Оценка качества воздуха нефтегазодобывающих районов
Оценка качества воздуха нефтегазодобывающих районов
Антонович В.В., Белан Б.Д., Вавер В.И., Ковалевский
В.К., Рассказчикова Т.М.
Интенсивное развитие нефтедобывающей отрасли на севере
Западной Сибири привело к резкому обострению экологической обстановки в этом
регионе. Причина заключается в полном пренебрежении к природоохранным
мероприятиям в период освоения месторождений, а в последующем и неправильной
оценке основных источников загрязнения. В 1991 году ИОА СО РАН было проведено
комплексное исследование территории г.Нижневартовска и прилегающих к нему
месторождений с помощью самолета-лаборатории АН-30 "Оптик-Э" и
мобильной передвижной станции. Измерения выполнялись в теплый и холодный
периоды.
Цель экспедиции заключалась: - в определении
качественного и количественного состава загрязнений;
- анализе пространственной и временной динамики
загрязнений вне и внутри города;
- выявление приоритетных загрязнителей;
- установление причин и источников загрязнений.
Мобильная экологическая станция, собранная на базе
автомобиля ГАЗ-66 , была укомплектована следующими средствами оперативного
контроля [1]:
- метеокомплекс;
- газоанализаторы ХГ-02 и ГИАМ-15 (озон, оксиды
углерода);
-газоанализатор РГА-11 ( пары ртути);
- ИРФ (гамма-фон);
- малогабаритный полевой хроматограф ХПМ-4;
- фотоэлектрический счетчик АЗ-5;
- фотоэлектрический нефелометр ФАН.
Самолет-лаборатория АН-30 "Оптик-Э" кроме
перечисленных выше комплексов имел в своем составе лидар " Макрель-2"
[2].
Таким образом, измерительные комплексы
самолета-лаборатории и мобильной станции были почти идентичны. Они позволяли
измерять 17 газовых компонентов воздуха и около 40 элементов и ионов в составе
взвешенных веществ. Параллельно контролировать метеовеличины и гамма-фон
местности.
Для определения концентрации загрязнений в приземном
слое воздуха на территории города и за его пределами было намечено 33 точки, в
которых проводились измерения. Эти пункты достаточно равномерно были
распределены по площади города и располагались на перекрестках основных
автомагистралей, внутри микрорайонов и в промышленных зонах.
Самолет-лаборатория работал с наземным комплексом по
методикам, подробно изложенным в [3].
Полученные данные позволили построить карты распределения
всех измеряемых компонентов воздуха не только у поверхности земли, но и по
высотам, что дало возможность глубже понять механизм протекающих процессов.
Прежде чем приступить к анализу полученных данных, необходимо сделать следующие
методические замечания.
Поскольку нашей задачей являлось проведение
обследования экологической обстановки в городе, то при выборе пунктов измерений
основное внимание было уделено местам, которые вызывали повышенную
озабоченность природоохранных органов города. Следовательно, приводимые в
статье данные измерений в отдельных пунктах и их средние значения характеризуют
места повышенной антропогенной нагрузки и их следует рассматривать как разовые,
не пытаясь распространить на весь город в целом. Отметим также, что измерения
проводились в течение одной экспедиции в августе 1991 года, поэтому результаты
имеют оценочный характер по отношению ко всему летнему периоду, не говоря уже о
средних данных ряда лет.
Вначале остановимся на наиболее общих характеристиках
загрязнений воздуха. Средние по 33 наземным пунктам концентрации газов по всему
массиву представлены в табл.1 ( здесь же приведены зафиксированные в отдельных
измерениях максимальные превышения ПДК).
Таблица 1
Средняя концентрация газов в г.Нижневартовске в теплый
период
Компонент
Похожие работы на - Оценка качества воздуха нефтегазодобывающих районов
|