Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента




 

 

Содержание бизнес-плана реконструкции гостиницы «Черноморье»:

 

Глава I. Резюме проекта реконструкции гостиницы «Черноморье». 2

Глава II. Описание ООО «Гостиница «Черноморье» и состояние рынка. 4

Глава III.   План маркетинга. 19

Глава IV. Организационный план реализации проекта гостиницы «Черноморье». 26

Глава V. План производства. 28

Глава  VI Финансовый план реализации проекта. 38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Резюме проекта реконструкции гостиницы «Черноморье».

ООО «Гостиница Черноморье» было создано в 1994 г. и в настоящий момент обладает полными правами на здание гостиницы (в эксплуатации -  12 лет) и правом аренды участка земли на 49 лет под зданием. Договор аренды заканчивается в 2049 г.

Гостиница находится по адресу: Россия, г. Сочи, ул. Курортный проспект 72/12.

Величина уставного капитала равна стоимости здания гостиницы – 56 000 000 руб. Учредителями проекта являются: Козлов А.В.  и Баранов М.Ю., с 55% и 45% долями соответственно.

Целями данного проекта являются:

a. Реконструкция здания, капитальный ремонт номеров и служебных помещений;

b.   повышение качества обслуживания;

c.   повышение категории гостиницы до 3*;

d.   оборудование номеров дополнительными услугами;

e.   внедрение новых технологий в сфере управления и маркетинга;

f. привлечение новых клиентов.

Необходимость изменений продиктована изношенностью здания, падением спроса на предоставляемые услуги на данном предприятии и др.

Здание оборудовано под гостиницу, но требует капитального ремонта.  Поэтому требуется проведение строительных и отделочных работ.  Приобретение необходимого оборудования и проведение монтажных работ предполагает единовременные затраты в размере 4,568 млн. руб. Реализация проекта предполагает получение кредита в размере  1,468 млн. руб. на срок до 5 лет под процентную ставку 13%, выплата долга и процентов по нему осуществляются ежемесячными платежами.

Предполагается осуществить проект за пять лет, срок реконструкции определен в три года.

Общая стоимость проекта на сегодняшний день оценивается на уровне   6 ,568 млн. руб. без учета стоимости существующего здания. Необходимый объем инвестиций – 4,730 млн. руб.

Экономическая эффективность данного проекта достаточно высока и представлена следующими основными показателями:

·   дисконтированный срок окупаемости проекта при реальной ставке сравнения 13% годовых составляет около 3 года с начала реализации проекта, что значительно ниже периода жизни самого проекта;

·   внутренняя реальная норма доходности, без учета инфляции, составляет 62%, что значительно превышает “банковскую” ставку кредита, погашаемого в пределах срока жизни проекта.

При заложенном в расчетах уровне доходов и затрат проект является эффективным и финансово состоятельным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Описание ООО «Гостиница «Черноморье» и состояние рынка.

    ООО «Гостиница "Черноморье"» создано в 1998 г. и в настоящий момент обладает полными правами собственности на здание гостиницы (в эксплуатации здание находится 11 лет)  и правом  аренды участка земли на 49 лет под зданием. Договор аренды заканчивается в 2049 г.  Стоимость здания составляет   –  55800 млн.руб.

Месторасположение:  г.Сочи, ул. Курортный проспект 72/12.

Основное направление деятельности ООО «Гостиница "Черноморье": оказание гражда­нам России и зарубежным гражданам, приезжающим в г. Сочи, услуг размещения на уровне гостиницы категории 2*. Услуги предприятия наиболее востребованы потребителями среднего класса, приезжающими на сезонный отдых, а также деловыми туристами, круглогодично пользующимися услугами гостиницы.

 

Таблица 2.1

Характеристика номеров гостиницы «Черноморье» 2*

Параметр

 

 

Номеров всех категорий

 

 

 

Категория гостиничного номера

Одноком­натный

одномест­ный

 

Одноком­натный

двухмест­ный

 

 

Двухком­натный

двухмест­ный

 

 

Количество номеров

54

13

36

5

Общее число мест

95

13

72

10

Общая площадь номера м2

 

 

13

22

28

Жилая площадь

номера м2

 

 

10

18

22

Площадь ванной комнаты м2

 

 

3

4

6

Стоимость места, руб.

 

1360

1540

1650

Средняя стоимость места (койко-дня), руб.

1527

 

 

 

 

Основными целями данного проекта мы определим:

1. Внутренняя отделка номеров и повышение их комфортабельности, оснащение современным оборудованием и, как следствие, повышение классности гостиницы.

Оснащение номеров второй категории мини-холодильниками, ТВ спутниковыми антеннами, банными наборами; номеров первой категории – мини-холодильниками, ТВ спутниковыми антеннами, банными наборами, сплит-системами, беспроводным выходом в Интернет, телефонной связью; номеров категории люкс – мини-холодильниками, ТВ спутниковыми антеннами, банными наборами, сплит-системами, мини-барами, высокоскоростным доступом в Интернет, междугородним телефонным соединением.

2. Повышение качества услуг, предоставляемых персоналом гостиницы.

Повышение качества обслуживания и внедрение передовых технологий, соответствующих мировым стандартам. 

3. Создание эффективной и экономически целесообразной системы управления.

В процессе формирования новой системы управления,  компания прово­дит мероприятия по внедрению передовых компьютерных технологий, а также маркетинговые исследования, направленные на увеличение доли рынка (по уровню дохода) на 12%.

 

  А) Анализ внутренней среды гостиницы «Черноморье»

Гостиница Черноморье относится к категории двухзвездочных. Всего номерной фонд составляет 54 номера, из которых 13 однокомнатных одноместных (номеров первой категории), 36 однокомнатных двуместных (номеров второй категории) и 5 двухкомнатных двуместных (номеров категории люкс).

В здании гостиницы планируется провести ремонт жилых и служебных помещений с заменой оконных рам, дверных проемов, внутренней отделки, а также полной заменой мебели и оснащением новым оборудованием. Также планируется усовершенствование системы обслуживания, которое включает в себя мероприятия по работе с персоналом: учебные программы, тренинги.

  Гостиница «Черноморье» расположена на одной из центральных улиц г. Сочи с удаленностью от железнодорожного и автовокзала в пяти минутах езды на транспорте, что обуславливает выгодное положение. Гостиница расположена в центре города, что обусловливает  ее близкое расположение к основным достопримечательностям города.

В данный момент услуги гостиницы ограничиваются: наличием бара на 8 мест, автостоянки на 10 мест, прачечной для гостей, обслуживанием в номерах круглосуточно, вызовом такси, бронированием авиа и ж/д билетов.

 

Таблица 2.2

Динамика количества ночевок и доли рынка г.Сочи гостиницы  Черноморье

Период (год.)

 

Показатели

2006

2007

2008

Количество ночёвок

6521

6034

4982

Уровень загрузки гостиницы %

33,5

33,4

31,6

Вместимость коллективных средств размещения г.Сочи, кол. мест

62400

72500

78500

Доля рынка (по вместимости)= кол. мест гост. Черноморье /кол. мест гост. г.Сочи

0,001522

0,00131

0,00121

 

На основе данных таблицы можно сделать вывод о том, что динамика количества ночевок уменьшается с каждым годом также как и доля рынка гостиницы Черноморье.

 

Таблица 2.3

Сегментация потока клиентов гостиниц г.Сочи по целям поездки

Период (год.)

 

Цели

поездок

2006

2007

2008

Досуг, отдых

12

25

30

Деловая

42

34

21

Лечение

4,2

3,1

2,2

Прочее

21

15

12

 

На основе данных таблицы 2.3  можно сделать вывод, что сегментация потока клиентов гостиниц г. Сочи меняется по годам: клиентов с целью отдыха стало больше, зато уменьшилось количество клиентов, имеющих целью поездки деловое общение.

А) Абсолютный прирост (досуг) 2007г. = 25-12 = 13

Абсолютный прирост (досуг) 2008г. = 30-25 = 5

Средний абсолютный прирост (досуг) = (30 – 12)/(3-1) = 9

Темп роста (досуг) цепной 2007г. = 25/12 = 2,08

Темп роста (досуг) цепной 2008г. = 30/25 = 1,2

Темп роста базисный (досуг) = 30/12 = 2,5

Темп прироста (досуг) цепной 2007г. = 208 -100% = 108%

Темп прироста (досуг) цепной 2009г. = 120 -100% = 20%

Темп прироста (досуг) базисный = 250 -100% = 150%

 

Б) Абсолютный прирост (деловая) 2007г. = 34-42 = -8

Абсолютный прирост (деловая) 2008г. = 21-34 = -13

Средний абсолютный прирост (деловая) = (21–42)/(3-1) = -10,5

Темп роста (деловая) цепной 2007г. = 34/42 = 0,81

Темп роста (деловая) цепной 2008г. = 21/34 = 0,62

Темп роста базисный (деловая) = 21/42 = 0,5

Темп прироста (деловая) цепной 2008г. = 81-100% = -19%

Темп прироста (деловая) цепной 2009г. = 62 -100% = -38%

Темп прироста (деловая) базисный = 50 -100% = -50%

 

В) Абсолютный прирост (лечение) 2008г. = 12,5-11 = 1,5

Абсолютный прирост (лечение) 2009г. = 15-12,5 = 2,5

Средний абсолютный прирост (лечение) = (15 – 11)/(3-1) = 2

Темп роста (лечение) цепной 2008г. = 12,5/11 = 1,14

Темп роста (лечение) цепной 2009г. = 15/12,5 = 1,2

Темп роста базисный (лечение) = 15/11 = 1,36

Темп прироста (лечение) цепной 2008г. = 114-100% = 14%

Темп прироста (лечение) цепной 2009г. = 120-100% = 20%

Темп прироста (лечение) базисный = 136-100% = 36%

 

Г) Абсолютный прирост (прочее) 2008г. = 8,6-5,5 = 3,1

Абсолютный прирост (прочее) 2009г. = 6,5-8,6 = -2,1

Средний абсолютный прирост (прочее) = (6,5 – 5,5)/(3-1) = 0,5

Темп роста (прочее) цепной 2008г. = 8,6/5,5 = 1,56

Темп роста (прочее) цепной 2009г. = 6,5/8,6 = 0,76

Темп роста базисный (прочее) = 6,5/5,5 = 1,18

Темп прироста (прочее) цепной 2008г. = 156-100% = 56%

Темп прироста (прочее) цепной 2009г. = 76-100% = - 24%

Темп прироста (прочее) базисный = 118-100% = 18%

 

Таблица 2.4

Анализ сезонных колебаний загрузки, гостиницы

ООО «Черноморье»

 

Периоды

Уровень загрузки по периодам в %

 

01.11-31.03

1.04-30.06

1.07-31.08

01.09-31.10.

2007

16,5

38,5

70,5

12

2008

17,5

42,5

71,4

11

2009

15,4

43,6

69,8

17

 

На основе данных таблицы 2.4 можно сделать вывод о том, что наибольший уровень загрузки  номеров гостиницы приходится на июль-август года, а наименьшее – на сентябрь-октябрь.

Коэффициент сезонности (01.11-31.03) = (максимальный уровень загрузки/минимальный уровень загрузки) = 17,5/15,4  = 1,14%.

 Коэффициент сезонности (01.04-30.06) = (максимальный уровень загрузки/минимальный уровень загрузки) = 43,6/38,5  = 1,13%.

Коэффициент сезонности (01.07-31.08) = (максимальный уровень загрузки/минимальный уровень загрузки) = 71,4/69,8 = 1,02%.

Коэффициент сезонности (01.09-31.10) = (максимальный уровень загрузки/минимальный уровень загрузки) = 17/11  = 1,55%.

