Загрязнение городской атмосферы автотранспортом и экологический риск здоровью населения
Загрязнение
городской атмосферы автотранспортом и экологический риск здоровью населения
Петрухин В.А.,
Виженский В.А., Донченко В.В. Государственный научно-исследовательский институт
автомобильного транспорта (НИИАТ)
Автотранспорт
является одним из крупнейших загрязнителей атмосферного воздуха. В России на
его долю в середине 90-х годов приходилось 80% выбросов свинца, 59% - оксида
углерода, 32% - оксидов азота.
В Российской
Федерации насчитывается более 150 городов с превалирующим вкладом выбросов
автотранспорта в валовые выбросы (более 50%). В таблице 1 приведен список
крупных городов с превалирующим вкладом выбросов автотранспорта в валовые
выбросы более 50% при величине выбросов от автотранспорта не менее 50 тыс. тонн
в год, и средние концентрации загрязняющих веществ в атмосфере этих городов.
Имеющиеся
данные свидетельствуют, что практически во всех перечисленных в таблице 1 городах
наблюдаемые содержания оксида углерода определяются выбросами автотранспорта.
Иначе обстоит
дело с загрязнением атмосферы оксидами азота. В таких индустриальных центрах,
как С.-Петербург, Новосибирск, Ижевск, Самара, выбросы оксидов азота автотранспортом
не превышают 30% суммарного выброса этих веществ. Основной вклад в загрязнение
окислами азота здесь принадлежит промышленным и энергетическим отраслям
экономики.
К числу
приоритетных загрязнителей атмосферы, поступающих в городскую атмосферу с отработавшими
газами автомобилей, относятся свинец, бенз(а)пирен, летучие углеводороды. На
долю первого из них приходится более 50% экономического ущерба от загрязнения
атмосферы автотранспортом. Содержание бенз(а)пирена, одного из сильнейших
канцерогенов, в атмосфере 17-ти (из 23 перечисленных в таблице 1 городов
превышает предельно-допустимые нормы.
Даже в условиях
экономического спада загрязнение природных сред в городах, как показывают
наблюдения, не уменьшается. Это связано с особенностями автотранспорта как
источника выбросов и сбросов загрязняющих веществ в атмосферу, отличающими их
от стационарных (промышленных) источников выбросов.
Таблица 1
Города с
превалирующим вкладом выбросов автотранспорта в валовые выбросы более 50% при
величине выбросов от автотранспорта не менее 50 тыс. тонн в год и загрязнение
атмосферы
Город
Похожие работы на - Загрязнение городской атмосферы автотранспортом и экологический риск здоровью населения
|