Ответственность главы муниципального образования перед государством
Контрольная работа
по муниципальному праву
на тему:
«Ответственность главы муниципального
образования перед государством»
Санкт-Петербург
2004
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.Общие понятия «глава муниципального
образования» и юридической ответственности 5
2.Виды ответственности главы муниципального
образования.. 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16
Список использованных источников.. 17
Понятие «местное
самоуправление» включает в себя комплексное и многообразное представление об
организации жизнедеятельности общества и государства, которое естественно
предполагает различные подходы к его толкованию. В теории данное понятие
определялось и определяется по-разному. Например, А. Замотаев, исходя из
определения п.1 ст.3 Европейской хартии о местном самоуправлении дает следующее
понятие: «Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность
местных сообществ регламентировать значительную часть дел гражданского общества
и управлять ею, действуя в рамках закона под свою ответственность и в интересах
местного населения».[1]
Согласно ст. 2
Федерального закона Российской Федерации от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
местное самоуправление – «это признаваемая и гарантируемая Конституцией
Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность
населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из
интересов населения, его исторических и иных местных традиций».
Конституция
Российской Федерации, определяя российское государство как демократическое,
закрепляет важнейшие устои его демократизма, находящие выражение, прежде всего
в народовластии, разделении властей на законодательную, исполнительную и
судебную, идеологическом и политическом многообразии, а также местном
самоуправлении. Местное самоуправление признаётся и гарантируется в статьях
3(п.2), 12, 130-133 и др. Конституции, а в ФЗ РФ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статье 2 прямо
указывается: «Местное самоуправление как выражение власти народа составляет
одну из основ конституционного строя Российской Федерации».
Итак, местное
самоуправление является:
а) основой
конституционного строя страны;
б) правом
населения на самостоятельное решение вопросов местного значения;
в) формой
народовластия.
Важнейшим
признаком местного самоуправления, отражающим его специфику как формы
осуществления власти, является собственная ответственность муниципальных
образований. ФЗ РФ от 28.08.1995г. предусматривает ответственность органов
местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед
населением, государством, физическими и юридическими лицами.
В данной работе
будут рассмотрены вопросы ответственности выборного должностного лица
муниципального образования - главы муниципального образования - перед
государством.
В данной контрольной работе теоретической и практической основой
послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, учебная и
специальная литература, посвященная теме местного самоуправления.
С принятием и вступлением в
силу нового Федерального закона РФ от 6
октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации»[2] утратили силу многие нормативные акты, регулировавшие сферу
муниципальных правоотношений, как, например:
Федеральный
закон РФ от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации»
Закон Российской Федерации от 6 июля 1991 года № 1550-I «О
местном самоуправлении в Российской Федерации» и др.
Однако
утратят они свою силу только со дня вступления в силу Федерального закона 131-ФЗ,
а он вступает в силу, согласно ст. 83 (за исключением положений, для
которых установлены иные сроки и порядок вступления в силу с 1 января 2006
года.
Поэтому
в данной работе вопросы ответственности будут рассмотрены с позиций
действующего в настоящее время законодательства, а также будут затронуты нормы
нового закона на предмет различия с действующим сейчас порядком.
В главе 7 ФЗ РФ от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ РФ №
154-ФЗ) определяются виды юридической ответственности, которой подлежат органы
местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления. Органы
местного самоуправления - это выборные органы, образуемые в соответствии с
федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами
муниципальных образований, и другие органы, образуемые в соответствии с уставами
муниципальных образований. К должностным лицам местного самоуправления
относятся выборные либо работающие по контракту (трудовому договору) лица,
выполняющие организационно-распорядительные функции в органах местного
самоуправления и не относящиеся к категории государственных служащих. Круг
должностных лиц местного самоуправления должен быть определен в уставах
муниципальных образований.
Юридическая
ответственность предполагает применение к органам или лицам, совершившим
правонарушения, предусмотренных законом мер принуждения в установленном
порядке. В зависимости от характера правонарушения и санкции за его совершение
ответственность подразделяется на виды: уголовная, административная,
гражданская и дисциплинарная (иногда в качестве особых видов выделяют также
конституционную и материальную ответственность). Уголовная ответственность
наступает в результате совершения преступления, административная и
дисциплинарная - за совершение соответственно административного или
дисциплинарного проступка, гражданско-правовая - применяется для восстановления
незаконно нарушенных прав или принуждения к исполнению невыполненной
обязанности.
