Как не прогореть на рекламных расходах
Как не прогореть на рекламных расходах
Мария Кузнецова, начальник консультационного отдела
аудиторской компании «Horwath МКПЦН»
Затраты
на рекламу в некоторых случаях нормируются, а в некоторых нет. Все зависит от
способа рекламы. Поэтому прежде, чем выбрать тот или иной подход к рекламе,
руководство компании, вместе с главным бухгалтером, должно определить, какой из
них будет наиболее оптимален для предприятия с точки зрения налогов.
Приведем
небольшой пример. Торговая компания заказала рекламный видео-ролик. Она должна
была решить, где его показывать: в витрине магазина или торговом зале.
Выяснилось, что учесть затраты на создание ролика полностью можно только при
трансляции видео в витрине. Поэтому в торговом зале рекламный ролик показывать
не стали.
Как
видим, очень важно точно знать, какие рекламные расходы нормируются, а какие
нет. Ведь если фирма изначально учтет нормируемые затраты в фактическом объеме,
то налоговая инспекция может привлечь ее к ответственности за неуплату налога
на прибыль (ст. 122 НК РФ).
Особенности налогового учета
Расходы
на рекламу входят в состав затрат, связанных с производством и реализацией, в
качестве прочих (пп. 28 п.1 ст. 264 НК РФ). Перед тем, как установить дату
признания расходов, бухгалтер должен определить, являются ли они «длящимися».
По общему правилузаказчик рекламы может учесть затраты в момент предъявления
ему документов, подтверждающих факт оказания рекламной услуги (пп. 3 п. 7 ст.
272 НК РФ). Проще говоря, по дате актов выполненных работ, отчетов и иных
документов, подтверждающих факт оказания услуг. Однако при этом следует
учитывать условия размещения рекламы, указанные в договоре.
Пример
1
ООО
«Терция» разместило рекламные плакаты в вагонах метро на 3 месяца. Сумма
расходов составила 30 тысяч руб. (без НДС). «Терция» перечислила стопроцентный
аванс исполнителям 15 февраля 2006 года, плакаты были размещены 1 марта.
Предположим, что норматив позволяет признать расходы на рекламу полностью.
В
налоговом учете рассматриваемые расходы надо списывать равномерно в течение
срока размещения рекламы (п. 1 ст. 272 НК РФ). Стороны договора установили срок
в три месяца. Таким образом, ООО «Терция», начиная с марта, ежемесячно
уменьшает налоговую базу на 10 тысяч руб. в течение трех месяцев.
Как
уже упоминалось выше, рекламные расходы могут быть нормируемыми и
ненормируемыми. Принцип их различия прост: те виды рекламных расходов, которые
указаны в пункте 4 статьи 246 Налогового кодекса, не нормируются. Перечислены
там следующие виды рекламных затрат:
рекламные
мероприятия через средства массовой информации (СМИ) и телекоммуникационные
сети;
световая
и иная наружная реклама (плакаты, стенды, световые табло);
участие
в выставках, ярмарках, экспозициях;
оформление
витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
уценка
товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при
экспонировании;
изготовление
рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах,
выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках
обслуживания, и (или) о самой организации.
То
есть компания учтет эти расходы в сумме фактических затрат. А все остальные
затраты (например, на призы, вручаемые победителям конкурсов розыгрышей,
проводимых в рамках массовых рекламных кампаний) нужно признать в налоговом
учете в размере 1 процента от выручки.
Обратимся
к конкретным рекламным мероприятиям, реализуемым компаниями на практике.
Информация о нормировании (или ненормировании) расходов на них представлена в
таблице 1.
Таблица
1. Нормирование расходов на рекламные мероприятия
Рекламное мероприятие
Похожие работы на - Как не прогореть на рекламных расходах
|