О системе минимальных государственных социальных стандартов
О системе минимальных государственных социальных
стандартов
Соискатель Дзанкисова И.Х.
Кафедра «Финансы и кредит».
Северо-Осетинский государственный университет
В
современных условиях наиболее важным способом реализации социальных процессов
является формирование и применение системы государственных минимальных
социальных стандартов и определение задач, для решения которых предназначено
введение этой системы. Рассматриваются вопросы применения государственных
минимальных социальных стандартов в бюджетной практике.
При
переходе к рыночным отношениям необходимым условием устойчивого развития России
является обеспечение конституционных гарантий социальной защиты граждан. Это предполагает
выработку целостной системы социальных индикаторов, имеющих четко обусловленные
количественные параметры и постоянно учитывающие качественные изменения
социального развития. Учитывая мировой опыт, социальные индикаторы могут
формироваться по так называемой системе затраты – выпуск, где затраты
определяются уровнем финансирования государством социальной сферы и их
эффективностью, а выпуск – это конечные результаты деятельности соответствующих
социальных служб в виде объема, качества и структуры социальных услуг. К
основным требованиям, предъявляемым к социальным показателям, относят
количественные критерии, которые должны выражаться в конкретной количественной
мере; простоту и доступность; специфичность и дифференциацию (они могут быть
дифференцированы в зависимости от специфики предоставляемых социальных услуг и
т.д.).
Официально
в России термин «государственные услуги» появился в 1998 г. с принятием
Бюджетного кодекса РФ. Становление системы государственных услуг в
постсоветской России начинается с принятием Закона РФ «Об основах бюджетных
прав по формированию и использованию внебюджетных фондов…» в апреле 1993 г., в
котором практически была сделана попытка дать определение таким понятиям, как
консолидированный бюджет, минимальный бюджет, минимальные социальные и
финансовые нормы и нормативы. Этот законодательный акт, являясь достаточно
прогрессивным, не был в полной мере реализован, но он положил начало
организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов ( ГМСС
) для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и
местных бюджетов. Острой необходимостью стала разработка научно обоснованной
концепции формирования системы государственных минимальных социальных
стандартов.
Вопросом
разработки системы ГМСС и нормативов финансирования социально значимых расходов
из бюджетов всех уровней отводится особая роль и практическая значимость в
решении сложных проблем финансовой стабилизации, в проведении активной
социальной политики, прежде всего в бюджетном процессе. Необходимость
формирования правовой базы для установления и применения ГМСС обусловлено тем,
что их использование предусматривается БК РФ и другими действующими
законодательными актами. Система ГМСС представляет комплекс государственных
гарантий и государственных услуг населению, устанавливаемых бесплатно или на
льготной основе за счет бюджетной системы РФ.
Формирование
ГМСС должно осуществляться исходя из следующих основных принципов:
безусловное
соблюдение конституционных прав граждан;
общедоступность
обеспечения социальной защиты, бесплатных и частично платных услуг вне
зависимости от социального статуса граждан, уровня дохода, пола, возраста и
места жительства;
целевое
адресное подушное финансирование, обеспечение ГМСС из бюджетов всех уровней и
внебюджетных фондов;
прозрачность
бюджетного и внебюджетного финансирования, обеспечения реализации ГМСС;
ответственность
государственной власти за применение и соблюдение ГМСС;
эффективность
и экономичность использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов;
научное
проектное и статистическое обеспечение;
гласность
и другие.
Рассмотрение
системы ГМСС целесообразно проводить в нескольких аспектах. Во-первых, с
позиций системного подхода, что предопределяет не только комплексное, но и
взаимоувязанное планирование составляющих ее услуг и системы гарантий.
Во-вторых, модель системы ГМСС следует отнести к классу социального равновесия.
В-третьих, систему ГМСС правомерно представлять как динамическую систему.
В-четвертых, система ГМСС должна рассматриваться как совокупность
государственных гарантий и государственных услуг, необходимых и достаточных в
соответствии с целевой установкой введения системы ГМСС. В-пятых, уровень
соотношений платности и бесплатности должен определяться правительством исходя
из того, что увеличение бюджетных социальных расходов, финансируемых через
налоги и сборы, ведет к уменьшению доходов и, следовательно, снижает
платежеспособный спрос населения; сокращение социальных бюджетных расходов
через уменьшение налогов и сборов способствует увеличению доходов населения,
для которого становятся доступными услуги большего объема с учетом реальных
потребностей.
Введение
ГМСС доходов бюджета направлено на решение следующих задач:
совершенствование
механизма реализации основных конституционных прав, гарантированных гражданам;
удовлетворение
важнейших потребностей человека;
сохранение
единого социального пространства страны на основе выравнивания условий
доступности потребления материальных благ и услуг в различных регионах России;
повышение
обоснованности формирования бюджетов, прежде всего на уровне субъектов РФ и
местного самоуправления;
концентрация
финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социальной политики.
При
формировании системы ГМСС следует исходить из дейст-
вующих
законодательных и нормативных актов, регулирующих отношения в социальной сфере.
Выбор
социальных нормативов и норм и их правовая регламентация в качестве ГМСС должна
ориентироваться прежде всего на компетенцию органов управления субъектов РФ и
местного самоуправления. При этом выбранные для установления стандартов
показатели, характеризующие набор услуг, должны позволять рассчитывать
финансовые нормативы для формирования бюджетов в соответствии с бюджетной
классификацией.
С
формированием системы ГМСС особое значение приобретают такие факторы, как цели,
намерения, предпочтения потребителей услуг, ограничения, налагаемые на
возможности предложения и ценообразования (правовые, экономические,
социально-психологические, экологические и др.), многовариантность набора,
возможность взаимозаменяемости услуг, поиск компенсирующих условий, набор
наиболее рационального варианта, меры государственного и муниципального
регулирования рынка услуг и другой особый вопрос – состав системы ГМСС.
Актуальность
задачи углубленной разработки ГМСС, а на их основе социальных норм и финансовых
нормативов усиливается в связи с требованиями регионов о расчете трансфертов на
основе социальных стандартов, что призвано способствовать выравниванию уровней
удовлетворения потребностей граждан, проживающих на различных территориях
страны.
Таким
образом, важнейшим направлением использования системы ГМСС является
совершенствование межбюджетных отношений и государственной поддержки местных
бюджетов в части обеспечения социального развития. Отсюда вытекает и основополагающий
принцип формирования и применения ГМСС – изменения структуры закрепления
доходов и расходов на социальные нужды по бюджетам всех уровней и
государственным внебюджетным фондам при разграничении предметов ведения и
полномочий между органами власти и местного самоуправления. Формирование и
применение ГМСС выдвигается в настоящее время важнейшим средствам повышения
управляемости социальным процессом, преодоления кризиса в социальной сфере и
осуществления социальных реформ.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.skgtu.ru/