Применение уголовной,
административной и дисциплинарной ответственности возможно только к должностным
лицам местного самоуправления, так как эти виды ответственности носят личный
характер. К гражданско-правовой ответственности могут быть привлечены лишь
органы местного самоуправления.
Условия
наступления каждого конкретного вида ответственности определены в действующем
законодательстве - федеральных законах и законах субъектов Российской
Федерации. Так, условия применения уголовной ответственности к должностным
лицам местного самоуправления установлены в Уголовном кодексе Российской
Федерации, административной - в Кодексе об административных правонарушениях РФ,
дисциплинарной - нормами Трудового кодекса РФ, условия гражданско-правовой
ответственности органов местного самоуправления - положениями Гражданского
кодекса РФ.
Согласно ст. 16
ФЗ РФ № 154-ФЗ, глава муниципального образования - это выборное
должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного
самоуправления на территории муниципального образования. Глава муниципального
образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального
образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при
тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из
своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами
субъектов Российской Федерации. Глава муниципального образования наделяется
собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с
уставом муниципального образования. Согласно уставу муниципального образования
избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом
входить в состав представительного органа местного самоуправления,
председательствовать на заседаниях представительного органа местного
самоуправления. Наименование главы муниципального образования и сроки его
полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с
законами субъектов Российской Федерации. Чаще всего его наименование так и
звучит: «глава муниципального образования». Например, ст. 19 Устава
муниципального образования поселка Ушково гласит: «Глава
Муниципального Образования поселка Ушково является должностным лицом поселка,
входит в состав Муниципального Совета и председательствует на его заседаниях».[3] Глава
муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования
подотчетен населению непосредственно и представительному органу местного
самоуправления.
Новый федеральный
закон в статье 36 (уже вступившей в силу) определяет главу муниципального
образования как высшее должностное лицо муниципального образования,
наделяемое уставом муниципального образования собственными полномочиями по
решению вопросов местного значения.
Глава
муниципального образования в пределах своих полномочий
- представляет
муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления
других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и
организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
- подписывает и
обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования,
нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального
образования;
- издает в
пределах своих полномочий правовые акты;
- вправе
требовать созыва внеочередного заседания представительного органа
муниципального образования.
Неправомерные действия должностного
лица местного самоуправления (такие, как принятие решения, нарушающего закон,
издание правового акта, противоречащего действующему законодательству, и т.п.)
влекут применение специальных мер принуждения с целью восстановления
нарушенного правопорядка. Поскольку эти меры применяются государством и от
имени государства, данный вид ответственности ФЗ РФ № 154-ФЗ именует
ответственностью перед государством. При этом реальный ущерб причиняется
необязательно непосредственно государству или его органам - потерпевшими могут
быть граждане, предприятия, учреждения, организации, общественные объединения и
другие субъекты.[4]
Формами ответственности должностных лиц местного самоуправления перед
государством являются уголовная, административная и дисциплинарная
ответственность.
Ä
Уголовная
ответственность
В соответствии с нормой ст. 8 Уголовного кодекса Российской Федерации,
введенного в действие с 1 января 1997 г., основанием уголовной ответственности
должностного лица местного самоуправления может являться только совершение им
деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного
настоящим Кодексом. Перечень этих деяний содержится в гл.30 "Преступления
против государственной власти, интересов государственной службы и службы в
органах местного самоуправления". Данная глава включает семь статей,
содержащих составы преступлений, наличие которых в деяниях, совершенных
должностными лицами местного самоуправления, влечет наступление уголовной
ответственности.
В соответствии со ст.285 уголовной ответственности подлежит должностное
лицо местного самоуправления, виновное в злоупотреблении должностными
полномочиями. Под злоупотреблением должностными полномочиями понимается
использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам
службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности
и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или
организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч.1
ст.285 УК РФ). Квалифицирующим признаком данного деяния, отягчающими
ответственность за это преступление, является наступление тяжких последствий
(ч.3 ст.285). Формы и способы злоупотреблений должностными полномочиями могут
быть самыми разнообразными: издание противоречащих закону либо иному
нормативному правовому акту приказов и распоряжений, повлекших указанные в ст.