 

  Далее проводится анализ общих рыночных условий и дается обзор рынка в целом. Для этого анализируются экономические данные и общие рыночные условия, которые могут воздействовать на существующий ры­нок средств размещения. Ключевые экономические факторы включают:

– тенденции занятости;

Таблица 2.5

Динамика безработицы в России

 

2007

2008

2009

 

Тысяч человек

 

 

Экономически активное население - всего

72500

71500

77000

 в том числе:

 

 

 

 занятые в экономике

67000

65500

69800

безработные

5500

6000

7200

безработные в %

7,59

8,39

9,35

 

Уровень безработицы 2007г. = (безработные /экономически активное население)?100% =5500/72500? ? 100% = 7,59%

Уровень безработицы 2008г. = (безработные /экономически активное население)?100% =6000/71500? ? 100% = 8,39%

Уровень безработицы 2009г. = (безработные /экономически активное население)?100% =7200/77000? ? 100% = 9,35%

Абсолютный прирост (уровень безработицы) 2008г. = 8,39-7,59  = 0,8%

Абсолютный прирост 2009г. = 9,35 – 8,39 = 0,96%

Средний абсолютный прирост  = (9,35 – 7,59)/2 = 0,88%

Темп роста (цепной) 2008г. = 8,39/7,59 = 1,11

Темп роста (цепной) 2009г. = 9,35/8,39 = 1,11

Темп роста (базисный) = 9,35/7,59 = 1,23

Темп прироста (цепной) 2008г. = 111 – 100% = 11%

Темп прироста (цепной) 2009г. = 111 – 100% = 11%

Темп прироста (базисный) = 123 – 100% = 23%

По данным расчетов можно сделать вывод о том, что уровень безработицы вырос на 23% по сравнению с 2007г.

 

– тенденции изменения величины ВВП;

 

Таблица 2.6

Динамика реального объема произведенного ВВП

Показатель

 

2007

2008

2009

Реальный объём произведенного ВВП

(млрд.руб.)

7600,6

 

7700,6

 

8500,8

 

 

Абсолютный прирост (Объем ВВП) 2008г. = 7700,6 – 7600,6  = 100 млрд.руб.

Абсолютный прирост 2009г. = 8500,8 – 7700,6 = 800,2 млрд.руб.

Средний абсолютный прирост  = (8500,8 – 7600,6)/2 = 450,1

Темп роста (цепной) 2008г. = 7700,6/7600,6 = 1,01

Темп роста (цепной) 2009г. = 8500,8/7700,6 = 1,10

Темп роста (базисный) = 8500,8/7600,6 = 1,12

Темп прироста (цепной) 2008г. = 101 – 100% = 1%

Темп прироста (цепной) 2009г. = 110 – 100% = 10%

Темп прироста (базисный) = 112 – 100% = 12%

Можно говорить о том, что Объем ВВП вырос на 12% по сравнению с 2007г.

 

– демографические тенденции;

 

Таблица 2.7

Динамика численности населения России

Годы

Все
население,
млн. человек

Родившиеся

Умершие

Естественный прирост,
убыль (-)

2007

145,5

1457,4

2303,9

-846,5

2008

144,6

1479,6

2166,7

-687,1

2009

143,6

1610,1

2080,4

-470,3

 

Абсолютный прирост (численность населения) 2008г. = 144,6 – 145,5  = - 0,9 млн. чел.

Абсолютный прирост 2009г. = 143,6 – 144,6 = - 1млн. чел.

Средний абсолютный прирост  = (143,6 – 144,6)/2 = - 0,5

Темп роста (цепной) 2008г. = 144,6/145,5 = 0,99

Темп роста (цепной) 2009г. = 143,6/144,6 = 0,99

Темп роста (базисный) = 143,6/145,5 = 0,99

Темп прироста (цепной) 2008г. = 99 – 100% = - 1%

Темп прироста (цепной) 2009г. = 99 – 100% = - 1%

Темп прироста (базисный) = 99 – 100% = - 1%

Численность населения уменьшилась на 1% по сравнению с 2007г.

 

.

  Таблица 2.8

Анализ основных конкурентов гостиницы «Черноморье».  Уровня 2 *

Название

Гостиница  «Приморская»

Гостиница «Москва»

Гостиница «Черноморье»

1

2

3

4

Месторасположение

г.Сочи, ул.Соколова, 10 недалеко от Центральной набережной, рядом с гостиницами «Жемчужина» и «Парк отель», 200 м от пляжа и аквапарка «Маяк». Аэропорт-28 км, центр Сочи /ж/д станция Сочи/ -1 км.

 

354000, г. Сочи, Курортный проспект, 18

в деловом центре Сочи в районе морвокзала,в 200 м от моря. Аэропорт-28 км, центр Сочи, ж/д Сочи - 500 м.

 

г. Сочи, Курортный пр.,72/12 в центре Сочи, напротив Цирка, рядом с парком «Дендрарий», 200 м от моря. А/п- 25км, ж/д Сочи - 4 км.

Физические параметры гостиницы:

2*,  280 номеров

 

2*, 10-этажное здание, 400 мест,

построено в 1984г., косметический

ремонт в 2000 г

 

2*, 5-ти этажное здание,  на 53 номера

 

Репутация

Неизвестная

Неизвестная

Известная

Услуги

Рестораны, лобби-бар, бассейн 25 м. авиакассы, конференц-зал, парикмахерская, магазин, косметический салон, массажный кабииет, сауна, фотоуслуги.

 

рестораны, лобби-бар, тренажерный зал 100 м2, авиа- и ж/д. кассы, конференц-зал,  парикмахерская, магазин, косметический салон,

массажный кабинет, сауна, фотоуслуги

бар на 8 мест,

Стоимость руб./ сут. (в высокий сезон)

1200-2500р.

1300-6200р.

1400-1600р.

Характеристика загрузки

41%

35%

31,6 %

Каналы сбыта

Индивидуальные

деловые клиенты и туристы (специальные цены для туристичес-

ких агентств),

корпоративные

клиенты (гибкие

скидки)

 

 

Индивидуальные и корпоративные клиенты, разработана гибкая система скидок,

Индивидуальные

и корпоративные

клиенты

 

Реклама

Статьи в специализированной прессе, качественный интернет-сайт, информация на туристических интернет-порталах, в туристических справочниках

Качественный интернет-сайт, информация в профессиональных гостиничных и туристических кругах, в туристических справочниках, статьи в специализированной прессе, участие в специализированных выставках

 

Информация в районной печати, из уст в уста среди

клиентов гостиницы,

информация в туристических справочниках

 

 

 

  Таблица 2.9

Анализ основных конкурентов гостиницы «Черноморье».  Уровня 3 *

Название

Гостиница «Жемчужина»

SPA-отель «Сочи-Бриз»

Гостиница «Черноморье»

1

2

3

4

Месторасположение

в центре Сочи, рядом с Зимним театром, на берегу моря. Аэропорт - 30км, ж/д станция Сочи -2 км.

в центре Сочи, напротив Цирка, радом с парком «Дендрарий», 300 м от моря. А/п- 25км, ж/д Сочи -4 км.

5-ти этажное здание с лифтом на 130 номеров

 

г. Сочи, Курортный пр.,72/12 в центре Сочи, напротив Цирка, рядом с парком «Дендрарий», 300 м от моря. А/п- 25км, ж/д Сочи - 4 км.

Физические параметры гостиницы:

10- этажное здание, построено в 1975 году, 900 номеров

5-ти этажное здание с лифтом на 130 номеров

 

5-ти этажное здание,  на 51 номер

Репутация

Неизвестная

Известная

Неизвестная

Автоматизация управления гостиницей

Высокая

Частичная

Высокая

Текучесть кадров

 

Низкая

Высокая

Низкая

Услуги

кафе, рестораны, в гостинице 8 ресторанов 9 баров, 2 ночных клуба, салон красоты, - пляж (аренда), детский и взрослый плавательный бассейн с подогреваемой морской водой под открытым небом;

две сауны – на пляже и при бассейне,

теннисные корты, спортивные площадки; автостоянка

экскурсионное и транспортное обслуживание и др.

открытый бассейн с подогреваемой водой, бары, ресторан

Кафе на 15 мест,

конференц зал, сауна, бильярд,

интернет, телефон, прачечная

химчистка (аутсортинг),

переговорная комната, банкетный зал.

 

Качество услуг

 

Хорошее

Хорошее

 

Хорошее

 

Контроль качества предоставляемых услуг

Время от времени

Постоянный

Время от времени

Стоимость руб./ сут.

(в высокий сезон)

(нижний ценовой диапазон – цена за место в 2-х местн. стандартн. номере)

2100-4150

1400-31000

1980-2580

Среднегодовая реализация но­мерного фонда по предваритель­ным заявкам (бронирование), %

 

80

55

75

Характеристика загрузки, %

39

33,5

41

Доля деловых туристов в общем числе гостей, %

25

40

50

Доля корпоративных клиентов в сегменте деловых гостей, %

30

10

25

Маркетинговая стратегия

Внедрены отдель­ные элементы

Разработка

Внедрены отдель­ные элементы

Каналы сбыта

Клиенты крупных компаний, индивидуальные деловые клиенты и туристы (спе-

циальные цены для туристических агентств),

корпоративные клиенты (гибкие

скидки)

Индивидуальные и корпоративные клиенты, разработана

гибкая система

скидок, действуют тарифы выходного дня

 

Индивидуальные

и корпоративные

клиенты

 

Реклама

 Статьи в специализированной прессе, контакты с отделами продаж крупных гостиниц, качественный интернет-сайт, информация на туристических интернет-порталах, в туристических справочниках, участие в

ежегодных российских и зарубежных туристических выставках и семинарах

 

Информация в профессиональных гостиничных и туристических кругах, в туристических справочниках, статьи в специализированной прессе

 

Информация в районной печати, из уст в уста среди

клиентов гостиницы,

информация в туристических справочниках

 

 

Так как внешняя и внутренняя среда постоянно изменяются под воздействием деятельности, как самого предприятия, так и других факторов, то необходимо выявить ограничения, возможности, сильные и слабые стороны предприятия в изменяющейся среде. И на основе полученных результатов предприятие должно внести изменения в выбранную стратегию. Выявить и соотнести между собой ограничения и возможности, слабые и сильные стороны предприятия поможет SWOT-анализ.

В заключение второй главы важно отметить, что уровень безработицы к 2009 году вырос на 23%, Объем ВВП вырос на 12% и население уменьшилось на 1%. Реконструкция гостиницы Черноморье своевременна, так как на основе анализа основных конкурентов видно, что постройка их относится примерно к одному временному периоду. Физический износ здания примерно одинаков и внедрение новых технологий вместе с отреставрированным зданием притянет новый поток клиентов.

Номера гостиницы рассчитаны на потребителей с разным уровнем доходов. В основном наша гостиница рассчитана на клиентов, посещающих г. Сочи с деловыми целями и туристов, доля которых - 80% от общего объема въездного туризма. При этом следует отметить, если бизнес-туристы прибывают на достаточно продолжительный срок, то высока вероятность, что они поселятся в гостинице 3*, чем в гостинице 4* и 5*, так как номера существенно отличаются по стоимости, и чем в гостинице 2*, так как качество предоставляемых услуг в отеле 3* выше, чем в 2-хзвездочном отеле. То же можно сказать и о туристах, прибывающих на отдых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III.   План маркетинга.

 

3.1  Стратегическое планирование.

Проведите SWOT анализ  гостиницы "Черноморье " 2*  сформируйте на его основе цели и стратегии развития.

 

Конкурент 1

Конкурент 2

Своя компания

 

«Жемчужина»

«Сочи-Бриз»

«Черноморье»

Сильные стороны

Месторасположение, Наличие широкого спектра услуг, Высокое качество обслуживания, наличие номеров различных ценовых категорий.

Хорошая репутация у постояльцев, оказание дополнительных услуг, хорошее качество услуг, наличие номеров различных ценовых категорий, близость расположения к ж/д вокзалу и автовокзалу.

 

Оказание дополнительных услуг,  индивидуальный подход к клиенту, наличие номеров различных ценовых категорий.

Слабые стороны

Ухудшающаяся конкурентная позиция,  небольшие маркетинговые способности, среднее качество услуг, плохая реклама.

Небольшие маркетинговые способности, недостаточная мотивация труда работников, плохая реклама, плохая  связь с городской системой транспорта.

Недостаточный управленческий опыт, плохая реклама, недостаточность информации в СМИ, ухудшающаяся конкурентная позиция.

Возможности

Расширение предоставляемых услуг, привлечение инвесторов.

Переход к более эффективным стратегиям, увеличение постоянных клиентов, привлечение инвесторов.

Расширение предоставляемых услуг, Увеличение клиентов, привлечение инвесторов, постоянные клиенты, повышение качества предоставляемых услуг, эффективный менеджмент.

Угрозы

Возможность появления новых конкурентов, изменение потребительских предпочтений, неудовлетворенность клиентов качеством услуг, неблагоприятная политика правительства.

Возрастающее конкурентное давление, неудовлетворенность клиентов качеством услуг.

