Наука - экономика
1.ВВЕДЕНИЕ
Экономика как наука включает в себя два взаимосвязанных
процесса :
n
макроэкономику , которая
рассматривает экономические явления и процессы на уровне мирового хозяйства ;
n
микроэкономику
,
которая рассматривает экономические явления и процессы на уровне отдельно
хозяйствующих субъектов .
Таким образом микроэкономику в современных условиях можно рассматривать
как науку и инструмент принятия управленческих решений на уровне одного
хозяйствуюшего объекта (предприятия) , группы (концерн) и на уровне структурных
подразделений отдельного хозяйствующего субъекта.
В условиях рыночной экономики ведущее место в микроэкономике как науке ,
занимают следующие основные вопросы:
·
исследование
факторов производства и их влияния на механизм формирования производственных
издержек и себестоимости , прибыли
·
исследования
стратегии конкуренции в условиях различных типов рынка
·
анализ
спроса и предложения в условиях различного уровня диверсификации производства и
в условиях различных типов рынка
·
анализ
формирования уровня цен на производимую предприятием продукцию в условиях
конкурентного рынка
При
этом следует учитывать , что любое управленческое решение на уровне предприятий
принимается в условиях ограниченного объема информации и в условиях системы
ограничений на используемые предприятием ресурсы .
В основе экономической науки лежит представление о неограниченности
потребностей и редкости ресурсов . Поэтому эффективное использование редких
ресурсов составляет одну из главных задач экономической системы. Известно , что
одной из важнейших характерных черт экономики является непосредственная опора
на рыночную систему как на механизм распределения ресурсов . Поэтому главным
предметом анализа являются индивидуальные цены и рыночная система . Точнее
говоря , основная задача заключается в том , чтобы достаточно полно рассмотреть
функционирование и сравнительную эффективность рыночной системы в
распределении ресурсов.
Как и любая другая наука , микроэкономика использует определенные методы для
определения законов и закономерностей , которые она исследует . Реальная жизнь
отличается огромным многообразием различных явлений . Поэтому для нас не всегда
будут интересны те или иные факты , не характерные для этого процесса .
Учитывая это систематизируются только те стороны , которые составляют суть
этого явления. Такой метод называется научной абстракцией . Кроме
этого метода применяются и другие:
метод анализа - объект исследования делится на составляющие части
, которые изучаются в отдельности;
метод синтеза - информация , характеризующая отдельные объекты
исследования , соединяется в единое целое и делаются общие выводы;
функциональный анализ - позволяет вскрыть
взаимосвязи между различными экономическими процессами;
экономико-математическое моделирование - метод описания
любого явления словами , графически , таблично , а также вывод закономерности
его появления в математической форме;
а также статистический и динамический анализ , который включает
фактор времени .
2.СПРОС
(понятие,величина,факторы)
В
основе ценообразования лежит взаимодействие продавцов и покупателей ,
представляющих на рынке предложение и спрос .
Человеку свойственно естественное желание потреблять , однако экономическая
наука имеет дело лишь с теми потребностями , которые воплощаются в
платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос согласует желания потребителей
с их объективными возможностями в приобретении тех или иных товаров.
Итак , спрос можно определить как то количество товара , которое
потребители готовы и в состоянии приобрести по определенной цене в течение
некоторого времени .
Объемом спроса на какой - либо товар называется максимальное
количество этого товара , которое согласно купить отдельное лицо , группа людей
или население в целом в единицу времени при определенных условиях . К числу
этих условий относятся : цена данного товара , цены других товаров , величина
денежных доходов , вкусы и предпочтения потребителей,
накопленное
имущество и другие .
Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией
спроса .Прежде всего объем спроса на товар определяется его ценой .
Понятно , что обычно люди стремятся купить товары подешевле , но это не говорит
о том , что они готовы покупать товары менее качественные и только дешевые .