285 УК РФ последствия; неосновательное расходование денежных и других ресурсов
без признаков хищения; сокрытие совершенных в органе местного самоуправления
хищений, недостач, злоупотреблений по службе.[5]
В соответствии со ст.286 преступлением является превышение должностных
полномочий должностным лицом местного самоуправления, то есть совершение им
действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное
нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых
законом интересов общества или государства. Более строгую ответственность
влекут те же действия, совершенные при наличии таких отягчающих обстоятельств,
как а) с применением насилия или с угрозой его применения; б) с применением
оружия или специальных средств; в) с причинением тяжких последствий.
«При отграничении злоупотребления властью или служебным положением от
превышения власти или служебных полномочий … следует исходить из того, что в
первом случае должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует
предоставленные ему законом права и полномочия, а во втором - совершает
действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции (которые
относятся к полномочиям другого должностного лица либо могли быть совершены
самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в
законе или подзаконном акте, а также действия, которые никто и ни при каких
обстоятельствах не вправе совершить)».[6]
Преступлением согласно ст.287 Уголовного кодекса Российской Федерации
является неправомерный отказ должностного лица местного самоуправления в предоставлении
информации, а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации
Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской
Федерации.
Незаконное участие должностного лица местного самоуправления в
предпринимательской деятельности - учреждение коммерческого юридического лица
либо управление им лично или через доверенное лицо вопреки запрету,
установленному законом, - связанное с предоставлением такому юридическому лицу
льгот и преимуществ или с иным покровительством, является преступлением,
влекущим ответственность по ст.289.
В соответствии со ст.290 преступлением является получение должностным
лицом местного самоуправления взятки, отягчающими признаками которого являются
получение взятки за незаконные действия или бездействие (ч.2 ст.290 УК РФ),
получение взятки главой органа местного самоуправления (ч.3 ст.290), а также
получение взятки группой лиц по предварительному сговору, или неоднократно, или
с вымогательством взятки, или в крупном размере (ч.4 ст.290).
Преступлением является служебный подлог, то есть внесение должностным
лицом местного самоуправления в официальные документы заведомо ложных сведений,
а равно внесение в эти документы исправлений, искажающих их действительное
содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной
заинтересованности (ст.292 УК РФ).
Должностным преступлением согласно ст.293 Уголовного кодекса Российской
Федерации является халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение
должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или
небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и
законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов
общества или государства.
Ä
Административная
ответственность
Условия применения административной ответственности к должностным лицам
местного самоуправления могут устанавливаться как федеральными нормативными
актами, так и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне основным нормативным
актом, определяющим условия применения административной ответственности к
должностным лицам местного самоуправления, является Кодекс РФ об
административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ.
В соответствии со ст. 2.4. КоАП РФ
административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения
им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим
исполнением своих служебных обязанностей. В примечании к статье дается понятие
должностного лица. Это лицо, постоянно, временно или в соответствии со
специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть
наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в
отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо,
выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные
функции в государственных органах, органах местного самоуправления,
государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах
Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской
Федерации.
Конкретные составы административных правонарушений устанавливаются в КоАП
РФ, федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации. Например,
согласно ст.5.36 КоАП РФ административная ответственность должностных лиц
наступает за нарушение порядка или сроков предоставления сведений о
несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в
учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей.
Ä
Дисциплинарная
ответственность
Основным нормативным актом, определяющим условия применения
дисциплинарной ответственности к должностным лицам местного самоуправления,
является Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ.
В соответствии со ст.192 ТК РФ применяются следующие взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение по соответствующим основаниям.
Должностные лица подлежат дисциплинарной ответственности за нарушения
трудовой дисциплины. Конкретные составы дисциплинарных правонарушений
устанавливаются в ТК РФ, федеральных законах и законах субъектов Российской
Федерации.
