Тема: Взаимоотношения производственного предприятия с бюджетом на примере ОАО «ДВМП»

  • Вид работы:
    Диплом
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    55,32 kb
Взаимоотношения производственного предприятия с бюджетом на примере ОАО «ДВМП»
Взаимоотношения производственного предприятия с бюджетом на примере ОАО «ДВМП»
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Взаимоотношения производственного предприятия с бюджетом на примере ОАО «ДВМП»

Курсовая работа по дисциплине «Основы региональной экономики»

Исполнитель А.А. Крючков, ст. гр. МН-95-03

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Кафедра экономики и менеджмента

Владивосток 1997

Введение

В данной курсовой работе по дисциплине «Региональная экономика» рассматривается взаимоотношение предприятия с бюджетом на примере открытого акционерного общества «Дальневосточное морское пароходство» (ОАО «ДВМП»).

Так как взаимоотношение предприятия с бюджетом осуществляется через налоги, теоретическая часть данной работы посвящена налогообложению. В ней рассматриваются сущность и функции налогов, их виды, принципы налогообложения и т.д.

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

В практической части описана деятельность организации, оказываемые виды услуг, показана динамика основных экономических показателей, рассмотрены внешние факторы рынка и т.д.

Несмотря на сложное экономическое положение в стране, компания продолжает развиваться, обновлять флот, намеренно придерживаясь курса сохранения характера национального общественного перевозчика с универсальным составом судов. Уже сейчас активы компании оцениваются независимыми иностранными аудиторами в один миллиард американских долларов. И они почти полностью финансируются из собственных источников. В 1994 г. по решению Международного Экспертного Совета ОАО «ДВМП» включено в каталог «Элита российского бизнеса – золотые фирмы года», а в 1995 г. эта элитарная международная организация включила ДВМП в список 20 ведущих российских компаний, внесших наибольший вклад в стабилизацию и развитие экономики страны.

В практической части также рассчитываются выплаты всех отчислений ОАО «ДВМП», составляются таблицы налоговых платежей.

Определяющее значение для формирования налоговой политики, системы налогов имели законы «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах» и некоторые другие. Налоговая политика во многом определяет ход и направления хозяйственно финансовых процессов, поэтому государство должно учитывать реакцию экономических институтов на те или иные налоговые воздействия. Совершенствуя систему налогов и налоговых льгот оно сдерживает или стимулирует определенные экономические тенденции, развитие различных отраслей хозяйства или отдельных товаропроизводителей, что в конечном счете сказывается на состоянии экономики и жизненном уровне населения.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Сущность налогов и принципы налогообложения

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. Регулирующая функция государства в сфере экономики проявляется в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного регулирования экономики.

Бюджетно-финансового система включает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективное развитие экономики, реализацию социальной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией» бюджетно-финансовой системы являются налоги.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

Налоги, таким образом, - это порождение государства, и в этом своем качестве они существовали и могут в принципе существовать вне товарно-денежных отношений. К примеру, в некоторых докапиталистических общественных формах главными доходами государства были различного рода поборы. Кроме того, основная масса населения вынуждена была выполнять натуральные повинности.

Государство устанавливало налоги в натуральном выражении с учетом специализации того или иного хозяйства, местности. С расширением функций феодального государства, образованием централизованных государств (абсолютных монархий) возрастала роль налогов в формировании государственной казны, в проведении протекционистской политики. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться. Для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий – рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.

За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства – с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Известный экономист Адам Смит в своем классическом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Поданные государства должны давать «средства к достижению цели общества или государства» каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбор надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.

Перечисленные принципы налогообложения учитывались и при формировании новой налоговой системы России, адекватной рыночным преобразованиям. В конце 1991 г. был принят Закон РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации». В течение 1992-93 гг. серьезные изменения вносились в механизм налогообложения и структуру налогов. Однако неоднократно при этом нарушался принцип справедливости: вносимые изменения утверждались законодательными актами «задним числом».

На издержки становления налоговой системы можно отнести и несоблюдение принципа стабильности. Только в 1992 г. в налоговое законодательство семь раз вносились изменения и дополнения.

Источником налоговых платежей (взносов) независимо от объекта налогообложения является валовой национальный доход (ВНД), который количественно не совпадает с ВВП. ВНД образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе (и соорганизатора наряду с другими государствами регионального хозяйства): оплата труда работников, прибыль хозяйствующих субъектов и централизованный доход государства (налоги в бюджет, а социальные отчисления – во внебюджетные фонды). Образованием первичных денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного распределения валового продукта. Он продолжается в перераспределении денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства: от работников – в форме подоходного налога (12% и более) и отчислений в пенсионный фонд (1%), а от хозяйствующих субъектов – в форме налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов.

Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются:

прибыль (доход);

стоимость определенных товаров;

добавленная стоимость продукции;

имущество юридических и физических лиц;

передача имущества (дарение, продажа, наследование);

операции с ценными бумагами;

отдельные виды деятельности;

другие объекты, установленные законом.

Один и тот же объект облагается налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны.

Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи питают бюджетную систему РФ. Кроме того, существует около 20 государственных внебюджетных фондов, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений. На долю отчислений в эти фонды приходится чуть менее половины суммы изъятия финансовых ресурсов в бюджетную систему РФ. Причем 3/5 общей суммы отчислений во внебюджетные фонды составляют отчисления в так называемые социальные фонды. Источником этих отчислений также является произведенный ВВП, за счет которого на стадии образования доходов осуществляются соответствующие платежи. В частности, внебюджетные фонды социального назначения формируются по тарифам стразовых взносов, привязанных к оплате труда и включаемых в себестоимость продукции. Ставки отчислений в фонды составляют:

в пенсионный фонд – 28% (кроме того, 1% уплачивается работником из его заработной платы); в фонд социального страхования – 5,4%; в фонд занятости населения – 2% (с 1996 г. – 1,5%); в фонд обязательного медицинского страхования – 3,6%.

По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные. Критерием такого деления является теоретическая возможность переложения налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д., в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене. Следует иметь в виду, что это именно теоретическое предположение, ибо на практике может происходить иное. Прямые налоги при определенных обстоятельствах также могут оказаться переложенными на потребителя через механизм роста цен. Косвенные налоги не всегда могут быть в полном объеме переложены на потребителя, поскольку рынок необязательно в прежнем объеме примет товар по повышенным ценам. К числу прямых налогов относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами).

По мере повышения материального благосостояния населения, расширения круга товаров массового потребления, косвенные налоги эволюционировали: от однократного налогообложения потребительских товаров на стадии конечного потребления к многократному обложению хозяйственного оборота, начиная со стадии производства, то есть от акциза к налогу с оборота, и затем на добавленную стоимость к акцизам.

В нашей стране платежи государственных предприятий из прибыли не носили налогового характера. В 1913 г. государственное хозяйство, включая казенную винную монополию, обеспечивало 60% доходов бюджета, а прямые налоги – всего лишь 6%. В 1987 г. доля прямых налогов в доходах госбюджета СССР составляла 8,2%, а платежи госпредприятий их прибыли и налог с оборота – 61%. Другими словами, налоговая система в России хотя и видоизменялась по составу и значению отдельных налогов, но по сути оставалась закостенелой.

Осуществление рыночных преобразований в экономике России активизировало работу по совершенствованию налоговой системы. Вместо налога с оборота и введенного в 1991 г. налога с продаж были введены два других косвенных налога: акцизный (на ограниченный круг товаров) и на добавленную стоимость. Введение с 1992 г. налога на добавленную стоимость соответствует требованиям рыночных отношений, так как охватывает и потребительские товары (которыми в основном ограничивался налог с оборота), и товары производственно-технического назначения на всех стадиях их производства и реализации вплоть до конечного потребления.

1.2 Функции налогов

Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, отражающая их сущность как особо централизованного звена распределительных отношений.

Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция.

Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.)

Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового пресса в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты уплаты налогов явление частое.

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу (просвещение, здравоохранение и т.д.), но с тех пор как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании появились стимулирующие и сдерживающие подфункции, а также подфункция воспроизводственного назначения.

В отлаженной налоговой системе реализуются все функции и подфункции налогов. На начало 1994 г. на территории РФ установлены 44 вида налогов, сборов и других платежей, в том числе 16 федеральных, 5 региональных, то есть налогов субъектов РФ – республик в составе РФ, краев, областей и автономных образований, и 23 местных. Большая их часть имеет чисто фискальное предназначение, и лишь по некоторым просматривается регулирующая функция. Казалось бы, акцизы на табачные и алкогольные изделия, увеличивающие их продажную цену, призваны сдерживать рост потребления этих изделий, так как интересы здоровья нации для государства превыше всего. Однако даже в условиях экономического кризиса производство табачных и алкогольных изделий и их потребление в России (сюда надо добавить и импортируемое количество) не уменьшаются.

Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.

В Законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» предусмотрены следующие виды льгот:

необлагаемый минимум объекта;

изъятие из обложения определенных элементов объекта;

освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

понижение налоговых ставок;

целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период), прочие налоговые льготы.

Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование:

финансирования затрат на развитие производства и непроизводственное строительство;

малых форм предпринимательства;

занятости инвалидов и пенсионеров;

благотворительной деятельности в социально-культурной и природоохранной сферах.

Преференции установлены в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат. Налоговый кредит, как и всякий кредит, предоставляется на условиях возвратности и платности, оформляется соответствующим договором между предприятием и региональным налоговым органом.

Целевая налоговая льгота в отличие от инвестиционного налогового кредита может предоставляться любому предприятию органами исполнительной власти субъекта РФ на взаимовыгодной основе, но в пределах суммы налоговых поступлений в региональный бюджет. Порядок и условия предоставления те же, что и у налогового кредита.

Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежи за пользование природными ресурсами, отчисления в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы и лесной доход. Эти налоги имеют отраслевую принадлежность.

Особое значение имеет дифференциация налогов по источнику обложения: издержки производства (себестоимость), прибыль. Правильность расчетов налога на прибыль требует знания состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции, и порядка формирования финансовых результатов (прибыли или убытка). Непосредственно в себестоимость включаются налоги, идущие на формирование дорожных фондов, транспортный налог, земельный налог, платежи за пользование природными ресурсами.

При классификации налогов по объектам налогообложения образуются пять групп: налоги на имущество, ресурсные налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты) и прочие, охватывающие некоторые местные налоги (например, сбор с владельцев собак, курортный сбор).

1.3 Роль налогов в формировании финансов государства

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций – социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Как составная часть производственных отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, так как они обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государство, исходя из объективной необходимости, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны.

Факторы социального и экономического порядка стимулируют обновление производственных отношений в части налогов: так, переход к рыночной системе хозяйствования объективно потребовал от государства проведения коренной перестройки налоговой системы и бюджетной политики. Формирование рынка труда, его функционирование не могут быть эффективными без создания государственного фонда содействия занятости. Такой фонд образуется за счет обязательных отчислений хозяйствующих субъектов (работодателей) на стадии распределения первичных доходов. Также создается фонд обязательного медицинского страхования.

В переходный период взаимовлияние экономики и бюджета выражается в усилении инфляции при спаде производства либо в развитии экономики на дефляционной основе и зависит от того, как организовано формирование доходной и расходной статей.

Опыт европейских бывших социалистических стран, где реформирование экономики было начато раньше, показал, что дефляционные меры в основном сводятся к следующему.

Вводится жесткое законодательное ограничение объема бюджетного дефицита и способов его погашения. Дефицит погашается выпуском государственных привлекательных (с индексацией доходов на темпы инфляции) ценных бумаг, продажей государственных прав на участие в капитале акционерных обществ, доходами от приватизации и т.д. Использование кредитов Центрального банка резко ограничивается и переводится на коммерческую основу.

Существенно перестраивается структура расходной части бюджета. В ней повышается доля социальных выплат и снижается доля расходов хозяйственного назначения. Прежде всего снижаются (на 70-80% и более) дотации убыточным государственным предприятиям, вводится в действие механизм ликвидации или оздоровления неплатежеспособных предприятий через процедуру банкротства.

Перестраивается и структура доходной части бюджета. Бремя налогов в значительной мере переносится со сферы производства на сферу обращения и потребления. Этим стимулируется расширение производства как исходной базы роста имущества и доходов, а следовательно и базы налогообложения. Возрастают неналоговые поступления бюджета (от приватизации и сдачи в аренду госимущества, от операций на рынке ценных бумаг и др.). Частично используются налоги прямой антиинфляционной направленности (превышение определенного размера оплаты труда облагается налогом, вводятся дополнительные платежи от доходов предприятий-монополистов, устанавливается прогрессивное налогообложение личных доходов).

Таким образом, жесткая рестриктивная бюджетная политика в условиях переходного периода становится объективной необходимостью. Без нее стабилизации в экономике и финансах не добиться.

Причины инфляционных процессов в России состоят в увеличении прибыльности предприятий при сокращении объемов производства и реализации товаров и услуг, монополизме производителя и отсутствии конкуренции, ликвидации взаимосвязи между увеличением доходов и производительностью труда. Последствия инфляционных процессов общеизвестны: эмиссия денег и их обесценение, растущая –дефицитность госбюджета, увеличение государственного долга.

