Природа современной инфляции

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,22 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Природа современной инфляции

Институт управления и экономики

Петрозаводский филиал

Курсовая работа

По курсу: Экономическая теория

По теме: Природа современной инфляции

Выполнила

Студентка 1 курса

Заочного ускоренного обучения

Специальность

«Бухгалтерский учет,

анализ, аудит»

Тупицина Е.С.

Преподаватель

Селантьева

Петрозаводск

2001г.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Сущность инфляции ……………………………………………………………………...4

        1.1. Понятие инфляции ...……………………………………………………………………..4

        1.2. Виды инфляции  ………………………………………………………………………….6 

        1.3. Типы инфляции …………………………………………………………………………10

Глава 2. Источники инфляции и факторы ее развития …………………………………………14

Глава 3. Последствия инфляции …………………………………………………………………17

Глава 4. Антиинфляционная политика ………………………………………………………….21

Заключение ………………………………………………………………………………………..27

Список литературы ……………………………………………………………………………….28

Приложение 1.

Приложение 2.

        

Введение

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что ее появление связано чуть ли не с первым периодом возникновения денег. Само понятие «инфляция» (от лат. Inflatio – вздутие) впервые стало употребляться в Северной Америке в 1861 – 1865 годах. Означало оно некий процесс, приводящий к увеличению бумажно-денежного обращения. Вскоре это понятие стало использоваться в Великобритании и Франции, причем в основном в среде финансистов и банкиров. В экономической литературе оно появилось в начале ХХ века.

Инфляция – тонкое социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями в различных сферах рыночного хозяйства страны, до сих пор не освещено в полной мере в научном плане. Инфляция – наиболее острая проблема современного развития экономики, поэтому она требует, прежде всего, уточнения как социально-экономическое понятие.

В отечественной литературе слово «инфляция» чаще всего отождествляется с установлением нового равновесия спроса и предложения в изменяющихся условиях. Нередко при определении инфляции ее ставят в зависимость от интерпретации таких экономических категорий, как спрос, предложение, равновесие. В частности, инфляцией считается превышение количества денег, находящихся в обращении, по отношению к стоимости товаров и услуг, приводящее к их обесценению.

В условиях тоталитарного режима, в социалистической экономике, явление «инфляции» не замечалось. Считалось, что поскольку количество денег в обращении устанавливается планомерно в соответствии с потребностями розничного товарооборота, то инфляция не может возникнуть. При этом не учитывалось, что инфляция может носить скрытый характер, проявляющийся в товарном дефиците. Именно эта причина – сокращение объема производства – обострила в 1990 году инфляционные процессы. Особенностью экономического кризиса России явилось то, что он не сопровождался падением доходов предприятий и населения, что усугубило инфляцию.

Для западной экономики формула «инфляция – рост цен» оказалась неприемлемой, потому что «там» инфляция означает рост цен при сохранении баланса спроса и предложения. В самом популярном на Западе учебнике К.Макконела и С.Брю «Экономикс» указывается, что «инфляция – это повышение общего уровня цен».

Для Запада главное в этом вопросе – цены, их общий уровень. Понятие инфляции в России имеет собственное свойство и не укладывается в рамки классического представления.

Таким образом, инфляция – многоплановый феномен, вбирающий в себя производственный, денежный и воспроизводственный аспекты.

Подробнее явление инфляции: ее причины, виды и т.д. мы рассмотрим далее.

Глава 1. Сущность инфляции

Понятие инфляции

Инфляция – это сложное многофакторное явление, характеризующее нарушение воспроизводственного процесса и присуще экономике, которая использует бумажно-денежное обращение.

Инфляция проявляется в первую очередь в форме повышения уровня товарных цен, а также в форме относительного удорожания золота и иностранной валюты.

В отдельных случаях возможен рост цен, не обусловленный инфляционными процессами. Это происходит, когда меняются общие воспроизводственные условия, в результате чего происходит рост издержек производства. Например, наблюдается удорожание сырья из-за ухудшения условий его добычи; рост качества продукции требует дополнительных затрат труда и т.д.

Инфляционный процесс связан с таким ростом цен, который не вызван непосредственно возрастанием затрат на производство. Инфляция есть результат макроэкономической нестабильности, когда совокупный спрос превышает совокупное предложение.

Небольшая (умеренная) инфляция до 10% в год в западной литературе не рассматривается как социальное зло. Наоборот, считается, что она в какой-то мере подхлестывает экономику, придает ей необходимый динамизм.

В самом деле, при росте цен население больше покупает, ибо в дальнейшем покупки обойдутся еще дороже. Это стимулирует производителей увеличить предложение, и рынок быстрее насыщается.

Однако при уровне выше 10% инфляция делается очень опасной. Особенно агрессивно разрушается экономика при гиперинфляции, когда цены увеличиваются не на несколько процентов, а в несколько раз. При крайних случаях гиперинфляции деньги теряют функцию всеобщего покупательного средства.

Инфляция представляет собой опасность для экономического развития и в силу ее агрессивности, которая связана с ее самовоспроизводством. Она начинает сама себя подхлестывать, увеличивая инфляционную волну.

Инфляция, возникнув, быстро распространяется на все отрасли. Это происходит потому, что они связаны между собой взаимными поставками. Поэтому удорожание какой-либо поставки ведет к увеличению цены выпускаемой продукции.

Инфляция считается опасной болезнью рыночной экономики не только потому, что она быстро распространяется после своей разрушительной деятельности и углубляется. Ее очень трудно устранить, даже если исчезают вызвавшие ее причины. Это связано с инертностью психологического настроя, который сформировался ранее.


Виды инфляции

С точки зрения проявления различают « открытую» и «подавленную» инфляцию.

Открытая инфляция характерна для стран рыночной экономики, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов. При неравномерности повышения цен она деформирует, но не уничтожает рыночный механизм.

Открытая инфляция может протекать в различных формах:

Инфляция спроса;

Инфляция издержек;

Структурная инфляция

Все эти виды создаются самим рынком.

К открытой инфляции страна может придти в результате непомерной денежной эмиссии, при которой рост денежной массы масштабно и мгновенно опережает товарную. Именно поэтому разрушительное действие такой инфляции огромно. Этот вид инфляции эмиссионный. Он провоцируется нарушением законов денежного обращения Центральным банком, обладающим монополией на выпуск денег.

Подавленная инфляция – это скрытая инфляция, присущая экономике с командно-административным контролем над ценами и доходами. Жесткий контроль над ценами не позволяет открыто проявится инфляции в росте цен. В такой ситуации инфляция принимает скрытый характер. Внешне цены остаются стабильными, но так как масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит.

Подавленная инфляция страшна тем, что она ломает рыночный механизм саморегуляции. Производители не получают ценовых сигналов и выгод от перемещения капиталов. Поэтому экономическое равновесие между отраслями не достигается с помощью рынка. В этих условиях перераспределения инвестиций должно стать заботой государства, что означает уже функционирование не рыночной, а командной экономики. Но чтобы переместить ресурсы, надо какую-то часть отобрать у отдельных отраслей (министерств), что очень непросто. Последние обычно находят аргументы в пользу необходимости расширения своего инвестиционного процесса. Поэтому в государственной экономике перераспределение ресурсов становится крайне трудным делом. Процесс инвестирования затягивается, экономика снижает свою эффективность. В рыночной же экономике этот процесс довольно быстрый. Он организуется посредством фондовой биржи.

Другим критерием вида инфляции выступает темп роста цен. В этом плане выделяют три вида инфляции:

Умеренная, когда цены растут менее, чем на 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. На Западе ее рассматривают как элемент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства;

Галопирующая инфляция – рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер;

Гиперинфляция – цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев населения, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия; она парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену.

Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт самовыживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования.

По степени сбалансированности роста цен выделяют два вида инфляции: сбалансированную и несбалансированную.

При сбалансированной инфляции цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной – цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.

Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходиться лишь периодически повышать цены товаров. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.

В России и в странах СНГ преобладает несбалансированная инфляция. Рост цен на сырье опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цену всего сложного прибора.

Несбалансированная инфляция – большая беда для бизнеса. Но еще хуже, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы – лидеры роста цен останутся лидерами и в ближайшем будущем. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное развитие кажется нереальным. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции.

С точки зрения четвертого критерия различают ожидаемую и неожидаемую инфляцию. Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается и прогнозируется заранее, неожидаемая – наоборот.

Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит особого вреда экономике, а несбалансированная и неожидаемая особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.

Типы инфляции

Для подробного рассмотрения такого явления как инфляция обратимся к ее двум типам, которые являются формами открытой инфляции(см.1.2): во-первых, инфляция спроса, при которой равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса, и, во-вторых, инфляция предложения, при которой происходит дисбаланс спроса и предложения из-за роста издержек производства.

Инфляция спроса обычно возникает при полной занятости и полной загруженности производственных мощностей. В этом случае повышение спроса на какой-либо товар вызывает производственный спрос на ресурсы и последующий рост цен на них. Если часть ресурсов до этого была бы не задействована, они могли бы вовлекаться в производство при уже действующих ценах. Но рост спроса при полной загруженности мощностей и занятости не подкрепляется эластичным расширением предложения, поэтому цены растут.

Государство, увеличивая военные расходы и расходы на социальные программы в период полной занятости ресурсов, неизбежно попадает в инфляционную ловушку.

Предприниматели, поднимая спрос на инвестиционные ресурсы в той же ситуации, приводят к инфляционному движению экономики. И профсоюзы, добивающиеся роста заработной платы в экономике при ограничениях, связанных с полной занятостью, приводят к такому же результату.

Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: ‘’Слишком большое количество денег охотится за слишком малым количеством товаров’’.

Но соотношение между совокупным спросом, с одной стороны, и объемом производства, занятостью и уровнем цен, с другой стороны – гораздо сложнее.


На первом отрезке кривой общие расходы до такой степени низки, что объем ВНП отстает от своего максимального уровня. Уровень безработицы высок, большая доля производственных мощностей бездействует.

Предположим, что совокупный спрос начал расти, это приведет к росту производства, снижению безработицы, уровень цен будет очень медленно повышаться (это объясняется тем, что существует огромное количество незадействованных трудовых и материальных ресурсов: ведь вчерашние безработные не будут сразу требовать повышения заработной платы).

По мере роста спроса экономика вступает во второй отрезок кривой: растет производство, растут цены. По мере расширения производства запасы исчерпываются, все труднее и труднее находить необходимые экономические ресурсы. Ведь привлечение квалифицированной рабочей силы требует более высокой заработной платы, что приведет к росту издержек и соответственно цен.

Третий отрезок характеризуется полной занятостью, достигнут максимальный валовой продукт, то есть экономика не может отвечать на рост спроса увеличением объема. Единственное, что может вызвать увеличивающийся совокупный спрос – это рост цен.

Допустим, что экономика близка к полной занятости и загруженности производственных мощностей. Рост расходов населения, предприятий, государства на потребление смещает кривую совокупного спроса вверх, растут цены.

Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. Ее иногда так и называют инфляцией издержек производства. В последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, часто встречается в мировой практике.

Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, которое предприятия готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг, и увеличиваются цены. Следовательно, не спрос, а издержки взвинчивают цены.

Похожие работы на - Природа современной инфляции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!