Ä
Ответственность
за осуществление отдельных государственных полномочий
Должностные лица органов местного
самоуправления могут быть наделены государственными полномочиями, реализация
которых подконтрольна органам государственной власти. Одновременно с принятием
решения о наделении названными полномочиями должностные лица органов местного
самоуправления должны получить необходимые материальные и финансовые средства
для их реализации.
В соответствии со ст. 9 закона
Санкт-Петербурга «О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге» от 18 июня 1997[7], наделение органов местного
самоуправления в Санкт-Петербурге отдельными полномочиями Санкт-Петербурга как
субъекта Российской Федерации осуществляется только законами Санкт-Петербурга с
одновременной передачей необходимых финансовых и
материальных средств.
Недобросовестное осуществление указанных полномочий влечет
ответственность должностных лиц местного самоуправления перед государством. Но
норма вводит важное ограничение степени ответственности означенных лиц за
осуществление переданных им государственных полномочий: должностные лица
местного самоуправления ответственны за осуществление только тех полномочий,
возможность реализации которых полностью обеспечена органами государственной
власти материальными и финансовыми средствами.
Пункт 3 ст. 49 Закона вводит специальную процедуру прекращения
полномочий выборного лица местного самоуправления в случаях нарушения им
Конституции Российской Федерации, конституции, устава субъекта Российской
Федерации, федеральных законов или законов субъекта Российской Федерации, устава
муниципального образования.
Основанием для возбуждения законодательным (представительным) органом
государственной власти субъекта Российской Федерации данной процедуры является
установление судом нарушений закона органами и выборными должностными лицами
местного самоуправления. Следует отметить, что это основание не влечет с
неизбежностью возбуждение процедуры прекращения полномочий должностного лица
местного самоуправления, поскольку Закон не устанавливает обязанности
представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации
именно таким образом прореагировать на решение суда.
Нарушения закона могут быть установлены решением суда; такое решение
выносится в рамках процедуры, предусмотренной для рассмотрения жалоб на
незаконные действия и решения государственных органов и должностных лиц.
Процесс возбуждается подачей жалобы гражданином, юридическим лицом, а также по
заявлению прокурора.
В случае,
если главой муниципального образования не отменен нормативный правовой акт или
отдельные его положения в соответствии с решением суда, вступившим в силу, то
высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего
исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)
письменно предупреждает главу муниципального образования о возможности принятия
мер.
В случае,
если глава муниципального образования в течение месяца со дня вынесения
(объявления) письменного предупреждения не принял мер по исполнению решения
суда, то глава муниципального образования может быть отрешен от должности не
позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения суда, являющегося
основанием для отрешения главы муниципального образования от должности.
В случае,
если в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда главой
муниципального образования не отменены нормативный правовой акт или отдельные
его положения, а высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации
(руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта
Российской Федерации) не приняты предусмотренные меры, то Президент Российской
Федерации вправе отрешить главу муниципального образования от должности.
Отрешение
главы муниципального образования от должности и одновременное назначение новых
выборов (если он избирался населением муниципального образования)
осуществляются указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта
Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации) либо указом Президента
Российской Федерации.
В случае
отрешения главы муниципального образования от должности высшее должностное лицо
субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации) либо Президент Российской
Федерации назначает временно исполняющего обязанности главы муниципального
образования на период до вступления в должность вновь избранного главы
муниципального образования, если иной порядок не установлен уставом
муниципального образования.
Анализируя нормы
об ответственности органов местного
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
Федерального закона 131-ФЗ, можно отметить следующее. Во-первых, в новом законе
по отдельным статьям разнесена ответственность представительного органа
муниципального образования перед государством (ст. 73) и главы муниципального
образования и главы местной администрации (ст. 74).
Во-вторых,
ответственность наступает в случае ненадлежащего осуществления указанными
органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных
полномочий – без оговорки ст. 49 154-ФЗ «в той мере, в какой эти полномочия
обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и
финансовыми средствами».
Ответственность
главы муниципального образования перед государством урегулирована в ст. 74
федерального закона 131-ФЗ. В отличие от ст.49 порядок отрешения от должности главы
муниципального образования несколько иной. Если в старом законе глава
муниципального образования отрешается от должности указом (постановлением)
высшего должностного лица субъекта Российской Федерации либо указом Президента
Российской Федерации, то по новому закону это полномочие – в руках высшего
должностного лица субъекта Российской Федерации.
Итак,
неправомерные действия должностного лица местного самоуправления влекут
применение специальных мер принуждения с целью восстановления нарушенного
правопорядка. Это ответственность главы местного самоуправления перед
государством.
Поскольку
должностное лицо местного самоуправления – вполне конкретный человек, то
соответственно он может нести уголовную, административную и дисциплинарную
ответственности
Основанием
уголовной ответственности может являться совершение деяния, содержащего все
признаки состава преступления. Перечень этих деяний содержится в гл.30
«Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и
службы в органах местного самоуправления», включающей семь статей.
Условия применения административной ответственности устанавливаются на
федеральном уровне Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30
декабря 2001 г. N 195-ФЗ.
Основным нормативным актом, определяющим условия применения
дисциплинарной ответственности к должностным лицам местного самоуправления,
является Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ.
Нарушение главой местного
самоуправления Конституции Российской Федерации, конституции, устава субъекта
Российской Федерации, федеральных законов или законов субъекта Российской
Федерации, устава муниципального образования может повлечь такое негативное
последствие ответственности как прекращение его полномочий.
Нормативные акты:
1. Конституция Российской
Федерации 1993 г.
2.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от
30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. С последующими изменениями.//«Российская газета»
от 31 декабря 2001 г. № 256.
3.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №
197-ФЗ//«Российская газета» от 31 декабря 2001 г. № 256.
4.
Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ С последующими
изменениями. // Собрание законодательства Российской Федерации, 17 июня 1996
г., № 25, ст. 2954.
- Федеральный
закон РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской
Федерации"//"Российская газета" от 8 октября 2003 г. № 202.
- Федеральный закон Российской
Федерации от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации». С последующими
изменениями.//Собрание законодательства Российской Федерации от 28 августа
1995 г. № 35, ст. 3506.
- Постановление Пленума
Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 4 "О судебной практике по
делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении
власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге"
Текст постановления официально опубликован не был. Взят с использованием
системы «Гарант».
- Закон Санкт-Петербурга
«О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге» от 18 июня 1997. С
последующими изменениями.// Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга,
31 июля 1997 г., № 7-8, стр. 3-24.
- "Устав
муниципального образования поселка Ушково" (Принят решением
Муниципального Совета п. Ушково от 16 декабря 1997 г. протокол № 8).Текст
документа официально опубликован не был. Взят с использованием системы
«Гарант».
Учебная и
специальная литература:
10. Замотаев А.
Местное самоуправление как элемент государственного устройства//Российская
юстиция. 1996. № 6.
11. Комментарий к
Уголовному кодексу Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Отв.
ред. В.М. Лебедев. -М.: Юрайт-М, 2001.
12. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской
Федерации: Учебник. — М., 2000.
13. Постатейный
комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"/Под ред. Ю.А.Тихомирова. – М.:
Изд-во «НОРМА», 1996
14. Пылин В.В. Основы
местного самоуправления. Учеб. пос.- СПб., 1998.
[1] Замотаев А. Местное самоуправление как
элемент государственного устройства//Российская юстиция. 1996. № 6.
[2] "Российская газета" от 8 октября 2003 г. № 202.
[3] "Устав муниципального образования поселка
Ушково" (Принят решением Муниципального Совета п. Ушково от 16 декабря
1997 г. протокол № 8).Текст документа официально опубликован не был. Взят с
использованием системы «Гарант».
[4] Постатейный
комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"/Под ред. Ю.А.Тихомирова. – М.:
Изд-во «НОРМА», 1996.
[5] Комментарий к Уголовному кодексу Российской
Федерации: Научно-практический комментарий / Отв. ред. В.М. Лебедев. -М.:
Юрайт-М, 2001
[6] Постановление Пленума Верховного Суда СССР от
30 марта 1990 г. N 4 "О судебной практике по делам о злоупотреблении
властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий,
халатности и должностном подлоге" Текст постановления официально
опубликован не был. Взят с использованием системы «Гарант».
[7] Вестник Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга, 31 июля 1997 г., № 7-8, стр. 3-24,