К вопросу о технологии воспитания экологической культуры учащихся младших классов
К вопросу о технологии воспитания экологической
культуры учащихся младших классов
Г. Б. Барышникова
В
связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и
детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм
поведения в природе, крайней заниженностью нравственных ценностей и многим
другим следует актуализироавть поиск и разработку психолого-педагогических оснований
феномена "экологическая культура и её воспитание у современных
школьников".
Разрешение
экологического кризиса лежит не только в области хозяйственно-экономической
деятельности людей, но и в сфере нравственного совершенствования человека, его
культуры взаимоотношений с природой и другими людьми. Между экологией и
культурой существует неразрывная связь: качество взаимодействия человека с
окружающей его средой всегда отражает тот уровень культуры, носителем которого
он является. Воспитание у молодого поколения экологической культуры поможет
восстановить утраченное равновесие и гармонию в отношениях "человек -
природа". Не это ли имел в виду Н. Рерих, говоря о том, что "жизнь
может быть преображена утверждающим понятием "культура"?
Культура
- та область человеческого бытия, где следует искать ответы на экологические
проблемы, поскольку в её основании лежат смысло-жизненные ценности или, как
чаще говорят, общечеловеческие ценности. Поэтому культуроведческий подход к
экологической проблематике представляется вполне корректным и оправданным.
Тот
или иной уровень экологической культуры - результат воспитания, главной
функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом
мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по
отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре
природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии,
именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с
биосферными и социальными законами жизни.
Исследование
педагогической феноменологии экологической культуры детей школьного возраста
потребовало определиться в ключевых понятиях. Так, исходным пониманием в
педагогических исследованиях экологии служит представление о ней не столько как
об области биологического и природоохранного знания, сколько как о синтезе
знаний (естественных, технических, гуманитарных) и опыта взаимодействия
человека с окружающей его средой - природной и социальной. Экологическая
культура оперирует качественно новыми понятиями "ценности - отношение -
поведение", тогда как экологическое образование определяется такими
понятиями, как "сознание-мышление - знание - деятельность".
Так,
Б.Т. Лихачёв рассматривает экологическую культуру личности в качестве
системообразующего фактора, способствующего формированию в человеке подлинной
интеллигентности и цивилизованности.
Экологическая
культура - новообразование личности, часть её общей культуры. Следовательно,
показатели её сформированности необходимо исследовать на уровне качественных
изменений в структуре личности и на уровне её проявлений во взаимодействии с
окружающим миром. Для характеристики качественных изменений личности используем
такие категории, как "потребности", "мотивы",
"привычки", "способности" и др. На уровне взаимодействия
личности учащегося с окружающей его средой задействованы такие понятия, как
"отношение", "поведение", "деятельность" и др.
Как
показывают исследования, основную причину затруднений в воспитании
экологической культуры школьников учителя видят в неразработанности технологии
экологического воспитания.
Говоря
о технологии воспитания экологической культуры, имеем в виду такое сочетание
психолого-педагогических приёмов и методов, которое позволяет учащемуся
продвинуться в личностном развитии и выйти на новый уровень качества жизни.
Движущей силой развития выступает экокультурный дисбаланс в отношениях индивида
с окружающей средой, на ликвидацию которого и направлены воспитательные
технологии.
Реализовать
воспитательный потенциал педагогических технологий удаётся лишь при соблюдении
следующих принципов: 1) соблюдение целостного подхода в развитии личности (то
есть одновременное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную сферы
психики); 2) строгая ориентация на возрастные и индивидуальные особенности
личностного развития; 3) обеспечение преемственности в воспитании экологической
культуры детей от младшего к старшему возрасту; 4) социокультурная
преемственность (обращение к корням народной педагогики); 5) субъектность
(ребёнок является активным участником экологической деятельности); 6) учёт
региональных возможностей и конкретной социально-экономической ситуации; 7)
повышение общей и собственной экологической культуры самих учителей.
Исследуя
эффективность использования технологий воспитания экологической культуры,
установили, что она прямо зависит от ориентации на психовозрастные особенности
детей, специфику мировосприятия и опыт взаимодействия с окружающей средой.
Так,
выявлено, что в воспитании экологической культуры младшего школьника акцент делается
на формирование отношения к самому себе и ближайшему окружению - сверстникам,
учителям, родителям. Это связано со спецификой мироощущения учащихся начальной
школы - социальный аспект отношений более значим, чем отношение к природе,
которую они воспринимают как жизненный фон. Поэтому развитие экологической
культуры у младших школьников связано с динамикой в системе отношений от
персонифицированного отношения к осознанию природы как самостоятельной ценности
- к Себе (1 класс) - к Другому (2 класс) - к Природе (3 класс).
Отсюда
выбор технологических средств осуществляется с таким расчётом, чтобы они в
первую очередь способствовали пониманию ребёнком собственного "Я",
стимулировали у него желание заниматься физической культурой, культурой
поведения и навыками диалогового общения, поощряя любые контакты с природой,
развивали любознательность, ощущение красоты окружающего мира, умение
наблюдать.
Формирование
экологической культуры как специфической формы организации деятельности на
основе знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций и идеалов обуславливает
потребность в экологическом воспитании и образовании. В программе по экологии
для начальной школы сформулированы следующие направления; разработка
методического обеспечения экологического образования с учётом вариативных
моделей; обобщение опыта экологического воспитания и образования школьников. В
современной концепции воспитания экологической культуры (Б.Т. Лихачёв, Н.С.
Дежникова, И.Д. Зверев) основополагающее значение имеет технологический аспект,
в основе которого лежат современные образовательные технологии (игровые,
тренинговые, компьютерные и т.д.) Основой методов и форм воспитания
экологической культуры являются: воспитывающие ситуации (выбора, проблемные,
игровые, трудовые), экологические знания, построенные на предыдущем опыте.
К
формам воспитания экологической культуры можно отнести следующие: традиционные
учебные занятия, экологические игры, экологические сказки, экологическая тропа,
практикумы, опыты и т.д. - те технологические приёмы, которые, во-первых, в
наибольшей степени отвечают потребностям и возможностям младшего возраста, а
во-вторых, позволяют изменить потребительское отношение учащихся к природе.
Обратимся
конкретно к такой форме, как экологическая игра, и её использованию в воспитании
экологической культуры. Экологические игры - это форма экологического
образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании
особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень
мотивации, интереса к природе. В практике школьного воспитания экологической
культуры существует следующая классификация экологических игр: соревновательные
экологические игры, ролевые экологические игры (данная классификация
представлена С.Д. Дерябо и В.А. Ясвиным).
Основные
задачи учителя при использовании им экологической игры состоят в следующем:
формирование
системы знаний о природе;
формирование
мотивов, потребностей, привычек, экологически целесообразного поведения и
деятельности в природе;
формирование
коммуникативных умений и навыков.
Технология
проведения экологической игры состоит в следующем:
Учитель
выбирает раздел программы и темы, в которых можно проводить экологические игры.
Определяет
место выбранного раздела и темы в системе воспитания экологической культуры,
выделяет основные понятия, идею, систему формирующих отношений.
Составляет
структуру и ход экологической игры.
Определяет
систему педагогических условий, построенных на основе игрового метода,
обеспечивающих эффективное формирование экологических знаний по выбранной теме.
Составляет
систему заданий для проверки стартового уровня сформированности знаний и
отношений, проводит диагностику.
Составляет
комплекс заданий с целью проверки эффективности использования игрового метода в
воспитании экологической культуры младшего школьника.
Для
определения психолого-педагогического значения и структуры игры можно
воспользоваться следующей схемой:
При
разработке экологической игры учителю необходимо обратить внимание на
возможность реализации междисциплинарного подхода в воспитании экологической
культуры.
Технологии
воспитания экологической культуры выполняют функцию двойного назначения - они
позволяют сократить разрыв между базовым и дополнительным образованием и
перейти к педагогике развития, расширяя общий кругозор и эмоциональный мир
младшего школьника.
Воспитать
в ребёнке бережное отношение к природе, повысить уровень экологической культуры
возможно лишь тогда, когда сами взрослые, будь то родители, или учителя,
обладают определённой экологической культурой. Результаты проведённых
социологических опросов позволяют утверждать, что большинство учителей (80%)
обеспокоены состоянием окружающей среды, однако это никак не сказывается на их
активности. При исследовании готовности учителя начальных классов к воспитанию
экологической культуры были выявлены следующие проблемы, с которыми они
сталкиваются: слабая методическая подготовка (32%); дефицит времени (11%);
недостаточная разработанность современных технологий в области воспитания
экологической культуры (20%); недостаточная помощь со стороны семьи (7%);
отсутствие методического материала (40%); недостаточная помощь со стороны
администрации школы (10%). По мнению педагогов, наиболее неразработанной в
воспитании экологической культуры школьников является их методическая
подготовка в области современных образовательных технологий: диалоговых,
игровых, тренинговых.
Новая
концепция образования XXI века разрабатывается через призму повышения
экологической культуры личности учителя, которая должна включать комплекс
знаний, умений и навыков и, что самое главное, накопленные человечеством
культурно-нравственные ценности, которые необходимы для формирования и развития
личности, её экологической зрелости.
В
первую очередь экологически грамотным должен быть учитель, он должен быть
носителем высокой экологической культуры, или "экологически
компетентным". В психологической концепции М.Кяэрста компетентность
рассматривается как конкретное измерение выражения личности. По мнению А.К.
Марковой, профессиональная компетентность предполагает сформированность в труде
учителя следующих сторон: педагогическая деятельность, педагогическое общение и
личность. Педагогическая деятельность - это "технология" труда
учителя, педагогическое общение - климат и атмосфера этого труда, а личность -
ценностные ориентации, идеалы, внутренние смыслы работы учителя.
Разработка
структуры экологической компетентности педагога имеет научно-теоретическое и
практическое значение. Данная проблема лежит на стыке структурирования
личностной культуры, педагогической культуры и культуры взаимоотношения с
природой.
В
структуру экологической компетентности должны входить такие показатели:
высокий
уровень экологических знаний;
знание
современных образовательных технологий в области воспитания;
знание
экологической обстановки в России и основных направлений государственной
политики в области охраны природы;
умение
организовать различные виды деятельности в природе с целью формирования у
младшего школьника бережного отношения к ней;
умение
анализировать и обобщать передовой педагогический опыт в области воспитания
экологической культуры;
общие
педагогические способности;
отношение
педагога к природе как ценности;
умение
анализировать результативность общения в процессе экологической деятельности;
стремление
повышать уровень экологической культуры.
Эффект
воспитания экологической культуры у учащихся во многом обусловлен тем,
насколько экологические ценности воспринимаются педагогом как жизненно
необходимые и какие мотивы им движут в работе с детьми. Если учитель в своей
деятельности руководствуется мотивом "вынужден", то эффект следует
ожидать низкий, если же он движим мотивом "хочу" или "не могу
иначе", то и результативность воспитания экологической культуры
возрастает.
Практика
чаще показывает экокультурную несостоятельность учителя, что является серьёзным
препятствием в формировании у младших школьников понимания экологии как нового
видения мира, места и роли в нём человека.
Таким
образом, наш анализ, с одной стороны, подтверждает значение современных
образовательных технологий в области воспитания экологической культуры, а с
другой, - вероятно, свидетельствует о низком качестве их применения. Данная
проблема является сложной и ждёт дальнейшего своего разрешения.
Список литературы
Дерябо
С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс,
1996.
Зверев
И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. М., 1990.
Лихачёв
Б.Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания // Педагогика. 1995. № 1.
Гирусов
Э.В. Природные основы экологической культуры. М., 1989.
Маркова
А.К. Психологическая культура учителя. М.: Просвещение, 1993.
Цветкова
И.В. Эко-проект "Маленький принц", или Экологические задания
маленьким хозяевам нашей планеты. М., 1994.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru