Кредитный риск

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,19 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Кредитный риск

ВВЕДЕНИЕ

В настоящих условиях, в связи с переходом к рынку и децентрализацией экономики повышаются риски коммерческих банков. Риск повышается в связи с разукрупнением кредитных учреждений и их коммерциализацией.

Теория рисков разработана на основе мировой банковской практики и в стартовый период может быть принята за основу. Наиболее сложным представляется освоение приемов управления рисками частными рисками и общим риском банка. Поэтому основными направлениями разработки темы "Кредитные риски" выбраны: методы оценки кредитоспособности клиентов коммерческих банков на основе финансовых коэффициентов, путем анализа денежного потока и менеджмента предприятия, разработка методики составления картотеки кредитоспособности и анализа кредитного портфеля, разработка формы технико-экономического обоснования с учетом всех факторов кредитного риска.

Объектом исследования являлись крупные и средние акционерные предприятия, предприятия малого бизнеса, совместные предприятия различных коммерческих банков.

МИРОВАЯ БАНКОВСКАЯ ПРАКТИКА ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ КЛИЕНТОВ НА ОСНОВЕ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.

Кредитоспособность заемщика означает способность юридического или физического лица полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам. В нашей банковской практике до кредитной реформы 1930-1932 гг. кредитоспособность трактовалась как присущее лицу умение, т.е. желание, соединенное с возможностью оправдать оказанное доверие, исправно выполнять принятый на себя долг, своевременно погасить выданное обязательство.1)

Кредитоспособность клиента в мировой банковской практике являлась и является одним из основных объектов оценки при определении целесообразности и форм кредитных отношений. Способность к возврату долга связывается с моральными качествами клиента, его искусством и родом занятий, степенью вложения капитала в недвижимое имущество, возможностью заработать средства для погашения ссуды и других обязательств в ходе процесса производства и обращения.

Еще в конце XIX в. Н.Х. Бунге в работе "Теория кредита" приводит высказывание французского банкира Ло: " Оказывая доверие, мы обращаем внимание на их (клиентов) честность - она убеждает нас в том, что мы не будем обмануты; на их искусство - оно дает нам надежду, что они не обмануться в расчетах; на их род занятий - этим определяется надежда на процент, который мы ожидаем".

Следует также отметить, что если Н.Х. Бунге связывал кредитоспособность с наибольшей неподвижностью капитала и считал гарантией возврата долга вложение средств в недвижимость, то многие экономисты придерживались иной позиции. В качестве основы кредитоспособности они рассматривали способность заемщика заработать средства для погашения ссуды в ходе нормального кругооборота фондов. Например, В.П. Косинский подчеркивал:"Кредитоспособность изменяется теми условиями, которые гарантируют, что капитал будет воспроизведен, а не погибнет". Я несовсем согласна с позицией Н.Х. Бунге, поскольку для того, чтобы погасить кредит и проценты по нему капитал должен быть вложен в основном в ликвидные активы, приносящие доход (такие, как быстрореализуемый товар, ценные бумаги первоклассных эмитентов). Если же капитал будет вложен в недвижимость, то в экстремальных условиях предприятие не сможет быстро высвободить средства для погашения своих обязательств. Хотя если продавать недвижимость в течение большего периода времени, то можно получить большую сумму. Недвижимость можно приобретать в условиях сильной инфляции, так как это будет гарантировать капитал от обесценения. В этих же условиях для обеспечения возврата ссуды целесообразно использовать залог, в том числе и ипотеку.

По этому, по нашему мнению кредитоспособность заемщика основывается на моральных качествах клиента и его способности воспроизвести авансированные средства для погашения долга.

При оценке финансовой устойчивости клиента используется термин платежеспособности. Кредитоспособность заемщика в отличие от его платежеспособности не фиксирует неплатежи за истекший период или на какую-либо дату, а прогнозирует его платежеспособность на ближайшую перспективу. Оценивается она на основе системы показателей, которые отражают размещение и источники оборотных средств, результаты хозяйственно-финансовой деятельности заемщика. Выбор показателей зависит от типа экономики, степени развития рыночных отношений, особенностей построения баланса и других форм отчетности клиентов, их отраслевых особенностей, формы собственности. Например, Болгарский Народный банк (Центральный Банк Болгарии) измеряет платежеспособность в днях оборота просроченного долга.

В нашей стране при системе централизованного планового управления экономикой банк при оценке финансовой устойчивости клиента, при разделении на "хорошо" и "плохо" работающих, т.е. при определении их кредитоспособности, руководствовался в основном показателями выполения плана, учитывая одновременно и характер размещения оборотных средств. К сожалению, критерий финансовой устойчивости клиента уступал место критерию народнохозяйственной необходимости поддержания данного вида производственной деятельности, когда решался вопрос о возможности и режиме кредитования. В условиях рыночной экономики на первое место выдвигается кредитоспособность клиента.

Банки с развитой рыночной экономикой применяют сложную систему большого количества показателей для оценки кредитоспособности клиентов. Эта система дифференциирована в зависимости от характера заёмщика (фирма, частное лицо, вид деятельности), а также может основываться как на сальдовых, так и оборотных показателях отчетности клиента. Так, Мировой банк использует следующую систему финансовых коэффициентов, состоящую из пяти групп:

I. Коэффициенты ликвидности.

Показывают способность фирмы отвечать по своим краткосрочным обязательствам.

1. Коэффициент Текущие активы

текущей = ------------------------ ;

ликвидности (%). Текущие пассивы

(Покрытия). (обязательства).

Текущие активы = Наличные деньги + дебиторы-нетто (дебиторы резерв на покрытие ненадежных долгов) + запасы + прочие активы.

Обязательства = Краткосрочные кредиты + расчеты по оплате + расходы на долгосрочный кредит в текущем году + прочие текущие пассивы.

Наличность + ликвидные ценные

2. Коэффициент бумаги + счета к получению

"быстрой" (дебиторы).

ликвидности (%).= -------------------------------.

Текущие пассивы (обязательства)

II. Коэффициенты эффективности или активности (показатели оборачиваемости).

Показывают, насколько эффективно фирма использует свои активы для генерирования продаж.

Чистые счета к получению

1. Счета к получению (дебиторы - нетто).

(дебиторы) в днях = --------------------- ;

оборота. Однодневные продажи

(или чистые продажи/365 дн.)

Чистые продажи = Выручка в части трудовых затрат, сырьё, топливо, часть косвенных расходов.

Запасы (средняя величина).

2.а) Запасы в днях = --------------------------- ;

оборота. Издержки по проданной

продукции / 365 дней.

Издержки по проданной

б) Оборот запасов продукции / 365 дней.

раз = ------------------------- ;

Запасы (средняя величина).

Обьём продаж (выручка от

3. Оборачиваемость реализации).

основных средств. = -------------------------- ;

Чистые основные средства

(нетто).

4. Оборачиваемость Обьём продаж

активов. = ---------------- .

Активы

III. Коэффициенты финансового левеража.

Показывают способность фирмы отвечать как по краткосрочным, так и по долгосрочным обязательствам.

1. Задолженность Задолженность всего

к активам = -----------------------;

(LEV), % Активы всего

2. Задолженность Задолженность всего

к капиталу = --------------------------;

(DE), % Капитал акционерной фирмы

3. Задолженность Задолженность всего

к оборотным = -------------------------------- ;

активам Материальные оборотные средства

Материальные оборотные средства = Акционерный капритал - Гудвилл.

Гудвилл = Разница между ценой покупки и реальной ценой компании.

IV. Операционные коэффициенты или коэффициенты прибыльности.

Показывают эффективность работы фирмы посредством отношения обьёмов продаж и прибылей к обьёмам продаж, активам и собственному капиталу.

а) Показатели, характеризующие норму доходности.

1. Общая Валовая прибыль

рентабельность = --------------------------- ;

(%). Чистые продажи

Чистые продажи = Обьём продаж - издержки на проданные товары - износ основных средств.

2. Чистая операционная Чистая операционная прибыль

рентабельность, % = ---------------------------;

Чистые продажи

Чистая операционная прибыль = Валовая прибыль - административные и другие общие расходы - проценты +(-) прочие доходы и расходы - налоги.

Чистая прибыль (после уплаты

3. Рентабельность налогов).

чистой прибыли,% = -------------------------- .

Чистые продажи.

б) Норма прибыли на активы.

1. Прибыль к Чистая прибыль

активам, % = ----------------;

Активы

2. Прибыль к Чистая прибыль

чистому = ------------------- ;

капиталу,% Чистый капитал фирмы

(акционерный капитал).

3. Прибыль к

обычному Чистая прибыль

акционерному = -------------------- .

капиталу,% Сумма обычных акций

фирмы.

V. "Рыночные" коэффициенты.

Отражает рыночную финансовую оценку капитала фирмы.

Чистая прибыль, распределяемая

1. Доход на как дивиденд по обычным акциям

акцию. = ------------------------------- ;

Среднее количество простых акций

2. Дивидендный Годовой дивиденд на 1 акцию.

доход. = ------------------------------;

Средняя рыночная цена 1 акции.

3. Выплаты к Наличный дивиденд на 1 акцию.

резерву. = ------------------------------;

Дивиденд на 1 акцию.

4. Отношение цены Рыночная цена 1 акции.

к доходу на 1 = ---------------------- ;

акцию. Доход на акцию.

5. Отношение рыночной Рыночная цена 1 акции.

и учетной цены = ---------------------- .

акции. Оценка акции в учете

компании.

Можно выделить еще одну группу коэффициентов. Это коэффициенты обслуживания долга. К ним относится коэффициент покрытия процентов.

Прибыль до уплаты процентов

1. Покрытия процентов и налогов.

(раз). = --------------------------;

Проценты.

Изложенная система коэффициентов модифицируется в разных странах, используется разный набор финансовых коэффициентов, различаются методики расчета различных коэффициентов, используются различные термины при обозначении коэффициентов. Различие связано также с классификацией активов по степени ликвидности. Наиболее широко принята следующая система классификации ликвидных активов.

Например, Американскими коммерческими банками выделяются следующие группы ликвидных активов.

1) Краткосрочные ценные бумаги федерального правительства, такие, например, как казначейские векселя, обычно считаются высоколиквидными, поскольку рыночные цены этих бумаг лишь незначительго меняются изо дня в день, а также потому, что они могут быть без труда проданы на финансовых рынках, причем издержки совершения сделки будут весьма невелики. Однако, в отличие от денег, эти активы не являются совершенно ликвидными.

2) Акции и долгосрочные облигации, выпущенные в обращение частными корпорации, обладают меньшей ликвидностью, чем краткосрочные ценные бумаги федерального правительства. Цены этих активов значительно сильнее изменяются с течением времени, и плата, взимаемая за совершение сделок с подобными бумагами, несколько выше. Такие активы обладают промежуточным или средним уровнем ликвидности.

3) Недвижимость (например, дом, ферма, магазин) чрезвычайно неликвидна. Рыночные цены на недвижимость очень изменчивы и их трудно предсказать до совершения сделки. Поиски покупателя дома или земельного участка зачастую занимают многие месяцы, а издержки на совершение сделки (гонорары брокеров, реклама, плата за юридическое оформление) могут быть весьма велики.

Хотя совершенная ликвидность денег делает их идеальным средством накопления на протяжении коротких периодов времени. деньгам присущ тот недостаток, что владельцу денежных активов часто приходится жертвовать тем доходом, который мог быть получен при использовании менее ликвидного актива. Наличные деньги, помещенные на некоторые виды банковских счетов, не приносят собственнику никакого процентного дохода.В периоды быстрой инфляции деньги как средство накопления теряют свою привлекательность несмотря на их высокую ликвидность. Если на рубль можно будет купить все меньшее количество товаров, то люди захотят хранить стоимость в денежной форме в течении очень коротких периодов времени.

Федеральные резервные банки используют следующую классификацию ликвидных активов:

Ликвидные активы 1 класса:

1. Наличные деньги

2. Трансакционные депозиты

в том числе:

- Вклады до востребования

- Прочие чековые депозиты

Ликвидные активы 2 класса:

1. Взаимные фонды денежного рынка

2. Депозитные счета денежного рынка

3. Сберегательные вклады

4. Срочные вклады

5. Однодневные соглашения об обратном выкупе

6. Однодневные займы в евродолларах и прочее

Ликвидные активы 3 класса:

1. Недвижимость.

Трансакционные депозиты - это такие депозиты, средства с которых могут быть переведены другим лицам в виде платежей по сделкам, осуществляемым с помощью чеков или электронных денежных переводов.

Вклады до востребования - это вклады, не приносящие процента. но позволяющие их владельцам пользоваться чеками и электронными переводами.

Другие чековые депозиты отличаются от вкладов до востребования тем, что приносят процент.

Взаимные фонды денежного рынка - независимые финансовые посредники, которые продают деньги для покупки краткосрочных ценных бумаг с фиксированным процентом. Почти вся прибыль от этих ценных бумаг (за вычетом небольшой платы за услуги) переходит к владельцам титулов собственности. Поскольку покупаемые ценные бумаги имеют очень устойчивую номинальную стоимость, фонды могут гарантировать, что стоимость одного титула собственности будет постоянной (и равной 1 доллару). Взаимные фонды денежного рынка предоставляют их акционерам ограниченные возможности для полбзования чеками и электронными переводами, но на практике эти фонды гораздо реже используются для совершения платежей, чем обычные трансакционные депозиты.

Депозитные счета денежного рынка - специальные вклады в депозитных институтах, сходные с взаимными фондами денежного рынка.

Сберегательные вклады - приносящие процент вклады в депозитных институтах, средства из которых могут быть изьяты без штрафа в любой момент; эти вклады не предоставляют их владельцам прав на пользование чеками. Появление в последние годы специальных банковских автоматов, позволяющих иметь круглосуточный доступ к депозитным средствам, помещенным на сберегательные вклады, повысило ликвидность этих активов.

Срочные вклады - приносящие процент вклады в депозитных институтах, средства из которых могут быть изьяты без штрафа только по истечении установленного в договоре периода. На практике, штрафы за преждевременное изьятие вклада не очень велики, что делает эти вклады почти такими же ликвидными, как сберегательные.

Однодневные соглашения об обратном выкупе - краткосрочные ликвидные активы, предоставляющие собой договоры о согласии фирмы или частного лица купить у финансового учреждения ценные бумаги, с тем, чтобы перепродать их обратно на следующий же день по заранее оговоренной цене.

Однодневные займы в евродолларах - краткосрочные ликвидные активы, аналогичные соглашениям об обратном выкупе, служащие для операций с долларовыми фондами, находящимися на балансах депозитных институтов вне США.

Оценка кредитоспособности клиентов французскими коммерческими банками включает три блока: 3)

1) оценка предприятия и анализ его баланса, а также другой отчетности;

2) оценка кредитоспособности клиентов на основе методик, принятых отдельными коммерческими банками;

3) использование для оценки кредитоспособности данных картотеки Банка Франции.

При оценке предприятия банк интересуется следующими вопросами:

- характер деятельности предприятия и длительность его функционирования;

- факторы производства:

а) трудовые ресурсы в разрезе руководителей, управленцев и персонала (образование, компетентность, возраст руководителя, наличие у него преемников, частота передвижения управленцев по рабочим местам, структура персонала, показатели простоя, соотношение оплаты труда и добавленной стоимости);

б) производственные ресурсы (соотношение амортизации и амортизируемых средств, уровень инвестиций);

в) финансовые ресурсы;

г) экономическая среда (на какой стадии жизненного цикла находится выпускаемая продукция, является ли предприятие монопольным производителем, условия конкуренции, стадия развития рынка основной продукции предприятия, коммерческая политика фирмы, степень освоения приёмов и методов маркетинга).

Баланс коммерческого банка включает статьи актива, статьи пассива и счет результатов деятельности. В активе баланса при анализе выделяются три составные части: иммобилизованные активы (основные фонды), оборотные средства (запасы, дебиторы, прочие) и денежная наличность (касса, деньги на счете в банке, ценные бумаги). Пассив баланса делится на постоянные ресурсы, кредиторскую задолженность и денежную наличность (овердрафт, учет векселей).

На основе счета результатов деятельности определяются следующие показатели: Баланс и другие формы отчетности используются, во-первых, для оценки соотношения сальдовых показателей и, во-вторых, для расчета коэффициентов кредитоспособности на основе оборотных показателей (анализ денежного потока предприятия). Предметом анализа являются такие пропорции, как соотношение долгосрочной задолженности и собственных средств, соотношение стабильных собственных ресурсов и суммы активов, динамика затрат и убытков по сравнению с темпами роста производства и т.д. Данные отчетности фирмы сопоставляются с данными сводного баланса, который составляется на основе балансов однородных предприятий. Одним из основных направлений анализа данных баланса является определение банковского риска.

Показатели состояния денежной наличности оцениваются с учетом уровня развития предприятия, его рентабельности и качества потребности в оборотных средствах. Последнее изучается на основе показателей скорости оборота остатков сырья и готовой продукции на складе, а также сроков расчета с поставщиками.

В качестве одного из вариантов частной методики оценки кредитоспосбности клиента коммерческим банком можно привести методику банка Credit Lione. Эта методика построена на оборотных данных клиента, содержащихся в счете результатов. Методика представляет собой систему оценки, построенную на пяти коэффициентах:

ВЭД

К1 = ------- ;

ДС

Этот коэффициент характеризует соотношение Валового эксплуатационного дохода и Добавленной стоимости. Из таблицы 1 видно, ВЭД и ДС различаются на величину трудовых затрат. К1 показывает какая часть вновь созданной стоимости использована на внутренние нужды предприятия (на оплату труда в различных формах). Чем большая часть ДС используется для внутренних нужд, "проедается" предприятием, тем меньше остаётся средств для дальнейшего развития предприятия.

Финансовые расходы

К2 = -------------------- ;

ДС

Данный коэффициент показывает, какая часть вновь созданной стоимости использована для покрытия финансовых издержек (процентов и налогов).

Капиталовложения за год

К3 = ------------------------- ;

ДС

К3 отражает, какая часть ДС использована для технического перевооружения предприятия.

Долгосрочные обязательства

К4 = --------------------------- ;

ДС

К4 показывает, в течение какого срока могут быть погашены долгосрочные долговые обязательства за счет добавленной стоимости. Поэтому этот коэффициент используется для оценки правомерности сроков долгосрочных ссуд клиентам.

Чистое сальдо наличности

К5 = --------------------------- .

Оборот

К5 характеризует происхождение остатка средств на расчетном счете.

Для нашей практики можно использовать коэффициенты К1, К2 и К5.

Каждый из показателей оценивается в пределах четырех баллов, определяется общий итог в баллах. К этому итогу добавляются литеры А, Б, С и Д в зависимости от достаточности собственного капитала. Достаточность собственного капитала оценивается на основе соотношения собственного капитала и добавленной стоимости. Норма указанного соотношения - 20%. Сумма баллов и литер определяют уровень кредитоспособности клиента.

Учитываются также и данные картотеки Банка Франции. Эта картотека имеет четыре раздела. В первом предприятия разделяются на 10 групп в зависимости от размера актива баланса. Каждой группе присваивается определенная буква, литер (от А до К). Второй раздел является разделом кредитной котировки, выражающий доверие, которое может быть допущено в отношении предприятий. Эта котировка осановывается на изучении финансовой ситуации и рентабельности, а также на оценке руководителей, держателей капиталов и предприятий, с которыми клиент имеет тесные коммерческие связи. Кредитная котировка длит предприятия на 7 групп, которым присваиваются шифры от 0 до 6.

Третий раздел классифицирует предприятия по их платежеспособности. Банк Франции фиксирует все случаи неплатежей и в зависимости от этого разделяет клиентов коммерческих банков на тир группы, которым присваиваются шифры 7,8 или 9. Шифр 7 означает пунктуальность в платежах, отсутствие реальных трудностей в денежных средствах в течении года. Шифр 8 дается при временных затруднениях, связанных с наличием денежных средств, которые не ставят под серьёзную угрозу платежеспособность предприятия. Шифр 9 означает, что платежеспособность предприятия сильно скомпрометирована.

Четвертый раздел картотеки делит всех клиентов на две группы: предприятия, векселя и ценные бумаги которых могут быть переучтены или нет в Банке Франции (подпись предприятия признается Банком Франции, или признание подписи отложено до рассмотрения дальнейшей отчетности).

Методики оценки кредитоспособности клиента дифференцированы в зависимости от характера клиента (его отраслевой принадлежности, форм собственности), различные для фирм и частных лиц. Например, во Франции оценка кредитоспособности при выдаче потребительского кредита отличается от подхода к изучению кредитоспособности предприятий, изложенного выше.

Таким образом, для стран с развитой рыночной экономикой характерны сложные и дифференцированные по клиентам и банкам методики оценки кредитоспособности клиентов. Эта дифференциация сочетается с единым принципиальным подходом к оценке кредитоспособности, который регулируется Центральным банком. Методики определения кредитоспособности могут основываться как на сальдовых, так и на оборотных показателях отчетности; учитываются особенности построения отчетности предприятий.

СПОСОБЫ ОЦЕНКИ КРЕДИТНОГО ПОРТФЕЛЯ В МИРОВОЙ

БАНКОВСКОЙ ПРАКТИКЕ.

Система анализа кредитного портфеля включает следующие элементы:

1. Оценка качества кредитов, составляющих кредитный портфель.

2. Определение структуры портфеля на основе качества кредитов и оценка этой структуры на основе изучения ее динамики.

3. Определение достаточной величины резервов для покрытия убытков по ссудам на основе структуры кредитного портфеля.

В мировой банковской практике применяются различные системы оценки качества кредитов.

Рассмотрим номерную систему. Помимо номерной системы оценки кредитного портфеля существует еще и бальная система: Рейтинг качества кредитов на основе баллов:

1. Наилучшие 163-140

2. Высокое качество 139-118

3. Удовлетворительные 117-85

4. Предельный 84-65

5. Хуже предельного 64 и ниже.

Система балльной оценки позволяет определить структуру кредитного портфеля за отчетный период и сравнить ее с предыдущими периодами и на основе этого выявить положительный или отрицательный тренд.

Положительный тренд - рост удельного веса наилучших кредитов и кредитов высокого качества.

Отрицательный тренд - рост доли кредитов предельного уровня и хуже предельного.

ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА

В период перехода к рыночной экономике выбор показателей кредитоспособности должен учитывать мировую банковскую практику, рассмотренную в § 3 главы I, а также сложившуюся структуру оборотных средств и их источников, особенности утвержденной по стране отчетности, начавшийся процесс внедрения в хозяйственную жизнь различных форм собственности. Кроме того, система показателей на стартовом периоде не должна быть сложной, с тем чтобы не увеличивать трудоемкость банковских операций.

При этом под ликвидными средствами предлагается понимать ликвидные активы трёх классов.

Классификация оборотных активов

В учебнике "Банковское дело" для оценки кредитоспособности предприятий предлагается использовать три показателя, рассчитываемых на основе средних сальдовых данных балансов за истекший год: коэффициент ликвидности, козффициент покрытия и показатель обеспеченности собственными средствами. Коэффициент ликвидности предназначен для оценки способности заемщика оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства и погасить долговые обязательства. 1)

Ликвидные средства

Кл = -------------------------------------- .

Краткосрочные долговые обязательства

Коэффициент покрытия используется для оценки предела кредитования данного клиента. Если коэффициент покрытия менее 1, следует прекратить выдачу ссуд или потребовать гарантию.

Ликвидные средства + Остаток запасов всех

I и II класса материальных ценностей

по балансу Кпок. = ----------------------------------------------- .

Краткосрочные долговые обязательства

Показатель обеспеченности собственными средствами включен в число основных показателей кредитоспособности в связи с исторически сложившейся проблемой заниженности нормативов собственных оборотных средств. Хотя нормативы отменены, проблема с позиции гарантии возврата ссуд остается. Чем больше размер собственных средств, тем выше способность клиента в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам:

Фактическое наличие собственных

оборотных средств по балансу

Псс = ---------------------------------------- .

Общий размер оборотных средств в запасах,

затратах, расчетах и в денежной форме

В настоящее время, значительную часть клиентов большинства коммерческих банков составляют предприятия малого бизнеса. При оценке их кредитоспособности следует учитывать следующие особенности:

1. Банк имеет дело со значительным количеством вновь созданных предприятий малого бизнеса. Это не дает возможности оценить их уровень кредитоспособности традиционным способом - на основе фактических данных о финансово - хозяйственной деятельности предприятия в истекшем году. В связи с этим следует разграничивать определение риска кредитования:

- вновь созданных предприятий малого бизнеса;

- действующих предприятий.

2. Относительная неустойчивость производственных связей предприятий малого бизнеса вызывает значительные колебания в поступлении выручки от реализации производимой ими продукции. Это определяет повышенный риск коммерческого банка при предоставлении ссуд, так как и в условиях балансирования кредитных ресурсов и кредитных вложений требуется гарантия высвобождения кредитных ресурсов в любой период года.

3. Предприятия малого бизнеса, получают ссуды переодически. Выдача может резко изменить уровень кредитоспособности, что следует учитывать в методике расчета соответствующих коэффициентов.

4. Нередко предприятия малого бизнеса плохо обеспечены собственным капиталом.

В соответствии с изложенным предлагается следующая система показателей кредитоспособности действующих предприятий малого бизнеса:

Показатели кредитоспособности функционирующих

предприятий малого бизнеса. Особенности указанных коэффициентов кредитоспособности вытекают из особенностей предприятий малого бизнеса и заключаются в следующем:

1. В расчет коэффициента ликвидности включается размер испрашиваемой ссуды.

2. При расчете коэффициента покрытия в ликвидные средства включается стоимость собственных основных фондов.

3. В собственные средства предприятия включаются остатки специальных фондов.

Для предпиятий вновь образованных и занимающихся торгово посреднической деятельностью основное внимание должно быть уделено оценке делового риска отражаемого в технико - экономическом обосновании. Необходимо обратить внимание на размер испрашиваемой ссуды и размер запланированного дохода, а также на ликвидность товара. Необходимо также установить наличие договоров на поставку и реализацию продукции, местонахождение поставщиков и покупателей продукции, что может привести к затруднениям в расчетах с другими регионами страны.

Предложенная методика была опробована нами на 37 предприятиях малого бизнеса. Были получены следующие результаты: В основе определения класса кредитоспособности клиента лежит критериальный уровень показателей и их рейтинг. Особенности организации оборотных средств в нашей стране не позволяют прямо использовать критериальные уровни коэффициентов ликвидности и покрытия, применяемые в мировой практике.

Коэффициенты и показатели на уровне средних величин являются основанием отнесения заемщика ко 2 классу, выше средних - к 1 и ниже средних - к 3. В качестве примера можно привести следующую модель шкалы, рассчитанную по одному из коммерческих банков, занимающихся кредитованием, в основном, предприятий торгово - посреднической сферы деятельности. По 37 анализируемым предприятиям были получены следующие данные по классу кредитоспособности данных коэффициентов: Класс кредитоспособности коэффициента следует определять не только по его критериальному уровню, но и на основе анализа факторов, влияющих на его величину. Например. по одному из предприятий малого бизнеса, которое занимается торгово-посреднической деятельностью, коэффициенты кредитоспособности на начало и конец I квартала 1993 года имели следующий уровень: Коэффициент ликвидности на 01.04.93г. составил 0.77, а на 01.01.93г.- 0.64.

Коэффициент покрытия на 01.04.93г. составил 1.19, а на 01.01.93г. - 1.24.

Показатель обеспеченности собственными средствами на 01.04.93г. составил 34.2%, а на 01.01.93г. - 47.5%.

1. По динамике коэффициента ликвидности видно , что к концу отчетного периода он увеличился на 0,13 . Причинами данного изменения являются :

а) за счет изменения ликвидности активов 2-го класса данный коэффициент увеличился на 0,81. В частности, это было связано с увеличением долга поставщиков на 563.299 тысяч рублей или на 150,9 % , что может быть связано с замедлением расчетов.

Увеличилась задолженность персонала по прочим операциям на 2.563 т.р. или на 82.1%.

Положительным моментом является уменьшение задолженности прочих дебиторов на 4.340 тысячи рублей или на 13%.

Увеличились авансы, выданные поставщикам и подрядчикам на 15.600 тысяч рублей.

б) За счет изменения ликвидности активов 1-го класса коэффициент ликвидности увеличился на 0,039 , что связано с увеличением средств в кассе на 222 тысячи рублей , увеличением средств на расчетном счете на 25.174 тысячи рублей и на валютном счете на 1.500 тысяч рублей, увеличились и прочие денежные средства на 2.313 тысяч рублей.

Увеличение ликвидных активов 1-го класса положительный момент в работе предприятия, поскольку , чем выше ликвидность активов, тем больше у предприятия возможности погасить свои обязательства. Это не связано с ростом краткосрочных ссуд.

в) За счет изменения краткосрочной задолженности данный коэффициент снизился на 0,719. Это связано, во-первых, с увеличением задолженности по краткосрочным кредитам банка на 398.453 тысячи рублей или на 690 % . Увеличились так же кредиты банков для работников и прочие краткосрочные займы.

Второй причиной являлось увеличение задолженности поставщикам в связи с замедлением расчетов. Кроме того, увеличилась задолженность бюджету.

Отрицательным моментом являлось также сокращение авансов, полученных от покупателей и заказчиков. Предприятию необходимо использовать предварительную форму расчетов и брать авансы.

2. Коэффициент покрытия к концу отчетного периода снизился на 0,05. Это отрицательный момент в работе предприятия, поскольку при особых обстоятельствах предприятие при нехватке наличности, реализовав товары все равно не сможет оплатить свои обязательства.

а) за счет ликвидности активов 2-го класса данный коэффициент увеличился на 1,11 ,

б) за счет изменения запасов и затрат данный коэффициент увеличился на 0.308 Имело место увеличение производственных запасов на 164.782 тысячи рублей или 120.7%, увеличились расходы будущих периодов на 127 тысяч рублей или на 115%. Увеличилась готовая продукция на 1.833 тысячи рублей или на 135.9%. Причем эта продукция пользуется не очень повышенным спросом.

в) за счет из изменения ликвидных активов 1 класса коэффициент покрытия увеличился на 0,05.

г) основное отрицательное влияние на снижение коэффициента покрытия оказало увеличение краткосрочной задолженности. За счет этого коэффициент покрытия снизился на 1,518. Предприятию надо пристальное внимание обратить на своит долги, а банку усилить контроль за кредитом.

3. Показатель обеспеченности собственными средствами к концу отчетного периода снизился на 13,3%, что также отрицательным моментом, т.к. предприятие начинает существовать в основном за счет привлеченных и заемных средств, а доля собственных средств предприятия к концу периода лишь на 34,2% против 47,5% в начале периода.

Банк может продолжать кредитовать такого клиента только при условии увеличения уставного фонда. Кроме того отсутствет нераспределенная прибыль.

В целом классность коэффициентов кредитоспособности данного предприятия имеет следующий вид :

01.01.93г. 01.04.93г.

К ликвидности 1 кл. 1 кл.

К покрытия 2 кл. 2 кл.

Показатель ОСС 1 кл. 1 кл.

Предприятие можно продолжать кредитовать при условии улучшения сбыта продукции (реклама, смена начальника отдела сбыта и другие маркетинговые мероприятия).

По одному из предприятий малого бизнеса был произведен расчет показателей по французской методике. Были получены следующие результаты: По вышеприведенной методике данное предприятие было некредитоспособным. По французской методике получились следующие результаты:

Коэффициент К1 имеет положительный тренд, но очень большая доля добавленной стоимости (вновь созданной стоимости) используется на трудовые затраты, то есть мало средств остаётся для технического перевооружения.

Коэффициент К2 также имеет положительный тренд, поскольку наблюдается резкое снижение доли добавленной стоимости, идущей на финансовые платежи.

Но уровень коэффициента К5 свидетельствует о ненадежности заемщика.

В целом по двум методикам можно сделать вывод о некредитоспособности данного заёмщика.

На основе анализа вышеприведенных коэффициентов составляется картотека кредитоспособности. КАРТОТЕКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ КЛИЕНТА

Общая оценка кредитоспособности дается в баллах. Баллы представляют собой сумму произведений рейтинга каждого показателя на класс кредитоспособности.

Рейтинг, или значимость, показателя определяется индивидуально для каждого заемщика в зависимости от политики данного коммерческого банка, особенностей клиента, ликвидности его баланса, положения на ссудном рынке. Например, высокая доля краткосрочных ресурсов, наличие просроченной задолженности по ссудам и неплатежей поставщикам повышают роль коэффициента ликвидности, который оценивает способность предприятия к оперативному высвобождению денежных средств. Втягивание ресурсов банка в кредитование постоянных запасов, заниженность размера собственных средств повышают рейтинг показателя обеспеченности собственными средствами. Нарушение экономических границ кредита, закредитованность клиентов выдвигает на первое место при оценке кредитоспособности уровень коэффициента покрытия.

I класс присваивается при 100 - 125 баллах, II класс - при 126 - 200 баллах и III класс - при 201 - 295 баллах.

Изложенный принцип определения класса кредитоспосбности можно формализовать в виде следующей таблицы: Для оценки кредитоспособности клиента коммерческого банка рекомендуется использовать не только основные, но и дополнительные показатели.

1. Наличие у предприятия просроченной задолженности.

2. Оборачиваемость дебиторской задолженности.

3. Чистое сальдо наличности.

4. Показатель равномерности распределения дохода:

Набор данных показателей был определен эмпирическим путем.

Среднеквадратическое отклонение по доходам за квартал @ = -----------------------------------------------------.

Средний доход за квартал Необходимо проверить:

- были ли у предприятия случаи просрочки и в какой сумме;

- часто ли это наблюдалось ( реально проследить по предприятиям, которые в коммерческом банке брали кредит неоднократно, т.е. являются постоянными клиентами ).

Если у предприятия имеется просроченная задолженность, то его класс кредитоспособности понижается. Показатель просроченной задолженности служит также для проверки правильности данной методики.

Оборачиваемость дебиторской задолженности показывает: через сколько дней, в среднем, для предприятия реально получить свои долги. Он может служить также и для дополнительной оценки коэффициента ликвидности и коэффициента покрытия. Если значения этих показателей увеличились за счет увеличения дебиторской задолженности или запасов и затрат, а оборачиваемость их замедлилась, то нет оснований повышать данному предприятию класс кредитоспособности.

Чистое сальдо наличности рассчитывается как наличные средства по Активу баланса за минусом задолженности по кредиту. Оно показывает наличие свободных ликвидных активов I класса, которые можно использовать для погашения долга.

Показатель равномерности распределения дохода показывает, какими частями на период кредитования будет поступать запланированный доход. Если значение этого показателя в пределах 30%, то распределение можно считать равномерным.

В зависимости от значений этих показателей можно повышать или понижать класс кредитоспособности клиента.

Если за кредитом обращается вновь образованное предприятие, у которого, как правило, баланс - "нулевой", то здесь целесообразно использовать методику оценки их кредитоспособности на основе оценки делового риска. Основной упор следует сделать на проверку технико-экономического обоснования кредита, наличие договоров на поставку и реализацию, обратить внимание на ликвидность товара, сравнить размер испрашиваемой ссуды и планируемый доход. Можно составить пропорцию: во сколько раз доход должен превышать размер ссуды, чтобы предприятие могло без проблем погасить кредит и проценты. Особое внимание следует обратить на обеспечение кредита.

По таким предприятиям реально оценить лишь показатель обеспеченности собственными средствами, а также коэффициент ликвидности или покрытия ( в зависимости от того, куда вложены средства Уставного фонда ).

В дополнение к этой методике можно предложить систему оценки деловых качеств руководителя, его способность организовать дело, быстро и выгодно реализовать товар и другие качества.

В заключение можно сказать, что целесообразно вести данную картотеку по каждому клиенту в отдельности, чтобы иметь четкое представление о финансовой устойчивости данного ссудозаемщика.

По вышеперечисленной методике был проведен анализ финансового состояния 37 предприятий, обратившихся в банк за кредитом. Были получены следующие результаты (прил. ). Анализ выявил, что из 37 фирм на момент обращения за кредитом кредитоспособными были следующие фирмы:

1. - II класс кредитоспособности;

2. - III класс кредитоспособности;

3. - II класс кредитоспособности;

4. - II класс кредитоспособности;

5. - I класс кредитоспособности;

6. - III класс кредитоспособности;

7. - III класс кредитоспособности;

8. - I класс кредитоспособности;

9. - II класс кредитоспособности.

На момент действия кредита и с учётом дополнительных показателей получились следующие результаты:

Кредитоспособными клиентами являлись только:

5. - I класс кредитоспособности;

6. - III класс кредитоспособности;

8. - I класс кредитоспособности;

9. - II класс кредитоспособности.

1. - III класс кредитоспособности;

3. - III класс кредитоспособности;

Остальные клиенты банка на момент обращения за кредитом были некредитоспособными. Поэтому можно сделать вывод, что банк занимается выдачей рисковых кредитов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главенствующая роль в решении проблем, связанных с формированием рынка и рыночной инфраструктуры, должна принадлежать банковской системе. Новые задачи и условия работы определяют важность изучения банками внешних, внутренних, коммерческих рисков своих операций.

В данной дипломной работе были рассмотрены вопросы кредитных рисков.

Кредитный риск - это стоимостное выражение вероятностного события ведущего к потерям, возникающим при невозврате кредита.

Комплексная оценка кредитного риска возможна на основе многофакторного анализа кредитоспособности клиентов банка и кредитного портфеля банка.

Минимизировать кредитный риск банка возможно лишь при использовании вышеперечисленных методов. Все эти методы позволяют создать надежную базу данных для оценки риска конкретного заемщика. Оценка кредитоспособности на основе финансовых коэффициентов и денежного потока позволяет с разных сторон подойти к определению надежности заемщика. В то же время эти методы взаимно дополняют друг друга. Если первый позволяет оценить финансовую устойчивость и надежность клиента на основе балансовых данных и на этой основе прогнозировать устойчивость клиента на будущий период - это особенно важно при оценке кредитоспособности предприятий независимо от размера его капитала и вида собственности, то второй даёт возможность составить полную картину о притоке (поступлении) и оттоке (расходовании) денежных средств данного клинта, выявить слабые места в работе заемщика и границы выдачи новых ссуд. Оценка делового риска заемщика позволяет спрогнозировать риски каждой конкретной сделки и принять необходимые по их предотвращению. Система оценки показателей кредитоспособности должна быть дифференцирована по крупным и малым клиентам, а также в зависимости от формы собственности. Подход к оценке делового риска дифференцируется в зависимости от характера кредитных операций.

Кредитный риск банка в целом оценивается на основе анализа кредитного портфеля. Этот анализ в свою очередь во многом построен на основе картотеки кредитоспособности клиентов и позволяет выявить совокупный риск и доля рисковых кредитов в общем обьеме банковских ссуд.

Для внедрения в практику опробированных методов оценки кредитного риска требуется более обширная информация о клиенте, чем та, которой располагает банк, а также налаживание некоторых видов внебалансового учета, обеспечение банков программным обеспечением и компьютерной техникой.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!