Право пожизненного наследуемого владения земельным участком

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Земельное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,98 kb
  • Опубликовано:
    2010-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)

ЮЖНО-САХАЛИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по  Земельное право я

(название учебной дисциплины)

 

(Вариант №_15_)

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студентка_3 курса, группы__________

специальности __Панина Светлана Ивановна__

(Ф.И.О. студента)

«_____» _______________________ 200___г.

 

____________________

 (подпись студента)

 

 

Рецензент______________________________

(должность, Ф.И.О. преподавателя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Южно-Сахалинск

2010г.

СОДЕРЖАНИЕ.

 

1.   Право пожизненного наследуемого владения земельным участком: понятие, содержание, субъекты.

2.   Понятие, основания и виды юридической ответственности за совершение земельных правонарушений.

а)   Понятие и виды юридической ответственности за земельные преступления и правонарушения.

б) Понятие и состав земельного правонарушения.

в) Понятие земельных преступлений (уголовная ответственность).

г)   Административная ответственность за земельные правонарушения.

д)  Дисциплинарная ответственность за нарушения земельного законодательства.

е) Гражданско-правовая ответственность

3. Задача.

Список использованной литературы


1.   Право пожизненного наследуемого владения земельным участком: понятие, содержание, субъекты.

Пожизненное наследуемое владение землей – важное вещное право на землю. Оно может явиться переходным, но пока сохраняется, так как миллионы граждан имеют землю на основании этого права и государство не "отнимает" ее и не
"заставляет" ее выкупить.

Право пожизненного наследуемого владения земельными участками было введено в 1990 г. Основами законодательства о земле, принятыми верховным советом СССР, в условиях, когда возможность существования в стране частной собственности на землю еще подвергалась сомнению. Конструкция права пожизненного наследуемого владения явила собой некоторый компромисс, представляя что-то среднее между бессрочным пользованием и правом собственности. Как видно из самого названия, этим правом могут обладать только граждане. Земельный участок, предоставленный в пожизненное наследуемое владение, остается в государственной или муниципальной собственности, но у землевладельцев есть одно правомочие, которое объединяет их с собственниками: право передачи земельного участка по наследству. В пожизненном наследуемом владении по желанию граждан могут находиться предоставленные им ранее земельные участки, в том числе сверх нормы бесплатной передачи в собственность до установленных предельных размеров, а также при получении этих участков по наследству. Кроме того, государство закрепило за гражданами участки в собственность в пределах установленных норм, а сверх норм (например, при большемерных участках) – в пожизненное наследуемое владение.

Земельный кодекс Российской Федерации 1991 г. также включил пожизненное наследуемое владение в число прав на землю, и с начала 90-х годов миллионы российских граждан оформили право постоянного наследуемого владения земельными участками, на которых располагались их дома, дачи, личные подсобные хозяйства. Однако после принятия в 1993 г. Конституции Российской Федерации президент России своим указом от 24 декабря 1993 г. № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» отменил целый ряд статей земельного кодекса, в том числе посвященных пожизненному наследуемому владению. Таким образом, этот вид права на землю был признан не соответствующим конституционным нормам. Однако он продолжал существовать, и вот теперь Земельный кодекс четко определил, что впредь предоставление земель гражданам на праве пожизненного наследуемого владения не допускается. Все лица, имеющие земельные участки на данном праве, могут бесплатно приобрести эти участки в собственность. Таким образом, предполагается постепенно свести на нет существование права пожизненного наследуемого владения. Но при этом за всеми гражданами, которые получили земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения до вступления кодекса в действие, это право сохраняется, так же как и возможность передавать его по наследству. Поэтому отношения, связанные с правом пожизненного наследуемого владения земельными участками, будут сохраняться еще довольно долго.

Земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения (пожизненное наследуемое владение) могут владеть только граждане. Эта форма владения землёй сохранилась как наследие от времён до вступления в силу действующего земельного кодекса РФ. Была введена в 1990 году (статья 5 основ законодательства Союза ССР), далее снова была предусмотрена уже Земельным кодексом 1991 года, позднее – указами президента РФ 1993 года и 1996 года.

Путём применения введённой законодательной основы для пожизненного наследуемого владения государством планировалась и осуществлялась приватизация земельных участков (выкуп у местной администрации по договорной цене).

После вступления Земельного кодекса в 2001 году участки для такой формы владения больше не предоставляются. Но и сегодня немало граждан владеет земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.