Но
какой бы качественный , технически сложный или дорогой товар человек ни
покупал , все равно сохраняется обратная зависимость между ценой товара и
величиной спроса на него . То есть при прочих равных условиях спрос на товар
тем больше , чем ниже его цена . Именно эта зависимость называется законом
спроса . Эту зависимость можно преобразовать в функцию спроса от цены ,
если прочие факторы , влияющие на объем спроса , принять за неизменные величины
:
Q =f(P )
Функция спроса от цены может задаваться тремя способами:
1.Табличным
Р цена в
|
Q объем
|
рублях
|
спроса в шт
|
5
|
50
|
4
|
60
|
3
|
80
|
2
|
110
|
1
|
160
|
2.Графическим
P
5 d
2
0
50 160 Q
3.
Аналитическим
Q =a-b*P (например: Q =7-2P )
Кривая
спроса показывает , как меняется объем спроса потребителя в зависимости от
уровня цены на товар . Изменение объема спроса в зависимости от изменения цены
на товар представляет собой движение по кривой спроса .
К
числу прочих факторов , определяющих объем спроса , относятся :
·
размер
дохода потребителя (I)
·
вкусы
покупателей (T)
·
цены
на другие товары (P.....P
)
·
общее
число покупателей , размер рынка (Х)
·
накопленное
имущество (W)
·
инфляционные
ожидания (IE)
В
общем виде функция спроса записывается так :
Q =f(P ,I,T,P ...P
,X,W,IE и
т.д.)
Но
не всегда этот закон спроса бывает верным . Существуют отклонения от него .
Например известен парадокс Гиффена .
Англичанин
Роберт Гиффен описал случай , при котором во времена голода спрос на картофель
, цена которого существенно поднялась , также возрос . Причина состояла в том ,
что картофель был продуктом , потребляемым бедняками , и повышение цены на
него вынудило их отказаться от других видов потребления , что привело к
потреблению лишь картофеля . Кривая спроса на эти продукты будет отличаться от
типичного графика спроса .
P
d
d
Временные
отклонения от закона убывающего спроса наблюдаются и в тех случаях , когда
выпускается новый товар с повышенной ценой . Как правило , прежде чем
покупатели разберутся в свойствах нового товара , спрос на него может
существенно подскочить , несмотря на высокую цену . Но как только потребители
поймут , что по качеству новый товар не лучше прежнего , спрос немедленно вернется
на линию d .
Помимо этого принято различать изменение объема спроса и изменение функции
спроса . Изменение объема спроса возникает при изменении цены данного товара и
при фиксированных значениях прочих факторов . В таких случаях имеет место
движение вдоль линии спроса . Если же изменятся прочие факторы, то произойдет
сдвиг линии спроса вправо или влево . Тогда говорят об изменении функции спроса
. Смещение кривой спроса вправо и вверх соответствует увеличению спроса. Это
означает , что в единицу времени большее количество товара по более высокой
цене будет востребовано покупателями . И наоборот, если кривая спроса сдвигается влево и вниз, то это
свидетельствует о том ,что спрос уменьшается .
P
P
d P d
d d
d
0 Q 0 Q Q Q
Также
, одному и тому же объему спроса соответствуют разные цены спроса ( Р и Р ,
соответствующие объему Q).
А теперь рассмотрим неценовые факторы , сдвигающие кривую спроса , более
подробно .
1.Вкусы
и предпочтения потребителей.
Очевидно
, что изменения во вкусах , предпочтениях , моде оказывают существенное
воздействие на величину спроса на
товар
или услугу . Возраст и семейное положение , а также некоторые другие моменты
формируют вкусы и запросы покупателей . Иногда вкусы меняются быстро , в этом
случае кривая спроса совершает сдвиги в сторону увеличения , или в обратную
сторону очень быстро . В других случаях изменение вкусов происходит медленно,
но постоянно .
2.Цены
на другие товары.
По
характеру воздействия на спрос на какой-то товар разграничивают изменения цен
на три вида товаров :
товары-заменители(конкуренты)
товары-взаимодополнители (комплементы)
товары
, относительно независимые друг то друга.
Возьмем
к , примеру , бензин и автомобили . Резкое воздоражание бензина способствует
существенному снижению цен на автомобили (пока к нашей стране это не относится)
, и наоборот .
3.Размер
рынка.
