Полномочия президента республики Беларусь в бюджетном процессе
Полномочия президента республики Беларусь в бюджетном
процессе?
В
соответствии со статьей 19 Закона "О бюджетной системе Республики Беларусь
и государственных внебюджетных фондах" [8] бюджетный процесс – это
регламентированная Конституцией Республики Беларусь, актами Президента
Республики Беларусь и другими нормативными актами деятельность государственных
органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.
Бюджетный
процесс включает четыре стадии бюджетной деятельности:
-
составление проекта бюджета;
-
рассмотрение и утверждение бюджета;
-
исполнение бюджета;
-
составление, рассмотрение и утверждение отчета о бюджете.
Стадии
бюджетного процесса следуют в указанной последовательности, причем данный
порядок изменению не подлежит. На каждой стадии бюджетного процесса решаются
вопросы, которые не могут быть решены в другое время.
Главная
задача составления проектов республиканского и местных бюджетов – определение объема
денежных средств, необходимых для выполнения функций государственных органов
Республики Беларусь и органов местного управления и самоуправления,
экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих
административно-территориальных единиц.
Составление
проекта республиканского и местных бюджетов находится исключительно в
компетенции Правительства Республики Беларусь и соответствующих местных
исполнительных и распорядительных органов. При этом непосредственное
составление проектов бюджетов этих уровней осуществляют соответствующие
финансовые органы: Министерство финансов Республики Беларусь и местные
финансовые органы.
Составление
проектов бюджетов осуществляется на основании прогноза социально-экономического
развития республики, основных направлений бюджетно-финансовой политики и
основных направлений денежно-кредитной политики, разработку которых при участии
различных министерств и ведомств осуществляют соответственно Министерство
экономики, Министерство финансов и Национальный банк Республики Беларусь.
Данная работа должна быть закончена до 1 августа года, предшествующего
планируемому финансовому (бюджетному) году.
Указанные
документы, а также проекты республиканского и консолидированного бюджета
Республики Беларусь, составленные Министерством финансов Республики Беларусь,
представляются на рассмотрение Правительства Республики Беларусь, а после
одобрения Правительством на рассмотрение Президента Республики Беларусь.
Президент
Республики Беларусь, как правило, до 1 октября года, предшествующего очередному
финансовому (бюджетному) году, вносит в Парламент Республики Беларусь проект
Закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год со
следующими приложениями:
-
пояснительная записка к проекту бюджета;
-
основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый
(бюджетный) год;
-
проект консолидированного бюджета Республики Беларусь на планируемый финансовый
(бюджетный) год;
-
основные показатели взаимоотношений республиканского бюджета с местными
бюджетами;
-
оценка ожидаемого исполнения республиканского и консолидированного бюджетов за
год, предшествующий планируемому финансовому (бюджетному) году;
-
прогнозные расчеты по доходам и расходам республиканского бюджета на
планируемый финансовый (бюджетный) год [8].
Если
необходимо внести изменения и дополнения в акты законодательства Республики
Беларусь, регламентирующие порядок налогообложения, Президент Республики
Беларусь вправе внести в Парламент проекты соответствующих законов либо до
внесения проекта закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый
(бюджетный) год, либо одновременно с этим проектом.
Внесенный
Президентом Республики Беларусь проект закона о бюджете Республики Беларусь на
очередной финансовый (бюджетный) год направляется в постоянную комиссию Палаты
представителей Национального Собрания Республики Беларусь по бюджету, финансам
и налоговой политике, после чего, в случае его одобрения, он выносится на
рассмотрение сессии Парламента Республики Беларусь. Проект закона о бюджете
Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год рассматривается
Парламентом Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики
Беларусь.
В
законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год
также устанавливается размер прироста внутреннего и лимит внешнего
государственного долга Республики Беларусь, лимит участия Национального банка
Республики Беларусь в кредитовании дефицита республиканского бюджета, размер
платы за обслуживание Национальным банком государственного внутреннего долга и
другие показатели.
На
стадии исполнения бюджета обеспечивается полное и своевременное поступление в
бюджет доходов, предусмотренных в законе о бюджете на очередной финансовый
(бюджетный) год, а также своевременное и бесперебойное финансирование
запланированных расходов. В ходе исполнения бюджета в течение года возможны
изменения плановой величины доходов и расходов, которые законодательно
закрепляются законом Республики Беларусь, актами Президента Республики
Беларусь, Правительства Республики Беларусь, решениями местных Советов
депутатов в пределах утвержденного бюджета и предоставленных им прав.
Увеличение или уменьшение объема доходов и расходов республиканского бюджета
производится Парламентом Республики Беларусь или по его поручению Президентом
Республики Беларусь, местных бюджетов – соответствующими местными Советами
депутатов.
В
процессе исполнения бюджета осуществляется контроль за целевым использованием
бюджетных средств, предоставляемых на возвратной и безвозвратной основе.
Контроль за исполнением республиканского бюджета осуществляется Президентом
Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и Комитетом
государственного контроля Республики Беларусь.
Следующая
стадия бюджетного процесса - составление и утверждение отчета об исполнении
бюджета, представляет собой завершающую стадию бюджетного процесса.
Правительство Республики Беларусь разрабатывает и представляет Президенту
Республики Беларусь для внесения в Парламент Республики Беларусь отчет об
исполнении республиканского бюджета, который представляется на рассмотрение
Парламента не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового
(бюджетного) года по такой же структуре, что и утвержденный бюджет за
соответствующий год. Отчет об исполнении республиканского бюджета утверждается
законом Республики Беларусь и публикуется в печати. Проект закона об
утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за предшествующий
финансовый (бюджетный) год рассматривается Парламентом Республики Беларусь до
рассмотрения проекта закона о бюджете Республики Беларусь на очередной
финансовый (бюджетный) год [10].
Относительно
полномочий Президента Республики Беларусь в бюджетном процессе следует также
отметить, что в Республике Беларусь согласно части второй статьи 101
Конституции не допускается делегирование полномочий президенту на издание
декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование,
изменение и дополнение программных законов, утверждение республиканского
бюджета и отчета о его исполнении, изменении, изменение порядка выборов
президента и парламента, ограничение конституционных прав и свобод граждан,
изменение и дополнение делегирующего закона, принятие норм, имеющих обратную
силу [2].
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://socrat.info/