В числе причин инфляции особо следует об экономическом поведении хозяйствующих субъектов, которые, ссылаясь на высокий уровень налогообложения, идут на завышение цен (там, где это возможно) с целью получения необходимой массы прибыли, сократившейся от очередного роста налоговой ставки.

Увеличение доли налоговых отчислений от балансовой прибыли в основном обусловлено ростом средней заработной платы, превышающим ее нормируемый не облагаемый налогом уровень, выплатами ряда налогов и сборов, которые ранее относились на себестоимость (налог на имущество, налог на рекламу).

Налоговая емкость ВВП должна быть оптимальной: золотая середина определяется на стадии бюджетного планирования (прогнозирования) исходя их потребности государства в финансовых ресурсах и необходимости сохранения (создания) системы эффективного функционирования экономики.

1.4 Виды налогов

Согласно Закону РФ «Об основах налоговой системы» впервые в российской практике налоги разделены на три вида:

федеральные;

налоги субъектов Федерации (территориальные);

местные налоги.

Федеральные налоги вводятся и устанавливаются федеральными законодательными органами власти (Государственной Думой и Советом Федерации) и взимаются на всей территории страны.

К федеральным налогам относятся:

налог на прибыль с предприятий;

налог на добавленную стоимость;

акцизы на отдельные группы и виды товаров;

подоходный налог с физических лиц;

налог на операции с ценными бумагами;

таможенные пошлины;

отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

платежи за пользование природными ресурсами;

отчисления в дорожный фонд;

гербовый сбор;

государственная пошлина;

налог с имущества, переходящего по наследству или дарением;

сбор за использование названия «Россия»;

специальный налог с предприятий;

транспортный налог с предприятий;

сбор за регистрацию банков и их филиалов.

Ставки федеральных налогов и пропорции зачисления собираемых средств в бюджеты разных уровней устанавливаются законодательными актами и Указами Президента. В условиях трансформирования экономических отношений в России изменения и уточнения в механизме налогообложения происходят ежегодно и даже чаще.

Полностью в федеральный бюджет зачисляются лишь таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за использование названия «Россия», сбор за регистрацию банков и их филиалов. Доля этой налоговой массы очень незначительна. Все остальные и к тому же основные налоги в различных пропорциях поделены между федеральным бюджетом и бюджетами территорий.

Территориальные (субъектов Федерации) бюджеты имеют также собственные, закрепленные за ними налоги:

налог на имущество предприятий;

лесной доход;

плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

сбор на нужды образовательных учреждений;

сбор за регистрацию предприятий.

Муниципальные органы власти получают в свои бюджеты как часть сумм от федеральных налогов, так и собираемые местные налоги. Их перечень регламентирован федеральным законодательством, но не является обязательным для введения в действие всех 23 налогов. Лишь три местных налога подлежат безусловному взиманию в бюджет: налог на имущество физических лиц, земельный налог и регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Использование остальных местных налогов является прерогативой местных властей, однако по большинству налогов установлены верхние пределы ставок. Наиболее распространенными в настоящее время являются:

сборы за право торговли;

сборы на содержание милиции и благоустройство;

налог на рекламу;

сбор за выдачу ордера на квартиру;

сбор за право использования местной символики;

сбор за открытие игорного бизнеса и т.п.

С 1994 г. Указом Президента предоставлено право субъектам Федерации и местным органам власти вводить дополнительные налоги на местах, но уплачиваться они должны только за счет прибыли, остающейся после уплаты основного налога на прибыль.

1.5 Федеральные налоги с юридических лиц

Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения, и определяемой как разница между стоимостью реализованной продукции, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

При ввозе товаров на территорию РФ их обложение налогом на добавленную стоимость производится в соответствии с таможенным законодательством РФ.

В условиях рыночной экономики стоимость реализуемой продукции, работ, услуг исчисляется как исходя из свободных (рыночных) цен и тарифов, так и исходя из государственных регулируемых оптовых и розничных цен и тарифов, применяемых на отдельные виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, оказываемых населению.

Объектом налогообложения являются обороты от реализации на территории РФ товаров, выполненных работ и оказываемых услуг.

Плательщиками налога являются:

предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие согласно законодательству РФ статус юридических лиц, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;

филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории РФ, имеющие расчетные счета в учреждениях банков и самостоятельно реализующие за плату товары (работы, услуги);

международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории РФ.

Не уплачивают налог физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В настоящее время ставки НДС установлены в следующих размерах:

10% - по продовольственным товарам (кроме подакцизных), товарам для детей по перечню, утвержденному Правительством РФ;

20% - по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары.

Сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога по материальным ресурсам, топливу, работам, услугам, стоимость которых фактически списана в отчетном периоде на издержки производства и обращения.

Налог на прибыль предприятий, объединений и организаций

Налог на прибыль наряду с НДС является составным элементом налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода.

Однако, в отличие от НДС, данный налог является прямым, то есть его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата.

Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, их филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.

Объектом обложения налогом является валовая прибыль, которая представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Начиная с 1994 г. налог на прибыль уплачивается предприятиями и организациями по ставке 35% от балансовой прибыли, а по доходам от посреднических операций и сделок – 43%.

Помимо налога на прибыль предприятия и организации уплачивают налоги со следующих видов доходов и прибыли:

дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям и иным выпущенным в Российской Федерации ценным бумагам, принадлежащим предприятиям, за исключением доходов, полученных по государственным облигациям и иным государственным ценным бумагам;

доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории РФ;

доходов (включая доходы от аренды и иных видов использования) казино, видео салонов, от видео показа, от проката видео- и аудиокассет и записи на них, игровых автоматов с денежным выигрышем. При определении суммы дохода, подлежащего налогообложению, из полученной выручки вычитаются материальные затраты, связанные с получением этого дохода;

прибыли от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий на открытых площадках, стадионах, во дворцах спорта, в других помещениях, число мест в которых превышает две тысячи.

Налоги с доходов от акций, облигаций и других ценных бумаг, а также от участия в уставных фондах других предприятий взимаются по ставке 15%, с доходов банков – 18% у источника этих доходов.

Для решения наиболее важных задач, решаемых государством в рамках реализации основных направлений экономической политики, действующим законодательством установлена система налоговых льгот, позволяющих существенно снизить сумму налога на прибыль.

Акцизы

Акцизы – это косвенные налоги, которые устанавливаются государством в процентах от отпускной цены товаров, реализуемых предприятиями-производителями. Они устанавливаются как правило на высокорентабельные товары для изъятия в доход государственного бюджета полученной производителями сверхприбыли.

Плательщиками акцизов являются производящие и реализующие подакцизные товары предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Объектом обложения акцизами являются обороты по реализации подакцизных товаров собственного производства.

Для определения облагаемого оборота принимается стоимость реализуемых подакцизных товаров, исчисленная исходя из реализации без учета налога на добавленную стоимость.

Перечень подакцизных товаров и ставки акцизов устанавливаются правительством РФ. К таким товарам, в частности, относятся: спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, вина виноградные, коньяк , шампанское, пиво, икра осетровых и лососевых рыб, готовая деликатесная продукция из ценных видов и морепродуктов, табачные изделия, легковые и грузовые автомобили, ювелирные изделия, меховые изделия (кроме изделий детского ассортимента), другие товары народного потребления, а также нефть и нефтепродукты.

Налоги, зачисляемые в дорожные фонды

Данные налоговые платежи по механизму исчисления и взимания мало чем отличаются от других косвенных налогов, однако они носят целевой характер и служат главным образом источником финансирования проводимых государством мероприятий по строительству и содержанию автомобильных дорог общего пользования общегосударственного и местного значения и соответственно зачисляются не в доход бюджета, а в специализированные целевые внебюджетные фонды – Федеральный дорожный фонд и территориальные дорожные фонды.

В настоящее время действующим законодательством предусмотрено взимание следующих налогов: налога на реализацию горюче-смазочных материалов, налога на пользователей автомобильных дорог, налога с владельцев транспортных средств, акцизов на легковые автомобили и налога на приобретение автотранспортных средств.

Плательщиками налога на реализацию горюче-смазочных материалов (автобензина, дизельного топлива, дизельных и автотракторных масел, сжатого и сжиженного газа, используемого в качестве моторного топлива) являются юридические лица, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Объектом налогообложения для предприятий – изготовителей горюче-смазочных материалов является оборот по реализации горюче-смазочных материалов исходя из фактических цен реализации без НДС. При перепродаже горюче-смазочных материалов объектом налогообложения является сумма разницы между выручкой от реализации (без НДС) и стоимостью их приобретения (без НДС).

Налог уплачивается по ставке 25%, как правило, ежедекадно, ежемесячно и ежеквартально в зависимости от величины облагаемого оборота и в соответствии с действующим законодательством полностью зачисляется в Федеральный дорожный фонд.

Плательщиками акцизов с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан являются предприятия – изготовители легковых автомобилей, реализующие легковые автомобили в личное пользование граждан.

Объектом налогообложения акцизами является оборот по реализации легковых автомобилей в личное пользование граждан.

Ставки акцизов на легковые автомобили, реализуемые предприятиями-производителями в личное пользование граждан, устанавливаются Правительством РФ.

Налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия, организации и физические лица-предприниматели.

Объектом налогообложения являются: при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг – выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг); при перепродаже покупных товаров – заготовительный, снабженческо-бытовой или торговый оборот. При этом из налогооблагаемой базы исключается НДС, акцизы и налог на реализацию горюче-смазочных материалов.

Налог с владельцев транспортных средств ежегодно уплачивают предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, по ставкам, установленным в зависимости от мощности двигателей с каждой лошадиной силы.

Данным налогом облагаются транспортные средства, которые в установленном порядке подлежат регистрации в Госавтоинспекции, Военной автоинспекции, Госсельхознадзоре, министерствах и ведомствах, а также других аналогичных органах с получением государственных регистрационных знаков для участия в дорожном движении.

Плательщиками налога на приобретение автотранспортных средств являются предприятия, организации и предприниматели, приобретающие автотранспортные средства путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставный фонд.

Налог на приобретение автотранспортных средств исчисляется от продажной цены (без НДС и акцизов) по следующим ставкам: грузовые автомобили, пикапы и легковые фургоны, автобусы, специальные автомобили и легковые автомобили – по ставке 20%; прицепы и полуприцепы – по ставке 10%.

К специальным автомобилям относятся автотранспортные средства, предназначенные для перевозки и использования установленного на них специального оборудования.

Автотранспортные средства, приобретенные для дальнейшей перепродажи, налогом не облагаются.

Транспортный налог

Транспортный налог в ранге обязательного федерального налога введен в налоговую систему Российской Федерации начиная с 1994 г.

До этого такой налог мог устанавливаться органами государственной власти субъектов РФ начиная с 1992 г.

Налог взимается с юридических лиц (кроме бюджетных организаций) в размере 1% от их фонда оплаты труда независимо от источника его формирования и в полном объеме включается в состав издержек производства и обращения.

Суммы транспортного налога направляются в бюджеты субъектов РФ и предназначены для финансовой поддержки и развития городского пассажирского транспорта общего пользования, а также пригородного пассажирского железнодорожного транспорта.

1.6 Налоги субъектов Российской Федерации

Налог на имущество предприятий

Плательщиками налога на имущество являются предприятия, учреждения и организации, их филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории РФ.

Объектом налогообложения является имущество предприятия в его стоимостном выражении, находящееся на балансе этого предприятия, представляющее собой совокупность основных фондов, нематериальных активов, производственных запасов и затрат.

Предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 2% от налогооблагаемой базы.

Конкретные ставки налога на имущество предприятий, определяемые в зависимости от видов деятельности предприятий, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

Сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц

Данный сбор устанавливается законодательными актами субъектов РФ и не может превышать размера 1% от годового фонда заработной платы предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории регионов.

1.7 Местные налоги с юридических лиц

Плата за землю

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата, а также нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.

Плательщиками земельного налога и арендной платы являются предприятия, объединения, организации и учреждения, а также граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование или аренду на территории России.

Налог на рекламу

Налог на рекламу является одним из самых существенных по объему поступающих платежей и возникает у предприятий и граждан, осуществляющих расходы по рекламе собственной продукции, работ, услуг.

Плательщиками налога на рекламу являются следующие рекламодатели:

предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие согласно законодательству РФ статус юридических лиц, филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс, расчетный или иной счет, а также иностранные юридические лица;

физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие свою деятельность на территории города.

Объектом налогообложения является стоимость работ и услуг по изготовлению и распространению рекламы собственной продукции (работ, услуг).

Не облагаются налогом услуги по рекламе, не преследующей коммерческой цели, включая рекламу благотворительных мероприятий.

Ставка налога на рекламу устанавливается в размере до 5% от стоимости (величины фактических затрат) рекламных работ и услуг у рекламодателя.

Местные сборы

Сбор со сделок, совершаемых на биржах.

Источником уплаты данного сбора является прибыль предприятия, оставшаяся в его распоряжении после уплаты налога на прибыль.

Объектом сбора является сумма сделок, совершаемых на бирже.

Плательщиками сбора являются участники сделки, осуществляющие в установленном порядке эти операции, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами.

Сбор вносится участниками сделки в размере, не превышающем 0,1% суммы сделки.

Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей устанавливается на основании Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Объектом обложения сбора является стоимость заявленных к аукциону товаров или сумма, на которую выпущена лотерея.

Плательщиками лицензионного сбора являются предприятия, организации, в том числе бюджетные, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения, иностранные фирмы, филиалы и другие подразделения предприятий, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также граждане – устроители местных аукционов и лотерей, имеющие разрешение на их проведение.

Ставки лицензионного сбора устанавливаются решениями районных и городских органов государственной власти в размере, не превышающем 10% стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты.

Сбор за право торговли устанавливается районными, городскими (без районного отделения), районными (в городе), поселковыми, сельскими представительными органами власти.

Плательщиками сбора являются предприятия и организации всех организационно-правовых форм, включая предприятия с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, их дочерние образования и филиалы, а также граждане РФ и других государств, осуществляющие торговлю товарами и изделиями как через постоянные торговые точки (магазины, столовые, кафе, киоски и др.), так и в порядке свободной торговли с рук, выносных лотков, открытых прилавков и автомашин в местах, определенных местными органами исполнительной власти.

Конкретные ставки сбора за право торговли определяются местными представительными органами власти при принятии решения о введении этого сбора в зависимости от места расположения торговой точки, объема реализации и вида товара и т.д.

Юридические и физические лица, осуществляющие торговлю в постоянных торговых точках, приобретают временный патент на право торговли.

На право торговли с временных торговых точек в местах, определенных исполнительными органами власти, юридическим и физическим лицам выдается разовый талон.

На торговлю товарами, облагаемыми акцизами, исполнительными органами власти, на территории которых производится торговля, выдается лицензия сроком на год.

Таким образом, уплата сбора за право торговли производится при приобретении патента или лицензии на право торговли, либо разового талона.

Целевые сборы с граждан и предприятий, организаций, учреждений на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели устанавливаются в соответствии с подпунктом «ж» п.1 ст.21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Введение целевых сборов на те или иные цели определяется органами власти для решения социально-экономических проблем, возникающих в регионе.

Предельный размер ставки сборов не может превышать размера 3% фонда заработной платы, рассчитанной от установленной законом минимальной месячной оплаты труда для юридического лица, и не более 3% от 12 минимальных установленных законом размеров месячной оплаты труда для физического лица на все виды целевых сборов по совокупности.

Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы

Плательщиками налога являются юридические лица – предприятия и организации всех организационно-правовых форм, включая предприятия с иностранными инвестициями, филиалы предприятий (другие обособленные структурные подразделения), осуществляющие свою деятельность на территории, подведомственной представительному органу власти.

Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, его конкретные ставки, льготы по налогу устанавливаются представительными органами власти в размере, не превышающем 1,5% объема реализации продукции (работ, услуг), произведенной юридическими лицами, расположенными на соответствующей территории.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Краткая история предприятия и его основные показатели

Дальневосточное морское пароходство берет начало в 1878-79 гг., когда в России была проведена всенародная кампания по сбору средств для создания Добровольного флота. Необходимость организации Добровольного флота вытекала из экономического и политического положения России во второй половине XIX века. Россия в это время значительно отставала от ведущих держав мира по составу флота. На собранные деньги были закуплены за границей три судна: «Россия», «Москва», «Петербург». В мае 1879 г. правительство утвердило положение общества «Добровольный флот». Оно предусматривало, что суда новой организации в первую очередь должны использоваться для пароходных линий на Дальний Восток.

1880 год вошел в историю русского мореплавания как год установления регулярных товаропассажирских рейсов отечественных судов из европейской России на Дальний Восток и начала работы первой русской международной пароходной линии между портами стран Запада и Востока.

Эту страницу истории открыл пароход «Москва». 9 марта 1880 г. он вышел из Одессы на Дальний Восток под командованием капитан-лейтенанта С.Н. Чирикова. На борту было более 1000 тонн груза, в основном продовольственные и производственные товары, а также первые два пассажира. После 46 дней плавания «Москва» благополучно достигла Владивостока 25 апреля 1880 г. Представитель Добровольного флота основал агентство во Владивостоке и организовал Дальневосточное морское пароходство.

Первый рейс парохода «Москва» во Владивосток положил начало регулярным перевозкам между российским Черным морем и тихоокеанскими портами. До завершения строительства Великой сибирской железной дороги эта морская линия была единственным маршрутом, соединяющим Дальний Восток с центральными регионами страны. Добровольный флот подготовил почву для обширного, всестороннего развития дальневосточных территорий. Тихоокеанское географическое расположение России таково, что морской транспорт остается исключительным средством доставки запасов на Сахалин, Курильские острова, Магадан. Камчатку и северо-восточные арктические районы. От морского транспорта непосредственно зависит экономика Дальнего Востока в целом, и его развитие связано с деятельностью Дальневосточного морского пароходства – компании, остающейся стабильной и устойчивой несмотря на все препятствия.

Современная страница история ДВМП открывается Указом Президента Российской Федерации №721 от 1 июля 1992 г. «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества». На основе Дальневосточного морского пароходства было учреждено акционерное общество открытого типа «Дальневосточное морское пароходство», являющееся правопреемником прав и обязанностей преобразуемого предприятия.

Полное фирменное название Общества: «Открытое акционерное общество «Дальневосточное морское пароходство»;

Латинская транскрипция: Far Eastern Shipping Company PLC;

Сокращенное наименование Общества: ОАО «ДВМП»;

Латинская транскрипция: FESCO;

Юридический адрес и местонахождение Общества: 690019, Приморский край, г. Владивосток, ул. Алеутская, 15.

Основной целью Общества является получение прибыли.

Основными видами деятельности Общества являются:

осуществление перевозок грузов, почты, пассажиров и багажа в каботаже и загранплавании;

ведение бункеровочных операций с использованием собственного и арендованного флота;

участие в смешанных внутренних и международных перевозках совместно с другими видами транспорта;

осуществление брокерских услуг по фрахтованию тоннажа для перевозок грузов и пассажиров;

страхование судов и грузов;

создание с российскими и иностранными компаниями совместных предприятий по эксплуатации судов, выпуску отдельных видов продукции и сервисному обслуживанию флота;

кроме того, Общество осуществляет любые виды хозяйственной деятельности, за исключением запрещенных законами Российской Федерации. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Общество имеет представительства в следующих странах:

Гонконг;

Вьетнам (Хайфон, Хо Ши Мин);

КНДР (Раджин);

КНР (Шанхай, Дальний);

Новая Зеландия (Крайстчерч);

Объединенные Арабские Эмираты (Дебаи);

США (Нью-Йорк);

Япония (Токио);

Тайвань (Тайбэй).

Уставной капитал Общества составляет 1 643 593 000 000 рублей. Общество имеет 1 643 593 000 размещенных обыкновенных акций. Номинальная стоимость акции составляет 1 000 рублей. Все акции являются именными бездокументарными.

Учредителем общества является Комитет по управлению имуществом Приморского края.

За прошедший после последнего собрания год в структуре ОАО «ДВМП» произошли следующие изменения:

число акционеров уменьшилось с 16 858 до 14 127, т.е. на 16,2%;

доля физических лиц уменьшилась на 27% и составляет 20,3% в уставном капитале;

доля работников предприятия и пенсионеров уменьшилась на 29,6% и составляет 15,7% уставного капитала;

доля российских юридических лиц уменьшилась на 1,5% и составляет 18,6% уставного капитала;

доля иностранных акционеров увеличилась с 32,6 до 39,3%.

Ведущими акционерами компании являются:

Госкомимущество – 19,8%;

инвестиционная корпорация «Партнерство» – 6,1%;

АО «Фес-Инвест» – 6,8%;

ОАО «Дальневосточный банк» – 5,7%;

банк ОФ «Бермуда» – 2,6%;

АО КС «First Boston» – 15,8%;

Крауфорд холдинг – 16,2%.

В течение года наблюдалось перераспределение акций между российскими физическими лицами и иностранными инвестиционными компаниями. В руках иностранных инвесторов сосредоточено сейчас 39,3% всех акций пароходства. Безусловно, это отражает интерес западных инвесторов к пароходству со всеми вытекающими из этого последствиями. Привлекательной стороной для потенциальных инвесторов выступает надежная обеспеченность акций пароходства ликвидными активами, отсутствие долгов, стабильное положение на рынках продажи услуг. Однако увеличение доли иностранных акционеров может повлечь за собой ряд нежелательных для работников пароходства мер, например таких, как сокращение численности кадров до международного уровня, прекращение финансирования детских садов, лагерей, больниц и т.п. Все это – результат поспешной продажи акций работниками ОАО «ДВМП». Имея менее 14% акций на руках, служащие компании должны помнить, что они – наемная рабочая сила, и отношения к владению компанией почти не имеют.

Табл. 2-1

Динамика основных экономических показателей деятельности

предприятия ОАО «ДВМП» за два года

Показатели

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!