Профилактика нарушений поведения школьников

  • Вид работы:
    Методичка
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    43,04 kb
  • Опубликовано:
    2009-11-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Профилактика нарушений поведения школьников

 Министерство образования Ставропольского края  

  ИНСТИТУТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ КАВКАЗА

 

 

 

Ш.А. Музенитов

 

Центр образования, развития, сближения и единения молодежи

 

 

 

 

 

 

 

 

  Профилактика нарушений поведения

 

   (программа специального курса и методические рекомендации)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Ставрополь 2008

 

 

 

 

Музенитов Ш.А. Профилактика нарушений поведения. Ставрополь,  ИДНК, 2008

 

 

 

Настоящие методические рекомендации предназначены для учащихся образовательных учреждений в системе школа-вуз. Приводится программа с пояснительной запиской и тематическим планированием специального курса «Профилактика нарушений поведения». Методические рекомендации будут полезны для изучения школьникам и студентам.В брошюре освещены проблемы медицинского образования и воспитания учащихся, и проведение профилактики нарушений их поведения.

 

 

 

  Научный редактор:

 

  Исаев В.П.-заслуженный врач Российской Федерации

 

Научные консультанты:

 

  Аванесьянц  Э.М., д. мед. наук, профессор

  Шикин Ю. М., канд. мед. наук, доцент

  Музенитова  С. А., врач-терапевт

 

 

Рецензенты:

 

Шабалдас А.Е., д. пед.  наук, профессор ИДНК

Дубовой Р. М., к. мед.  наук, доцент СГМА

 

 

 

 

  Спонсор издания Меликов А.Ф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профилактика нарушений поведения

  ( специальный курс )

Если человек следит за своим здоровьем,

 то трудно найти врача, который  знал бы  

больше, полезнее, для своего организма .   чем он сам.

Сократ

   

  Пояснительная записка

 Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, направленного для удовлетворения собственных моральных и материальных потребностей. Образ жизни – это вопросы полного жизнеобеспечения человека, условий труда, быта и отдыха, наличие или отсутствие  внешних факторов, способных нанести вред состоянию здоровья человека.   Здоровый образ жизни – это постоянное проведение профилактических мер, способствующих сохранению и укреплению здоровья при наличии определённых знаний из области медицины. Весь смысл благополучия в жизни и здоровья каждого из нас заключается в понимании и осмыслении необходимости ведения здорового образа жизни, систематического выполнения гигиенических норм и правил,  проведения лечебно-профилактических мер по укреплению собственного здоровья: правильного питания, соблюдения гармонии с окружающей средой, общественностью и следования этому наставлению в течение всей сознательной жизни. Мы сами порождаем свои болезни образом жизни и неправильным питанием, разрушая собственный организм. Вместе с тем, благополучие в нашей жизни и наше здоровье в немалой степени зависят от отношения к собственному организму, который чувствительно воспринимает окружающее влияние. В связи с этим известную пословицу можно трактовать так: «Береги не только честь смолоду, но и здоровье». Пока организм молодой и крепкий он функционирует, как положено, но с возрастом происходят функциональные изменения, особенно в чувствительном женском организме. К наиболее важным функциональным изменениям можно отнести повышение сахара и холестерина в крови, увеличение кровяного давления, ухудшение кровообращения всего организма и головного мозга, загрязнение внутренних органов и т.д. Каждый из нас, начиная с определенного возраста, в особенности старше сорока лет (до этого возраста организм самостоятельно справляется со всеми необходимыми очистительными процессами) должен внимательно следить за показателями функциональных изменений, то есть отклонений от нормы, и принимать соответствующие меры к нормализации этих показателей. В человеческом организме сосредоточены огромные резервные возможности, способные противостоять любым болезненным факторам. В этом отношении можно смело полагаться на собственный организм, готовый нейтрализовать любое заболевание, включая сердечный приступ. Но все это до определенного возрастного периода, после которого организм бессилен. Спрашивается: зачем доводить до этого? Почему заблаговременно не принимать необходимые профилактические меры? В этой связи медицинские знания для себя нужны всем возрастным категориям людей.

Функциональные изменения, происходящие в организме человека, можно всегда притормозить. Такие изменения происходят чаще всего из-за неправильного ведения образа жизни, невнимательного отношения к собственному организму и неправильного питания. Если подрастающие поколения будут точно знать, какие функциональные изменения будут поджидать их с возрастом, то наверняка будут предприняты меры по их излечению.

Каковы же эти функциональные изменения и что делать для их нейтрализации? Ответ на этот вопрос мы найдем в сфере неправильного питания. В реальной жизни многим известно, что сердечно - сосудистые заболевания являются наиболее частой причиной смерти людей в расцвете их творческих сил и способностей. В основе этих заболеваний лежит повреждение кровеносных сосудов, которое называется АТЕРОСКЛЕРОЗОМ. У одних людей с поражением сосудов сердца развивается СТЕНОКАРДИЯ, которая часто заканчивается омертвлением сердечной мышцы и приводит к инфаркту миокарда. У других атеросклероз поражает сосуды головного мозга и приводит к мозговому инсульту. У третьих атеросклерозом поражаются сосуды, несущие кровь к мышцам ног, что ведет к нестерпимым болям и человек не может ходить.

Существует два неправильных мнения о развитии атеросклероза. Первого мнения придерживаются молодые люди, которые считают, что атеросклероз еще не скоро наступит и еще рано о нем думать. Второе мнение - это мнение пожилых людей, считающих, что атеросклероз у них уже есть, и сопротивляться не имеет смысла. Исследованиями ведущих ученых - медиков доказано существование в любом возрасте факторов, значительно повышающих вероятность заболеваний, связанных с атеросклерозом. Обычно их называют факторами риска. Самые опасные из них для человека: содержание холестерина в крови, повышенное кровяное артериальное давление, сахарный диабет, употребление спиртных напитков и курение. Особенно опасно их сочетание, когда существование одного фактора усиливает действие другого. Вместе с тем, если снизить действие каждого фактора риска, то общая вероятность заболевания сердечно - сосудистой системы снизится, а развитие атеросклероза замедлится. Особенно это касается снижения уровня холестерина в крови, наличие которого указывает на важное функциональное изменение в организме. Что же такое холестерин? Холестерин представляет собой жироподобное вещество, жизненно необходимое человеку. Он входит в состав оболочек всех клеток организма, кроме этого содержится в нервной ткани и образует многие гормоны. На все эти необходимые нужды организм сам вырабатывает большое количество холестерина, но каждый из нас употребляет холестерин еще и с пищей и часто в больших количествах. Источником холестерина являются жирные продукты животного происхождения. Если в рационе питания их много, то содержание холестерина в крови увеличивается. Избыток холестерина поступает в стенки кровеносных сосудов и накапливается в них в виде отложений. Так образуется атеросклеротическая бляшка, которая сужает просвет сосуда и затрудняет проток крови, образуя тромб в виде пробки. Из-за этого проток крови через сосуд останавливается, а ткань органа без кислорода и питательных веществ отмирает. Если это происходит в сердце - развивается инфаркт миокарда, если в мозге – мозговой инсульт.

Уровень холестерина в крови можно снизить. Для этого необходимо изменить образ жизни: больше двигаться, отказаться от вредных привычек, правильно питаться. Основная диета по снижению холестерина - это снизить употребление жиров животного происхождения (жирное мясо, субпродукты, сливочное масло, жирные молочные продукты и жирные сорта сыра). Необходимо заменить большую часть животных жиров растительными маслами (подсолнечным, оливковым, кукурузным), использовать продукты со сниженным содержанием холестерина (каши, макаронные изделия, обезжиренные молочные продукты, овощные блюда и фрукты), из мясных продуктов предпочитать рыбу, курицу и телятину. Особое внимание следует обратить на употребление продуктов, снижающих содержание холестерина в крови. Это бобовые продукты (фасоль, горох), фрукты (яблоки, сливы, ягоды), овсяные хлопья (геркулес). Так же, при приготовлении пищи следует отдавать предпочтение вареной пище, чем жареной.

Для снижения холестерина можно использовать и медикаменты - статины, среди которых следует выделить вазелип. Исследованиями ученых выявлено, что статины не только снижают уровень холестерина в крови, но и облегчает течение заболеваний сердечно - сосудистой системы. Лечение статинами замедляет рост атеросклеротических бляшек, вызывая их уменьшение.

Каждый из нас, старше двадцати лет, должен знать свой уровень холестерина, сделав необходимый анализ крови. Если он повышен, то развивается опасный фактор риска, способствующий возникновению атеросклероза и сердечно - сосудистых заболеваний.

Другим функциональным изменением в организме человека является сахарный диабет. На наличие сахара в крови указывают такие факторы как ощущение горечи в горле, горят ладони рук и стопы ног, ослабевает потливость, ухудшается зрение в сторону дальнозоркости. При сахарном диабете организм не способен использовать углеводы в качестве источника энергии вследствие недостаточного выделения инсулина клетками поджелудочной железы. Из-за нехватки инсулина содержание сахара в крови становится высоким и для получения энергии организм вынужден разрушать жир и мышцы внутренних органов. Сахарный диабет дает такие осложнения как атеросклероз (отложение жиросодержащих веществ на стенках кровеносных сосудов), болезни почек сердца, развивает гипертонию, приступы, повреждение сетчатки глаз и нервных окончаний.

При наличии сахара в крови и моче необходимо немедленно обратится к эндокринологу, провести необходимое обследование и выявить степень заболевания. Вместе с тем необходимо немедленно приступить к выполнению соответствующих процедур, которые снижают уровень содержания сахара в крови вне зависимости от степени заболевания. Сахар в крови снижается при голодании, при охлаждении, при употреблении горечей (хрен, горчица, перец), во время физической работы и упражнений. Если сахар не поступает в организм при соблюдении соответствующей диеты, то избытки его быстро съедаются организмом. Сахар интенсивно расходуется при охлаждении организма. Обычно процедуры охлаждения организма производят в саунах. Вначале прогреваются в парилке, а затем охлаждаются в бассейне с холодной водой. При резком охлаждении клетки кожи быстро сжигают межклеточный сахар. Но чтобы вывести из организма образовавшиеся при охлаждении щелочи, надо вновь хорошо разогреться в парилке. Несколько таких процедур и сахар в крови понизится. Для усиления деятельности поджелудочной железы в выделении инсулина в состав употребляемой пищи добавляют горечи.

Лечение сахарного диабета индивидуально для каждого больного. Надо уметь измерять наличие сахара в слюне, моче и крови. Допустимая норма сахара в крови колеблется от 4 до 6 м моль/л. Для измерения концентрации глюкозы в крови используют экспресс-измеритель ПКГ- 02 «Сателлит» в комплексе с электрохимической полоской однократного применения. Для снижения сахара в крови используют такие лекарства как диабетон MB, глюкомет, сиофор  500 и др.