Изменение потребительских предпочтений, неблагоприятная политика правительства, неудовлетворенность клиентов качеством услуг, появление конкурентов.

 

 

Итак, из таблицы видно, что главными конкурентными преимуществами данного проекта являются: удобное месторасположение гостиницы, Оказание дополнительных услуг,  индивидуальный подход к клиенту, наличие номеров различных ценовых категорий. Так же необходимо учитывать, что конкурентоспособность гостиницы зависит не только от набора услуг, но и от их качества.

 

3.2 Программа маркетинга

а) планирование продукта (услуги)

согласно Системы классификации гостиниц и других средств размещения, утверждённую Приказом Ростуризма от 21 июля 2005 г. N86.

 

Таблица 3.1

Пространственная композиция мини-отеля

Наименование   объекта

Площадь, м.2

Доля в общей площ., %

Вестибюль гостиницы

 63

3,97

Однокомнатный одноместный номер (12)

 16

12,11

Одноком­натный

двухмест­ный (36)

25

 

56,78

Двухместные номера люкс (5)

35

11,04

Кафе

38

2,40

Подсобные помещения

28

1,77

Мини-прачечная

14

0,88

Офисы для персонала

40

2,52

Коридоры, лестницы и прочие помещения

135

8,52

Итого общая площадь гостиницы:

1585

100

Парковка для автомобилей жителей гостиницы

 

 

Парковка для служебных автомобилей

 

 

Прилегающая территория

 52

 

 

Жизненный цикл услуги – это период, с момента выхода услуги на рынок до момента ее ухода с рынка.

 

В зависимости от услуги и, что немаловажно, от характера ее предоставления, ЖЦУ может равняться нулю, или бесконечности.

Принято выделять шесть основных стадий жизненного цикла ус луги, для каждой из которых характерно определенное сочетание марке тинговых мероприятий, предоставляющее возможность производителю услуг осуществлять стратегические замыслы и формировать тактику по ведения на рынке.

 

 

Таблица 3.2

Тарифный план предприятия по номерам гостиницы «Черноморье»

 

 

Сезоны

 

 

 

Сегменты

 

 

Цена по категории

номера, руб.

Одноком­натный

одномест­ный

Одноком­натный

двухмест­ный

Двухком­натный

двухмест­ный

Высокий

 

 

Одиночные клиенты

1980

2260

2580

Туроператоры, корпоративные клиенты

1386

1582

1806

Туристические агентства

1782

2034

2322

Средний

 

 

 

Одиночные клиенты

1860

2100

2140

Туроператоры, корпоративные клиенты

1302

1470

1498

Туристические агентства

1674

1890

1926

Низкий (ноябрь-март)

 

 

 

Одиночные клиенты

1460

1690

2000

Туроператоры, корпоративные клиенты

1022

1183

1400

Туристические агентства

1254

1521

1800

 

Таблица 3.3

Тарифный план кафе гостиницы «Черноморье»

Вид питания

Стоимость, РУБ.

Завтрак

250

Обед

290

Ужин

270

 

Таблица 3.4

Тарифный план дополнительных услуг гостиницы «Черноморье»

Наименование услуги

Количество

Цена с НДС, руб.

1

2

3

Сауна, ч

1

380

Бильярд, ч

1

180

Интернет, 1ч.

1

150

Телефон, мин

1

30

Прачечная 5кг.

1

170

Химчистка (аутсортинг)

1

300

Аренда переговорной комнаты, ч

4

165

Аренда банкетного зала, ч  помещение

10

370

 

После разработки ценовой структуры и ценовой стратегии компании необходимо регулярно отслеживать и корректиро­вать цены на основе маркетинговых исследований, проводимых на регулярной основе самим же предприятием (например, ан­кетирование гостей и опрос мнения при поселении и при выез­де гостя).

Сформировать гибкие ценовые стратегии в зависимости: от возраста клиентов, регулярности и продолжительности отдыха.

 

в) планирование продаж

 

Таблица 3.5

Квотирование мест каналам сбыта на 2010г.

№п/п

Канал сбыта

Квота мест,%

1

 Тур. агентство «Афродита» г. С.-П.

17

2

 Тур. агентство «Кронос» г. С.-П.

19

3

 Тур. агентство «Мицар» г. Москва

25

4

 Тур. агентство «Север» г. Москва

11

5

 Тур. агентство «Эко-тур» г. Сочи

14

6

 Тур. Агентство «Люкс-Трэвел» г. Сочи

7

7

 Тур. Агентство «Люкс-тур» г. Сочи

7

8

Всего

100

 

  в) планирование продвижения

  Определить сумму расходов на рекламу, если её величина составит 2% от суммы выручки (45 000 руб.).   Распределите рекламный бюджет следующим образом:

– наружная реклама (26%) – 11700 руб.;

– участие в выставках (14 %) – 6300 руб.;

– реклама в прессе (25%) – 11250 руб.;

– сувенирная реклама (5%) – 2250 руб.;

– печатная реклама (5 %) – 2250 руб.;

– радио реклама (10%) 4500 руб.;

– компьютеризированная реклама (15%) – 4750 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава IV. Организационный план реализации проекта гостиницы «Черноморье».

В настоящее время структура управления гостиницей представлена трёмя уровнями иерархии и имеет линейно-функциональную структуру управления:

1 - й уровень – директор гостиницы;

2 - й уровень – администратор;

3 - й уровень – горничные, уборщик и т.д.

Персонал гостиницы по штатному расписанию насчитывает  19 человек.

Директор, главный бухгалтер

Администратор  1

Администратор 2

Рис. 1. Организационная структура управления гостиницы Черноморье.

 

Директор гостиницы Чехов В.П., занимающий эту должность с 2003г., имеет ряд обязанностей таких, как:

1.   управление  предприятием гостиничного типа, его персоналом и оборудованием.

2.   контроль над соблюдением техники безопасности и требований к охране труда на предприятии;

3.   контроль над состоянием оборудования, обеспечение своевременного ремонта и профилактических работ;

4.   контроль качества материалов, мониторинг запасов материалов.

Главный бухгалтер Бережкова И.Г., занимающая должность с января 2006г. выполняет на предприятии функции:

1. ведение бухгалтерского и налогового  учета в соответствии с национальными стандартами и нормативными актами, действующими в РФ;

2.предоставление налоговой, финансовой и статистической отчетности в сроки и органы, установленные действующим законодательством;

3.предоставление ежегодного отчета в органы правления обществом.

Администраторы гостиницы выполняют следующие функции:

1.   Занимаются вопросами оперативного управления;

2.   Занимаются документальным оформлением приема и проживания  клиентов, обеспечивают индивидуальный подход к каждому клиенту;

  Вспомогательные службы (охранники, горничные) обеспечивают процесс работы гостиничного комплекса, предлагая услуги прачечной, бельевой служб, уборка помещений, и безопасности клиентов.

Каждый сотрудник должен не только знать свои непосредственные обязанности и функции, но и хорошо понимать, каким именно образом его работа соотносится с той, которую выполняют другие сотрудники или подразделения, и каким образом их общая деятельность влияет на эффективность работы отеля. Для директора исключительно важно постоянно сопоставлять упомянутую выше схему с гаммой тех услуг, которые предоставляет отель – это позволит сделать вывод о том, нет ли на отдельных участках избытка рабочей силы и наоборот.

 

 

 

Глава V. План производства.

 

1) Расчет потребности основных фондов.

Инвестиции, требующиеся для проведения реконструкции и ремонтных работ, обустройства прилегающей территории, закупки не­обходимого оборудования (табл. 5.1).   Таблица 5.1

Расчёт потребности  в основных фондах гостиницы «Черноморье»

Наименование оборудования

Кол-во, шт.

Цена ед., руб.

Стоимость, руб.

Здание гостиницы

1

56 000 000

56 000 000

Вестибюль

 

 

 

Стойка «Reception»

1

23500

23 500

Комплект мягкой мебели

3

23500

70500

Номерной фонд и офис

 

 

 

Компьютер

3

32500

97500

Санитарно-гигиенический узел

 

 

 

Душевая кабина со смесителем

53

11400

604200

Кафе

 

 

 

Барная стойка

1

21500

21500

 Кассовый аппарат

2

15500

31000

Кофе-машина

1

31500

31500

Универсальная кухонная машина

1

27500

27500

 Плита

1

21500

21500

Шкаф пекарный

1

25500

25500

Посудомоечная машина

1

82500

 82500

Холодильный шкаф

1

21500

21500

Кондиционер

1

45000

45000

Мини-прачечная и подсобные помещения

 

 

 

Стиральная машина

1

85500

85500

Гладильные катки

1

65500

65500

Гладильная система

1

11500

11500

Паровая чистящая система

1

18000

 18000

Итого:

 

 

57 283 700

 

Таблица 5.2

Расчет потребности в оборотных средствах гостиница «Черноморье»

 

Расчет потребности в оборотных

средствах

 

№ п/п

Наименование имущества

Кол-во

Цена за единицу в руб.

Общая стоимость, руб.

 

Вестибюль

 

 

 

 

Столик журнальный

6

650

3900

 

Номерной фонд и офисы

 

 

 

 

Кровать двуспальная

41

6400

262400

 

Кровать односпальная

12

4400

52800

 

Тумба прикроватная

94

1140

107160

 

Светильник бра

94

640

60160

 

Телевизор

53

5040

267120

 

 

Телефон

53

440

23320

 

Компьютерный стол и кресло

3

5400

16200

 

Сейф

54

5400

291600

 

Холодильник

54

5040

272160

 

Шкаф для одежды

54

4040

218160

 

Стол

54

940

50760

 

Зеркало большое с полочкой

54

2040

110160

 

Комплект занавесок  

54

1840

99360

 

Комплект постельного белья (1,5)

12

1240

14880

 

Комплект постельного белья

(2,0)

41

1440

59040

 

Подушки, одеяло, покрывало (1,5)

11

1540

16940

 

Подушки, одеяло, покрывало (2,0)

41

1840

75440

 

Санитарно-гигиенический узел

 

 

 

 

Раковина со смесителем

53

2540

134620

 

Унитаз

53

2040

108120

 

Набор для санузла

53

4540

240620

 

Полотенце банное

53

430

22790

 

Полотенце для рук

53

130

6890

 

Халат махровый

53

330

17490

 

Кафе

 

 

 

 

Электрокипятильник

1

6330

6330

 

Столовые приборы и посуда

43

130

5590

 

Столовое белье

43

145

6235

 

Фирменная одежда

24

540

12960

 

Мебель для кафе

43

1040

44720

 

Мини-прачечная и подсобные помещения

 

 

 

 

Тележка для горничной

2

2240

4480

 

Тележка сервисная

2

1240

2480

 

Тележка багажная

1

1840

1840

Итого

2 616 725

 

Расчет месячной потребности в расходных материалах

Таблица 5.3

Расчет месячной потребности в расходных материалах гостиница «Черноморье»

п/п

Наименование имущества

Кол-во на месяц

Цена за единицу в руб.

Общая стоимость в руб.

1

Чистящие средства

21

46

966

2

Средства для мытья посуды

31

56

1736

3

Перчатки

16

16

256

4

Губка для мытья посуды

21

6

126

5

Туалетное мыло

61

14

854

6

Бумага туалетная

310

7

2170

7

Салфетки

610

8

4880

8

Зубочистки

510

3

1530

9

Трубочки

210

3

630

10

Канцтовары

 

 

755

11

Свечи

1120

7

7840

12

Цветы живые

1120

33

36960

13

Продукты питания

 

 

635000

14

Напитки

 

 

215000

ИТОГО:

908 703

Годовая потребность в расходных материалах гостиницы Черноморье = 908 703?12 = 10 904436 руб.

 

Расчет потребности в нематериальных активах

  Таблица 5.4

Расчет нематериальных активов гостиница «Черноморье»

№ п/п

Наименование имущества

Затраты

 

1

Лицензирование

16700

2

Сертификация

8700

3

Изготовление печатей, штампов

16300

4

Изготовление вывески

26000

5

Программное обеспечение

20000

6

Установка сигнализации

13700

7

Установка телефона

13400

8

Санитарно-эпидемиологические мероприятия

8200

ИТОГО:

123000

 

 

 

Расчет трудовых ресурсов предприятия и фонда оплаты труда гостиницы «Черноморье»  

Таблица 5.5

Расчет потребности персонала и расходов по заработной плате гостиницы «Черноморье»

  № п

Должность

Ч  Численность

Оклад, руб.

