Психическое здоровье населения и современные экологические, социокультуральные влияния
Психическое здоровье населения и современные
экологические, социокультуральные влияния
Л.К.Хохлов, А.А.Шипов, В.И.Горохов
Последнее
время и в психиатрии, и в психологии возрастает интерес к вопросам экологии.
Утверждаются соответствующие термины: промышленная, индустриальная психиатрия,
экологическая, социальная психиатрия, психоэкология, ментальная экология,
социоэкология, экологические психосоматозы, индуцированный (экологический,
социогенный, экзогенный, терапевтический) патоморфоз (видоизменение)
психических заболеваний и т.п.
Повышенное
внимание со стороны специалистов по психическому здоровью к проблемам экологии
отражает общее, существующее в современном обществе беспокойство за состояние
окружающей среды, появляющиеся материалы свидетельствуют о возрастающем здесь
неблагополучии, об увеличивающемся патогенном влиянии средовых факторов на
здоровье людей. Это - с одной стороны. С другой стороны, происходят
приобретающие характер кризиса существенные и быстрые перемены в картине
психического здоровья населения в большинстве стран мира, особенно в последнюю
четверть века. Так, в 15-ти экономически наиболее развитых странах показатель
распространённости психических болезней за период в 93 года (1900-1993) вырос в
10 раз и составляет теперь 303,7 на 1000 населения; особенно значителен рост
неврозов (в 61,7 раз), алкоголизма (в 58,2 раза), олигофрении (в 30 раз). В
России за 1950 - 1993 гг. уровень заболеваемости психическими расстройствами
поднялся с 137,4 до 301,3 на 1000 жителей [7]. И в Ярославской области
обнаруживается та же тенденция [13, 16]: резко возрастает (катастрофически
последние годы) число суицидов (а большинство суицидентов - с психическими
расстройствами), алкогольных психозов, вообще болезней зависимости (и не только
хронического алкоголизма, но и наркоманий, токсикоманий), пограничных
(непсихотических) форм психопатологии. Происходит также массовое существенное
видоизменение картины психопатологии - патоморфоз (по утвердившейся в нашей
стране терминологии), "эволюция болезней", "изменение болезней
во времени", "исторически - хронологическая динамика",
"хронология или естественная история болезни" (по другой
терминологии). Изучая на протяжении ряда лет патоморфоз психических болезней,
мы могли отметить особенно быстрые перемены в тематике психопатологических
явлений [12]. И в этих условиях всё более заявляет о себе начавшее активно
формироваться в прошлом столетии эволюционное направление в психиатрии,
эволюционная психиатрия [11]. С античного периода складываются взгляды о том,
что возникновение психических болезней, их проявления и динамика стоят в связи
с действием климатических условий, неправильного образа жизни, питания, алкоголизации,
отравлений, инфекций, травм, возраста, пола и т.п. Давно (особенно со времени
работы Эскироля (1838), изучавшего причины увеличения числа психически больных
в Париже) обращается внимание на значение здесь социокультуральных факторов,
отрицательных воздействий цивилизации.
Известный
французский врач и философ Кабанис в конце XVIII-го - начале XIX-го века, когда
во Франции происходили революционные события, подчёркивал: "Есть ещё одна
причина душевных болезней, - а именно общественная обстановка, при которой
живёт и работает человеческий мозг. Когда социальная жизнь построена уродливо и
жестоко, мозговая деятельность чаще отклоняется от правильного пути" [2.
C.147]. Венский профессор психиатрии Крафт-Эбинг в 1897 г. утверждал:
объяснение происхождения прогрессивного паралича (тогда весьма
распространённого психического расстройства, возникавшего через ряд лет после
заражения люесом) укладывается в лаконичную формулу - сифилизация и цивилизация
[2. C.346]. В 1869 г. Бирд описывает неврастению, которую стали называть
"американским неврозом", так как ее происхождение связывалось с
индустриализацией, с американскими условиями жизни, с её интенсификацией, с
такими факторами, как телеграф, телефон, пресса, наука, конкуренция, борьба за
выживание. В это же время Крафт-Эбингом публикуется, привлекая широкое
внимание, брошюра "Наш нервный век" [2. C.351]. Далее появляется
серия работ (в нашей стране в 30-70-е годы текущего столетия) по изучению
психических последствий различных промышленных интоксикаций, черепно-мозговых
травм, инфекционных заболеваний (соответствующей направленности исследования
проводились и нами в Ярославле и области: обследовались работники заводов
синтетического каучука и лакокраски, больные с эндемическими для Северо-Запада
России болезнями - клещевым энцефалитом, лихорадкой КУ). Ещё в 1917 г.