К числу важных функциональных изменений можно отнести и кровяное давление. Для эффективного снижения давления крови нужно сначала определить причины его повышения. Кровяное давление может повышаться по разным причинам: при ослабленной работе почек, при повреждении печени, из-за ослабленной функции сосудов, повышенного уровня сахара в крови и многих других дисфункций. Поэтому сначала необходимо устранять причины повышения давления, а уж потом применять необходимые меры для восстановления нормального давления. Нужно помнить, что давление крови должно быть на уровне 120/80, независимо от возраста. Наиболее правильный способ уменьшить давление - вызвать потение кожи за счет растирания ее потогонными чаями. Рекомендуем поступить следующим образом: 1 ст. кипятка настаивают с 1 ст. ложкой корней багульника в течение 10-15 минут. Затем настой слегка охлаждают и растирают кожу. Чай из багульника вызывает сильное потение кожи, а это приводит к снижению давления. Потение кожи можно вызвать и путем употребления потогонных чаев и квасов. Снижают давление многие чаи, приготовленные из лекарственных трав, например из омелы дубовой и т.д. Давление также можно нормализовать и использованием русской бани и сауны.

Для предотвращения функциональных изменений, происходящих в организме с возрастом, необходимо проводить очищение организма. Чтобы разобраться с проблемой очищения и эффективного оздоровления организма нужно знать следующие положения:

1. От чего очищаться;

2.   Как возникают загрязнения организма, и как они влияют на здоровье человека;

3.   Как подготовить организм к очищению;

4.   Методика очищения организма и механизм ее действия;

5.   Очищение организма на практике.

Многие авторы считают, что первопричина различных загрязнений организма человека - энергетический застой, образовавшийся от какого - либо психологического застоя, переживаний и т.д. В результате этого физическое тело теряет гибкость, становится малоподвижным, загрязняется, образуются камни во внутренних органах, откладываются соли и т.д. Внутри толстого кишечника откладываются спекшиеся, прикипевшие к стенкам каловые камни, слизь, похожая на бурые водоросли, в которой копошатся глисты. В брюшной полости, особенно внизу живота, скапливается стеклообразная слизь. В печени накапливаются камни самого разного цвета с загрязненной мазутообразной массой. В почках оседает песок, а у некоторых образуются камни. Легкие заполняются слизью, а гайморовы пазухи - гноем. Кроме того, с возрастом за 40 лет 1/5 часть клеток человеческого организма стареют и не справляются со своими функциями. Часть из них отмирает и, разлагаясь, отравляют организм, в результате чего возникают: заболевания сердца, связанные с отравлением крови; плохое пищеварение - с загрязнением печени; потеря зрения и слуха - со скопившимся в голове гноем, а грыжа и половая слабость появляются от скопившейся внизу живота слизи.

. Медикаментозное лечение не приводит к цели, необходимо выгрести из организма скопившуюся в нем грязь и тогда его нормальное функционирование восстановится.

В целом очищение организма можно осуществлять с помощью клизм, голоданием, использованием лекарственных растений. Технология очищения организма достаточно хорошо разработана в современной медицинской литературе.

К сожалению, абсолютное большинство населения активно интересуется медициной тогда, когда в ней возникает острая необходимость, а если говорить по-простому, дало «стук». И только после этого «стука»,  становясь пациентом, прислушиваются к советам врача. Если до этого курили - навсегда бросают курить, если увлекались спиртным - к нему не возвращаются, читают различную медицинскую литературу, выписывают журнал «Здоровье», ищут пути применения народных средств лечения и многое другое.

Почему же люди не могут быть предусмотрительнее?

Невольно возвращаемся к мысли, что в свое время не было заложено основ к изучению хотя бы элементарных, столь нужных для нормальной жизнедеятельности человека, сведений из медицины. И все-таки снова и снова приходится возвращаться к знаниям, полученным в школе. В школе  проводятся лекции и диспуты, например, «О вреде курения, алкоголя» и т.д. Но такие эпизодические встречи со школьниками часто не дают почвы для глубокого размышления, они недостаточно эффективны.

Речь идет о постоянном и целенаправленном пути ознакомления учащихся с некоторыми наиболее важными сведениями из медицины, с последующей ориентацией в дальнейшей жизни на углубление этих знаний в процессе самообразования. В этой связи. надо сделать так, чтобы каждый школьник мог как можно больше знать о своем организме, овладел минимумом знаний в области гигиены и медицины, смолоду знал свой организм и умел поддержать его в порядке. Необходимо поставить медицинское воспитание учащихся на качественно новую основу, говорить в школе о спортивно-медицинском цикле предметов, усилив межпредметную связь физкультуры, биологии, математики, медицины. Уровень медицинской подготовки выпускников общеобразовательных школ следует, на наш взгляд, довести до такого положения, когда каждый из нас, однажды оказавшись в роли больного, смог бы согласится с назначенным ему курсом лечения. Немаловажную роль в жизни каждого из нас играют знания о правильном питании, использовании нужной витаминизированной пищи для нормального функционирования самых главных органов организма, негативной роли для организма переедания - главной беды всех болезней. Здесь уместно вспомнить слова Гиппократа, произнесенные им однажды: «Надо есть столько, чтобы утолить голод».

Особое место в жизни подростков и молодёжи занимают так называемые болезни  поведения-заболевания, обусловленные негативными последствиями воздействия на организм факторов риска, возникающих во взаимоотношениях человека и социальной среды. Самыми значительными сегодня в этом перечне заболеваний является своеобразный «тройственный союз»: эпидемия наркомании, венерических заболеваний и вируса иммунодефицита человека, вызывающий синдром приобретённого иммунодефицита (ВИЧ/СПИД), охвативший многие страны в 90-х годах и продолжающийся в настоящее время. Наносимый ими ущерб человечеству сравним с самыми большими социальными потрясениями. Вызывает озабоченность и вовлеченность в потребление наркотических веществ учащейся молодёжи. В этом отношении ситуация крайне неблагоприятна среди учащихся начальных и средних профессиональных образовательных учреждений.

Принимаемые меры по профилактике злоупотребления наркотическими веществами среди детей и молодёжи в образовательной среде по-прежнему сопряжены со многими трудностями. Органы управления образованием и образовательные учреждения испытывают недостаток необходимой информации, финансовых и кадровых ресурсов для организации необходимой профилактической работы.

Под наркоманией понимается  пристрастие к потреблению наркотических веществ и желанием повторного приёма наркотиков, а лиц, у которых применение наркотиков вызывало устойчивое привыкание , стали называть наркоманами.

При регулярном употреблении наркотиков у наркоманов наступает ослабление памяти, снижение умственных способностей и физических сил, неспособность к систематическому труду, утрата  всякого интереса  к жизни. Внимание наркомана легко рассеивается, снижается способность критически оценивать своё поведение, ведёт к недооценке вредного влияния наркотиков. Сказанное делает необходимой проведение коренной перестройки всей образовательной и воспитательной работы в современной школе, требующие принятия комплекса мер по профилактике болезней поведения. В проведении профилактики и борьбы с болезнями поведения необходим решительный поворот от проведения отдельных мероприятий разъяснительного характера к систематической работе среди детей и молодёжи. В профилактике с болезнями поведения необходимо принятие комплекса мер, включающих в себя половое воспитание подростков и молодёжи, медицинские знания в области болезней поведения. В общее противостояние с таким социальным недугом как болезни поведения вовлечены семья, образование, здравоохранение, правоохранительные органы. Каждая из этих структур выполняют свои задачи в общей профилактике болезней поведения. Причём отношение к проблеме болезней поведения государственными структурами крайне неоднозначно. Так, например, родители считают, что этой проблемой должны заниматься структуры образования, медицинские и правоохранительные учреждения; учителя видят в проблеме нарушение социальной среды, а потому ведущую роль отводят медицинским учреждениям и правоохранительным органам; врачи считают болезни поведения заболеванием и их прямая задача – лечить, критикуя недоработки в этом направлении школу, семью, органы правопорядка и, наконец, правоохранительные органы считают, что их главная задача  воспрепятствовать незаконному обороту наркотиков в социальной среде, отводя при этом первопричины болезней поведения на недостаточную работу семьи и школы. Каждый из них может помочь общей беде лишь частично в силу собственной занятости и долгу работы, преследуя, в первую очередь, свои учебные и производственные цели, что  в, конечном счёте, приводит к перенесению ответственности друг на друга и отстранению от решения главной проблемы.

Следует отметить, что государственные институты каждый в отдельности расходует немалые денежные средства на проведение профилактики болезней поведения, но проблема в целом не решается, она только усугубляется, так как их внимание  направлены на следствии возникновения болезней поведения, а не на первопричину. В основу профилактики болезней поведения должен быть положен человеческий труд, исходя из проверенного в жизни утверждения: «Научил подрастающее поколение трудиться – можно быть за них спокойным, не научил – жди неприятностей». Такой пример в истории нашей страны уже был, когда так называемые «трудные подростки» воспитывались в трудовых колониях под руководством опытных педагогов, что привело к положительным результатам. Необходимо как можно раньше вовлечь в трудовую деятельность подростков и молодёжь. Так, например, в дошкольных учреждениях можно всегда научить ребят выращивать цветы, петрушку, укроп и другие, употребляемые в пищу  растения, чтобы они с ранних лет во время прополки могли отличать цветы и полезные растения от сорняков, а в дальнейшей жизни -хорошее  от плохого, добро от зла и т.д.Заслуживает внимания в этой связи опыт работы со школьниками в Ярославской области, где в настоящее время организована их трудовая деятельность так, что они сами выращивают овощи и фрукты для школьной столовой. Поэтому становится актуальным и целесообразным как можно шире развернуть при общеобразовательных школах сети ученических производственных бригад, фермерских, спортивно-фермерских ученических комплексов для вовлечения обучающейся молодёжи в трудовую деятельность в свободное от учёбы время и время летних каникул и совместно с родительской и учительской общественностью. К счастью, земель в России для этой цели предостаточно. Если мы не привьём подростку и молодёжи в раннем возрасте любовь к растениям и животным, то сложно будет привить в дальнейшем любовь к человеку и всему окружающему нас миру. Для успешного проведения профилактической работы в деле противостояния с болезнями поведения подростков и молодёжи необходимо развивать у них следующие наиболее важные качества: а) экономическую грамотность и связанные с ней организаторские способности и деловые качества; б) умение строить достойные межличностные отношения с окружающими лицами; в) физическое здоровье.

Для решения проблемы медицинского образования школьников и студентов, нами разработана программа специального курса  «Основы медицинских знаний» для обязательного изучения в системе школа-вуз. Основная  задача данного курса: повышение уровня медицинской подготовки школьников и студентов. Ознакомление их с минимумом медицинских знаний с целью всестороннего изучения собственного организма и своевременной  профилактики по предотвращению негативных явлений в организме, связанных с болезнями поведения,  возрастными особенностями. 

 

   Цели:

1.Расширить  возможности учащихся иметь широкое представление о собственном организме, о тех функциональных изменениях, происходящих в организме с учетом возрастных особенностей, о существовании различного рода заболеваний, которым подвержен практически каждый орган организма.

2.Формировать у учащихся понимание важности систематических профилактических мер для поддержания организма в должной форме, следить за показателями изменений, происходящих в человеческом организме (кровяное давление, наличие сахара и холестерина и др.).

3.Развивать интерес учащихся к изучению медицины и народной медицины, придав ей ведущей роли и значение для человеческого организма в его излечении и очищении.

4.Оказать противодействие  распространению наркотиков, инфекционных  заболеваний (ВИЧ/СПИД и др.)  в Ставропольском крае и по стране.  

 

Задачи:

1. Расширить научный кругозор учащихся в  области медицины, народной медицины, лекарственных растений.

2. Рекомендовать учащимся следить  за собственным организмом и содержать его в должном порядке,  знать о наследственных заболеваниях родословной и о методах предупреждения этих заболеваний.

3. Обучать   старшеклассников,   студентов  методам лечения и профилактики  наиболее  распространенных  инфекционных , венерических и наркотических заболеваний.

4. Привить умения и навыки выполнять простой укол по назначению,  следить за функциональными изменениями в организме.

5. Рекомендовать следить за достижениями медицины и народной медицины, умело пользоваться справочной и медицинской литературой в процессе самообразования.

6. Формировать умения и навыки осуществлять периодическое очищение организма для нормального функционирования органов, своевременное проведение необходимых профилактических мер.

Ожидаемые результаты:

На основе поставленных задач предполагается достичь следующих результатов:

1.  Подвести учащихся к пониманию того, что медицинские знания нужны и полезны, прежде всего, для самого себя (для собственного организма) и постановка диагноза возникшего заболевания всецело зависит от правильных разъяснений самого пациента.

2.  Сформировать у школьников и студентов первичные навыки решения проблем, возникших  в собственном организме.

3. Повышение  уровня  медицинской грамотности учащихся и проведение эффективных мероприятий по профилактике  болезней поведения..

4. Снижения  уровня  потребления наркотиков в немедицинских целях..

5. Снижения уровня преступности и правонарушений.

6. Снижения уровня незаконного оборота наркотиков.

7. Улучшение взаимодействия между  организациями местного самоуправления  и  общественными организациями по профилактике  наркомании среди подростков и молодежи Ставропольского края и страны.

8. Достичь повышения уровня самостоятельности в процессах самообразования, своевременного использования достижений медицины и народной медицины для нужд собственного организма, умелого пользования справочной и медицинской литературой.

  Программа специального курса «Профилактика нарушений поведения» ( 36часов).

 

1.Медицинское образование и воспитание учащихся   (2 ч.). Общая информация о состоянии здоровья, правильное питание.

2.Сердечно - сосудистая система   организма  и ее лечение (4 ч.).

Основные факторы риска болезней сердца. Изменяемые и неизменяемые факторы риска. Врожденные пороки сердца. Дефекты межпредсердной и межжелудочковой перегородок.  Болезни и расстройства: стеноз, транспозиция, синдром гипоплазии левых отделов сердца, атеросклероз, инсульт, инфаркт миокарда, миокардит, перикардит. Болезнь периферических сосудов. Ревматическая болезнь сердца. Лечение сердца и сердечно - сосудистой системы.

3.   Желудочно-кишечная система организма и ее лечение (4 ч.).

Врожденные пороки. Атрезия пищевода с образованием пищеводно-трахеального свища. Болезни и расстройства: аппендицит, целиакия, желчнокаменная болезнь, холецистит, цирроз печени, раковые заболевания пищевода, желудка, толстой и прямой кишок, гастрит, геморрой, гепатит, рак печени, полости рта, поджелудочной железы, панкреатит, перитонит, язвенный колит. Лечение желудочно-кишечной системы.

 4. Эндокринная  система  организма  и  ее  лечение (4 ч.).

Болезни и расстройства: болезнь Аддисона, врожденная адреналовая гиперплазия, синдром Кушинга, сахарный и несахарный диабет, зоб,  болезнь Грефе, гиперпаратиреоз, гипопаратиреоз, рахит, рак щитовидной железы, тиреоидит.

5.Инфекции и венерические заболевания организма и их лечение (6 ч .).

Вирусные инфекции: гепатит А и В, герпес, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), коревая краснуха, опоясывающий лишай, дифтерия, корь, коклюш, столбняк, ветряная оспа, пародонтоз. Болезни, передаваемые половым путем: хламидии, гонорея, сифилис, СПИД.

  6..Нервная система организма и ее лечение ( 4 ч.)

 Болезни и расстройства: паралич, эпилепсия, менингит, болезнь Паркинсона.

  7..Психические заболевания организма и их лечение ( 4 ч.)

Болезни и расстройства: тревожные состояния, расстройство питания и настроения, психопатические расстройства.

  8. Наркотики  и  последствия  их употребления ( 4 ч. )

Опиаты,  каннабиноиды ,  амфетамины,  экстази, галлюциногены, ингалянты , ПАВ. Профилактика нарушений  поведения.

 9. Полная система очищения организма (4 ч ).

Очищение  печени, кишечника, почек, желчного  пузыря, крови, всего организма от шлаков и солей,  очищение с помощью лекарственных растений и саун.

  Примечание: содержание отдельных разделов курса и количество часов, выделяемых для их изучения, могут быть изменены преподавателем с учетом особенностей учащихся, уровня их подготовленности, круга их интересов, специфики места проживания, а также собственных взглядов.

 

 

 

 

  Практическая работа (6 ч. ).

 

1.  Измерение  кровяного  давления.  Измерение  наличия глюкозы в крови с помощью глюкометра.

2.   Экскурсия  в  диагностический  центр  для  измерения холестерина в крови.

3.   Экскурсия в кардиологический центр для измерения электрокардиограммы сердца и головы (ЭКГ и ЭКГГ).

4.   Выполнение уколов пациентам.

5.   Составление системы физических упражнений для оздоровления организма, посещение оздоровительного комплекса.

6.   Определение диагноза простых и распространенных заболеваний при осмотре пациента.

 

 

 

  Тематический  план

Тема занятий

Количество занятий

 

Теоретические

Практические

 

 

 

Тема №1 Медицинское образование и воспитание школьников и студентов

 

Строение человеческого организма

 

 

 

Ведение здорового образа жизни

 

1

 

Правильное питание

 

 

 

Наследственные заболевания

1

 

 

Тема №2 Сердечно-сосудистая система и ее лечение

 

Основные факторы риска болезней сердца

 

 

 

Изменяемые и неизменяемые факторы риска

 

 

 

Врожденные пороки сердца

1

 

 

Дефекты межпредсердной и межжелудочковой перегородок

 

 

 

Стеноз и атеросклероз, инфаркт Миокарда, перикардит

1

 

 

Инсульт и сердечная недостаточность

 

1

 

ишемическая болезнь сердца

 

 

 

Ревматическая болезнь сердца, периферических сосудов, артериальная гипертензия

 

1

 

Тема №3 Желудочно-кишечная система и ее лечение

 

Врожденные пороки

 

 

Болезни и расстройства, аппендицит

 

 

Желчнокаменная болезнь, холецистит

1

 

Цирроз печени, рак пищевода и желудка

 

 

Гастрит, геморрой, гепатит

 

1

Рак печени, полости рта, поджелудочной железы

1

 

Панкреатит, перитонит

 

 

Лечение желудочно-кишечной системы лекарственными растениями

 

1

Тема №4 Эндокринная система и ее лечение

 

Болезни и расстройства, болезнь Аддисона

1

 

 

Несахарный и сахарный диабет

 

1

 

Гипертиреоз, гипотиреоз, рахит

 

1

 

Рак щитовидной железы, тиреоидит

1

 

 

Тема №5 Инфекционные и кожно-венерические заболевания

 

Вирус иммунодефицита (ВИЧ )

1

1

 

Столбняк, ветряная оспа, пародонтоз

 

 

1

 

Гепатит А и В, дифтерия, корь, коклюш

 

 

 

 

1

1

 

Хламедии, гонорея, сифилис, СПИД

1

 

 

 

 

 

1

 

 

Тема №6 Нервная система и ее лечение

 

 

Паралич

 

1

 

 

Эпилепсия

1

 

 

Менингит

1

 

 

Болезнь Паркинсона

 

1

 

 

  Тема №7 Психические заболевания

 

Тревожное состояние

1

 

 

Расстройство питания

1

 

 

Расстройство настроения

1

 

 

Психопатические расстройства

1

 

 

  Тема №8  Наркотики и последствия их употребления

 

Опиаты, каннабиноиды

1

 

 

Амфетамины, экстази

1

 

 

Галлюциногены, ингалянты, ПАВ

 

1

 

Профилактика нарушений поведения

 

   1

 

 

 

Тема №9 Очистительная система организма

 

 

 

 

 

 

 

 

Очищение кишечника, печени, почек

1

 

 

Очищение желчного пузыря, крови

1

 

 

Очищение от шлаков и солей

1

 

 

Лекарственные растения для очищения организма

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

   Методические рекомендации

 

Методы организации занятий должны быть представлены преимущественно лекционно-семинарскими и практико-ориентированными. При изучении тем «Сердечно-сосудистая система», «Эндокринная система» необходимо ориентировать учащихся следить за функциональными возрастными изменениями организма и уметь измерять кровяное давление, наличие сахара и холестерина в крови, как в домашних условиях, так и в стационаре. В ходе подготовки к занятиям целесообразно предоставлять учащимся самостоятельную работу с медицинской и справочной литературой, изучать отдельные медицинские проблемы в процессе самообразования. Изучение курса может проводиться в различных формах: индивидуальной, групповой, коллективной.

 

Оценка знаний

 

Образовательные результаты изучения данного курса могут быть выявлены в рамках следующих форм контроля:

•   Текущий   контроль   (работа   с   учащимися   по изучаемым темам, активность ученика на занятиях);

•   Тематический контроль (проверочные работы);

•   Обобщающий контроль в форме презентации личных достижений обучаемых (самостоятельная подготовка докладов, рефератов, устных и письменных сообщений, энциклопедических справок);

•   Система зачетов или экзамена.

 

   

 

Практические  занятия

 

 

  Тема 2. Сердечно-сосудистая система организма и ее лечение.

Цель: ознакомить учащихся с функционированием органов сердечно-сосудистой системы и основными типами заболеваний ,  с функциональными изменениями, связанными  возрастными особенностями.

Основные  понятия: врожденные пороки сердца,  атеросклероз,  инфаркт Миокарда, инсульт, сердечная недостаточность, ишемическая  болезнь сердца,  холестерин.

Вопросы для обсуждения:

 

  1.Функционирование сердечно-сосудистой системы организма.

  2.Типы заболеваний сердечно-сосудистой системы организма.

  3.Функциональные изменения в человеческом организме, связанные с возрастными изменениями.

 

  4.Сосуды в системе организма человека и методы лечения.

  5.Как снизить холестерин в системе сосудов организма.

 

 

  Темы рефератов:

 

  1.Сердечно-сосудистая система и ее роль  в организме человека.

  2.Лечение сердечно-сосудистой системы организма.

  3.Лекарственные растения для лечения сосудистой системы организма.

 

 

 

  Вопросы задания:

 

1.Показ  учебного фильма о сердечно-сосудистой системе организма.

2.Использование лекарственных растений для очистки сосудов в организме.

  3.Как функционирует сердечно-сосудистая система организма?

  4.Загрязнение сосудов в организме.

  5.Как противостоять против кризисной ситуации в организме?

  6.Измерение кровяного давления.

 

  Тема 3. Желудочно-кишечная система организма и ее лечение.

  Цель: раскрыть учащимся работу желудочно-кишечной системы организма и ее основные типы заболеваний.

  Основные понятия: аппендицит, желчнокаменная болезнь, холесцистит , цирроз печени, гастрит , геморрой, гепатит, перитонит, язвенный колит.

 

  Вопросы для обсуждения:

 

  1.Функционирование желудочно-кишечной системы организма.

2.Типы заболеваний желудочно-кишечной системы организма и основные методы их лечения.

3.Использование народных средств для лечения и очищения органов желудочно-кишечной системы организма.

 

 

  Темы рефератов:

1.Желудочно-кишечная система и ее роль в организме человека.

2.Правильное питание.

3.Болезни в желудочно-кишечной системе организма.

4.Лекарственные растения для лечения органов желудочно-кишечной системы организма.

 

  Вопросы и задания:

 

1.Как работает желудочно-кишечная система организма?

2.Организация «круглого стола» на тему «Здоровье».

3.Изготовление лекарств на основе опыта народной медицины.

4.Просмотр учебного фильма на данную тему.

 

  Тема 4.Эндокринная система организма и ее лечение.

Цель: акцентировать внимание учащихся на необходимость изучения эндокринной системы организма и постоянного наблюдения за нормальным содержанием сахара в крови.

Основные понятия: болезнь Аддисона, синдром Кушинга, сахарный и несахарный диабет типа  А и Б, зоб, рахит, инсулин.

 

 

   Вопросы для обсуждения:

  1.Функционирование эндокринной системы организма.

2.Типы заболеваний в эндокринной системе организма

3.Сахарный и несахарный диабет 1-го и 2-го типа.

4.Использование аптечных лекарств для снижения сахара в крови.

5.Лекарственные растения для снижения сахара в крови.

 

   Темы рефератов:

 

  1.Роль лекарственных растений для снижения сахара в крови.

2.Правильное питание при наличии сахара в крови.

3.Роль физического труда и спорта для нормального содержания сахара в крови.

 

Вопросы и задания:

 

1.Организация тестирования и ролевых игр по данной теме.

2.Как снизить содержание сахара в крови?

3.Медицинские приборы для измерения содержания сахара в крови.

4.Изготовление лекарств для снижения сахара в крови, используя методы народной медицины.

 

 

 

Тема 5. Инфекционные и венерические  заболевания организма и их лечение,

Цель: обсудить с учащимися вопросы  профилактики инфекционных и венерических  заболеваний в системе  организма человека.

Основные понятия: вирусные инфекции, гепатит А и Б, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ),

коревая краснуха,  опоясывающий лишай,  корь,  коклюш,  ветряная оспа, столбняк, пародонтоз, хламидии, гонорея, сифилис, СПИД.

 

  Вопросы для обсуждения:    

1. Инфекционные заболевания и их последствия.  

2 .Заболевания половым путем.

3. Венерические заболевания и их последствия.

  4. Лечение инфекционных и венерических  заболеваний.

 

 

  Темы рефератов:

 

 

1.Инфекциционные и венерические заболевания.

2.Влияние инфекционных заболеваний на системы человеческого организма.

3.Влияние венерических заболеваний на системы человеческого организма.

4.Профилактика инфекционных и венерических заболеваний.

 

   Вопросы и задания:

 

1.Как уберечься от инфекционных и венерических  заболеваний?

2.Организация тестирования и ролевых игр по данной теме.

3.Организация «круглого стола» на тему: «Ведение здорового образа жизни»

  4.Выращивание овощных культур, декоративной живности.

5.Занятие физическим трудом и спортом.

 

Тема 8. Наркотики и последствия их употребления

Цель: обсудить с учащимися  о вредном влиянии употребления наркотических веществ на системы организма.

Основные понятия: ПАВ, опиаты, каннабиноиды, амфетамины, экстази, галлюциногены, ингалянты.

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Ведение здорового образа жизни

2.Влияние наркотических веществ на системы человеческого организма.

3.Как уберечься от употребления наркотиков?

  4.Профилактика нарушений поведения учащихся

 

   Темы  рефератов:

 

1.О состоянии  злоупотребления наркотиков в социальной среде.

2.Наркомания среди подростков.

3.Наркотики и их влияние на системы организма человека.

4.Профилактика нарушений поведения учащихся.

 

Вопросы и задания:

 

1.Организация тестирования и ролевых игр по данной теме.

2.Организация «круглого стола» на тему: «Ведение здорового образа жизни»

  3.Выращивание овощных культур, декоративной живности.

4.Занятие физическим трудом и спортом.

5.Посещение спектакля «Белая смерть».

 

 

 

 

     Основные темы для самообразования:

 

 

1. Дыхательная система организма и ее лечение.    Врожденные пороки.   Гортанно - пищевая фистула. Болезни   и   расстройства: острый бронхит, астма,  хронический бронхит. Хроническое  обструктивное  легочное заболевание, кистозный фиброз,  фарингит,  плеврит, пневмокониоз, пневмония, тонзиллит, туберкулез. Лечение дыхательной системы организма.

2. Система мочеобразования организма и ее лечение.

Врожденные пороки: экстрофия мочевого пузыря, гипоспадия, агенезия и гипоплазия почек. Болезни и расстройства: поликистоз почки, синдром Алпорта, рак мочевого пузыря, генуинный нефроз, цистинурия, цистит, рак почки, нефрогенный несахарный диабет, нефроз, пиелонефрит, мочекаменная болезнь, опухоль Вильмса. Лечение системы мочеобразования.

3.   Репродуктивная система мужчин и женщин и ее лечение.

Врожденные пороки, крипторхизм. Болезни и расстройства: доброкачественная гиперплазия предстательной железы, рак предстательной железы и яичка, эпидидимит, орхит, воспаление предстательной железы, рак грудной железы, шейки матки и яичника.

4. Костно-мышечная система организма и ее лечение.

Болезни и расстройства:  дегенеративные заболевания суставов, подагра, мышечная дистрофия, остеомиелит, остео­хондроз, остеопороз, сколиоз, ревматоидный артрит, болезнь Педжета.

5.Система кожи организма и ее лечение.

Строение и функции. Болезни и расстройства: обыкновенные угри, альбинизм, рак кожи, целлюлит, ихтиоз,  простой псориаз, чесотка, стригущий лишай, бородавки.

6..Глаза и уши организма и их лечение. .

Болезни и расстройства глаз: катаракта, глаукома, дефекты рефракции, отслойка сетчатки, косоглазие. Болезни и расстройства ушей: потеря слуха, отит, болезнь Меньера, отосклероз.

 

   Список литературы

  1. «Пропедевтика внутренних болезней» под ред. В.К. Василенко и А.А. Гребенева, М.: «Медицина», 1983 г.

2.   «Популярная медицинская энциклопедия» под ред. Ф.Н. Петрова, А.Ф. Серенко, М., 1968 г.

3.   Г.П.Малахов «Целительная сила» том I, И.К «Комплект», СПб., 1996 г.

4.   Г.П.Малахов «Полное очищение организма», ПК «Комплект», СПб., 1996 г.

5.   «Урология» под ред. Н.А.Лопаткина, М.: «Медицина», 1982г..

6.   Г.И.Лазюк, И.В.Лурье, Е.Д.Черетвой «Наследственные синдромы множества врожденных пороков развития», М.: «Медицина», 1983 г.

7.   «Детские болезни» под ред. А.Ф.Тура, О.Ф.Тарасова, М.: «Медицина», 1985г.

8.   «Книга о вкусной и здоровой пище» под ред. И.М.Скурихина, М., ВО «Агропромиздат», 1990 г.

9.   Б.В.Болотов «Молодость и долголетие», СПб.: «Диля», 2005 г.

10.   Е.В.Щадилов «Чистка крови», СПб.: «Питер», 2000 г.

11.   А.Васильева «Болезни печени», СПб.: «Невский проспект», 2001 г.

12.   А.Моловичко «Очищение почек и мочевой системы», М.: «Оникс», 1999 г.

13.   М.И.Рыльков, А.П.Щекотова, М.А.Гоголева «Чем мы лечимся», Пермь: «Урал-Пресс», 1995 г.

14.   Д.Л.Нельсон-Андерсон, С.В.Уотрс «Домашний медицинский справочник», М., СПб.: «Сова», 2000 г.

15.   В.Котляров «Энциклопедия здоровья», Нальчик: «Эль-фа», 1993.

16.С.Б.БелогуовПопулярно о наркотиках и наркоманах.-СПб.: Невский диалект.,2000 г.

17.В.Краснов Детские инфекционные заболевания. Профилактика и методы лечения.Изд.:Центрполиграф,2006 г.

  18.В.И.Покровский,В.В.Покровский Синдром приобретенного иммунодефицита .М.:1988 г.

19.А.С.Шевелев СПИД-загадка века, М.: «Советская Россия»,1991 г.

  20.Н.В.Гаврилова Инфекционные заболевания. Изд..Эксмо-Пресс,2007 г.

 

 

Похожие работы на - Профилактика нарушений поведения школьников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!