Регулирование ценообразования

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,83 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Регулирование ценообразования

смотреть на рефераты похожие на "Регулирование ценообразования"

Министерство РФ по связи и информатизации

СибГУТИ.

Кафедра экономики и финансов

Реферат на тему:

Регулирование ценообразования.

Выполнил: студентка группы Э-91

Будченко Е. А.

Проверил: Кожевникова Л. Е.

Новосибирск, 2001.

План.


План. 2


Введение. 3


Роль государства в ценообразовании. Государственное регулирование цен. 3


Проблемы России в регулировании цен. 5


Государственное регулирование ценообразования в естественных монополиях.
6


Правовое регулирование ценообразования. 11


Заключение. 12


Список используемой литературы. 12

Введение.

Роль государства в ценообразовании.

Государственное регулирование цен.

Регулирование цен осуществляется на двух уровнях: государства и предприятия. Регулирование цен на уровне предприятия – это саморегулирование. Оно осуществляется в связи с тем, что производитель несомненно заинтересован в оптимизации цен и целью гарантии сбыта продукции и обеспечения прочных позиций на рынке в текущий момент и в будущем.
Саморегулирование - это совокупность норм и правил, которые должны соблюдать контрагенты не рынке.

Государственное регулирование – это воздействие на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом.
При рыночном ценообразовании цены на товары определяются их собственниками.
Государство может регулировать цены только на очень ограниченный круг товаров. На все остальные товары оно определяет только общие подходы и принципы ценообразования. Государственные органы не имеют права устанавливать конкретные цены на товары, изготовляемые их собственниками.
При рынке фирмы продают свою продукцию, работы, услуги, по ценам и тарифам, установленным по их усмотрению или на договорной основе, и только в частных случаях, предусмотренных законодательными актами, - по государственным ценам.

На продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке, на товары и услуги, формирующие цены в различных секторах экономики и уровень жизни населения (электроэнергия, газ, нефтепродукты, квартирная плата, тарифы на коммунальные), может распространяться государственное регулирование.

Свобода предприятий в ценообразовании ограничивается государством.
Выделяются три уровня подобной деятельности:
Установление государством фиксированных цен:
- в виде государственных прейскурантных цен;
- так называемое "замораживание" рыночных свободных цен;
- фиксирования монопольных цен.

Регулирование государством цен посредством установления условий ценообразования для предприятий. Такого рода ограничения осуществляются в формах:

- фиксирования предельного уровня цен;
- выделения максимума надбавок или коэффициентов к фиксированным прейскурантным ценам;
- внедрения предельного значения элементов розничной цены;
- установления максимального уровня разового повышения цен;
- государственного контроля за монопольными ценами; установления цен для продукции государственных предприятий.

Свободные (договорные) цены. Государство ограничивает степень самостоятельности предприятий определением правил игры на рынке за счет различных запретов. Формы таких ограничений:
- запрет на горизонтальное фиксирование цен;
- запрещение вертикального фиксирования цен;
- запрещение ценовой дискриминации (купля-продажа с нагрузкой, покупка только у одного производителя);
- запрещение демпинга (продажа товаров ниже себестоимости с целью устранения конкурентов);
- запрет на недоброкачественную ценовую рекламу.

В переходный к рынку период, в обстановке смешанной экономики рыночное ценообразование призвано эластично сочетаться с механизмом государственного регулирования цен на отдельные товары. Это дает возможность государству с помощью цен определять и реализовывать приоритеты экономического развития.


Проблемы России в регулировании цен.

Регулирование цен является инструментом, который не может быть признан в полной мере адекватным для использования в эффективной рыночной экономике. Единственным исключением является регулирование тарифов и цен в отраслях естественных монополий, которое определяется соответствующим законодательством. В отраслях естественных монополий регулирование применяется в качестве неизбежной платы за экономию средств, которые были бы потрачены на создание параллельных сетевых структур. В таких отраслях как электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный транспорт
(точнее было бы сказать в монопольных сегментах этих отраслей) сложившиеся сетевые структуры и технологии не позволяют развивать конкуренцию. В других отраслях (электросвязь) развитие технологий неизбежно приводит к появлению эффективной конкуренции там, где ранее она отсутствовала или при насильственном ее внедрении могла бы повлечь за собой излишние издержки для потребителей. Развитие конкуренции должно приводить к прекращению ценового регулирования и такая возможность предусмотрена в Законе РФ “О естественных монополиях”.

