Вопросы преподавания основ бухгалтерского учета и судебно-бухгалтерской экспертизы в юридическом ВУЗе.
Вопросы
преподавания основ бухгалтерского учета и судебно-бухгалтерской экспертизы в
юридическом ВУЗе.
Современная юридическая
практика свидетельствует о том, что важнейшей составной частью профессиональной
подготовки юриста является знание многих экономических вопросов, касающихся
хозяйственной деятельности юридических лиц, в том числе и знание Основ
бухгалтерского учета. Спектр применения этих познаний юристами достаточно
широк: он определяется действующим уголовно-процессуальным законодательством
(использование специальных бухгалтерских познаний при назначении ревизионной,
аудиторской проверки, при назначении судебно-бухгалтерской,
экономико-бухгалтерской экспертиз; оценка активов предприятий, организаций при
проведении процедуры банкротства; претензионная работа, формирование договорной
дисциплины юристами связано с ежемесячным анализом состояния и движения дебиторской
задолженности и т.д. Изучение основ бухгалтерского учета соприкасается с
вопросами гражданского, финансового, налогового законодательства, обеспечивая
системный подход в изучении юриспруденции. Так, рассматривая вопросы авторского
права, студенты-юристы знакомятся со стоимостной оценкой интеллектуальной
собственности предприятий, организаций через такой объект учета как
нематериальные активы, и порядком их использования.
Изучение
предмета Основы бухгалтерского учета и судебно-бухгалтерской экспертизы связано
с проведением математических подсчетов: это подсчет итогов бухгалтерского
баланса, выведение конечного сальдо по счетам, определение фактической
заготовительной себестоимости материалов, применение ставки налога на
добавленную стоимость и т.д. В некоторых случаях эти простейшие математические
операции вызывают сложности у студентов-гуманитариев. Это негативно отражается
на аналитической способности студента-юриста при оценке различных правовых
ситуациях. Актуальна позиция Л. Селезнева, который отмечает, что в
Государственном образовательном стандарте предусмотрен курс математики по
специальности "юриспруденция" Автор отмечает, что "результаты
математического моделирования коллективного поведения позволяют прогнозировать
поведение как больших групп людей, так и взаимоотношение
следователь-подозреваемый." 1 (Л.Селезнев. Математические методы в
юриспруденции.// Законность, №4, 2002.с.31).
Процесс
изучения предмета – это двухстороннее взаимоотношение между преподавателем и
студентом. Его качество зависит не только от профессиональной подготовки
преподавателя , но и от готовности студента воспринимать учебный материал. Эта
готовность, по нашему мнению, может определяться практическим интересов
студента, связанным с его будущей специальностью, а также с актуальностью
отдельных проблем в области правонаруше ний, достаточно широко освещаемый в
средствах массовой информа
Ции, а также в
материалах судебной практики. Определение интересующих вопросов курса Основы
бухгалтерского учета и судебно-бухгалтерской экспертизы или Судебной
бухгалтерии поможет заинтересовать студентов на лекциях и практических занятиях
при изучении "скучного " предмета. Исследование данного вопроса
проводилось при помощи анкетирования. Анкеты раздавались студентам, обучающимся
на бюджетной форме и среди студентов платников. Метод проведения
анкетирования-выборка, в нее попали 8% от обучающихся в Институте прокуратуры
Саратовской Государственной академии права (16 чел.) и 30% обучающихся в
ПРЮИНе.(Поволжский региональный юридический институт СГАП) 18 чел. Это студенты
4 курса. Для сбора информации по вопросам изучения Основ бухгалтерского учета и
судебно-бухгалтерской экспертизы была представлена следующая анонимная анкета с
вариантами ответов, которые должны были отметить студенты:
1. Значение предмета
"Основы бухгалтерского учета и судебно-бухгалтерской экспертизы:
А) предмет дает
возможность ознакомиться с видами финансовых нарушений и методами их выявления;
Б) дает
возможность уяснить значение экспертизы в следственном и судебном разбирательстве;
В)Предмет имеет
второстепенное, общеознакомительное значение.
2. Какие
разделы курса наиболее интересны и важны по вашему мнению :
А) Основы
бухгалтерского учета и бухгалтерская отчетность;
Б) Способы
финансовых нарушений;
В) Методы
проверки учетных документов экспертом-бухгалтером.
3. Ваши
предложения по формам контроля:
А) Экзамен;
Б) Зачет;
В) Письменное
тестирование;
Г) Зачет по
итогам ответов в течение срока обучения (семестра).
Результаты
анкетирования. Табл. 1.
Ответ на 1 в.
ответ на 2 в. Ответ на 3 в.
ПРЮИН - 18
человек
А) – 8 чел. А)
– 1 чел А) – О чел.
Б) - 7 чел. Б)
- 11 чел. Б) - 1 чел.
В ) – 3 чел В)
- 7 чел. В) - 7 чел.
Г) – 10 чел.
Институт
Прокуратуры – 16 человек
А) – 11 чел. А)
– 3 чел. А) - 0 чел.
Б) - 3 чел. Б)
– 10 чел. Б) - 3 чел.
В) - 4 чел. В)
- 7 чел. В) - 4 чел.
Г) - 12 чел.
Анализ
обработанных анкет выявил интересные тенденции в мнении студентов-юристов по
содержанию, методике и методах контроля при изучении предмета Основы
бухгалтерского учета и судебно-бухгалтерской экспертизы. 55 % (19 чел.) из
общего числа опрошенных (34 чел.) считают, что изучение предмета должно давать
возможность ознакомиться с видами финансовых нарушений и методике их выявления.
Эти цифры отражают интерес студентов-юристов к сути проблемы и отражают необходимость
адаптации экономических познаний в будущей практической деятельности.
10 чел. ( 29%)
считают, что изучение данного предмета должно идти в направлении использования
судебно-бухгалтерской экспертизы в следственных действиях и в суде. И 20 % (7
чел.) не видят для себя практического значения при изучении данного предмета,
считая его второстепенным, общепознавательным. При выборе разделов курса 21
чел. (62%0 назвали разделы, которые должны быть связаны с способами финансовых
нарушений, 14 чел. (41%) считают, что методы проверки учетной документации
экспертом бухгалтером должны занимать достойное место в изучении предмета.
Разделы курса, в которых рассматриваются вопросы основ бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в качестве наиболее интересных оценивают только 4 чел,
или 11% опрошенных, и это несмотря на то, что логическое построение
доказательств по делам экономической направленности невозможно при отсутствии
знаний об основах ведения бухгалтерского учета и их результатов, отраженных в
бухгалтерской отчетности. Анализ форм контроля, которые применимы при проверке
знаний, наибольшее число студентов выбрали либо тестирование 11 чел. (32%),
либо зачет, поставленный по итогам ответов предыдущих занятий 22 чел. (65 %).
Такой подход означает, по нашему мнению, существование психологического порога,
который не имеют возможности переступить многие студенты гуманитарии при
изучении экономических вопросов , а также достаточной сложностью материала,
особенно в современных условиях ведения бухгалтерского учета. Анализ
результатов анкетирования не зависит от формы обучения – платная и бюджетная
(бесплатная).
Анализ общих
результатов анкетирования выражает интерес студентов-юристов к данному
предмету, но только с позиции применения этих познаний при расследовании
экономических преступлений. Однако изучение любого предмета, в том числе и
Основ бухгалтерского учета и судебно-бухгалтерской экспертизы требует
системного подхода, так как бухгалтерский учет есть система документации,
способов отражения хозяйственных операций, при этом анализ именно всего
взаимосвязанного целого, дает возможность выявить деструктивные явления
финансово-хозяйственной деятельности.
Учебная
литература по данному предмету представлена учебниками, учебными пособиями
которые освещают предмет, как правило в двух направлениях:
1. Учебная
литература более ранних периодов. В учебниках подробно раскрываются такие
вопросы как понятие бухгалтерского баланса, счетов, основных видов
хозяйственных операций по различным объектам учета с вкраплениями о видах
злоупотреблений по объектам учета, а также вопросы об инвентаризации, ревизии,
судебно-бухгалтерской экспертизе.
2. Учебники и
учебные пособия, которые практический не раскрывают вопросы учет а и
отчетности, а сосредоточены на проблемах ревизии, экспертизы, аудиторской
проверки, раскрывают виды злоупотреблений с вкраплениями теоретических основ
бухгалтерского учета. Такая учебная литература носит , как правило, назначение
Судебная или правовая бухгалтерия. Так учебник для высших учебных заведений Судебная
бухгалтерия, под ред.д.ю.н.проф. С.П. Голубятникова,М,. 1999 год полностью
сориентирован на изучение защитных функций бухгалтерского учета и основ их
использования в юридической практике, а также методике выявления
злоупотреблений с различными объектами учета, судебно-бухгалтерской экспертизе.
Учебник Т.М. Дмитриенко, С.Г. Чаадаев Судебная (правовая) бухгалтерия. М,. 1999
год достаточно подробно освещает вопросы нормативного регулирования
бухгалтерского учета, организации и правового регулирования аудита в РФ, а
также рассматривает вопросы судебно-экономической экспертизы, практически не
освещая теории бухгалтерского учета. Учебное пособие Судебная бухгалтерия, Е.С.
Дубоносов, А.А. Петрухин , М.,2001 год представляет судебную бухгалтерию в
схемах, при этом акцент при изучении материала делается исключительно на виды
нарушений финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также
представлены вопросы о таких методах контроля как инвентаризация, ревизия по
заданию правоохранительных органов, экспертиза. Возможности практического
применения знаний в области бухгалтерского учета представлены в пособии для
судей, следователей, экспертов, арбитражных управляющих, А.М. Богомолов
Судебная финансово-экономическая экспертиза по делам о незаконном получении кредита
и банкротстве. Правовое регулирование и методологические особенности.М,.2002.
Как видно из
представленной учебной литературы сложилось два принципиальных подхода при
изучении вопросов Основ бухгалтерского учета и судебно-бухгалтерской
экспертизы: изучение основ бухгалтерского учета, основных видов хозяйственных
операций и злоупотреблений с ними, а также вопросов использования специальных
бухгалтерских познаний при расследовании преступлений экономической
направленности, и, изучение методики выявления финансовых нарушений с
использованием всего арсенала исследования учетной документации без раскрытия
основ бухгалтерского учета и отчетности. В таких условиях формирование курса
предмета сопряжено с использованием достаточно большого круга учебной литературы
с различным подходом к данной проблеме. По нашему мнению, необходима учебная
литература для юридических вузов, которая содержала бы в себе оба этих
направления. Изучение данного предмета должно также содержать нормативный
материал по бухгалтерскому учету. По выражению А.М. Богомолова , правовой
нигилизм в экономике, вызванный отсутствием соответствующей правовой базы и
запоздалым принятием законов, регулирующих функционирование новых
организационно-правовых форм собственности привели к криминализации определенной
части экономически активного населения страны. 2 (А.М. Богомолов. Судебная
финансово-экономическая экспертиза по делам о незаконном получении кредита и
банкротстве. Правовое регулирование и методологические особенности. Пособие для
судей, следователей, экспертов, арбитражных управляющих.М,. 2002.с.3.)
По данным МВД
России на начало 2000 года преступления экономической направленности составляли
10,5% от общего числа зарегистрированных преступлений, что составляла около
400000 преступлений за год. 3 (Экономика и жизнь, № 31, 2001.) И уголовная
статистика делает прогноз на увеличение числа экономически=х преступлений. А
вот судебная статистика имеет другие данные уже по уголовным делам, ставшим
предметом рассмотрения в суде. На основании сведений судебного департамента при
Верховном суде РФ Управление судебного департамента в Саратовской области за
1999 год по судам г.Саратова представлены дела :
1. по ст.171
ч.2 УК – 1 уголовное дело.
2. По ст.175,
ч.1 УК –5 уголовных дел.
3. По ст.194 –
УК - 1 уголовное дело.
4. По ст.196 УК
– 1 уголовное дело
5. По
ст.199,ч.1 - 3 уголовных дела
6. По ст.199
ч.2 УК - 3 уголовных дела.
Такая
"благополучная" статистика показывает, что нередки случаи, что
возбужденные дела по экономическим преступлениям не доходят до суда, следствие
не в состоянии собрать достаточное количество доказательств.
Однако вполне
справедливо можно отметить, что формирование учебной литературы по Основам
бухгалтерской учета сопряжено в настоящее время с большими сложностями, которые
вполне объяснимы, Это переход Российского бухгалтерского учета на международные
стандарты, формирование нового плана счетов бухгалтерского учета, что приводит
к скорому "старению" учебной литературы. Данная проблема, по нашему
мнению, со временем преодолима. Это не может быть препятствием для формирования
полного курса, отвечающего требованиям современного следствия. Изучение Основ
бухгалтерского учета и судебно-бухгалтерской (экономической) экспертизы должно
не только удовлетворять интерес о том, как происходят хищения материальных
ценностей или денежных средств, но и давать прочные познания в области
бухгалтерского учета, которые конечно пригодятся в практической деятельности
следователей, судей, юристов на производстве. Нам представляется, что программа
курса по Основам бухгалтерского учета и судебно-бухгалтерской, экономической
экспертизы должна содержать следующие блоки тем:
1. Предмет и
метод Бухгалтерского учета, а также комплексной дисциплины Судебная или
правовая бухгалтерия.
2. Понятие
бухгалтерского баланса и бухгалтерских счетов.
3. Документация
организации, учетные регистры, механизированная система ведения бухгалтерского
учета и методы контроля при механизированной системе ведения бухгалтерского
учета.
4.
Бухгалтерский учет основных видов хозяйственных операций и проверка их
состояния с целью выявления финансовых нарушений, условий способствующих
формированию деструктивных явлений в финансовой деятельности предприятий,
организаций.
5. Нормативное
регулирование и порядок проведения инвентаризации в целях осуществления
контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций, Инвентаризация в
следствии.
6. Нормативное
регулирование и порядок проведения ревизии, аудиторской проверки в целях
осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий,
организаций. Ревизия в следствии.
7. Нормативное
регулирование и порядок назначения и проведения судебно-бухгалтерской
(экономической) экспертизы.
Сущенко Наталья
Борисовна, доцент Саратовской государственной академии права, г. Саратов
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yurclub.ru/