Бонгёффером, на основании аналогичных материалов, формируются представления об
экзогенных типах психических реакций.
Всё
это, а также участившиеся случаи техногенных (с угрозой для экологического
равновесия) катастроф, естественно, возбуждают интерес к экологической
психиатрии, к психиатрии катастроф и чрезвычайных ситуаций. Актуальный вопрос
современности, имеющий значение для проведения психогигиены, психопрофилактики,
- это вопрос о вкладе, о влиянии на уровень и характер психического здоровья
тех или иных конкретных экологических факторов. В этой работе приходится
встречаться с рядом трудностей. Психические расстройства обычно имеют
мультифакториальное происхождение, неспецифичны, картина их во многом зависит
не только от внешних, но и от внутренних условий (наследственность,
преморбидная личность), дополнительных патогенных моментов. Резко меняет
реактивность организма фон распространения в нашей стране алкоголизации
населения. Приобретает значение при исследовании населения и такое
обстоятельство, как "выигрыш" или "проигрыш" от болезни.
Экологические факторы (в узком понимании) - это большей частью (особенно в
неэкстремальных ситуациях) экзогенные (внешние по отношению к головному мозгу);
факторы малой и средней интенсивности, действующие продолжительное время и
вызывающие неспецифические психические нарушения типа неврозоподобных, негрубых
психоорганичных изменений. А такие отклонения могут вызываться и болезнями
зависимости. Даже когда можно ожидать развития тяжёлых психических расстройств,
это не во всём подтверждается. Так, например, изучение умственного развития у
детей, подвергшихся внутриутробному облучению вследствие аварии на ЧАЭС,
показало [5]: интеллектуальный индекс ниже 70 определяется у 5,9% детей из
"загрязнённых" районов и у 2% детей из "чистых" районов
(контроль) - различия выступают, но не столь разительные. Тем не менее,
патогенное действие на психическое здоровье экологического неблагополучия
показано в ходе транскультуральных исследований, при обследовании населения в
экологически неблагоприятных регионах, в экстремальных ситуациях, в районах
природных и техногенных катастроф. В указанных условиях определяется также [14]
возрастание числа психосоматозов (соматических заболеваний и органических,
функциональных расстройств, в развитии которых большое значение имеют
отрицательные психологические факторы или дистресс). Возникающая при
экологическом неблагополучии патология имеет особенности [6]: сочетание,
синергизм ряда факторов (в том числе условно патогенных); их соматотропизм и
как следствие этого сосуществование психических, соматических и неврологических
изменений; сопряжённость экзогенных и психогенных реакций, индивидуального и
популяционного; сенсибилизация, особая уязвимость в отношении новых, даже
ординарных, в том числе экологических воздействий.
Несмотря
на то, что экологической направленности исследования проводятся давно,
выделение экологической психиатрии в относительно самостоятельное направление
науки и практики ещё не завершено [6]. Лишь последнее время в нашей стране
стала формироваться иная парадигма в медицине, эволюционно-популяционная
(экологическая), а ранее господствовал организмо-центрический подход к больному
[1]. По-разному оценивается само понятие экологических факторов и в связи с
этим объект видения экологической психиатрии. Одна точка зрения - это лишь
физические, химические факторы внешней среды (климатогеографические,
техногенные, антропогенные). Второе воззрение, получающее всё больше
сторонников, следует принимать во внимание и психосоциальные,
социокультуральные, информационные воздействия.
Видимо,
при проведении исследований, направленных на установление влияния внешней среды
на психическое здоровье человека, необходим по возможности дифференцированный
подход к анализу и оценке различных факторов. Опыт ряда исследователей и наш
опыт показывает, что наиболее адекватным методом изучения при этом является
исследование психопатологии в исторически-хронологической динамике на
эпидемиологическом (следовательно, массовом) материале. Исследование должно
носить сравнительный (в разных регионах), комплексный характер - одновременное
участие ряда специалистов и в области клинической медицины, гигиены,
психологии, педагогики, и в области экологии, социологии. Понятно, такого рода
исследования трудоёмки, требуют значительных затрат, тщательного планирования.