Пожизненное наследуемое владение – своеобразное ограниченное право собственности на землю. Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненное наследуемое владение (например, купля-продажа), не допускается, за исключением перехода права пожизненное наследуемое владение по наследству. В последнем варианте производится государственная регистрация перехода права пожизненное наследуемое владение по наследству на основании свидетельства о праве на наследство. То есть гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (землевладелец), имеет только права владения и пользования земельным участком и передачи его по наследству. Землевладелец вправе возводить на нём здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, регистрировать на них права собственности. Кроме того, землевладелец (обладатель участка на праве пожизненного наследуемого владения) может также передавать земельный участок в аренду без права выкупа или в безвозмездное срочное пользование. Продажа, залог и другие сделки (те, что могут повлечь отчуждение земли) земельного участка, принадлежащего обладателю на праве пожизненное наследуемое владение, не допускаются.

В соответствии с п.3 ст.21 Земельного кодекса РФ, отменённой "дачной амнистией", граждане, имеющие земельные участки в пожизненное наследуемое владение, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имел право однократно бесплатно приобрести в собственность земельный участок, находящийся в его пожизненном наследуемом владении.

При этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускалось. Оплачивались только сборы по государственной регистрации земельного объекта.

Право пожизненного наследуемого владения может быть прекращено. Основанием для этого может служить:

· отказ землевладельца от права на земельный участок, то есть по волеизъявлению обладателя земельного участка;

· принудительные административные меры вследствие ненадлежащего использования землевладельцем земельного участка (нецелевое использование, а в случаях сельскохозяйственных земель - существенное ухудшение экологической обстановки или умышленных земельных нарушений со стороны землевладельца, неуплата земельного налога и др.)- в соответствии со ст.54 Земельного кодекса РФ.


2.   Понятие, основания и виды юридической ответственности за совершение земельных правонарушений.

а)   Понятие и виды юридической ответственности за земельные преступления и правонарушения.

Юридическая ответственность за земельные правонарушения регулируется нормами земельного, уголовного, административного, трудового, гражданского права, а также нормами соответствующих процессуальных отраслей.

При этом в большинстве случаев положения земельного законодательства носят отсылочный характер, адресуя вопросы привлечения к юридической ответственности к специальному законодательству - Уголовному и Гражданскому кодексам, Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации.

Основными видами юридической ответственности являются:

·   уголовно-правовая;

·   административно-правовая;

·   гражданско-правовая;

·   дисциплинарная (применительно к трудовым правоотношениям работников, выполняющих некоторые виды деятельности, связанные с земельным правом).

б)   Понятие и состав земельного правонарушения.

Система достаточных и необходимых признаков земельного правонарушения образует его состав.

Земельное правонарушение - общественно опасное, противоправное действие или бездействие, нарушающее земельное законодательство, приводящее к негативным последствиям или создающее угрозу возникновения таких последствий и наказуемое по закону; такие действия или бездействие, предметом посягательства которых является земля.

Особенностью любого правонарушения является заведомо вредоносный или социально-опасный характер деяния, который наносит ущерб интересам личности, государства, общества в целом, земельному правопорядку.

Объект правонарушения - это закрепленные в законодательстве общественные отношения, возникающие по поводу земли в её юридическом понимании.

Объективную сторону образует противоправное деяние, совершенное в нарушение земельного законодательства.

Субъектами земельного правонарушения являются физические (граждане или должностные лица) и юридические лица.

Субъективная сторона выражается в наличии вины правонарушителя. Вина бывает двух видов: умышленная и неосторожная.

Вместе с тем, в случае причинения вреда предприятиями, учреждениями и организациями, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы либо умысла потерпевшего.

Составы: материальный (при наличии последствий) и формальный (с момента совершения).

Классификация: административные и гражданско-правовые правонарушения, дисциплинарные проступки.

Порядок привлечения к административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности строго регулируется соответствующими кодексами: уголовно-процессуальным, КоАП, и, соответственно, гражданско-процессуальным.

в) Понятие земельных преступлений (уголовная ответственность).

Лица, виновные в совершении преступлений, т.е. общественно-опасных деяний, попадающих под диспозицию действия статей УК РФ, несут уголовную ответственность.

Земельное преступление - виновно совершаемое, общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания. Уголовная ответственность за земельные преступления наступает в соответствии с УК РФ.

Субъектами являются только физические лица.

Следует отметить, что чисто «земельных» составов в УК РФ много. Поскольку земельное законодательство тесно связано с экологическим, то многое составы косвенно «проецируются» и на земельные правоотношения.

УК РФ предусмотрены следующие составы, связанные с земельными или иными экологическими правоотношениями.

К таковым можно отнести:

·  нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ ;

·  нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов ;

·  загрязнение вод;

·  порчу земли;

·  нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов[1]

Непосредственно к земельным правоотношениям относится диспозиция ст. 254 УК РФ.

Согласно этой статье отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами или иными опасными веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, является основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Диспозиция рассматриваемой статьи состоит из 3 частей и в качестве «максимальной» санкции предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет за деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека.

г)   Административная ответственность за земельные правонарушения.

Административная ответственность применяется за совершение противоправных действий, которые по сравнению с уголовными преступлениями отличаются меньшей степенью общественной опасности. Главный признак административной ответственности - преимущественно внесудебный порядок назначения и применения санкций.

Согласно Кодекса об административных правонарушениях РФ административным правонарушением признается виновное, противоправное деяние, действие или бездействие физического, должностного или юридического лица, за которое предусмотрена административная ответственность.

Существует 20 составов правонарушений, диспозиции которых отражены в гл. 7 и 8 КоАП РФ.

1-я группа — деяния, нарушающие право собственности и право пользования земельным участком. К таковым относятся:

· самовольное занятие земельного участка ;

· уничтожение межевых знаков ;

· пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией);

· самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения;

· самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд, самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом [2].

2-я группа - нарушение порядка государственного управления в области землепользования. В эту группу входят нарушения в строительстве, промышленности, мелиорации, где необходим обязательный государственный контроль.

3-я группа - нарушения требований в области охраны земель. К этой же группе можно отнести и ряд «экологических» составов. Например:

· нарушение требований по охране и рациональному использованию недр и гидроминеральных ресурсов;

· нарушение правил водо- или лесопользования;

· порча сельскохозяйственных и других земель;

· несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования их по назначению;

· использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв[3].

Как отмечалось выше, субъектами могут являться не только физические (должностные) лица, но и юридические лица.

д)  Дисциплинарная ответственность за нарушения земельного законодательства.

Статья 75 Земельного кодекса предусматривает дисциплинарную ответственность за земельные правонарушения. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектами Российской Федерации.

Все земельные правонарушения, связанные с нарушением трудовой дисциплины в земельных отношениях и носящие характер дисциплинарных проступков, влекут ответственность в соответствии с Трудовым кодексом. Глава IX Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) «Трудовая дисциплина» регулирует это отношение. Заранее установить весь перечень дисциплинарных земельно-правовых проступков в каких-то правовых актах вряд ли возможно. Данный вопрос решается конкретно в каждом случае.

Все деяния (действие или бездействие), нарушающие земельное законодательство, но не носящие характер административного проступка или уголовного преступления, относятся к дисциплинарным проступкам.

Статья 192 ТК РФ  «Взыскания за нарушения трудовой дисциплины» устанавливает следующее: За нарушение трудовой дисциплины администрация предприятия, учреждения, организации применяет следующие дисциплинарные взыскания[4]: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

Законодательством о дисциплинарной ответственности, уставами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены для отдельных категорий работников также и другие дисциплинарные взыскания.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника.

Нарушением трудовой дисциплины (дисциплинарным проступком) является противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его трудовых обязанностей.

Право выбора конкретной меры дисциплинарного взыскания из числа предусмотренных законом принадлежит администрации, которая должна учитывать степень тяжести проступка и вред. За каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) или постановление о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляются (сообщаются) работнику, подвергнутому взысканию, под расписку.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством.

Орган, рассматривающий трудовой спор, вправе учитывать тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение работника, отношение к труду, а также соответствие дисциплинарного взыскания тяжести совершенного проступка. Днем обнаружения проступка считается день, когда лицу, которому по службе подчинен работник, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий.

е) Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовая ответственность за нарушения земельного законодательства наступает независимо от привлечения виновных к другим видам ответственности. Возмещение вреда, причиненного в результате земельного правонарушения, по общему правилу производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Законодательство предусматривает при возмещении вреда взыскание убытков, которые уже понес потерпевший к моменту предъявления иска в суде.

Размер убытков, причиненных земле, исчисляется в некоторых случаях в соответствии со специальными методиками, а в остальных по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния земель с учетом понесенных убытков, включая упущенную выгоду.

Создание специальных методик расчета вызвано тем, что исчисление всех элементов убытков представляет собой чрезвычайно сложный процесс. Не всякий ущерб проявляется сразу, часто он носит потенциальный характер. Применение такс и методик для расчета размера причиненного вреда на практике не всегда обеспечивает реализацию принципа полного возмещения вреда, так как стоимость работ по восстановлению нарушенного состояния земли может значительно превышать размер взыскания, исчисленный по таксам и методикам.  Минприроды были предприняты попытки применить иной принцип определения расчета для исчисления размера взысканий. Так, размер ущерба от загрязнения земель химическими веществами определяется исходя из затрат на проведение полного объема работ по очистке загрязненных земель. Если оценить такие затраты невозможно, то размер ущерба от загрязнения земель рассчитывается по методике.

Выводы: Нарушение земельного правопорядка, неисполнение или ненадлежащее исполнение правовых требований, безусловно, отрицательно сказываются на использовании и охране земель. Важнейшим элементом правового обеспечения рационального использования и охраны земель, защиты прав и законных интересов собственников земли, землепользователей, арендаторов является применение правовых средств воздействия, направленных на устранение нарушения земельного законодательства и прекращение его дальнейшего развития, восстановление нарушенного права и привлечение виновных в нарушении к правовой ответственности. Ответственность за земельные правонарушения в зависимости от применяемых санкций подразделяется на административную, уголовную, гражданско-правовую и дисциплинарную

Административная ответственность наступает за такие противоправные нарушения земельного законодательства, виновные недостатки и упущения в использовании и охране земель, которые по степени своей опасности не требуют уголовного преследования.

Гражданско-правовая ответственность называется также имущественной ответственностью за ущерб, причиненный имуществу граждан и юридических лиц, а также жизни и здоровью людей.

Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель, их загрязнение.

Уголовная ответственность применяется за преступления и включает самые строгие меры государственного принуждения.


3.   Задача. Гражданин М. получил в октябре 2000 г. на праве постоянного (бессрочного) пользования  земельный участок на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства.  М. построил на земельном участке жилой дом, но до июля 2004 г. земельный участок по целевому назначению не использовался, поскольку М. работал  шофером в соседнем городе по контракту в воинской части. Позже М. занимался извозом на личном автомобиле, а земельный участок самовольно использовал для стоянки автомобилей за плату. В результате  уплотнения поверхности земельного участка и попадания на него горюче-смазочных материалов значительно ухудшилось состояние почвы и экологической обстановки, загрязнялись поверхностные и подземные воды. Это также нарушало права соседних землепользователей. По их жалобе органами государственного земельного контроля была проведена проверка выполнения М. порядка и условий землепользования. Указанные факты подтвердились, и по результатам проверки орган госземконтроля вынес М. предупреждение о допущенных им земельных правонарушениях и установил 2-х месячный срок для их устранения.

По истечении указанного срока орган госземконтроля установил, что нарушения земельного законодательства не устранены и направил в орган местного самоуправления, который предоставил М. земельный участок, материалы о земельных правонарушениях с предложением о принудительном лишении М. права пользования земельным участком.  В ответ на эти действия  М. потребовал у органа местного самоуправления оформить земельный участок в собственность и разрешить ему использовать земельный участок для организации частной автостоянки. Орган местного самоуправления отказал М. в этом и принял решение о принудительном прекращении права М. на земельный участок. Последовало обращение М. в суд с заявлением о рассмотрении земельного спора.

Укажите нарушения земельного законодательства, допущенные участниками указанных событий. Решите дело.



Список использованной литературы

Нормативные акты.

1. Конституция Российской Федерации 1993г.

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 21.10. 2001  № 136-ФЗ.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001  № 197-ФЗ.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996  № 63-ФЗ.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации

7. Федеральный закон от 07.07.03 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».

8. Федеральный закон от 25.10.2000 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

9. Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

10. Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

11. Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ. 

12. Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. № 833 «О государственном земельном контроле».

Литература.

1. Болтанова Е.С.. Земельное право: Учебник. М.: 2004.

2. Гусев Р.К. Земельное право: Учебник. М.: 2002.

3. Земельное право: учебник / Авт.колл.: Ю.Г. Жариков, В.Х. Улюкаев, В.Э. Чуркин. – М.: 2003.

4. Гражданское право: Учеб.: В 3 т. Т. 3. Н. Д. Егоров, И. В. Елисеев и др.; Отв. ред. А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

5. Украинцев О.Ю. «Земельное право». Учебный курс (учебно-методический комплекс)

 



[1] ст.246, 247, 249, 254, 262 Уголовного Кодекса РФ соответственно.

[2] ст.7.1, 7.2, 7.3, 7.6, 7.9, 7.10 КоАП соответственно

[3] ст. 8.8, 8.13-8.15, 8.25-8.28, 8.30, 8.6, 8.7,ст. 8.9 КоАП соответственно

 

[4] Трудовой кодекс Российской Федерации

Похожие работы на - Право пожизненного наследуемого владения земельным участком

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!