Роль интеллектуальной собственности в рамках российских государственных предприятий
Роль интеллектуальной собственности в рамках
российских государственных предприятий
Скляренко Р.П.
Расширение
международных связей является одной из самых характерных тенденций в
деятельности государственных научных центров (ГНЦ) России. Зарубежные контакты
в той или иной степени существенны для стабилизации финансово-экономического
положения организаций и их развития. Придание организациям статуса ГНЦ России
стимулировало расширение этих связей. Вместе с тем, в нынешних условиях ряд ГНЦ
России не имеет налаженных зарубежных контактов, особенно в коммерческой сфере,
либо из-за специфики исследовательской деятельности, либо из-за закрытости
тематики, либо из-за нехватки финансовых ресурсов.
За
истекший период деятельности ГНЦ России выявились наиболее типичные способы
реализации международных контактов. Несмотря на сохраняющиеся риски
(коммерческий, информационный, технологический), правовые и административно-хозяйственные
сложности, явно прослеживается переход от заключения протоколов о намерениях к
более действенным и результативным формам сотрудничества: к научно-техническому
сотрудничеству на договорной основе, в том числе, к выполнению совместных НИР,
к заключению полноценных контрактов коммерческого характера, которые
предусматривают отчисления организациям- разработчикам в форме процентов от
продажи продукции.
Коммерческие
контракты занимают сейчас около 40% всех видов соглашений, договоры о сотрудничестве
и совместной деятельности - около 30%, коллективные и индивидуальные гранты -
14%, протоколы о сотрудничестве - около 3%.
Наиболее
значимыми для большинства ГНЦ России формами сотрудничества являются: передача
готовой научно-технической продукции и ноу-хау, проведение совместных
прикладных исследований (в основном, в форме исследовательских контрактов),
совместная разработка фундаментальных проблем (в том числе в форме
коллективных, совместных грантов).
Создание
совместных предприятий как форма сотрудничества ГНЦ России с зарубежным
контрагентом не получила широкого распространения в силу ряда объективных
причин. В настоящее время успешно функционируют лишь единицы таких предприятий.
В
тоже время даже в успешных центрах до сих пор нет единой внутрифирменной
системы управления интеллектуальной собственностью. Сравнительно недавно
известная международная аудиторская компания оценила имущество знаменитой
отечественной самолетостроительной фирмы. Оказалось, что в общей стоимости
имущества материальные активы составляют только 30%. А остальные 70% — это
активы нематериальные, главным образом интеллектуальная собственность и деловая
репутация. Примечательно, что до проведения такой оценки интеллектуальная
собственность почти не была отражена в балансе предприятия. Но для фирмы,
конструирующей и производящей автоматы Калашникова, этот процент оказался еще
выше — 80%.
Интерес
к интеллектуальной собственности, прежде всего, связан с возможностью получения
дополнительного дохода от монопольного использования новых технологий или
продажи патентов и лицензий. Интеллектуальная собственность компаний становится
все более дорогостоящим активом, реальную стоимость которого не всегда могут
отразить принципы бухгалтерского учета. Особенно это относится к тем отраслям, где
ключевую роль играют не столько здания и оборудование, сколько доходность
патентов, товарных знаков, авторских прав и других так называемых неосязаемых
активов. К примеру, рыночная стоимость компании Microsoft на конец 1996 г.
составляла 70,9 млрд. долл., несмотря на то, что по данным балансового отчета
стоимость чистых активов была 5,7 млрд. долл.
К
сожалению, в России из-за плохо поставленного учета нематериальных активов (НА)
и интеллектуальной собственности (ИС) доля первых по бухгалтерским документам
составляет обычно менее 1%. Отсутствие надлежащего учета ИС и НА - одна из
причин кражи интеллектуальной собственности, от которой Россия несет
колоссальные убытки.
По
некоторым оценкам, например, в 1996 году потери России от нелицензированной
передачи интеллектуальной собственности за рубеж составили несколько миллиардов
долларов, в том числе от передачи технологий в США — 600—700 млн. долл. Что же
касается потерь от пиратства в отношении интеллектуальной собственности внутри
страны, то, по данным МВД РФ, они составляют около 1 млрд. долл. в год
(половина этой суммы могла поступить в бюджет страны).
Руководители
многих известных отечественных предприятий не подозревают, что стоимость
интеллектуальной собственности на их предприятиях может превышать стоимость
всех остальных активов и приносить колоссальные доходы.
Но
что говорить о руководителях отдельных предприятий, если даже на Всероссийских
научных конференциях, посвященной оценке и учету национального богатства
России, в приведенных цифрах о структуре валового продукта страны до 1997 года
не учитывались ни вновь созданная интеллектуальная собственность, ни
нематериальные активы вообще.
В
современном мире значимость нематериальных активов и важнейшей их составной
части — интеллектуальной собственности непрерывно возрастает. Многие
исследователи считают это следствием того обстоятельства, что в современной
мировой экономике возрастает роль инноваций по сравнению с ролью производства,
а информация, воплощенная в интеллектуальной собственности, становится важнейшим
фактором производства — наряду с землей, трудом и капиталом.
Если
взять все виды собственности, права на которые на рынках наиболее развитых
стран являются предметом торговли, то доля интеллектуальной собственности в них
имеет тенденцию к ежегодному росту, темпы которого выше темпов роста торговли
другими видами собственности. И если, например, темпы роста мирового
промышленного производства не превышают 2,5—3%, то мировая торговля лицензиями
на право использования промышленной собственности и технологии развивается
гораздо более высокими темпами, достигающими 12% в год.
В
настоящее время интеллектуальная собственность должна рассматриваться уже не
как побочный продукт, получаемый в результате разработок нового вида изделия, а
как серьезное оружие в конкурентной борьбе.
Учитывая,
что доходы от использования результатов НИР значительно снижаются в случае
незаконного их использования конкурентами, интеллектуальная собственность стала
использоваться не только как оборонное, но и как наступательное оружие в
конкурентной борьбе.
Примером
успешного использования ИС в корпоративной стратегии за рубежом можно привести
фирму Texas Instruments (США). В 60-х годах эта компания составляла свой
“патентный портфель” исключительно как оборонное орудие. Однако к середине 80-х
годов фирма изменила тактику на наступательную и стала преследовать компании,
незаконно использовавшие ее интеллектуальную собственность. Урегулирование
предъявленных исков помогло Texas Instruments получить значительные доходы. В
1991 г. поступления составили 256 млн. долл. Общий доход, полученный компанией
от использования ИС за 1986-1993 гг., составил 1,2 млрд. долл. В начале 90-х
годов компания Intel ежегодно вкладывала 1 млрд. долл. в контроль над
производством микропроцессоров. Несмотря на такие огромные затраты, ставка
доходности компании по официальным данным, которые она представляла в налоговые
органы, составила 25%.
В
жесткой конкурентной борьбе сегодня побеждает то предприятие, которое наиболее
продуктивно использует имеющиеся у него ресурсы. В связи с этим значение имеет
выработка корпоративной стратегии компании. Изобретения, товарные знаки,
ноу-хау, торговые секреты, брэнды можно отнести к активам, которыми порой
пренебрегают при проведении финансового анализа с целью выявления скрытых резервов.
Это связано с тем, что они не часто появляются в бухгалтерских отчетах, доход
от использования этих “неосязаемых” активов трудно выделить из общего дохода,
их правовая сущность неизвестна или неправильно истолковывается. Тем не менее,
данные активы должны играть решающую роль в корпоративной стратегии
предприятия.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.sciteclibrary.ru/