Но это может привести к аргументированным выводам о том вкладе, какой вносят в
характер отклонений в психическом здоровье те или иные неблагоприятные
экологические воздействия, определить факторы риска и антириска, сформулировать
рекомендации по психогигиене и психопрофилактике.
В
настоящее время проведение широких исследований экологической направленности в
нашей стране является как никогда актуальным. Из-за развившегося
социально-экономического кризиса претерпевают быстрые, резкие изменения условия
существования людей. Растёт безработица, меняется общественный менталитет,
образ жизни, характер питания. Как ни кощунственно это говорить, поскольку речь
идёт о человеке, но сейчас для исследователей возникает ситуация почти
экспериментальная. "Фактически можно наблюдать проявление массового
культурального шока, поскольку буквально всё наше население в кратчайший срок
переместилось из привычной, хотя и многими нелюбимой социалистической среды в
новую, совершенно иную, незнакомую и тревожную, не имеющую чётких ориентиров
обстановку" [8. C.7-8]. Иными словами, происходит массовое резкое
изменение "динамического стереотипа" (И.П.Павлов), что нередко
переживается весьма болезненно, возникает эмоциональный (психический) дистресс,
состояние тревоги. Кстати, раз мы заговорили о стрессе, стрессорах, нужно
отметить: стрессоры (т.е. стимулы, с ощущением угрозы) могут иметь физическую
природу (физические травмы, радиация, интоксикации, инфекции и т.д.), но при
этом в реакцию всё равно вовлекается психическая сфера, а в ответной реакции
организма на эмоциональный стрессор участвует не только психика, но и
внутренние органы, вегетативная нервная система (целостное реагирование).
В
условиях переживаемых в современный период нашим обществом перемен у
значительной части населения выступает тот психологический феномен [8, 9],
который в американской литературе обозначается как кризис идентичности:
"... это понятие обозначает потерю чувства самого себя, невозможность (или
затруднённость) приспособиться к собственной роли в изменившемся обществе.
Кризис идентичности в наших сегодняшних социальных условиях определяется
разрывом между требованиями меняющихся общественных и экономических отношений и
вполне объяснимой ригидностью личностных установок, стереотипов поведения"
[8. C.8]. В ходе исследований [8, 9] определяются 4 варианта кризиса
идентичности: аномический (пассивный уход в себя от трудностей - 40%);
диссоциальный (активизация агрессии, разрушительного стиля поведения,
нетерпимости - 12%); негативистический или пассивно-агрессивный (скрытая,
завуалированная агрессия, ортодоксальность и ригидность мышления - 27%);
магический (уход в мир мистики, иррационального - 21%). Хотелось бы отдельно
сказать о "магической поражённости" нашего общества, что заставляет
вспомнить средневековье. Конечно, здесь многое привносится внешними факторами -
многочисленными астрологами, колдунами, экстрасенсами и пр., пропагандой
мистических представлений. Но очевидно и другое обстоятельство: "При всей
своей негативности магическое мышление выполняет для ряда индивидуумов характер
защитного механизма, позволяющего в какой-то мере облегчить переживание
существующих трудностей" [8. C.10].
Кризис
идентичности у многих переживающих его людей остаётся всё же в рамках
нормального психического реагирования - может быть предболезни (предболезнь -
пусть крайний, но вариант нормы; предболезнь далеко не всегда переходит в
болезнь). Но нередко возникает психическое расстройство, когда уже требуется
помощь со стороны врачей. Болезнь формируется при неблагоприятном для индивида
стечении обстоятельств - внешних и внутренних. Здесь может иметь значение вся
биография человека, выработанные в течение жизни, начиная с рождения,
стереотипы реагирования, ресурсы, выносливость, уязвимость личности к стрессам.
Сейчас
в ходу сравнительно новые или новые обозначения для психических расстройств,
возникающих в неблагоприятных социальных условиях: ноогенные, информационные
неврозы, генерализованное тревожное расстройство, посттравматическое стрессовое
расстройство, болезнь пострадавших от военного стресса и других бедствий [15],
синдром сиротства [10] и др. Но практически то, что мы теперь видим в клинике
психических расстройств, принципиально новым не является: те же основные формы
реагирования, что и в далёком прошлом.
В
современный период отмечаются следующие, большей частью неблагоприятные
перемены в картине психического здоровья.
Во-первых,
происходит значительный рост числа нервно-психических заболеваний, прежде всего
тех, что являются наиболее характерной реакцией на психический стресс. Это в
первую очередь неврозы, посттравматическое стрессовое расстройство,
психосоматические расстройства, характерологические и патохарактерологические
реакции, а также реактивные психозы, патохарактерологическое развитие,
депривационное развитие личности. Резко увеличивается распространённость
алкоголизма, наркоманий, токсикоманий (особенно последних), у истоков которых
тоже часто стоит психический и иной стресс; эти болезни зависимости могут
маскировать другие психические страдания. У детей - сирот (а их стало немало)
возможно развитие синдрома сиротства [10]: депривационная депрессия сочетается
с депривационным аутистическим поведением (отгороженностью от окружающих),
моторными стереотипами, обратимой задержкой психического развития; по существу,
формируется своеобразная картина микросоциально-педагогической запущенности. В
современных условиях, когда нередко возникают вооружённые конфликты, растёт
преступность, число транспортных происшествий, случаются разного рода аварии -
может происходить увеличение числа психических расстройств, обусловленных
черепно-мозговыми и экстрацеребральными травмами, ожогами, интоксикациями и
т.п. Неблагополучная эпидемиологическая ситуация в стране создаёт угрозу более
частого возникновения постинфекционных нарушений психики, тем более, что целый
ряд инфекций нередко протекает с поражением нервной системы (СПИД, сифилис и
др.). Отрицательные психические последствия при этом могут быть отставленными.
В таких условиях можно ожидать учащения случаев врождённой психической
патологии, и в частности и врождённого слабоумия. Существует "алкогольный
синдром плода", "эмбриональный алкогольный синдром", который
обнаруживается сразу после рождения (умственная отсталость, ряд физических
дефектов). По американским оценкам [3], риск иметь ребёнка с этим синдромом у
женщин, страдающих хроническим алкоголизмом, составляет 35%. Неблагоприятные
социально-средовые факторы участвуют в развитии и других форм умственной
отсталости. В бедных семьях внутриутробный период развития ребёнка обычно
протекает в условиях плохой медицинской помощи и недостаточного питания матери.
Дети рождаются с маленькой массой тела, недоношенными. Частое явление при этом
- отсутствие необходимых ухода, заботы, воспитательных воздействий после родов,
результат - умственная отсталость: "Хорошо известно, что лёгкая степень
умственной отсталости преобладает у лиц, относящихся к отсталым в культурном
отношении, более низким в социально-экономическом отношении классам..."
[3. Т.2. С.200].
Во-вторых,
отрицательные социокультуральные и иные рассматриваемые здесь факторы приводят
к более частому обострению, неблагоприятному течению тех психических
заболеваний, основной причиной которых является, например, наследственная
предрасположенность (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия и
др.). В настоящее время возникают трудности, скажем, с лекарственным
обеспечением ряда категорий психически больных (многие из них живут небогато),
с осуществлением мероприятий по социальной реабилитации, психокоррекции.
И
третий эффект, отмечаемый врачами в картине психического здоровья населения,
заключается в видоизменении содержания болезненных переживаний. С одной
стороны, в последнее время мы нередко видим спидофобию, радиофобию, навязчивые
страхи (главным образом у детей), отражающие столь широко демонстрируемые
теперь фильмы-ужасы с роботами (эти сверхсовременные проявления): боязнь
непобедимых вампиров, привидений, жестоких роботов, пауков, беспощадных
инопланетян и т.п. С другой стороны, всё чаще наблюдаются те формы болезненных
убеждений и страхов, которые встречались преимущественно в далёком прошлом
(особенно в средние века) и которые обозначаются как архаические: бред и фобии
(навязчивые страхи) порчи, колдовства, одержимости, "сглаза". Часто
возникают идеи о воздействии с помощью экстрасенсорных форм передачи
информации, "биополя". Этими болезненными переживаниями индуцируются
близкие больных. И в результате с пациентом обращаются за помощью не к
психиатрам, а к колдунам и экстрасенсам, которые не корригируют, а наоборот,
подкрепляют патологические суждения больных. В итоге ухудшается прогноз
психических заболеваний, ускоряется процесс их хронизации. Так, последние годы
в психиатрических стационарах России (включая и нашу область) отмечается
тенденция к утяжелению контингента больных шизофренией.
Здесь
следует подчеркнуть, что отмеченные неблагоприятные тенденции в картине
психического здоровья россиян могут проявляться в разной степени в зависимости
от конкретных условий, обстоятельств, в том числе и от уровня
психогигиенической работы, проводимой в дошкольных детских учреждениях, в
школе, в вузе и т.д., в зависимости от степени грамотности в рассматриваемых
нами вопросах населения, в первую очередь воспитателей, педагогов. На страницах
данного журнала очень интересно вёлся анализ проблем валеологии (медицинской.
педагогической), основной задачей которой является увеличение количества
здоровья, - физического, психического, нравственного. Предпринимаются попытки
создания в нашей стране системы валеологического образования. Картина
психического здоровья претерпит положительные изменения не только тогда, когда
страна выйдет из полосы социально-экономических трудностей, но лишь тогда,
когда одновременно будут реализоваться принципы валеологии. Эти принципы
невозможно провести в жизнь без активного участия педагогов, психологов,
социологов, - без специалистов, работающих с детьми и подростками, так как эти
специалисты занимают здесь, по мнению О.В.Кербикова, такие позиции, откуда
"видно потоков рожденье" [4. C.204].
Список литературы
1.
Кабанов М.М. Экология человека и социальная психиатрия //Материалы XII съезда
психиатров России. М., 1995. С.72-73.
2.
Каннабих Ю.В. История психиатрии. Л., 1929.
3.
Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия из синопсиса по психиатрии.
Т.1-2. М., 1994.
4.
Кербиков О.В. Лекции по психиатрии. М., 1955.
5.
Козлова И.А., Пуховский А.А., Рябухин В.Ю. Внутриутробное повреждение головного
мозга (последствие Чернобыльской катастрофы) //Материалы XII съезда психиатров
России. М., 1995. С.151-152.
6.
Краснов В.Н. Экологическая психиатрия: методология, предмет исследования и
ближайшие практические задачи //Материалы XII cъезда психиатров России. М.,
1995. С. 158-160.
7.
Петраков Б.Д., Основные закономерности распространённости психических болезней
в современном мире и в Российской Федерации //Материалы XII cъезда психиатров
России. М., 1995. С. 98-99.
8.
Положий Б.С. Психическое здоровье как отражение социального состояния общества
//Обозрение психиатрии и мед. психологии. 1993. № 4, 6-11.
9.
Положий Б.С. Культуральные аспекты психического здоровья населения России
//Материалы XII съезда психиатров России. М., 1995. С.102-103.
10.
Проселкова М.О. Особенности психического здоровья детей-сирот (возрастной и
динамический аспекты) //Автореферат диссертации на соискание учёной степени
кандидата медицинских наук. М., 1996.
11.
Самохвалов В.П. Эволюционная психиатрия (история души и эволюция безумия).
Симферополь, 1993.
12.
Хохлов Л.К. О социальных аспектах патоморфоза психических заболеваний
//Социальная и клиническая психиатрия. 1992. № 1. С. 70-76.
13.
Хохлов Л.К., Турлаев В.Г., Мельников В.Ф. Некоторые современные
социокультуральные влияния и психическое здоровье населения //Новости медицины
и фармации (Ярославль). 1994. № 4. С.40-43.
14.
Хохлов Л.К., Хохлов А.Л., Горохов В.И. Психосоматические расстройства: место в
современной классификации болезней, принципы диагностики, ведения больных.
Ярославль, 1996.
15.
Хохлов Л.К., Горохов В.И., Хохлов А.Л. Посттравматическое стрессовое
расстройство (болезнь пострадавших от военного стресса и других бедствий).
Ярославль, 1997.
16.
Хохлов Л.К., Турлаев В.Г., Мельников В.Ф. Опыт организации неотложной
психиатрической и наркологической помощи в городе //Социальная и клиническая
психиатрия. 1997. № 1. С. 70-76.
17.
Чистяков В.В. Человек и его здоровье //Ярославский педагогический вестник.
1996. № 3 (6). С.68-71.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru/