Мировой опыт управления качеством
Мировой опыт управления качеством
Международное
сообщество выработало единый подход к нормированию технических требований к
качеству продукции. Важная роль в этом деле отводится законодательству как
форме государственного регулирования качества и методов его обеспечения.
Эволюция
мышления в области качества подтверждает непрерывное совершенствование и
усложнение той деятельности, которую принято называть управлением качества.
Содержание каждого последующего этапа управления качеством впитывало в себя
новые разработки теории качества и отвечало запросам потребителей, обеспечивало
удовлетворение их возрастающих требований.
На
современном этапе развития научно-технического прогресса качество продукции
выдвигается в число ключевых проблем развития национальных экономик. Во всех
промышленно развитых странах мира ведется активный поиск путей решения проблемы
повышения качества продукции, ее конкурентоспособности на мировом рынке.
В
США в начале 80-х годов управление качеством сводилось к планированию качества
— и это было прерогативой службы качества. При этом недостаточно внимания
уделялось внутрипроизводственным потребителям — планы повышения качества
делались без учета потребностей внутри фирмы. Процесс такого управления
качеством создавал не планы, а проблемы.
Для
80-х годов характерна массированная кампания по обучению прямо на рабочих
местах как способ повышения качества и обнаружения дефектов [7, c.185].
Сердцевиной
революции в области качества явилось удовлетворение требований заказчиков
(потребителей). Каждый рабочий на конвейере является потребителем продукции
предыдущего, поэтому задача каждого рабочего состоит в том, чтобы качество его
работы удовлетворяло последующего рабочего.
Анализируя
американский опыт в области качества, можно отметить следующие характерные его
особенности:
•
жесткий контроль качества изготовления продукции с использованием методов
математической статистики;
•
внимание к процессу планирования производства по объемным и качественным
показателям, административный контроль за исполнением планов:
•
совершенствование управления фирмой в целом. Принимаемые в США меры,
направленные на постоянное повышение качества продукции, не замедлили сказаться
на ликвидации разрыва в уровне качества между Японией и США, что усилило
конкурентную борьбу на мировом рынке, превращающемся в единый, глобальный
рынок.
Опыт
Японии убедительно показывает, что повышение качества — работа, которая никогда
не кончается.
В
1945 году Япония лежала в руинах; ее промышленность была полностью разрушена.
Однако в конце 40-х — начале 50-х годов японские специалисты, пройдя обучение у
авторитетных американских ученых по управлению качеством Э. Деминга и Дж.
Джурана, стали успешно применять эти знания в промышленности Японии [4, c.126].
Был
внедрен так называемый цикл Деминга, связанный с проектированием,
производством, сбытом продукции, анализом и вытекающими из его результатов
изменениями для повышения уровня качества — цикл РВСА «планирование —
выполнение — проверка — корректирующее воздействие». Активно использовались
контрольные карты для управления технологическим процессом.
На
передовых фирмах Японии с наибольшей полнотой и последовательностью внедрены
комплексный подход и принципы системного управления качеством.
Считается,
что японский подход к управлению качеством имеет ряд отличительных черт, однако
сравнительный анализ показывает, что теоретические положения имеют
универсальный характер и в этом смысле они интернациональны. Системы управления
качеством тех прогрессивных зарубежных фирм, где эти концепции нашли наиболее
полную и правильную практическую реализацию, сходны по своему характеру, сам
механизм внедрения и развития систем также универсален по своей сути.
Отличительными
элементами японского подхода к управлению качеством являются [4, c.241]:
Ориентация
на постоянное совершенствование процессов и результатов труда во всех
подразделениях;
Ориентация
на контроль качества процессов, а не качества продукции;
Ориентация
на предотвращение возможности допущения дефектов;
Тщательное
исследование и анализ возникающих проблем по принципу восходящего потока, т. е.
от последующей операции к предыдущей;
Культивирование
принципа: «Твой потребитель — исполнитель следующей производственной операции»;
Полное
закрепление ответственности за качество результатов труда за непосредственным
исполнителем;
Активное
использование человеческого фактора, развитие творческого потенциала рабочих и
служащих, культивирование морали: «Нормальному человеку стыдно плохо работать».
На
японских предприятиях для персонала разработана программа участия в обеспечении
качества, получившая название «пять нулей». Она сформулирована в виде коротких
правил — заповедей [4, c.145]:
не
создавать (условия для появления дефектов);
не
передавать (дефектную продукцию на следующую стадию);
не
принимать (дефектную продукцию с предыдущей стадии);
не
изменять (технологические режимы);
не
повторять (ошибок).
Эти
правила детализированы для этапов подготовки производства и собственно
производства и доведены до каждого работника.
Если
в Японии и США на протяжении многих лет реализуются программы повышения
качества, проводится активная политика в вопросах качества, осуществляется
долгосрочное планирование качества, то в Европе за редкими исключениями
управление качеством продолжает оставаться, по существу, контролем качества.
Необходимо
отметить большую и целенаправленную деятельность стран Западной Европы по
подготовке к выработке единых требований и процедур, способных обеспечить
эффективный обмен товарами и рабочей силой между странами [9, c.8].
Важное
место в этой деятельности занимают специальные ассоциации или организации,
осуществляющие координацию в масштабах региона. В процессе подготовки к
открытому общеевропейскому рынку, провозглашенному с 1 января 1993 г., были
выработаны единые стандарты, единые подходы к технологическим регламентам,
гармонизированы национальные стандарты на системы качества, созданные на основе
стандартов ИСО серии 9000, введены в действие их европейские аналоги — ЕМ серии
29000. Большое значение придается сертификации систем качества на соответствие
этим стандартам, созданию авторитетного европейского органа по сертификации в
соответствии с требованиями стандартов ЕМ серии 45000. Указанные стандарты
должны стать гарантами высокого качества, защитить миллионы потребителей от
низкосортной продукции, стимулировать производителей к новым достижениям в
области качества.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://socrat.info/