Чем
больше покупателей , тем больший совокупный спрос они предъявляют .
4.Доходы
населения и размеры накопленного имущества .
Чем
богаче население , тем больше спрос , и кривая движется вправо и вверх. Причем
следует отметить , что с ростом доходов увеличивается спрос не на все товары ,
а , главным образом , на товары более высокого качества .
5.Инфляционные
ожидания.
Довольно
часто увеличение спроса на товар , по причине ожидания быстрого роста цен на
него , принимают за нарушение закона спроса , хотя в данном случае мы говорим
об изменении функции спроса .
3.Предложение
(понятие,величина,факторы)
На
рынке спросу противостоит определенное предложение товаров. Под предложением
понимают чью-либо готовность продать товар . Основными поставщиками
товаров на рынок являются производители. Их сбытовая и ценовая политика
подчиняется нескольким целям , главная из которых - максимизация прибыли .
В
то же время объем прибыли напрямую зависит от цены продукции.
Если рыночная цена товара имеет тенденцию к повышению , то производители будут
заинтересованы в расширении объемов производства, и наоборот.
Кроме цены , на уровень предложения влияют следующие факторы :
·
наличие
производственных мощностей и природных ресурсов , рабочей силы (R)
·
характер
технологии (К)
·
налоги
и дотации (ТS)
·
природно-климатические
условия (С)
·
цены
на ресурсы и другие товары (от Р до Р )
Итак объем предложения -
это максимальное количество какого-то товара , которое согласен выставить на
продажу продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных
условиях , перечисленных выше .
Зависимость объема предложения от
определяющих его факторов называется функцией предложения . В общем
виде функция предложения имеет вид :
Q =f(P ,P ...P
,R,K,C,TS и
др.)
Если все факторы , кроме цены данного товара
, принять за неизвестные , то функция будет отражать зависимость количества
предлагаемой продукции от ее цены :
Q =f(P )
Зависимость объема предложения от цены может
быть различной ,
однако самой типичной будет следующая : чем
выше рыночная цена , тем больше объем предложения , и наоборот .
Функция предложения от цены может ка и
функция спроса задаваться тремя способами :
1.Аналитическим
Q = -a+b*P (Например Q =-2+2P)
2.Табличным
Р цена в
|
Q объем
|
рублях
|
спроса в шт
|
5
|
110
|
4
|
100
|
3
|
80
|
2
|
50
|
1
|
10
|
3.Графическим
P S
4
1
0 Q
20 140
Эта
линия называется кривой предложения . Имеет , как правило , положительный
наклон и выпукла в сторону объема. Но в некоторых случаях могут использоваться
линейные характеры функций спроса и предложения (прямые).
А
теперь рассмотрим некоторые неценовые факторы , влияющие на объем предложения :
·
цены
на исходные ресурсы . Чем ниже затраты на исходное сырье , материалы,
топливо , а также рабочую силу , тем большее количество продукции по более
низкой цене предприниматель сможет предложить на рынок . Таким образом кривая
предложения сместиться вправо и вниз .
·
технологические
возможности производителей . Чем выше уровень прогресса , тем эффективнее
становиться производство , то есть на каждую единицу затраченных ресурсов
производителя все больше количество конечного продукта . Кривая предложения в
этом случае сдвигается вправо и вниз .
·
цены
на другие продукты . Рассмотрим пример : снижение цены на говядину , в
частности как это было совсем недавно с говядиной , зараженной бешенством ,
побудило фермеров выращивать больше птицы . Следовательно , изменение цен на
другие товары способно смещать кривую предложения .
·
число
продавцов
. Чем больше производителей выпускают данный продукт , тем больше рыночное
предложение смещает кривую вправо .
·
ожидания
производителей . Например , производители зерна , ожидая ,что цены на него
вырастут , не станут продавать его ни государству ни населению , потому , что
при условии повышения цены они смогут выгодно его реализовать .
·
налоги
и дотации
. Учитывая , что большинство производителей рассматривают налоги как затраты
своего производства , повышение налогов будет увеличивать затраты производителя
и уменьшать предложение . Напротив, дотации фактически снижают затраты , а
соответственно увеличивают предложение.
Q S S
S
P
0
Q Q Q Q
4.Эластичность спроса
и предложения.
Учитывая все перечисленное выше можно предположить, что потребители очень
сильно реагируют на изменение спроса и предложения . Соответственно ,что
быстрота и интенсивность реакции на изменившиеся условия будет разной . Однако
степень реакции в отношении одного и того же вида продукции существенно
варьируется . Кто-то реагирует сильнее , кто-то слабее . Разная интенсивность
реакции может наблюдаться при изменении цены на товар и при изменении дохода ,
при изменении моды и при изменении ценовых ожиданий. Наблюдение и изучение
реакции типичных потребителей и типичных производителей на изменение тех или
иных условий позволяет прогнозировать реакцию рынка в целом .
Способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся условиям рынка
называется эластичностью (с точки зрения математиков эластичность
это отношение относительного прироста функции к относительному приросту
независимой переменной).
Предлагаю рассмотреть реакцию спроса на изменение цены на товар . Зависимость
объема спроса на товар от изменения цены на него называется эластичностью
спроса по цене , или иначе прямой эластичностью . Если
покупатель быстро и однозначно реагирует на изменение цены , то в этом случае
спрос эластичен . И , наоборот , если реакция слабая и вялая , то значит ,что
спрос неэластичен . Если изменение цены влечет за собой такое же изменение
объема спроса , то , значит , эластичность спроса равна единице.
Таким
образом , различают три вида эластичности спроса :
·
эластичный
·
неэластичный
·
с
единичной эластичностью.
Могут
встречаться ситуации , когда спрос оказывается абсолютно неэластичным к любому
самому большому изменению цены , или , наоборот , обладает бесконечной
эластичностью . Например , подорожание хлеба с 1000 рублей до 2500 не вызвало
сокращение спроса .С другой стороны , при фиксированных ценах их
административное повышение на 20-30% было способно на какое-то время парализовать
спрос на подорожавший товар .
А
теперь рассмотрим три вида эластичности спроса поподробней.
Эластичный. Так как микроэкономика в современных условиях
рассматривает инструмент принятия управленческих решений на уровне одного
хозяйствуюшего объекта (предприятия) , группы (концерн) и на уровне структурных
подразделений отдельного хозяйствующего субъекта ,то мы можем рассмотреть эластичность
спроса на примере определения происходящих изменений с денежными поступлениями
; с точки зрения покупателя , что происходит с общей выручкой в случае
изменения цены .
Таким
образом , если спрос эластичен , уменьшение цены приведет к увеличению общей
выручки . Потому , что даже при меньшей цене , уплачиваемой за единицу
продукции , прирост продаж оказывается более чем достаточным для компенсации
потерь от снижения цены .
Неэластичный. Если спрос неэластичен , уменьшение цены приведет к
уменьшению общей выручки . Небольшое расширение продаж , которое произойдет в
этом случае , окажется недостаточным для компенсации снижения выручки ,
получаемой с единицы продукции .
Единичная эластичность. В специальном случае единичной
эластичности увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку без всяких
изменений . Потеря выручки , вызванная снижением цены , будет в точности
компенсирована расширением продаж . И наоборот , прирост выручки , полученный
благодаря росту цены , будет в точности компенсирован потерей выручки ,
вызванной сокращением спроса .
Графически различная ценовая эластичность спроса на товар может быть выражена
через различный наклон линий спроса . Спрос с абсолютной эластичностью
графически будет выглядеть как горизонтальная линия , а абсолютно неэластичный
спрос - как вертикаль.
P
P
d
d
0 Q
0 Q
Помимо
словесного заключения об эластичности или , наоборот , неэластичности спроса
часто бывает необходимо дать количественную оценку этой характеристике спроса .
Степень эластичности спроса по цене измеряется при помощи коэффициента прямой
эластичности :
процентное изменение объема спроса Q P
Е =
= : =
процентное изменение цены Q P
(Q -Q
) (P -P )
= :
Q P
В случае линейного вида функции спроса независимо от наклона к координатным
осям эластичность будет различной на разных участках .
При одинаковых абсолютных изменениях цен( Р) на всем протяжении линии
d одинаковыми будут и
изменения объема спроса Q
( Q ).,т.е. - const
P
Однако
процентные изменения цен и объема спроса будут разными . В верхней части
графика абсолютная величина эластичности спроса будет больше 1, приближаясь к
бесконечности в точке Р . В нижней части графика все наоборот . Только в
середине графика в точке N , эластичность спроса будет равна 1.
Кроме
эластичности спроса по цене товара существуют другие виды эластичности спроса ,
то есть зависимость его от других факторов. К ним прежде всего относится эластичность
спроса по доходу . Она отражает зависимость изменения спроса отдельного
потребителя , отрасли , рынка в целом от роста или уменьшения индивидуального
или совокупного денежного дохода . Следующий вид эластичности спроса - перекрестная
эластичность . Эта эластичность показывает зависимость
процентного изменения спроса на какой-то товар от процентного изменения цены на
какой-то другой товар .
А
сейчас перечислим факторы ,оказывающие влияние на эластичность спроса :
1.Наличие на рынке
товаров-заменителей.
Вообще говоря , чем больше хороших заменителей товара предлагается на рынке
потребителю , тем эластичнее спрос на него . С другой стороны чем их меньше ,
чем их полезные свойства хуже свойств и характеристик данного товара тем
эластичность меньше. Также стоит отметить ,что эластичность спроса на продукт
зависит от того , насколько узки рамки этого продукта. (Спрос на машинное масло
Мобил является более эластичным , чем спрос на машинное масло вообще , но
хорошего заменителя масла как такового не существует).
2.Универсальность
использования товара. Чем специфичней продукт и его характеристики , тем
ниже эластичность спроса на него (инсулин).
3.Фактор
времени .
Вообще говоря , спрос на продукт тем эластичнее , чем длиннее период времени
для принятия решений. Одна из причин этого правила заключается в том , что
потребитель , как человек , имеет привычки .
4.Доля
расходов в бюджете на данный товар . Чем большее место в бюджете занимает данный
товар , при прочих равных условиях , тем выше будет эластичность спроса на него
. Если покупатель тратит на какой-то товар незначительную часть своего бюджета
, то изменение цен на него обычно мало влияет на потребительский спрос .
5.Уровень
доходов потребителя . Эластичность спроса на один и тот же товар у
потребителей с различным уровнем дохода также неодинакова.
6.Консерватизм
потребителей. Эластичность индивидуального спроса ниже всего у товаров ,
которые с точки зрения данного потребителя являются для него наиболее
необходимыми .
7.”Неоткладываемость”
в удовлетворении конкретной потребности. Эластичность спроса на
товары ,потребление которых не может быть отложено на другой срок , крайне
низкая.
Теперь обратимся к эластичности предложения. Как и спрос , количество
предлагаемого на рынке товара находится в определенной зависимости от многих
переменных и прежде всего - рыночной цены товара . Эластичность предложения ,
как и эластичность спроса , колеблется в пределах от 0 до бесконечности .
Важнейшим фактором , влияющим на эластичность предложения , является количество
времени , имеющегося в распоряжении производителя , для того , чтобы
отреагировать на изменение цены продукта . Вообще говоря, следует ожидать, что
чем больше по продолжительности время , которым обладает производитель , для
того ,чтобы приспособиться к данному изменению цены , тем больше изменится
объем производства и тем больше соответственно эластичность предложения .
Различную степень эластичности предложения можно проиллюстрировать разным
наклоном линии предложения. Вертикальная линия соответствует абсолютно неэластичному
предложению , горизонтальная , наоборот ,- абсолютно эластичному. Как и в
случае со спросом для характеристики эластичности предложения , важны не
столько абсолютные изменения цены и объема предложения , сколько их процентные
изменения . Единичную эластичность предложения будет отражать линейная функция
предложения , проходящая через начало координат , независимо от наклона к осям
.
