Президент Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,64 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Президент Российской Федерации

Министерство

Поволжской Академии Государственной Службы

Имени П.А. Столыпина






Курсовая работа

на тему

«Президент Российской Федерации»




Выполнила:

студентка

специальности 061100

I курса 108 группы

Шишкина Екатерина Алексеевна

Проверил:

Касаева

Татьяна Викторовна

 

 

 

 

Саратов 2003

Содержание:

Введение ………………………………………………………………………………….3

1.   Место Президента в системе органов государственной власти  Российской Федерации…………………………………………………………………………4

1.1 Возникновение института Президента в России……………………….…4

1.2 Взаимоотношения Президента РФ с иными органами власти. Отречение Президента РФ от должности………………..…………………………...9

2.            Разрешение Президентом спорных вопросов………………………………...16

Заключение………………………………………………………………………………..18

Список использованной литературы……………………………………………………20

Введение.

Мы являемся свидетелями достаточно четкого юридического оформления еще одной ветви власти – президентской. Она отчасти нормотворчествует, отчасти управляет, отчасти разрешает споры.  Но всё это делается в правовых рамках для реализации своих главных задач – поддержания стабильности государственной системы, гражданского мира в обществе, охраны конституционного строя, суверенитета и целостности государства.

Цель работы: показать специфическую роль института президента в условиях формирования гражданского общества, политического плюрализма, организации государственной власти на новых принципах.

Политическая необходимость такой фигуры вытекает, прежде всего, из потребности обеспечить устойчивость системы управления государственными делами. Институты государственной власти, даже при наличии развитой правовой системы, не должны  (во всяком случае, на нынешнем витке цивилизации) оставаться без авторитетного арбитра, который, не состоя с этими институтами в отношениях власти – подчинения, тем не менее, обеспечивает согласованное их функционирование, оперативно выводит государственную систему из возможных тупиковых ситуаций, которые не всегда имеют форму правового спора. Тем самым этот арбитр обеспечивает необходимое единство государственной власти в условиях разделения властей. Говоря по-другому, институт президента призван «цементировать» государство, то есть обеспечивать устойчивость механизма власти.

Если остальные государственные структуры законодательствуют, управляют, осуществляют правосудие, то главная задача президента – олицетворять государство внутри страны и вовне. Принципиальное значение, особенно в настоящее время, имеет анализ конституционно - урегулированных взаимоотношений президента с правительством, парламентом, судебными органами, их сравнения с практикой и определение тенденции их развития.

Вместе с тем, преждевременно рассматривать институт Президента как устоявшуюся совокупность конституционных норм и сложившейся практики. Со времени создания (1991г.) он постоянно развивается, изменяется и приобретает новые черты. Многие полномочия и функции Президента получили необходимую конкретизацию в текущем федеральном законодательстве, нормативных указах Президента и решениях Конституционного Суда. Причем речь идет не о наделении дополнительными, полномочиями Президента, а, главным образом, о разграничении компетенции основных органов, осуществляющих государственную власть в России.

1. Место Президента в системе органов государственной власти  Российской Федерации.

Стержневой основой характеристики правового статуса любого учреждаемого Конституцией Российской Федерации государственного органа  являются: 1) установленная в ней дефиниция, обобщенно определяющая его функциональное назначение, и 2) место, которое ему отводится в системе органов государственной власти. Последний признак хотя и является производным, но имеет самостоятельное правовое значение , поскольку в нем выражается лежащая в основе Конституции Российской Федерации концепция построения системы государственной власти.

Исходя из этого, отправными правовыми установлениями применительно к анализу статуса Президента Российской Федерации являются Ст.80 Конституции Российской Федерации и место главы, посвященной Президенту Российской Федерации в тексте Конституции Российской Федерации.

1.1.   Возникновение института Президента в России.

Становление института президентской власти в  России  воспринималось неоднозначно и шло на фоне реформирования, как политической, так и всей экономике государства.

Начало демократических преобразований в России в 1990 г., провозглашение в Декларации «О  государственном  суверенитете  РСФСР» принципа разделения властей (пункт 13) стало отправной точкой начала государственной реформы в России. С этого же  момента  начинается и  конфликт  между  провозглашенным  принципом  разделения властей и устаревшей, закрепленной в Конституции  РСФСР  1978  г. системой единовластия представительных  органов  власти. 

Вообще, идея об учреждении поста Президента, первоначально возникшая  еще в бывшем Союзе ССР, но встретила значительное сопротивление  части народных депутатов, сторонников сохранения  советской  власти. Однако, набирающие силу процессы демократизации, обновления  всей государственной системы одержали верх, и пост Президента  СССР  в 1990 г. был учреждён.

В России вопрос об учреждении поста  Президента решался более чем сложно. Съезд  народных  депутатов  РСФСР высказался против его введения, и по инициативе 1/3 депутатов был назначен всероссийский референдум, в соответствии, с которым  указанный пост был учреждён. В Конституцию РСФСР 1978 г. была  включена статья, закрепившая принципы  разделения  властей;  глава  о Президенте.

С введением в РСФСР института президента и выборами в июне 1991 г. первого Президента РСФСР, объективно была заложена основа конституционного кризиса.

Кризис подспудно начался, а точнее был  изначально  предопределён половинчатостью конституционной реформы 1990-1991  гг.,  когда  в Конституцию РСФСР 1978 г. были искусственно вмонтированы элементы механизма разделения властей и  введена  должность  Президента РСФСР при сохранении неопределённого статуса Съезда народных  депутатов как высшего органа государственной власти, имеющего  право принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос,  отнесенный к ведению РСФСР. Тем самым были заложены и очень скоро  обнаружились  противоречия  конституционных  норм,  не  разграничивших чётко на этот момент полномочия исполнительной, судебной и  законодательной власти в России. Как известно, формировавшаяся под конституционно  закреплённую идею руководящей роли КПСС и сложившаяся  за  70  лет  советского строительства система организации государственной власти  в  СССР не имела к началу 90-х годов никаких зазоров и  ниш  в  конституционно правовом механизме и инфраструктуре  государственного  управления для принятия совершенно инородного для себя  звена.  Тем более что речь шла о должности главы  государства  -  Президенте России, избираемом гражданами на основе их  прямого  волеизъявления. Таким образом, вмонтированное в структуру Конституции РСФСР чужеродное звено (по идеологии этой  Конституции)  в  виде  института президента ещё больше нарушило и так шаткий и условный баланс отношений представительной и исполнительной власти в России. Где  с одной стороны, Президент  РСФСР,  являющийся  в  соответствии  со статьёй 121-1 Конституции РСФСР высшим должностным лицом во властной иерархии страны и одновременной главой исполнительной  власти РСФСР, с другой стороны, Съезд народных депутатов,  определенный Ст.104 Конституции РСФСР в качестве высшего  органа  государственной власти, имеющего право принимать к своему рассмотрению и решать  любой  вопрос,  относящийся    к    ведению    Российской Федерации.1  Именно эта коллизия конституционных норм,  спровоцировавшая противостояние и противопоставление формальных  полномочий исполнительной власти во главе с Президентом РСФСР и  законодательных органов в лице Съезда народных депутатов  и  Верховного Совета РСФСР, осложнившая их взаимодействие,  а  также  невозможность разрешения этой коллизии чисто правовыми методами в  рамках старого Основного Закона России и заложили политико-правовую  основу кризиса 1993 года. Реально осознавал всю  опасность  политических последствий неразрешенности названной конституционно-правовой коллизии. Президент России инициировал  в  начале  1993  г. процесс разработки проекта новой Конституции  Российской  Федерации.

Замена Советов  народных  депутатов  другой  системой  представительных  учреждений  при  одновременном  усилении  исполнительной власти и прерогатив Президента представлялась  многим  в  1993  г. кардинальным решением развязки противоречий  в  системе  государственной  власти. Возникла  идея  сконструировать  такую   модель сильной президентской власти, которая была построена  на  классической доктрине разделения властей при руководящей и координирующей роли главы государства.

В рамках работы Конституционного Совещания уже  к  лету  1993  г. вопросы и проблемы, касающиеся взаимоотношений  и  взаимодействия главы государства и парламента, были концептуально решены и сформулированы в тексте проекта новой Конституции Российской  Федерации.

Полномочия парламента как законодательного органа в  проекте  новой Конституции РФ были существенно расширены. В тоже  время  исполнительная власть получила необходимую  самостоятельность,  избавляясь от управляюще-распорядительного пресса со стороны  законодательной власти.

Таким образом, парламент в соответствии с проектом новой  Конституции РФ  становился  в  прямом,  общепринятом  смысле  законодательным органом и статусно выравнивался с другими ветвями власти, обеспечивая тем самым необходимый конституционно-правовой баланс. Поэтому и необходима была новая  Конституция  суверенной  России, которая бы поставила точку в этом  болезненном  процессе,  чётко сформулировала и закрепила полномочия  по  осуществлению  функций государственной власти всеми составляющими её основными субъектами, в том числе Президентом России как главы государства и гаранта Конституции и Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательного органа - парламента страны.

С.С.Алексеев так охарактеризовал новое содержание  президентской власти: "Глава государства - это глава. Его ответственность -  за целостность государства. Он принимает меры,  чтобы  работал  весь государственный аппарат, предотвращает разного рода кризисные ситуации, напрямую курирует Правительство".1    Федеральное  Собрание состоит из 2-х палат Государственной Думы "Совета Федерации. При чём Федеральное Собрание - это законы.  Правительство  -  это управление. Суды - это правосудие. Каждый занимается  своим  профессиональным делом, не претендуя ни на что  другое.  Вот  почему через проект протянута идея президентского начала, может быть, не в том виде, как это закреплено в учебниках,  каких-то  классических формах. Но президентское начало как главенствующее".

Выступая  на  Конституционном  Совещании  5  июня   1993    года, Б.Н. Ельцин связывал цели  проведения  конституционной  реформы  с ликвидацией угрозы анархии "безвластия,  исключением  возможности монополизировать власть со стороны любого государства. Он  утверждал, в частности, что "полномочия Президента  ограничены  правом парламента, отрешать его от должности по заключению высшей судебной инстанции. При этом полномочия Президента РФ строго ограничены сферой федеральной компетенции. Он не может вторгаться в  права субъектов РФ и местного самоуправления.  Полномочия  законодательного органа Российской Федерации ограничены правом  Президента в случае затянувшегося правительственного кризиса,  распустить парламент и назначить новые выборы..."

На этом же Совещании С.С.Алексеев уточнил  концепцию  о  сущности президентско-парламентской республики, где  глава  государства  Президент обеспечивает целостность государства,  функционирование исполнительной власти, преодолевает кризисные ситуации, "где  монополия законодательной власти принадлежит Федеральному Собранию, которое осуществляет высший парламентский  контроль,  где  реализуется на самом высоком уровне правосудие судом, - «всё это в условиях развёрнутого, надо надеяться, последовательного  парламентаризма". С.С.Алексеев отстаивает идею равной значимости для  государства и общества Президента, парламента,  исполнительной  власти судов».1

Разделение единой государственной власти на законодательную,  исполнительную и судебную выражаются, прежде всего,  в  осуществлении каждой из них самостоятельными, независимыми  друг  от  друга структурами государственного механизма. Целью  такого  разделения является обеспечение гражданских свобод  и  законности,  создания гарантий от произвола.

В условиях разделения властей одна ветвь  государственной  власти ограничивается другой, различные её ветви взаимно  уравновешивают друг друга, действуя, как система "сдержек и противовесов",  предотвращая монополизацию власти каким-либо одним институтом  государства.

Таким образом, принцип разделения властей реализуется и конкретизируется в  нормах Конституции,  определяющих  статус  Президента,  Федерального Собрания, Правительства и судов РФ. Содержание этих норм  показывает, что принцип разделения властей предполагает их конструктивное взаимодействие.

1.2.   Взаимоотношение Президента РФ с иными органами власти. Отрешение Президента РФ от должности.

 Статья 11 Конституции РФ указывает, что Президент, Правительство, Федеральное Собрание и суды осуществляют государственную  власть.

В то же время ни Ст.11 Конституции РФ, ни Ст.80 не относят Президента РФ ни к одной ветви государственной власти. Традиционно, согласно концепции Ш.Монтескье,  принцип  разделения властей имеет дело с тремя ветвями власти - законодательной,  исполнительной и судебной. Между тем, Г.Н. Чеботарёв  взял  объектом научного исследования применительно к государственному строю современной Российской Федерации четыре власти,  поставив  во  главе угла власть президентскую, затем уже остальные три ветви власти. Г.Н. Чеботарёв склонен видеть в президентской власти отдельные содержательные фрагменты, отнесённые им к законодательной и  исполнительной властям'.1

Как известно, Президент РФ является главой государства,  обладает большим объёмом весьма существенных полномочий в законодательной, исполнительной и судебной сферах.

Новый подход к пониманию назначения российского Президента отражается в том, что он призван в рамках своих задач, объединять  все власти, способствовать их согласованному и эффективному  функционированию. Это неизбежная потребность, предопределяемая признанием  принципа разделения властей, своего рода балансировка всего  государственного механизма. Такое свое  назначение  Президент  реализует,  не подменяя и не отодвигая в сторону ни одну из властей, не  нарушая их самостоятельность и не вторгаясь в их конституционные полномочия. Здесь нет и не может быть намёка на отношения руководства  и подчинения, ибо  единственная  забота  Президента  должна  заключаться в сохранении устоев государства, определённых в  Конституции.

Объединительная функция российского Президента проявляется в том,

что он, по Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной  власти.  Президенту предоставлено право  использовать  согласительные  процедуры  для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти её субъектов, а также между органами государственной власти этих субъектов.

В регулировании отношений между Президентом и Федеральным  Собранием проведена линия на обеспечение самостоятельности и  независимости обеих властных институтов. Но это не значит, что  они  полностью разделены. С одной стороны, установлены обязательные  связи между ними, обращение Президента  к  Федеральному  Собранию  с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и  внешней  политики  государства,  представление Президентом законопроектов, кандидатов  на  соответствующие  должности, подписание Президентом законов.

С другой стороны, Конституция Российской Федерации предусматривает систему  сдержек  и противовесов в виде возможности отрешения Президента от  должности и роспуска Президентом Государственной Думы Федерального  Собрания Российской Федерации; Президент в праве принимать  указы  и распоряжения, но его акты не должны противоречить  конституции  и федеральным законам.

Президент может отклонить федеральный  закон,  принятый  Государственной Думой, но в установленном порядке Государственная Дума и Совет Федерации способны преодолеть право вето Президента Российской  Федерации.

Великая роль не правовых норм во взаимодействии Президента и  Федерального Собрания. Постепенно здесь складываются нормы  практики, так называемые "правила игры". Уважение их весьма  существенно, однако не менее важно внедрение в практику их  отношений  таких форм как участие Президента или его представителей на  параллельных слушаниях, его выступление в палатах парламента, на заседаниях комиссий и депутатских групп, консультации с  политическими фракциями.

В конституционном праве общепринятого значения понятия главы  государства ещё не сложилось.  Полномочия  главы  конкретных  государств устанавливаются конституцией, но их применение  -  сложившейся конституционной практикой.

Проблема взаимодействия Президента с представительной властью известна многим государствам. Весьма актуальна она и у нас. Не случайно предложения о восстановлении контрольных функций  парламента были основой  конституционных  поправок,  одобренных  Государственной Думой и переданных для дальнейшего рассмотрения  Советом Федерации и органами власти субъектов РФ. Можно вспомнить так  же многолетнее прохождение через Государственную Думу первого  внешнеполитического Закона о Международных договорах  РФ.  Причина  - расхождение законодателей и Президента  относительно  распределения полномочий. Другой проблемой, которую попытаюсь  рассмотреть  в  работе,  это взаимоотношение Президента с исполнительной властью.

Обличённые сильными полномочиями и  постоянно  взаимодействующие, Президент и Правительство представляют  собой  2  самостоятельных носителей государственной власти, в значительной степени соприкасающихся при выполнении возложенных на них функций.

При оценке взаимоотношений Президента и Правительства  необходимо иметь в виду, что существенные полномочия  в  этой  области  даны Президенту не только Конституцией РФ, но и федеральными законами. Согласно Ст.30 ФКЗ "О Правительстве РФ" и п.2  Ст.80  Конституции РФ, Президент  Российской  Федерации  обеспечивает  согласованное функционирование и взаимодействие Правительства и других  органов власти. Осуществляя это полномочие, глава  государства  принимает конкретные меры к обеспечению взаимодействия Правительства, прежде всего с палатами Федерального Собрания. Конечно, добиться согласованного функционирования этих органов сегодня весьма  непросто, учитывая затяжной экономический кризис, а также разные  политические ориентиры парламентского большинства  в  Государственной Думе и членов Правительства.

Конституционные полномочия  Президента  Российской  Федерации  по взаимоотношению органов государственной власти  ориентированы  на укрепление единства системы этой власти и позволяют ему в  случае неразрешённых противоречий между парламентом и Правительством либо отправить Правительство в отставку либо путём назначения выборов в Государственную Думу нормализовать политическую  обстановку в стране.

Правовая регламентация отношений Президента  и  Правительства  не даёт оснований  для  административного  подчинения  Правительства Президенту. В принципе он не должен  вмешивается  в  дела  Правительства.

Конституция требует от главы государства соблюдения дистанции  по отношению к Правительству.

Президент непосредственно руководит федеральными министерствами и ведомствами в сфере обороны, безопасности, внутренних дел,  иностранных дел,  предотвращения  чрезвычайных  бедствий.  Нахождение этих органов в ведении Президента обуславливает его право  утверждать по представлению Председателя Правительства положения о них и назначить их руководителей. Эти федеральные исполнительные  органы подчиняются Правительству и  ответственны  перед  ним.  Федеральные министры подотчётны Правительству,  а  по  вопросам,  отнесённым к полномочиям  Президента,  также  и  главе  государства (Ст.12 и 26 ФКЗ "О Правительстве РФ").

В настоящее время отсутствие парламентской поддержки Президенту и Правительству и откровенно выражаемое им доверие  Государственной Думы свидетельствует о продолжении глубокого политического и  экономического кризиса. Развязки не видно, по крайней мере, до будущих парламентских и президентских выборов.

Видимо оптимистические выводы  могут  последовать  только  тогда, когда Президент,  парламент  и  Правительство  будут  действовать скоординировано, на основе согласованной общеполитической  программы выхода из экономического кризиса. Реализация такой программы, естественно, потребует  от  Правительства  большей  самостоятельности и ответственности.1

В судебной сфере Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на  должности  судей  Конституционного  Суда, Верховного и Высшего  Арбитражного  судов  Российской  Федерации, назначает судей других Федеральных  судов  (к  ним  относятся  все судьи страны, кроме мировых).

В свою очередь, при решении вопроса отрешения Президента от  должности, Верховный Суд даёт заключение о том, что в действиях  Президента РФ имеются признаки состава преступления. А Конституционный Суд даёт заключение о соблюдении установленного порядка  выдвижения обвинения''.2

Осуществление ответственных полномочий, возложенных  Конституцией РФ  на  Президента,  требует  достаточного  высокого  уровня  защищённости его статуса. Это необходимое условие для  того,  чтобы мотивация воли Президента основывалась на высших долгосрочных интересах России, а не на учёте колебаний в  раскладе  политических противоборствующих сил в Парламенте.

     В соответствии со Ст.91 Конституции  РФ  Президент  обладает неприкосновенностью. Однако Президент может  досрочно  прекратить исполнение своих полномочий. Это возможно в случае отставки  Президента в соответствии с его заявлением, в случае стойкой  неспособности по состоянию здоровья осуществлять  свои  полномочия,  в случае отрешения от должности. В любом случае досрочного  прекращения полномочий Президентом выборы нового Президента должны состоять не позднее трёхмесячного срока с момента такого  прекращения. Порядок досрочного отрешения Президента  Российской  Федерации от должности осуществляется парламентом - Федеральным  Собранием. Впервые такой порядок был установлен Конституцией  США  под названием импичмента, а  затем  предусмотрен  основными  законами других стран. Конституция России предусматривает  более  сложный, по сравнению с некоторыми зарубежными странами,  порядок  отрешения Президента от должности. Окончательное решение  об  отрешении Президента Российской Федерации от должности  принимает  одна  из палат парламента - Совет Федерации, но после особой процедуры,  в которой обязательно участвуют другая палата - Государственная Дума, Конституционный Суд Российской Федерации. В отличие от добровольной отставки Президента по  собственному  желанию,  отрешение его от должности - принудительный акт. Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности только на основании обвинения в государственной измене или  в  совершении  другого  тяжкого преступления.

Такое обвинение выдвигается и формулируется Государственной Думой, но оно должно быть подтверждено  заключением  Верховного  Суда  о том, что в  действиях  Президента  Российской  Федерации  имеются признаки состава преступления. Кроме того, должно быть  представлено заключение Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение  Совета Федерации об отрешении Президента от  должности  должно  быть принято не позднее, чем в трёхмесячный срок после выдвижения  Государственной Думой обвинения против Президента Российской  Федерации, Если в этот срок решение Совета Федерации не будет  принято, обвинение против Президента  считается  отклоненным.  Участие трёх органов в процедуре отстранения Президента  России  от  должности делает эту процедуру гораздо более сложной, чем  во  многих зарубежных государствах. В  США,  например,  обвинение,  формирует нижняя палата (Палата представителей) без участия других органов.

Однако нельзя не согласиться с А.Е. Якубовым,  справедливо  указывающим на ограниченные возможности предъявления Президенту  обвинения в совершении общеуголовного преступления'. Представляется маловероятным  совершение  Президентом  таких  преступлений,  как грабёж или  мошенничество,  совершённые  при  отягчающих  обстоятельствах и т.д., которые в статье  93  Конституции  обозначаются как "иное тяжкое преступление". Если же Президент всё  же  совершил преступление, то в таком случае на него, не  должно  распространяться положение о неприкосновенности  личности:  в  противном случае это явится  нарушением  принципов  равноправия  граждан  и неотвратимости показания на совершённое преступление.

Что же касается государственной измены, то  квалифицировать  действия президента в соответствии с ней представляется весьма  затруднительным по 2 причинам.  Во-первых,  негативные  последствия, выражающиеся в ущербе целостности, территориальной неприкосновенности, государственной безопасности или  обороноспособности  Российской Федерации, могут значительно отстоять по времени  от  момента  совершения  президентом  страны  деяния,  их   повлекшего.

Во-вторых, несмотря на персонофакацию должности  Президента  Российской Федерации как единоличного главы государства трудно предположить, что решение, содержащее признаки такого  состава  преступления, как государственная измена, подготавливаются  и  принимаются им в одиночку.

Так или иначе, но из содержания Ст.93 Конституции РФ не  вытекает возможность отрешения Президента Российской Федерации от должности за совершение неправомерных деяний, непосредственно  связанных с исполнением им своих должностных обязанностей. Более того,  налицо сужение ответственности президента по  сравнению  с  прежней Конституцией, которая предусматривала отрешение его от  должности в случае нарушения Конституции, законов РФ и  данной  им  присяги (Ст.121-10)’.

Г.Н. Селезнёв так же утверждает о том, что Ст.93 Конституции изложена таким образом, что отрешение Президента от должности,  носит виртуальный характер. Он комментирует это так: "В Конституции заложен столь сложный правовой  механизм  отрешения  Президента  от должности, что практическое осуществление этого права маловероятно. Политико-правовые интересы большей части  российского  истеблишмента напрямую связаны с личностью Ельцина. В случае  начала  процесса  отрешения  сила  права    может    уступить    силе произвола...".

Во всех случаях, когда Президент России не в состоянии  выполнить свои  обязанности,  их  временно  исполняет  Председатель  Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности  президента не имеет право роспуска Государственной Думы, назначать  референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре  положений Конституции Российской Федерации.

Первый Президент Российской Федерации был избран в июне 1996  года на второй срок и исполняет свои обязанности до настоящего времени. Депутатами поднимался  и  поднимается  вопрос  о  досрочном прекращении Б.Н. Ельциным президентских полномочий в связи  с  болезнью. Высказывались и предложения Президенту уйти в отставку по той же причине. Обсуждался вопрос о внесении поправок в статьи 92 и 93 Конституции Российской Федерации, уточняющие процедуры, связанные с досрочным прекращением президентских полномочий.  Миронов О.О. в своей работе "Конституция не может быть неизменной" поднимает вопрос об упрощении данной процедуры, иначе Ст.93  Конституции РФ будет иметь больше декларативный, нежели  реализуемый характер'.1

А Шейнис В.Л. "Тернистый путь российской  Конституции  утверждает, что отстранить Президента от должности не должно быть легко. Но в действующей Конституции следует  внести  поправки,  делающие  эту процедуру хотя и затруднённой, но работоспособной. В  этих  целях надо переформулировать содержащиеся в Конституции  основания  для возбуждения импичмента, связав их с  компетенцией  парламента.  К числу таких оснований, несомненно, должно быть отнесено  нарушение законов, фиксируемое заключением Конституционного Суда.  Обширные полномочия, которыми Конституция наделила Президента,  необходимо уравновесить также и  неноминальной  возможностью  парламента  не позволять ему произвольно расширить их рамки. Президент,  раз  он избран, должен  располагать  всей  полнотой  представительной  ему власти, но не может чувствовать себя в течение всего срока  своих полномочий в неприступной крепости'.2

Таким образом, Президент Российской Федерации – это влиятельное, активная, политическая сила, которая может и оказывает значительное воздействие на всю систему государственной власти.



2. Разрешение Президентом спорных вопросов.

Президент имеет право использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти как Российской Федерации, так и ее субъектов. Президент может применять согласительные процедуры как по собственной инициативе, так и по инициативе законодательного или исполнительного органа государственной власти. В процессе проведения согласительных процедур, переговоров или иных форм согласования спорных вопросов Президент использует не только свои властные полномочия, но и свой авторитет. В ходе согласительных процедур стороны вырабатывают согласованное решение.

В случае не достижения в ходе согласительных процедур, переговоров согласованного решения Президент может передавать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Президенту Российской Федерации дано конституционное право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если эти акты противоречат Конституции, Федеральным законам и международным обязательствам России. Такие акты не будут действовать до решения вопроса соответствующим судом.

Сфера деятельности Президента в области внешней политики очень широкая и многоплановая. Президент полномочен вести переговоры и подписывать международные договоры на территории своей страны, так и во время пребывания в иностранном государстве. При этом глава государства не нуждается в специальных полномочиях, т.к. Президент обладает ими по должности.

В данном случае необходимо знать, что международные договоры Российской Федерации подлежат ратификации Федеральным собранием (т.е. обе палаты принимают федеральный закон). Ратификация международного договора правомочным органом государства подтверждается ратификационной грамотой. Ратификационные грамоты нашего государства подписывает Президент и министр иностранных дел. Если в подписании договора участвуют две стороны – его участники обмениваются ратификационными грамотами. Как глава государства Президент принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей. Верительная грамота – это документ, который удостоверяет назначение определенного лица дипломатическим представителем. Грамота выдается и подписывается Главой посылающего государства и адресуется Главе Российского государства. Дипломатический представитель считается приступившим к выполнению своей работы с момента вручения верительной грамоты.

Отзывная грамота направляется Президенту Российской Федерации главой государства, дипломатический представитель которого отзывается.

Заключение.

Проанализировав  реальный конституционный статус института Президента можно сделать следующие выводы. Во-первых, в России сформулированы основы республики смешанного типа «полупрезидентской» (президентско-парламентской), при которой президент избирается всеобщим голосованием (в этом её отличие от парламентской формы); он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительство; наряду с президентом действует председатель правительство и министры, образующие правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом (в этом ее отличие от президентской формы).

Во-вторых, Президент РФ  - это влиятельная, активная политическая сила, которая может и оказывает значительное воздействие на всю систему государственной власти, на внутреннюю и внешнюю политику страны.

В третьих, в конституционно правовом статусе главы государства, в нынешней системе взаимодействия его с правительством имеется достаточный потенциал конфликта за преобладающую роль в определении правительственной политики.

В-четвертых, с принятием Конституции активизируется законодательный процесс. Президент Российской Федерации стремится упрочить свой правовой статус, усилить свое влияние как главного участника политической жизни страны. Конструктивными здесь могут быть достижения сбалансированной компетенции и реальных полномочий, налаживание динамического равновесия всех институтов власти.

В-пятых,  на повестку дня объективно выдвигается вопрос создания и обеспечения аналитической и прогностической работы относительно роста эффективности института президентской власти в государстве. Преодоление теоретического «вакуума» в этой сфере общественных отношений ускорит урегулирование многих сложных проблем.

Сегодня необходим не разовый порыв, а размеренная поступь, цивилизованный подход к сложным проблемам государственного строительства. Последний состоит в том, чтобы позитивные перемены протекали эволюционного, с соответствующей коррекцией и без потрясений. Опыт многих стран убедительно свидетельствует, что при условии соответствующей управляемости, профессионализме и системности перемен возможны более существенные и позитивные результаты преобразований.

Интегрирующая роль большинства конституционных прерогатив и функций Президента применительно по всем ветвям власти должна проявиться равномерно без каких-либо изъятий привилегированного отношения, предпочтения одной из них, А это,  к сожалению, пока не изжито.

Для того чтобы Россию вывести на путь развития мировой цивилизации потребуется конкретные действия Президента, Федерального Собрания, законодательные решения, объединяющие усилия всех органов власти, должностных лиц в субъектах Российской Федерации.






































Список использованной литературы:

1.   Алексеев С.С. Теория права. М., 1995.

2.   Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1995.

3.   Комаров С.А. Общая теория государства и права. Курс лекций. М., 1996.

4.   Конституция. Закон. Подзаконный акт. М., 1994.

5.   Конституция Российской Федерации. Комментарий. М., 1994.

6.   Конституционное совещание. Стенограмма. Материалы. Документы. Т.I. М., 1995.

7.   Конституционное совещание. Стенограмма. Материалы. Документы. Т.II. М., 1995.

8.   Окуньков А.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М., 1996.

9.   Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. – М. ИНФРА-М., 1997. – 384с.

10.  Чеботарев Г.Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации Тюмень: Изд-во Тюменский государственный институт. 1997. 218с.

11.  Котенков А.А. Президент – Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе (статья I) //Государство и право. 1998. №9. С.5-8.

12.  Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №13.

13.  Комментарий к  Конституции  РФ.  Под  редакцией  Б.М.Топорпина. М.,1997.с.470.




1 Котенков А.А. Президент - Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе (статья I). // Государство и право. 1998. N9. С. 5-8.

1 Конституционное Совещание. Стенограммы, материалы,  документы.   Т.2.М.,1995.с.7

1 Конституционное Совещание. Стенограммы, материалы, документы.   Т.2.М.,1995.с.18

1 Чеботарев Г.Н. Принцип разделения властей в госудрственном устройстве РФ. Тюмень: Изд-во Тюмен.госуд.университет.  1997.  218 С. Государство и право. 1998. N10. С.119-120.

1 Комментарий к  Конституции  РФ.  Под  редакцией  Б.М.Топорпина. М.,1997.с.470.

1 Окуньков А.А. Правительство и Президент (грани взаимодействия) // Российское право. 1998. N9. С.77-88.

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №13. Ст.1447.

1 См: //Государство и право. 1998. N 4. С.5-9.

2 См: //Государство и право. 1997. N 12. С.62-73


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!