Регулирование цен представляет собой сложный и чрезвычайно дорогостоящий процесс. Известно из опыта зарубежных стран, что нередко регулировщики оказываются «захваченными» теми крупными компаниями, которые подлежат регулированию. Нередко это происходит через делегирование компаниями высококвалифицированных специалистов в органы регулирования.
Однако коррупция в чистом виде также не исключается.

Опыт регулирования цен и рентабельности предприятий – «монополистов»в
России в 1992–1993 годах выявил целый ряд проблем. Предприятия с регулируемыми ценами могут:

– сокращать производство товаров с регулируемыми ценами, переключаясь на производство других товаров;

– завышать затраты по товарам с регулируемыми ценами;

– переносить затраты с нерегулируемых товаров на регулируемые.

Регулирование цен на товарных рынках, где присутствует конкуренция, не имеет смысла, так как она сама в конечном итоге приведет к снижению цен.
Регулирование цен лишь подаст неправильные сигналы товаропроизводителям, вынуждая некоторых из них прекращать производство и уходить с соответствующего рынка, а других, наоборот, – производить ненужную продукцию.

На монопольных рынках во многих случаях присутствует потенциальная конкуренция как со стороны технологически близких производителей, так и со стороны территориально близких поставщиков. Монопольно-высокая цена привлекает новых участников (включая импортеров) к товарному рынку, а в результате потребитель получит товар по сниженным ценам и более высокого качества.

В годы экономической реформы регулирование цен в России получило достаточно широкое распространение, и трудно предположить, что в настоящее время от него смогут отказаться как региональные, так и федеральные органы власти. Очевидно, что дело не ограничивается естественными монополиями.
Региональные власти часто применяют регулирование цен на социально значимые товары.

Регулирование цен и тарифов на услуги естественных монополий является одной из достаточно хорошо оформившихся ниш в сфере нормативно-правового регулирования ценообразования.

К естественным монополиям отнесены:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по трубопроводам;

- услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

- железнодорожные перевозки;

- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

- услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Цены на продукцию отраслей естественных монополистов, учитывая их основополагающее место в хозяйстве, во многом играют определяющую роль в ценообразовании всей экономики. Отсутствие действенного механизма государственного регулирования цен в естественных монополиях стало одной из основных причин высокой инфляции, источником макроэкономических диспропорций. Поэтому повышение эффективности ценообразования в отраслях, относящихся к естественным монополиям является сегодня одной из ключевых задач российской экономики.

Государственное регулирование цен в естественных монополиях направлено на решение следующих основных задач:

- обеспечение баланса интересов потребителей (доступные цены) и компаний- монополистов (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и инвесторов);

- определение тарифов для различных групп потребителей на основе реальных затрат;

- создание экономических условий, при которых предприятиям естественных монополий выгодно сокращать издержки, внедрять новую технику и технологии, повышать эффективность использования инвестиций;

- использование ценового механизма государственного регулирования деятельности естественных монополий при проведении макроэкономической политики;
- выравнивание или дифференциация тарифов в отдельных регионах с целью обеспечения их рационального развития.

В целях решения названных задач Федеральным законом «О естественных монополиях» предусмотрены следующие основные методы регулирования:

- установление цен или назначение их предельного уровня;

- определение потребителей для обязательного обслуживания и/или установление минимального уровня их обеспечения;

- контроль за деятельностью субъектов естественных монополий в области перехода прав собственности, инвестиций, отношений аренды;

- контроль за деятельностью субъектов естественных монополий при движении акционерных капиталов.

В соответствии с существующей нормативно-правовой базой в России сложилась двухуровневая модель регулирования тарифов на услуги естественных монополий в отраслях топливно-энергетического комплекса (ТЭК) тарифы на федеральном оптовом рынке электроэнергии (ФОРЭМ) регулируются
Федеральной энергетической комиссией (ФЭК), на региональном уровне - региональными энергетическими комиссиями (РЭК) субъектов Федерации.