В
принципе же на верхнем участке кривой предложения эластичность меньше 1 , но
больше 0 . На нижнем , наоборот , эластичность больше 1 .
·
цены
других товаров(ресурсов).Этот фактор подразумевает перекрестную эластичность
предложения.
·
уровень
достигнутого использования ресурсов . Подразумевает то, что если
нет резервов : людских , материальных и др., то возможности реагирования
предложения весьма ограниченны .
·
степень
монополизации отрасли и возможности перелива капитала из других отраслей .
·
технологические
особенности налаживания производства определенного товара .(Постройка судов ,
хлебопечение)
5.ВЫВОДЫ
Понятие эластичности , особенно эластичности спроса, имеет прямое отношение к
ценовой политике производителей.
При
установлении цены на свой товар , а также при определении ценовых надбавок или
скидок , производитель должен улавливать те изменения , которые происходят на
рынке и имеют какое-либо отношение к изменению эластичности спроса на его товар
. Если у него не будет возможности учесть в ценах происходящие на рынке
изменения , это может привести к потере им части прибыли, а то и рынка .
Понимание ценовой эластичности часто является решающим для многих хозяйственных
решений .
Проанализируем взаимосвязь дохода и эластичности спроса на условном примере
продажи продукции (йогурт).
Величина
общей выручки(дохода) определяется как TR=P*Q,
где
TR - общая выручка .
Представим рыночную ситуацию графически.
На рисунке видно , что при снижении цены до уровня в точке D с координатами P=4 , Q=7 , общая выручка
постепенно увеличивается , так как уменьшение цены компенсируется приростом
продаж . После прохождения точки D размер выручки будет падать . Сведем данные по
основным показателям в таблицу .
Цена
|
Объем спроса
|
Эластичность
|
Общая выручка
|
тыс руб
|
тонн
|
|
тыс руб
|
10
|
1
|
5
|
10
|
8
|
2
|
4
|
16
|
6
|
4
|
2,25
|
24
|
4
|
7
|
0,86
|
28
|
2
|
10
|
0,4
|
20
|
На основе табличных данных можно сделать следующие выводы. При эластичном
спросе с уменьшением цены общая выручка , об этом упоминалось выше ,
увеличивается(уменьшается). То есть мы пришли к выводу , что связь между ценой
и выручкой обратно пропорциональная. Если спрос неэластичный , между ними
возникает прямая зависимость . Единичная эластичность не меняет величину дохода
. Эту экономическую взаимосвязь должен учитывать каждый производитель , чтобы
манипулировать ценами , не нанося ущерба своим доходам .
А теперь рассмотрим некоторые варианты практического применения концепции
эластичности .
Героин и уличная
преступность.
Тот факт , что спрос наркоманов на героин крайне неэластичен , создает
своеобразные проблемы для борьбы за соблюдение законности . Обычный метод ,
применяемый для сокращения потребления героина, заключается в ограничении
поставок в страну. Чтобы сделать наркотик менее доступным, создаются
препятствия на его пути в страну. Однако, что произойдет если такая политика
окажется успешной ? При крайне неэластичном спросе уличная цена возрастет в
несколько раз , тогда как количество наркотика сократится лишь незначительно. С
точки зрения наркодельцов, это будет означать рост доходов и прибылей.
С
точки зрения наркоманов-увеличение суммарных расходов .
Поскольку
существенная часть денег , затрачиваемая наркоманами , извлекается из
преступной деятельности, количество такого рода преступлений возрастет по мере
роста цены на наркотик. Таким образом , стремление правоохранительных органов
поставить под контроль распространение наркомании может привести к росту
количества преступлений , совершаемых наркоманами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Учебник “Микроэкономика” под
редакцией Е.Б.Яковлевой
“Экономикс” Р.Макконелл,
Л.Брю
“Основы маркетинга” Филипп
Котлер
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.ВВЕДЕНИЕ
2.СПРОС
(понятие, величина, факторы)
3.ПРЕДЛОЖЕНИЕ(понятие,
величина, факторы)
4.ЭЛАСТИЧНОСТЬ
СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
5.ВЫВОДЫ
(ПРИМЕР ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ)