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
·
создание
и совершенствование средств технического, информационного и
программно-математического обеспечения управления единой государственной системой
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
·
подготовка
специалистов для единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций на федеральном уровне;
·
обеспечение
деятельности органов управления, сил наблюдения и лабораторного контроля единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на
федеральном уровне и их включение в автоматизированную
информационно-управляющую систему единой государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Мероприятия
Программы, должны финансироваться за счет средств федерального бюджета.
Из средств
бюджетов субъектов Российской Федерации планируется финансировать:
·
разработку
и реализацию мер по снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций,
наиболее характерных для конкретного субъекта Российской Федерации;
·
подготовку
населения субъектов Российской Федерации к действиям в чрезвычайных ситуациях и
его обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты;
·
материально-техническое
обеспечение сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, находящихся в ведении
субъектов Российской Федерации;
·
создание
и пополнение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных
ситуаций в субъектах Российской Федерации[19].
Распределение
затрат на реализацию программных мероприятий в должно производиться в
соответствии с соглашениями о намерениях между Министерством Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий и органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации.
Государственными
заказчиками Программы являются Министерство Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий (координатор), Министерство науки и технологий Российской Федерации,
Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Государственный комитет
Российской Федерации по охране окружающей среды и Федеральный надзор России по
ядерной и радиационной безопасности.
Государственный
заказчик - координатор Программы организует работу государственных заказчиков.
Государственные
заказы на выполнение программных мероприятий размещаются в организациях, учреждениях
и на предприятиях-поставщиках посредством заключения государственных
контрактов.
Отбор
исполнителей программных мероприятий происходит на конкурсной основе. При этом
все проекты реализуются в соответствии с Типовым положением о порядке
размещения заказов на выполнение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ прикладного характера для
государственных нужд путем проведения торгов (конкурса) и иных способов закупки
и порядке заключения государственных контрактов, утвержденным приказом
Министерства науки и технологий Российской Федерации, Министерства экономики
Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября
1997 г. № 94/130/74н.
3.4. Организация
управления и контроль за реализацией
Программы
Управление и
контроль за реализацией Программы осуществляются в соответствии с Порядком
разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных
целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация,
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995
г. № 594.
Организацию
управления и контроль за реализацией Программы осуществляют государственные
заказчики.
Реализация
программных мероприятий позволит, по предварительным оценкам, в 2-3 раза
сократить затраты на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, на 30-40 процентов
уменьшить потери населения от чрезвычайных ситуаций, а в некоторых случаях
полностью избежать их, а также снизить на 40-50 процентов риски для населения,
проживающего в районах, подверженных воздействию опасных природных и
техногенных факторов.
Заключение
На территории
Российской Федерации сохраняются высокий уровень угрозы чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации) и
тенденция роста количества и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций, что
заставляет искать новые решения проблемы защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать
методы их прогноза и предупреждения.
Наибольший
экономический ущерб от стихийных бедствий приходится на развитые страны.
Экономические причины роста природного (и техногенного) риска обусловлены
необходимостью сокращения срока окупаемости капиталовложений в производство
(следствие научно-технического прогресса).
Значительную опасность
представляли аварии на потенциально опасных объектах, транспорте,
электроэнергетических системах и системах жизнеобеспечения. Возникновение
чрезвычайных ситуаций техногенного характера обусловлено физическим износом
основных производственных фондов, нарушениями установленных норм и правил
эксплуатации опасных объектов, снижением требовательности и персональной
ответственности должностных лиц за эти нарушения.
Анализ развития
природных процессов и явлений, состояния техносферы, прогнозов потенциальных
опасностей и угроз свидетельствуют, что на территории субъектов Российской
Федерации сохраняется высокая степень риска возникновения чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и биолого-социального характера.
В настоящее время
в Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
сформирована единая государственная система, объединяющая органы исполнительной
власти и местного самоуправления, а также организации, в полномочия которых
входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций.
Непосредственное
государственное управление в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций возложено на федеральные органы исполнительной власти.
Обязанности этих органов по предупреждению чрезвычайных ситуаций являются
органической частью их компетенции, осуществляемых в обычных условиях. По
отношению к подведомственным организациям они разрабатывают и осуществляют
организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости
функционирования отрасли в чрезвычайных ситуациях; утверждают отраслевые нормы
и правила безопасности производства, технологических процессов, продукции, а
также правила защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций и т. Д.
Министерство
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий (стихийных бедствий) - МЧС России – является специальным
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное
управление и координацию федеральных органов исполнительной власти в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оно образует
подведомственные ему территориальные органы соответствующего профиля.
Особенности управления
вызываются именно чрезвычайными ситуациями и необходимостью их ликвидации.
Так, при
чрезвычайных ситуациях Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в
порядке, предусмотренном федеральным законом, может ввести на территории
Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение. Он
может принимать решение о привлечении к ликвидации чрезвычайных ситуаций
Вооруженные силы Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
МЧС России в этих
условиях осуществляет разнообразные задачи и функции, в том числе руководство
работами по ликвидации крупных аварий, катастроф и других чрезвычайных
ситуаций; координацию деятельности органов исполнительной власти и местного
самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по преодолению
последствий радиационных аварий и катастроф; контроль за осуществление
мероприятий в этой области; организует формирование и доставку гуманитарной
помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций.
Таким образом,
полномочия органов государственной власти, в том числе Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, подведомственных ему региональных органов,
можно подразделить на две группы:
а) те, которые
осуществляются в нормальных условиях и направлены на предупреждение
чрезвычайных ситуаций;
б) те, которые
реализуются в чрезвычайных ситуациях и при ликвидации их последствий. Взятые в
своем комплексе, они ориентированы на выполнение важнейшей государственной
задачи по защите интересов граждан и общества.
Для правильного
управления в чрезвычайных и техногенных ситуациях необходима разработка
специальных программ. Главной целью такой программы является снижение рисков и
смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в Российской
Федерации для повышения уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций.
Достижение
главной цели Программы позволит осуществлять на территории Российской Федерации
постоянный мониторинг, прогнозировать риски возникновения чрезвычайных ситуаций
и на этой основе своевременно разрабатывать и реализовывать систему мер по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Реализация
программных мероприятий позволит, по предварительным оценкам, в 2-3 раза
сократить затраты на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, на 30-40 процентов
уменьшить потери населения от чрезвычайных ситуаций, а в некоторых случаях
полностью избежать их, а также снизить на 40-50 процентов риски для населения,
проживающего в районах, подверженных воздействию опасных природных и
техногенных факторов.
Список использованной
литературы:
Нормативно-правовая литература:
1.
Конституции
РФ // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2.
Федеральный
закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" // СЗ РФ. –
1995. - №1. – Ст.1.
3.
Федеральный
закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" // СЗ
РФ. – 1995. - №1. – Ст.3.
4.
Постановление
Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. № 1340 "О порядке
создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" // СЗ РФ. –
1996. - №34. – Ст.1653.
5.
Постановление
Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. № 1479 "Об
аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и
спасателей" // СЗ РФ. – 1996. - №30. – Ст.1708.
6.
Постановление
Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 "О единой
государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
// СЗ РФ. – 2004. - №1. – Ст.16.
7.
Постановление
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 "О
подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера" // СЗ РФ. – 2003. - №23. – Ст.1462.
8.
Постановление
Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. № 1098 «Об
утверждении Федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение
последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в
Российской Федерации до 2005 года"» // СЗ РФ. – 1999. - №21. – Ст.1076.
9.
Приказ
Минпромэнерго России от 2 сентября 2004 г. № 89 "Об организации работы по
сбору и обмену оперативной информацией в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в Минпромэнерго
России, в подведомственных федеральных агентствах и организациях, находящихся в
их ведении" // СЗ РФ. – 2004. - №23. – Ст.1910.
10.
Приказ
Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 22
октября 2004 года № 134 «О предоставлении в Минпромэнерго России оперативной и
текущей информации о чрезвычайных ситуациях на объектах жизнеобеспечения
населения» // СЗ РФ. – 2004. - №24. – Ст.980.
Специальная литература:
1.
Акимов
Н.И., Василевский М.Л., Марков И.Д., Русман Л.П., Умнов М.П. Гражданская
оборона. – М., 1999.
2.
Акимов
В.А., Порфирьев Б.Н., Радаев Н.Н. Методический аппарат оценки и прогноза
стратегических рисков // Управление риском. 2002. Спец. вып.
3.
Акимов
В.А., Новиков В.Д., Радаев Н.Н. Природные и техногенные чрезвычайные ситуации:
опасности, угрозы, риски. М., 2001.
4.
Акимов
В.А. Оценка и прогноз стратегических раскив России: теория и практика // Право
и безопасность. 2004. №1(10).
5.
Аковицкий
В.Г., Стручкова Г.П., Шимановский А.А. Геоинформационная система управления
чрезвычайными ситуациями – важнейшее звено интегрированной системы управления
территориями. – М., 2003.
6.
Атаманюк
В.Г., Ширшев Л.Г., Акимов Н.И.Гражданская оборона: Учебник. – М., 1998.
7.
Владимиров
B.A., Воробьев ЮЛ., Малинецкий Г.Г. и др. Управление риском. Риск, устойчивое
развитие, синергетика. М., 2000.
8.
Владимиров
В.А., Измалков В.И., Измалков А.В. Оценка и управление техногенной
безопасностью. М., 2002.
9.
Воробьев
Ю.Л. Основы формирования и реализации государственной политики в области
снижения рисков чрезвычайных ситуаций. М., 2000.
10.
Воробьев
Ю.Л. Национальная безопасность и управление стратегическими рисками в России //
Управление риском. 2002. Спец. вып.
11.
Голубчиков
С. Катастрофы сопутствуют человечеству // Энергия. 2003. №3.
13.
Макаров
С.В., Гусева Т.В. Экологический менеджмент. – М., 2001
14.
Надежность
технических систем и техногенный риск: Учебное пособие для вузов / Под ред.
М.И.Фалеева. М., 2002.
15.
Основы
анализа и управления риском в природной и техногенной сферах: Учебное пособие
для ВУЗов МЧС России / Под ред. Ю.Л.Воробьева). М., 2003..
16.
Порфирьев
Б.И. Экологическая экспертиза и риск технологий. – М.: ВИНИТИ, 1990.
17.
Предупреждение
и ликвидация чрезвычайных ситуаций: Учебное пособие для руководящего состава
РСЧС / Под ред. Ю.Л.Воробьева. М., 2003.
18.
Шахраманьян
М.А., Акимов В.А., Козлов К.А. Оценка природной и техногенной безопасности
России: теория и практика. М., 1998.
[1] Порфирьев Б.И. Экологическая экспертиза и риск технологий. – М.:
ВИНИТИ, 1990. С.2-3
[2] Акимов Н.И., Василевский М.Л., Марков И.Д., Русман
Л.П., Умнов М.П. Гражданская оборона. – М., 1999. С.67.
[3] Акимов В.А., Порфирьев Б.Н., Радаев Н.Н. Методический
аппарат оценки и прогноза стратегических рисков // Управление риском. 2002.
Спец. вып. С. 10-18.
[4] Акимов В.А., Новиков В.Д., Радаев Н.Н. Природные и
техногенные чрезвычайные ситуации: опасности, угрозы, риски. М., 2001. С.123.
[5] Акимов В.А. Оценка и прогноз стратегических раскив
России: теория и практика // Право и безопасность. 2004. №1(10).
[6] Акимов В.А. Оценка и прогноз стратегических раскив
России: теория и практика // Право и безопасность. 2004. №1(10).
[7] Аковицкий В.Г., Стручкова Г.П., Шимановский А.А.
Геоинформационная система управления чрезвычайными ситуациями – важнейшее звено
интегрированной системы управления территориями. – М., 2003. С.201.
[8] Атаманюк В.Г., Ширшев Л.Г., Акимов Н.И.Гражданская
оборона: Учебник. – М., 1998. С.46.
[9] Владимиров B.A., Воробьев ЮЛ., Малинецкий Г.Г. и др.
Управление риском. Риск, устойчивое развитие, синергетика. М., 2000. С.331
[10] Владимиров В.А., Измалков В.И., Измалков А.В. Оценка
и управление техногенной безопасностью. М., 2002. С.84
[11] Воробьев Ю.Л. Основы формирования и реализации
государственной политики в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций. М.,
2000. С.148
[12] Воробьев Ю.Л. Национальная безопасность и управление
стратегическими рисками в России // Управление риском. 2002. Спец. вып. С. 4-9.
[13] Голубчиков С. Катастрофы сопутствуют человечеству //
Энергия. 2003. №3. С.42-47.
[14] Основы анализа и управления риском в природной и
техногенной сферах: Учебное пособие для ВУЗов МЧС России / Под ред.
Ю.Л.Воробьева). М., 2003. С.258
[15] Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций:
Учебное пособие для руководящего состава РСЧС / Под ред. Ю.Л.Воробьева. М.,
2003. С.123
[16] Основы анализа и управления риском в природной и
техногенной сферах: Учебное пособие для ВУЗов МЧС России / Под ред.
Ю.Л.Воробьева). М., 2003. С.358
[17] Шахраманьян М.А., Акимов В.А., Козлов К.А. Оценка
природной и техногенной безопасности России: теория и практика. М., 1998. С.118
[18] Предупреждение и ликвидация чрезвычайных
ситуаций: Учебное пособие для руководящего состава РСЧС / Под ред.
Ю.Л.Воробьева. М., 2003. С.280
[19] Макаров С.В., Гусева Т.В. Экологический менеджмент. –
М., 2001. С.129