В соответствии со своими полномочиями, установленными Федеральным законом «О естественных монополиях», перечисленные органы регулирования выполняют следующие основные функции:

- формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются ценовое регулирование и контроль;
- определяют методы регулирования, предусмотренные Федеральным законом “О естественных монополиях”, применительно к конкретному субъекту естественной монополии;

- контролируют в пределах своей компетенции соблюдение требований указанного Федерального закона;
- вносят в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства о естественных монополиях.

В сфере ценообразования и контроля за ценами (тарифами) перечисленными органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы:

- ценовое регулирование посредством определения (установления) цен
(тарифов) или их предельного уровня;
- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;

- установления минимального уровня обеспечения определенных групп потребителей в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре.

Эти органы принимают также решения о методах и способах ценообразования применительно к конкретному субъекту естественной монополии на основе анализа его деятельности. При установлении цены (тарифа) учитывается стимулирующая роль цены в повышении качества производимых (реализуемых) товаров (работ, услуг) и в удовлетворении спроса на них, а также оценивается обоснованность затрат. В число учитываемых при принятии решения факторов входят:

- издержки производства (реализации) товаров (услуг), в том числе заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы;
- налоги и другие платежи;
- стоимость основных производственных средств, потребности в инвестициях, необходимых для их воспроизводства и амортизационные отчисления;

- прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров (услуг) по различным ценам (тарифам);
- удаленность различных групп потребителей от места производства товаров;

- соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей;
- государственные дотации и другие меры государственной поддержки.

Отсутствие системного подхода со стороны государства в области ценообразования привело к тому, что все последнее десятилетие продолжается рост цен на все виды топлива и электроэнергию по всем группам потребителей и сохраняется устойчивая диспропорция между уровнем тарифов для промышленности и потребителей, имеющих более льготные тарифы, в первую очередь, населения и сельского хозяйства. Предпринятые в последние годы шаги по развитию оптового рынка энергоресурсов не привели к ожидаемому снижению тарифов, а, напротив, к их дальнейшему повышению.

Эффективность государственного регулирования ценовых условий на продукцию и услуги естественных монополий оказывает значительное влияние на функционирование предприятий реального сектора. Так, принятие
Правительством РФ в октябре 1998 г. решения о временном замораживании цен на топливно-энергетические ресурсы позволило снизить затраты на выпуск продукции в народном хозяйстве на рубль продукции с 92,8 коп. в 1998 г. до
83,6 коп. в 1999 г. В итоге рост затрат устойчиво отставал от цен выпуска, рентабельность продукции повысилась с 8,1% до 18,5%, были созданы предпосылки для роста производства.

В 2000 г. ситуация изменилась. Рост цен на продукцию ТЭК обусловил опережающий рост затрат по отношению к росту цен на продукцию. Если в целом по промышленности инфляция составила 31,6%, то в топливной промышленности -
55,2%, электроэнергетике - 39,9%. Следствием стало снижение рентабельности реального сектора и рост дифференциации по объему прибыли, основной объем которой стал концентрироваться в сырьевых отраслях.

Одна из основных причин подобного положения - в зависимости органов регулирования от естественных монополистов, представители которых часто входят в состав этих органов. Тем самым естественным монополиям предоставлена возможность навязывать свои «правила игры», включать в цены все оправданные и неоправданные затраты. В итоге «проблемы» и ошибки естественных монополистов перекладываются на плечи потребителя. Другой причиной является отсутствие единой методологической базы ценообразования и контроля за деятельностью естественных монополий. В связи с этим деятельность естественных монополий не подпадает под реальный государственный контроль.

Пока еще не сформирована необходимая экономико-правовая среда. В частности, необходимо сформировать законодательную базу, регламентирующую работу регулирующих органов. Следует четко определить и разделить функции органов регулирования на федеральном и региональном и местном уровнях, законодательно определить процедуры разрешения конфликтов.

Одной из важнейших проблем ценообразования на продукцию естественных монополий в сфере ТЭК является несоответствие цен на основные виды топлива их теплотворной способности, технологичности при использовании. Сегодня соотношение цен на газ, уголь, мазут составляет 1 :
0,74 : 5,2 и значительно отличается от соотношения цен на уголь, газ, мазут, принятого в мировой практике и равного 1 : 1,3 : 1,4.

Правовое регулирование ценообразования.

Конституция использует понятие «ценовая политика», а не
"ценообразование". Публично-правовое регулирование предполагает активное участие в нем государства, то есть осуществление государством в данной области определенной властной и целенаправленной деятельности - политики.
Административная деятельность государства и муниципальных образований в области ценообразования связана и с некоторыми организационно- политическими, не правовыми и доправовыми основами. В некотором смысле институт публично-правового регулирования цен - это средство государственной политики цен. Государство в лице соответствующих органов формирует данный институт, осуществляет выбор того, какими средствами тарифного администрирования целесообразно воспользоваться в данных социально-экономических условиях, какие средства неприемлемы в принципе, какие должны быть зарезервированы, определяет объем (поле) ценового регулирования.

Наряду с непосредственным административным вмешательством и контролем в данном поле используются и иные средства, связанные с бюджетным регулированием, налоговой политикой, участием государства и муниципальных образований в управлении субъектами хозяйственной деятельности. Конституция и конституционный закон "О Правительстве", относят ценовое регулирование к финансовой сфере, к вопросам бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики. Институт публично-правового регулирования ценообразования не имеет непосредственного отношения к финансам и финансовому праву. Предмет института составляет совокупность взаимосвязанных общественных отношений по государственному управлению формированием физическими и юридическими лицами цен на отдельные товары.

Публично-правовое регулирование ценообразования не имеет непосредственного (овеществленного) предмета (денежных средств). В этом смысле предмет данного института сводится к нематериальному управлению.
Верным является возложение на государственные органы контрольных и репрессивных функций и в тех отраслях, цены в которых устанавливают муниципальные органы. Была установлена особая разновидность публично- правовой ответственности за нарушение порядка применения регулируемых цен.
Наряду с общеизвестными видами публично-правовой ответственности (уголовной и административной) в российской правовой реальности возникают различные разновидности: налоговая ответственность, ответственность по антимонопольному законодательству, ответственность за экологические правонарушения, ответственность в области ценообразования. В соответствии с ним взысканию (конфискации) подлежит не прибыль, а излишне полученная выручка. В этом же размере взыскивается штраф. Штраф при повторном правонарушении взыскивается в двукратном размере.


Государственное регулирование – это воздействие на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом.
Выделяются три уровня в регулировании ценообразования: установление государством фиксированных цен; установления условий ценообразования для предприятий; свободные (договорные) цены. Регулирование цен представляет собой сложный и чрезвычайно дорогостоящий процесс. В годы экономической реформы регулирование цен в России получило достаточно широкое распространение, и трудно предположить, что в настоящее время от него смогут отказаться как региональные, так и федеральные органы власти.
Регулирование цен и тарифов на услуги естественных монополий является одной из достаточно хорошо оформившихся ниш в сфере нормативно-правового регулирования ценообразования. Эффективность государственного регулирования ценовых условий на продукцию и услуги естественных монополий оказывает значительное влияние на функционирование предприятий реального сектора.
Пока еще не сформирована необходимая экономико-правовая среда. В частности, необходимо сформировать законодательную базу, регламентирующую работу регулирующих органов.

Список используемой литературы.


1. Выбор стратегии ценообразования на рынке. Роль государства в ценообразовании. Государственное регулирование цен. http://www.mibif.ru/proftest/market/6/ls5_4.htm.

2. Пудров Ю. А. Проблемы публично-правовых основ ценообразования. http://www.fdp.ru/rus/papers/paper023.html

3. О государственном контроле за порядком применения регулируемых цен и тарифов. Об основах ценовой политики Российской Федерации. Цапелик В.Е. http://www.legislature.ru/fund/archive/expertiz/sep1.htm

4. Основные неурегулированные проблемы. Государственное регулирование ценообразования в естественных монополиях: проблемы и пути их решения. http://wbase.duma.gov.ru:8080/law?doc&nd=981600365&nh=1&part=47.

Похожие работы на - Регулирование ценообразования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!