Фонд оплаты труда, руб.

 

Административно-управленческий персонал

1

Директор, гл. бухгалтер

1

25500

25500

2

Администратор

2

15500

31000

Итого   3

 

Производственный персонал

7

Повар

2

9700

19400

8

Бармен-кассир

2

9800

19600

9

Официант-портье

3

8100

24300

10

Горничная

3

8300

24900

11

Уборщица

3

6200

18600

12

Разнорабочий

1

7300

7300

13

Охранник

2

12000

12000

Итого

16

 

 

Итого - общий фонд оплаты труда (в месяц)

182600

 

Калькулирование себестоимости единицы услуг отдельных предприятий туризма

Амортизация производственных фондов предприятия.

 

 

 

 

Таблица 5.6

Амортизационные отчисления для основных фондов гостиницы «Черноморье»  (в год)

№ п/п

Наименование

Срок службы (год.)

Балансовая стоимость, руб.

Сумма амортизационных отчислений

1.

Здание

50

56000000

200 000

2.

Плита, шкаф пекарный

10

47000

850

3.

Барная стойка, кофе-машина, универсальная кухонная машина,  посудомоечная машина, кондиционер, холодильный шкаф

8

229500

3950

4.

Стойка «Reception», комплект мягкой мебели, компьютер, душевая камера со смеситетелем, кассовый аппарат, стиральная машина, гладильные катки, гладильная система, паровая чистящая система

5

878700

 

 

9700

Итого

 

 

57155200

214500

 

Расчёт амортизации нематериальных активов гостиницы «Черноморья»

Амортизация нематериальных активов (123 000) при сроке службы 5 лет и годовой норме амортизации 20% равна 6700 руб.

 

Расчёт себестоимости услуг гостиницы «Черноморья»

 

 

 

 

Таблица 5.7

Расчёт себестоимости услуг гостиницы «Черноморья» по экономическим элементам.

№ п/п

Статья затрат

Сумма затрат, руб.

 

Материальные затраты

1

 

 

Затраты на сырье, материалы и хозяйственные нужды (потребность в расходных материалах)

10904436

 

 

Коммунальные расходы общая площадь гостиницы  м.кв.?145руб.?12мес.

2757900

 

2

Затраты на оборотные средства (сроком службы более одного года из таблицы «Расчет потребности в оборотных средствах гостиница «Черноморье»)

2616725

 

 

Затраты на оплату труда

 

3

Зарплата персонала

182600

 

 

Отчисления на социальные нужды

 

4

ЕСН (единый социальный налог)

47476

 

 

Затраты на амортизацию

 

5

Амортизационные отчисления

221200

 

Итого – затраты (в год)

16730337

 

 

Расчёт производственной программы гостиницы «Черноморья»

Таблица 5.8

Программа производства услуг гостиницы «Черноморье»

Наименование номера

1 Кв.

2кв

3кв.

4кв.

Однокомнатный одноместный номер (11) 

(11 мест)

 

 

 

 

Кол. ночёвок

42

76

158

85

Загрузка, %

16,5

28,5

71,5

29,5

Однокомнатный

двухместный (36)

(72 мест)

 

 

 

 

Кол. ночёвок

55

68

180

77

Загрузка, %

20,5

25,5

70,5

30

Двухместные номера люкс (5) (10 места)

 

 

 

 

Кол. ночёвок

20

44

165

75

Загрузка, %

16

28

74,5

26,5

Ночей всего

117

188

503

237

Ночей всего за год

1045

 

 

 

 

Схема производственного процесса гостиницы «Черноморья»

 

Таблица 5.9

Схема производственного процесса

Наименование   операций

Продолжительность операций (мин)

Гостиница

 

Прием и размещение гостя

25

Уборка одного номера

30

Кафе

 

Прием заказа

5

Приготовление 1 чашки чая или кофе

7

Приготовление горячих блюд

20

Приготовление десертов

20

Подача холодных закусок, других готовых блюд

7

Оформление и выдача заказа

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава  VI Финансовый план реализации проекта.

 

6.1 Необходимый объем капитальных вложений. Динамика и структура капи­тальных вложений отражены в табл. 6.1

Таблица 6.1

  Расчёт суммы необходимых капиталовложений гостиницы Черноморье

п/п

Необходимые   капвложения

Ед. изм.

Всего

 Затраты по годам

1-й;

2-й

3-й

4-й

5-й …

10-й

1

Расчёт потребности  в основных фондах

гостиницы

 

руб.

57283700

1283700

 

 

 

 

 

2

Капитальный ремонт, реконструкция, прокладка коммуникаций, монтаж оборудования

Руб

1500000

750000

750000

 

 

 

 

3

Расчет потребности в нематериальных активах

Руб

123000

63000

40000

20000

 

 

 

4

Расчет потребности в оборотных средствах (ресторан)

Руб

2616725

1500000

1000000

116725

 

 

 

5  

Рекламная  кампания

Руб

45000

45000

 

 

 

 

 

 

Общие капвложения

руб

61568425

3641700

1790000

136725

 

 

 

 

6.2 Предполагаемые источники финансирования гостиницы Черноморье.

 

Источники финансирова­ния указаны в табл. 6.2

 

 

 

 

 

Таблица 6.2

Расчёт источников финансирования

1

Источники финансирования

Единицы

Всего

Финансирование по годам

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

 

5

Инвестиции  

Акционеры

Кредит

Собственные средства

Реинвестиции

Итого

 

тыс. руб.

 

 

4730,575

600

1468,425

56000

 

1573,275

600

1468,425

56000

 

 1790

 

 

 1367,3

 

 

 

 

 

  6.3  Расходы по обслуживанию кредита гостиницы Черноморье

Таблица 6.3 

Расчёт расходов по кредиту

Показатель

ед. изм.

Всего

1–й год

2-й год

3-й год

4-й год

5-й год.

 

Взятый кредит

 

Тыс. руб.

1468,425

 

 

 

 

 

Сумма основного долга кредита

 

1468,425

1174,74

881,055

587,37

293,685

Проценты по кредиту

 

 

190,895

152,716

114,537

76,358

38,179

Погашение основной суммы долга по кредиту

 

293,685

293,685

293,685

293,685

293,685

 

 

 

6.4 Структура формирования доходов гостиницы Черноморье

Таблица 6.4

Структура формирования доходов.

Центры прибыли

Ед. изм.

Всего

Поступления по годам

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

6-й

7-й

8-й

1

Продажа номеров

Тыс.

руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21699,9

24303,9

27220

30486,8

34145

38242,6

42831,7

47971,6

2

 

 

Доход от дополнительных услуг

 

3254,9

3645,6

4083

4573

5121,8

5736,4

6424,8

7195,7

3

 

 

Доход от кафе

 

18057,6

18057,6

18057,6

18057,6

18057,6

18057,6

18057,6

18057,6

 

4

 

Выручка без НДС

 

43012,4

46007,1

49361

53117,4

57324,6

62036,6

67314,1

73224,9

 

 

6.5 Формирование расходов (себестоимость) гостиницы Черноморье.

Таблица 6.5

Расчёт общей себестоимости

Статьи себестоимости

Ед.изм

Всего

Затраты по годам

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

6 год

7 год

8 год

1

Материальные затраты

Тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

87235,2

10904,4

10904,4

10904,4

10904,4

10904,4

10904,4

10904,4

10904,4

2

Амортизация основных производствен­ных фондов и нематериальных активов

1769,6

221,2

221,2

221,2

221,2

221,2

221,2

221,2

221,2

3

Зарплата персонала

2088,186

182,6

200,86

220,946

243,04

267,344

294,078

323,485

355,833

4

Начисление на заработную плату- ЕСН

542,9284

47,476

52,2236

57,445,9

63,1904

69,5094

76,4602

84,1061

92,5166

5

Выплата процентов по кредиту

572,685

190,895

152,716

114,537

76,358

38,179

 

 

 

6

Себестоимость

92208,6

11546,57

11531,4

11518,53

11508,19

11500,63

11496,14

11533,19

11573,95

 

 

6.6 Формирование и распределение прибыли проекта реконструкции гостиницы Черноморье.

Таблица 6.6

Формирование и распределение прибыли.

Показатель

Всего.

Величина показателей по годам тыс. руб.

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

6 год

7 год

8 год

Выручка (доход) от реализации услуг гостиницы

 

43012,4

46007,1

49361

53117,4

57324,6

62036,6

67314,1

73224,9

себестоимость услуг

 

 

11546,57

11531,4

11518,53

11508,19

11500,63

11496,14

11533,19

11573,95

Прибыль до налогооблажения

 

31465,83

34475,7

37842,47

41609,21

45823,97

50540,46

55780,91

61650,95

Налог на прибыль

 

6293,166

6895,14

7568,494

8321,842

9164,794

10108,09

11156,18

12330,19

чистая прибыль

 

25172,66

27580,56

30273,98

33287,37

36659,17

40432,37

44624,73

49320,76

покрытие кредита

 

484,58

446,401

408,222

370,043

331,864

 

 

 

Реинвестирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доходы учредителей от проекта (дивиденды)

 

24688,08

27134,16

29865,75

32917,33

36327,31

40432,37

44624,73

49320,76

 

 

6.7 Расчёт NPV проекта

 

Таблица 6.7

Расчёт показателя NPV проекта реконструкции гостиницы Черноморье

Показатель

Всего

тыс.руб.

Величина показателей по годам

тыс. руб.

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

6 год

7 год

8 год

Чистая прибыль

 

25172,66

27580,56

30273,98

33287,37

36659,17

40432,37

44624,73

49320,76

Амортизация основных производствен­ных фондов и нематериальных активов

 

221,2

 

221,2

221,2

221,2

221,2

221,2

221,2

221,2

денежный поток

 

24951,46

27359,36

30052,78

33066,17

36439

40212,17

44403,,53

49099,56

q(t) при r=0.13

 

484,58

446,401

408,222

370,043

331,864

 

 

 

PV

 

24631,25

26661,65

28910,55

31401,19

34160,11

37213,53

40564,99

44279,43

Объём инвестиций

 

1573,275

600

1468,425

 

 1790

 

 

 1367,3

 

 

 

 

 

NPV

 

257382

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.8 Рассчитайте IRR проекта реконструкции гостиницы Черноморье

 

IRR = ra + (rb - ra)*NPVa/(NPVa - NPVb) = 10 + (15 - 10)*257382 / (257382 - (- 5536,11)) = 61,7867%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Похожие работы

Сравнительный анализ индустрий развлечений Сочи и Владивостока
...своё здоровье около 300 тысяч солдат и офицеров. После войны восстановление и реконструкция приобретают ещё больший размах.
...санатории, пансионаты и гостиницы Сочи на 2600 мест. Это отель "Рэдиссон САС Лазурная", гостиница "Пик-Отель" в...
Государственное и муниципальное управление
3. Европейский Банк Реконструкции и Развития; 4. Международная Финансовая Корпорация; 5. Инвестиционные фонды
Так, уже в 1995 сфера услуг (торговля, транспорт, рестораны, гостиницы , связь, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом...
Детско-юношеский туризм
Появилась возможность единовременного размещения туристов в 56 гостиницах и на 28 турбазах республики, что составляет более 4000 человек, а число...
...благоустройство горных троп для спасательных служб в труднопроходимых районах Горного Черноморья
Антон Иванович Деникин
Дежурный караул в гостинице «Астория» он воспринял как «грубых и распущенных гвардейских матросов», в...
...исключительных».30 (2, Т. V, с. 311—312) Не надеясь больше на собственные силы, Деникин попросил Антанту взять Черноморье под свою охрану.
Международный туризм. История, состояние и перспективы развития
Необходимо было восстанавливать разрушенные гостиницы , базы, дороги, электростанции, вокзалы и т.д. в первые послевоенные годы остро ощущался дефицит денежных...
Герасименко В.Г. Основы туристского бизнеса. – Одесса: Черноморье , 1997. – 154 с.
Повышение качества обслуживания клиентов в турфирме
...долгосрочных соглашений гостиницы и другие средства размещения, самолеты, суда, автобусы, обеспечивая тем самым их...
...на комфортабельном автобусе "Мерседес". Было совершено 10 рейсов, что позволило 460 туристам отдохнуть на берегах Черноморья .